Контролируем уровень моторного масла
Двигатель автомобиля требует постоянного контроля за работой всех механизмов и систем, а также контроль за уровнем рабочих жидкостей, в первую очередь – масла.
Периодичность проверки. Особенности выполнения операции
Система смазки двигателя
Ранее, среди профессиональных водителей, проверка технических жидкостей входила в перечень работ так называемого ежедневного обслуживания (ЕО). Перед первым выездом водитель обязан был удостовериться, что количество масла в силовой установке в норме, при недостатке – провести доливку.
Современные моторы не требуют ежедневной проверки уровня смазки, достаточно выполнять эту операцию каждые 1000 км пробега. Но отметим, что это – условное значение. В идеале необходимо хотя бы раз на 1000 км заглядывать под капот и проверять уровень масла, а ещё лучше два раза в месяц. Не будет лишней и более частая проверка уровня смазки. Процедура эта несложная, но поможет избежать серьезных поломок и выявить возникновение проблем с мотором на ранних стадиях.
Несмотря на то, что проверка количества смазки – операция несложная, но в ней есть несколько нюансов. И первый из них – на каком двигателе выполнять работы – горячем или холодном? В регламенте ЕО, который использовался раньше, указывалось, что проверка проводится «на холодную», то есть перед первым запуском мотора после ночного отстоя.
Но многие выполняют эту работу на горячем моторе, что не является нарушением или неправильным действием. Но в этом случае результат проверки будет несколько иным, чем при определении уровня «на холодную». Масло, как и любая жидкость, после нагрева расширяется, что приводит к увеличению объема. К тому же, даже если дать время после остановки мотора на стекание смазки, она все равно не успеет полностью стечь в поддон и часть останется в каналах. По этой причине ни один автопроизводитель и не указывает точный уровень масла в двигателе, он просто должен находиться в определенном диапазоне – между отметками на щупе.
Чем и как делается проверка уровня?
Замер делается щупом для проверки уровня масла в двигателе – это специальный прут с двумя отметками на конце – «мин» и «макс». Рукоятка масляного щупа на всех двигателях выведена в хорошо просматриваемое место (обычно возле головки блока) и окрашена в яркий цвет, поэтому не заметить её сложно.
Технология проверки уровня смазочного материала в моторе на «холодную» и «горячую» — практически идентична и включает в себя один и тот же алгоритм действий.
Все, что потребуется для того, чтобы правильно проверить уровень – это чистая ветошь, не оставляющая ворсинки. Алгоритм работ рассмотрим на примере проверки на холодном моторе:
- Ставим автомобиль на ровную горизонтальную площадку.
- Открываем капот и находим рукоятку щупа.
- Вытаскиваем полностью масляный щуп.
- Кончик прута вытираем ветошью от смазки.
- Устанавливаем щуп до упора.
- Через 3-5 сек. вытаскиваем пруток снова и по следу смазки оцениваем уровень.
Что касается проверки «на горячую», то алгоритм действий тот же, но после постановки авто на ровную площадку, нужно выждать время (5-10 минут), чтобы смазка стекла в поддон и только после этого проверять уровень.
Нормальным считается уровень масла на щупе, когда он находится между отметками «мин» и «макс», лучше всего на 2/3 от минимальной . Если уровень на щупе приближен к одной из меток, это не проблема и можно спокойно эксплуатировать авто. Хотя если замечено, что уровень приближается к отметке «мин», то стоит сделать доливку масла.
Уровень масла нужно проверять либо только на «холодную», либо «на горячую». Использование обеих методик одновременно может запутать с определением количества масла и тогда доливка будет выполнена неправильно.
Почему уровень падает?
В любом, даже исправном и новом двигателе, часть масла в процессе работы уходит «на угар» (сгорает в цилиндрах), и этот фактор является нормой. Сильная нагрузка на мотор, резкие смены режима работ приводят к тому, что масло проникает в цилиндр, где и сгорает.
Количество масла, уходящего «на угар» принято считать в гр/1000 км. Для различных типов двигателей этот показатель разный. К примеру, в исправном бензиновом двигателе нормой считается расход до 100 гр/1000 км. Уход же масла более 400 гр/1000 км указывает на сильный износ мотора или неисправность. А вот в дизеле нормой считается уход масла на «угар» до 500 гр/1000 км. Повышение расхода более 1000 гр/1000 км указывает на неисправность дизеля.
По «угару» смазочного материала и установлена периодичность проверки уровня масла – каждые 1000 км.
Как восполнить масляный объем до нормы
Доливка осуществляется в случае, когда уровень масла приближается к отметке «мин», находится на этой метке или ниже. В тех. документации к некоторым машинам указывается, какой объем масла перекрывает диапазон между отметками на щупе. То есть, сообщается, сколько точно нужно залить масла, чтобы уровень повысился от «мин» до «макс». На одних моделях это 1 литр, на других – 1,5 литра.
Если такая информация есть, то определить, сколько долить масла – несложно. К примеру, замечено, что масло на «минимуме». Если диапазон перекрывается 1 литром масла, то для доведения до нормального уровня (между отметками) нужно залить 500 гр.
В случае, когда этой информации нет, то доливка выполняется порционно. То есть, сначала заливаем 250-300 гр., выжидаем время, чтобы смазка опустилась в поддон, проверяем уровень, если нужно – еще доливаем порцию и снова замеряем. Главное добиться, чтобы масляный щуп показал уровень посредине между отметками. Если будет чуть выше (ближе к метке «макс») – ничего страшного.
Доливка выполняется по той же методике, что и проверка. То есть, если замерялось на «горячую», то и заливать смазочный материал нужно в прогретый мотор. В противном случае из-за разницы в показаниях на «холодную» и «горячую» высока вероятность перелива.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Мало или много масла. Чем грозит?
Недостаток смазки приводит к «масляному голоданию» двигателя, в результате чего в некоторых узлах возникает трение «на сухую», что приводит к их интенсивному износу. Чаще всего от недостатка смазки «страдают» ГРМ и КШМ.
Избыток же масла тоже ничего хорошего не несет. Излишки масла попадут в систему вентиляции картера, что опасно для катализатора. Ранее, когда в двигатели заливалось минеральное масло, лишняя смазка приводила к выдавливанию сальников коленвала. Происходило это из-за того, что при запуске мотора из-за высокой вязкости масла резко возрастало давление внутри системы.
В современных моторах сальники выдавливает редко, поскольку полусинтетические и синтетические масла не так загустевают при охлаждении. Но лишнее масло в больших количествах проникает в цилиндры (из-за того же повышенного давления), что со временем становится причиной залегания колец и закоксовки мотора. Поэтому допускать перелива смазки тоже не стоит. Но если это произошло, то лишнее масло можно откачать через отверстие для щупа при помощи трубки от капельницы и шприца.
Видео: Как правильно проверить уровень масла в двигателе.
Как проверить масло в двигателе
Автомобилисты, особенно новички, не всегда точно знают, как проверить уровень масла в двигателе. Проще всего отправить машину на СТО. Но если необходимо справиться с задачей самостоятельно, рекомендуем прочитать эту статью до конца.
Правила проверки уровня масла в двигателе
Перед началом работы автомобиль необходимо поместить на ровную площадку и прогреть мотор. После чего выждать несколько минут, чтобы масло успело стечь в картер, и приступать к делу.
Необходимые инструменты
Основной инструмент для проверки уровня масла в двигателе – щуп. Он представляет собой небольшой прут с нанесенными отметками «Min» и «Max».
Щуп для проверки уровня масла в двигателе
Обычно приспособление расположено под капотом рядом с головкой блока. Рукоятка окрашена в яркий цвет, чтобы ее легко было заметить.
Кроме щупа нужно запастись чистой ветошью, которая не оставляет ворсинки, и чистыми бумажными полотенцами.
Этапы проверки
Процедура проверки уровня масла пройдет легко и быстро, если придерживаться приведенной ниже инструкции.
- Часто затруднение вызывает вопрос — при горячем или холодном двигателе делать проверку? Поэтому читаем руководство к авто. Соответствующие указания должны быть упомянуты там. Хотя считается, что эффективнее делать это после езды, на разогретом моторе, так как при этом масло будет менее вязким.
- Жидкость в моторе должна быть равномерно распределена, поэтому после прогрева двигателя нужно дать машине постоять 10-15 минут.
- Открываем капот и фиксируем его в открытом положении с помощью опоры, если в модели авто не предусмотрена автоматическая фиксация.
- Извлекаем щуп. Ручка будет окрашена в красный, желтый либо оранжевый цвет. Иногда на место расположения щупа указывает специальный значок в виде старинной масляной лампы.
- После извлечения щупа нужно оценить цвет и консистенцию масляной жидкости. Если у него желто-зеленый оттенок, состояние удовлетворительное и не требует замены. Когда смазка становится темно-коричневой или черной, ее пора менять. Как выбирать подходящее масло, читайте в этой статье.
- Уровень масла лучше проверять два раза. Перед повторным погружением щупа, его нужно протереть ветошью.
- Оцениваем уровень жидкости. При нормальном объеме масла отпечаток его пленки будет находиться примерно посередине между отметками «Min» и «Max» на щупе. Если отметка вышла за пределы рисок, требуется вмешательство во избежание неприятностей.
Оценка цвета и консистенции масла в двигателе
Последствия неверного уровня масла в двигателе
За уровнем масла нужно следить постоянно независимо от того, новый агрегат или с внушительным пробегом. Не стоит думать, что в новом моторе уровень держится постоянно на нужном уровне.
Нехватка масла в двигателе
Любой мотор во время эксплуатации расходует масло. Если расход остается в допустимых границах (значение указано в руководстве по эксплуатации авто), это неисправностью не считается.
Но при определенных ситуациях жидкости становится недостаточно. Многие современные двигатели форсированные, то есть оснащенный турбонаддувом. Если при средних и малых нагрузках масло может не расходоваться, то при больших нагрузках ситуация изменится.
Также уровень жидкости падает, если водитель агрессивно перемещается по городу с частым чередованием режимов «старт» и «стоп». Длительные поездки на высоких оборотах также приводит к усиленному расходу смазки.
При попадании в камеру сгорания масло с увеличением нагрузок выгорает вместе с топливом. Поэтому и необходимо вовремя следить за уровнем жидкости. Ее недостаток грозит так называемым масляным голоданием, из-за которого возникает сухое трение деталей мотора и, соответственно, их быстрый износ. Первыми выходят из строя КШМ и ГРМ.
Изношенный ГРМ, как последствие нехватки масла в двигателе
Избыток масла в двигателе
Избыток масла также не сулит ничего хорошего. Излишки жидкости проникают в вентиляцию картера, что приводит к неисправности катализатора. При использовании минеральных масел портятся и выдавливаются сальники коленчатого вала, поскольку при избытке масла возникает лишнее давление.
С использованием синтетических масел проблемы с сальниками встречаются реже, но происходит закоксовка двигателя и залегание колец.
Залегание поршневых колец, как последствие избытка масла в моторе
Когда надо проверять масло в двигателе. Периодичность проверки
Проверять масло в двигателе внутреннего сгорания необходимо в случаях:
- Временного интервала. Даже если машиной не пользовались долгое время, нельзя исключить вероятность протечки из-за износа прокладок, шлангов, сальников. Поэтому лучше просматривать уровень жидкости каждую неделю.
- Преодоления больших дистанции. В среднем автоэксперты рекомендуют следить за уровнем смазочной жидкости в моторе каждые 1-2 тыс. км пробега. Однако этот показатель корректируется каждым производителем индивидуально.
- Если предстоит путешествие. Важно проверить не только масло в моторе, но и работоспособность всех узлов авто.
- При покупки машины с рук.
- Если обнаружены проблемы в работе агрегата. Тревожными сигналами могут быть посторонние шумы, снижение тяги, запах в салоне, изменение давления.
- Если под стоящим автомобилем образовалось масляное пятно. Это говорит о том, что есть протечка. Следовательно, масло нуждается в доливке.
Чем машина старше, тем с большей ответственностью надо подходить к проверке смазочных материалов. Раньше проверка технических жидкостей была неотъемлемой частью ежедневного обслуживания. В современных моторах это излишне, но лучше не откладывать проверки надолго.
Читайте также: Сколько масла в двигателе автомобиля?
Правила доливки масла в двигатель
Если при очередной проверке выяснилось, что масла не хватает, необходимо восполнить его в нужном объеме. Подробнее об объемах масла в двигателе рассказано в этой статье.
Процедуру можно выполнить самостоятельно, следуя нашей инструкции:
- Ознакомьтесь с руководством для определения подходящей марки масла;
- Крышка для заливки обозначается надписью «Oil Fill» или маркировкой подходящего масла.
- Заливайте жидкость порционно с небольшими перерывами, так как масло стекает постепенно в силу вязкости.
- Проверьте уровень масла щупом, доливайте жидкость, пока ее уровень не дойдет до приемлемых значений.
Отверстие для заливки масла в ДВС
Читайте также: Какое масло заливать в двигатель?
Как правильно заливать масло – на холодную или горячую
Каждый производитель авто дает свои рекомендации по этому вопросу. Однако стоит понимать, что проверка на холодную покажет меньший результат. Поэтому лучше проехать несколько километров, чтобы мотор прогрелся, а масло стало более текучим и равномерно разошлось по всем узлам мотора. Так картина будет более информативной.
Проверка уровня масла – один из важнейших этапов технического обслуживания автомобиля. Ее вполне можно выполнять самостоятельно, если придерживаться приведенным здесь рекомендациям.
masterok
Уровень масла в двигателе автомобиля – это один из важнейших показателей, по которому можно судить о текущем состоянии мотора. Каждый водитель знает, как важно следить за этим параметром, ведь одна ошибка может привести к капитальному ремонту силового агрегата, а то и к его полной замене.
Однако, несмотря на этот факт, сознание автолюбителей продолжает обрастать мифами про уровень масла, которые напрямую угрожают безопасности двигателя.
1. Холодный или горячий?
Каким должен быть двигатель, чтобы масляный щуп при проверке показал правильный уровень? Знающий мастер ответит на этот вопрос без запинки, но как объяснить новичку, что проверять уровень масла на холодном двигателе – плохая затея?
Это заблуждение бродит в среде автовладельцев ещё со времён Советского Союза, однако уже тогда опытные водители рекомендовали проверять уровень масла на прогретом двигателе. Вот как это сделать правильно:
- Завести двигатель и дать ему возможность набрать рабочую температуру;
- Заглушить двигатель и подождать буквально 5-10 минут, чтобы большая часть масла стекла в поддон картера;
- Проверить уровень масла и при необходимости долить или слить излишки.
Лучшим вариантом будет проверка уровня масла в двигателе на АЗС. Прогретый мотор, идеальное время простоя во время заправки, правильный уровень масла, а при необходимости в продаже всегда есть в наличии оригинальные марки масел – ведь здесь найти их проще всего.
Проверяя же масляный уровень на холодном двигателе, водитель рискует получить неверные сведения, потому как жидкость, будучи холодной, максимально сжата, и на щупе, скорее всего, будет находиться на отметке минимума. Если в этом состоянии долить масло до нормального уровне, на прогретом моторе оно выдавит все сальники и прокладки, а это уже дорогой ремонт.
Если машина простояла в гараже длительное время – например, целую зиму, уровень масла нужно проверить обязательно, не заводя двигатель. Ведь нужно убедиться, что оно там вообще есть.
2. Зависимость уровня масла от пробега
Почему-то некоторые водители, которые распространяют данный миф, считают, что масло в двигателе расходуется в равной степени одинаково на протяжении всего пробега между заменами ГСМ.
Но это утверждение может быть актуально для очень ограниченного количества автомобилей и лишь при условии, что в их двигателях будет залито настолько идеальное масло, которое даже в лабораторных условиях получить сложно.
В реальности хорошее масло спустя какое-то время начинает терять свои свойства, и двигатель становится гораздо прожорливее в его отношении. Например, через пять тысяч километров после пробега его расход будет составлять уже не 100 грамм на тысячу километров, а 200. Таким образом, к 10 тысячам недостаток масла может составлять до полутора литров, а на особенно прожорливых автомобилях такой показатель может быть увеличен в несколько раз, так что уже на половине пробега загорится низкий уровень масла.
Естественно, доводить до такого состояния нельзя, ведь, доверившись известному заблуждению, можно угробить новенький двигатель, особенно если в него залито масло не самого высшего качества. Проверяйте уровень чаще и делайте это правильно.
3. Исправный двигатель не кушает масло
А вот это уже настоящая диверсия в среде автомобилистов. И если какой-нибудь опытный механик пропустит мимо ушей этот фейк, то автолюбитель после автошколы на новеньком автомобиле всерьёз подумает, что проверять уровень масла ни к чему, ведь двигатель то новый – только что с завода!
Но это большое заблуждение. Как мы уже выяснили из предыдущего пункта, каждый двигатель в той или иной мере ест масло, и это не какая-то неисправность, а банальная физика. Если бы масляного жора не было совсем, поршни цилиндров ходили бы на сухую, и уже через тысячу оборотов новый агрегат превратился бы в металлолом.
К счастью, инженеры все продумали, и масляная плёнка не стирается маслосъёмными кольцами – благодаря ей двигатель может работать сотни тысяч километров практически без износа. Именно она сгорает при взрыве воздушно-топливной смеси, отправляясь вслед за выхлопными газами в глушитель, постепенно уменьшая уровень масла.
И чем ниже становятся его свойства со временем, тем более толстая плёнка остаётся на стенках цилиндров. Поэтому за уровнем нужно следить периодически, каждую тысячу километров пробега, а в багажнике всегда должен быть хотя бы литр того же масла, который заливался в двигатель.
4. Если залить в двигатель другое масло, он сломается
Это положение актуально скорее для чрезвычайных ситуаций – например, когда на трассе вы вдруг поняли, что в двигателе критический уровень масла.
В обычной жизни, когда до магазина можно сходить пешком, лучше доливать то же масло, которое вы заливали при замене. Так и расход будет более равномерным, и вы будете уверены, что двигатель под надёжной защитой.
Но если вы попали в безвыходную ситуацию, и вам нужно проехать 50-100 километров до ближайшей СТО, в двигатель можно залить даже масло от дизельного грузовика.
В принципе, за такой короткий километраж с ним вообще ничего не должно произойти, но лучше после устранения неисправностей сразу заменить ГСМ на новое, ведь качество масла, которое вы найдёте на трассе, скорее всего, будет не самого хорошего качества.
5. Минимальный уровень – это нормально
И тут уже кто на что горазд. Рекомендаций по поводу того, сколько заливать и какой уровень лучше, можно встретить огромное количество как в интернете, так и среди знакомых. Доверять в этом деле нельзя никому, и заливать масло нужно строго по закону золотой середины – не слишком много и не слишком мало, чтобы на щупе отметка красовалась ровно посерёдке между Min и Max.
Для чего это нужно? Слишком высокий уровень масла приводит к выдавливанию прокладок, особенно если замена проводилась на холодном двигателе. Слишком низкий уровень, несмотря на все уверения автоэкспертов о том, что так износ будет минимальным, приводит к риску критического уровня, ведь мы также помним и про масляный жор.
Минимальный уровень действительно разгружает работу двигателя – ему проще крутиться, износ действительно уменьшается, но только в городских условиях езды. Но стоит вам только выехать на трассу, как моментально случается масляное голодание – одно из самых опасных явлений в работе двигателя. Самое страшное, что может случиться, задранные цилиндры – перспектива не самая приятная.
Источник https://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/kontroliruem-uroven-motornogo-masla/
Источник https://www.tts.ru/blog/dvigatel/kak-proverit-maslo-v-dvigatele/
Источник https://masterok.livejournal.com/7876530.html