Моторное масло для дизельных двигателей грузовых автомобилей
Опубликовано: 2023-02-03 5306
Поскольку сезонное применение моторных масел на транспорте неудобно в большинстве климатических поясов, разрабатываются всесезонные масла с расширенным диапазоном рабочих температур. Маркировка продуктов объединяет два класса SAE с комбинацией их свойств. Например, моторное масло SAE 5W-30 по низкотемпературным свойствам соответствует классу SAE 5W, а высокотемпературные определяются SAE 30. В 2007 году условия SAE J300, которым должны удовлетворять всесезонные масла, были изменены в части, касающейся их поведения при экстремальных нагрузках (тест на динамическую вязкость при 150 °С). Для ряда всесезонных масел с индексом высокотемпературной вязкости SAE 40 были увеличены требования. Теперь масла SAE 0W-40, 5W-40 и 10W-40 должны были иметь минимальную вязкость HTHS не 2,9 мПа*с, а 3,5 мПа*с. В то же время остальные всесезонные масла этой группы (SAE 15W-40, 20W-40) имеют минимальный порог вязкости в 3,7 мПа*с.
По мере усложнения двигателей, ужесточения требований к токсичности выхлопа возникла необходимость в разделении моторных масел по применимости независимо от вязкости. В системе API, наиболее широко применяемой в мире, моторное масло для дизельных двигателей грузовых автомобилей объединено в общую группу с маслами для легковых дизелей – С. Каждый новый стандарт в этой классификации жестче предыдущего, обозначается очередной буквой латинского алфавита с опциональным указателем тактности мотора. То есть продукт API CH предполагает соответствие более жестким требованиям, чем API CD, и может применяться во всех двигателях, рассчитанных под моторные масла предыдущих стандартов. Если в обозначении указан суффикс тактности, то масло может быть использовано только в соответствующих моторах: «-2» для двухтактных дизелей, «-4» для четырехтактных.
По мере увеличения строгости европейских экологических норм моторное масло для грузовых дизельных двигателей было отнесено к отдельной группе (ранее все дизельные масла, как и в API, имели общую классификацию). Соответственно, и производители тяжелых грузовых дизелей могут указывать специфические требования к маслам в виде того или иного класса ACEA E, в частности:
- масла LowSAPS с увеличенными интервалами замены имеют класс E6, с нормальными – E9;
- среднезольные масла (MidSAPS) аналогично получают маркировку E4 и E7.
Нужно особо отметить, что масло для грузовых дизельных двигателей нельзя подбирать по принципу «равный или больший индекс», если речь идет о классах качества ACEA группы E. В частности, масло ACEA E7 не подходит для моторов, рассчитанных на ACEA E6, ни по зольности, ни по сроку службы, несмотря на больший индекс.
Роль состава базового масла
Минеральные масла для грузового дизеля сохраняют большую популярность. При том, что они имеют низкую стабильность свойств (соответственно, меньший срок службы), худшие противоизносные характеристики, сильно зависимы от температуры, все же их использование наиболее выгодно.
Запас прочности у грузовых дизелей значительно больше, чем у легковых, а рабочие обороты меньше, поэтому минеральные масла способны обеспечить достаточный ресурс тихоходных дизельных моторов без современных систем снижения токсичности. Единственная реальная проблема, с которой приходится сталкиваться, используя минеральные масла, – их относительно высокая точка замерзания, для зимнего пуска требующая принудительно прогревать картер. Поэтому при производстве минеральных моторных масел ROLF KRAFTON особое внимание уделяется их низкотемпературным свойствам. Продукты превосходят требования SAE к проворачиваемости коленчатого вала и прокачиваемости масла относительно заявленных классов.
Синтетические моторные масла не только могут обеспечить увеличенные сроки замены и по своим защитным свойствам способны работать в наиболее форсированных дизелях, эксплуатируемых в жестком режиме нагрузок. Синтетика – вариант, который обеспечивает соответствие токсичности последним требованиям экологических норм. При производстве синтетической базы можно задать необходимое содержание серы и фосфора, гарантировать низкую испаряемость и нагарообразование. Доведение минеральных масел до требований наивысших стандартов качества потребует неоправданно затратной очистки исходного сырья и добавления очень сложного пакета корректирующих присадок.
Поэтому значительная часть рынка занята полусинтетическими маслами. Сочетая минеральную и синтетическую базу, ROLF Lubricants GmbH производит продукты с высокими эксплуатационными свойствами, в то же время сохраняя выгодные цены при больших объемах производства. Такие масла оптимальны для моторов без сложных систем снижения токсичности, позволяют увеличивать межсервисные интервалы, облегчают зимний пуск. У них лучше и совместимость с российской соляркой. У синтетики же, рассчитанной на наиболее строгие экологические нормы, по качеству применяемого топлива есть ограничения.
Масло для дизельных двигателей с турбонаддувом
Турбокомпрессоры – неотъемлемая часть грузовых двигателей на дизтопливе. Применение турбины позволяет значительно улучшить тяговые характеристики грузовиков, одновременно снизив удельный расход горючего в сравнении с атмосферными моторами аналогичной мощности.
По этой причине совместимость с турбодизелями входит в перечень технических условий при производстве всей линейки моторных масел ROLF KRAFTON.
Классификация грузовиков по сроку эксплуатации
Новые автомобили с небольшими пробегами рекомендуется эксплуатировать на синтетических маслах, чтобы максимально сберечь заложенный ресурс. Для моторов, оборудованных многокомпонентными катализаторами, сажевыми фильтрами синтетические масла средней и малой зольностью являются единственно допустимыми.
Автомобили со средним пробегом, рассчитанные на устаревшие экологические нормы, могут эксплуатироваться и на минеральных, и на полусинтетических маслах ROLF KRAFTON. Главное, чтобы было обеспечено соответствие характеристик продукта требованиям производителя техники. Для грузовиков с устаревшими и изношенными двигателями применение минеральных масел ROLF наиболее оправданно экономически.
Часто задаваемые вопросы
В чем разница между маслами SHPD и UHPD?
Обе эти категории объединяют специализированные масла для мощных, высоконагруженных грузовых дизелей. Они допускают увеличение межсервисных интервалов. Однако масла UHPD соответствуют более жестким классам качества API/ACEA, в том числе имеют пониженную зольность. В то же время масла SHPD – высокощелочные, что неизбежно повышает сульфатную зольность до значений, несовместимых с рядом катализаторов, сажевыми фильтрами. Соответственно, и классы качества различаются – если масла SHPD по API классифицируются как CF-4, CG-4, то UHPD – это уже более строгие CH-4, CJ-4.
Почему для грузовых моторов применяются сравнительно вязкие масла?
В немалой степени это определяется требованиями турбокомпрессоров: в нормальных условиях подшипник должен обеспечивать «плавание» оси турбины внутри себя, то есть исключать ее контакт с втулками. Слой маловязкого масла уже может продавливаться, приводя к значительному ускорению износа подшипников, повреждению оси рабочего и турбинного колес.
Моторные масла ROLF для дизельных двигателей грузовых автомобилей
ROLF KRAFTON S5 U 5W-40
Синтетическое премиальное моторное масло для современных тяжелонагруженных дизельных двигателей. Отличается улучшенными низкотемпературными характеристиками.
ROLF KRAFTON S7 ME-LA 5W-30
Синтетическое моторное масло для современных тяжелонагруженных дизельных двигателей с фильтрами сажевых частиц (DPF). Характеризуется пониженным содержанием сульфатной зольности, серы и фосфора.
ROLF KRAFTON S7 ME 5W-30
Синтетическое моторное масло премиум-класса. Особый состав продукта позволяет существенно увеличивать межсервисный интервал и экономить топливо.
ROLF KRAFTON S7 M 10W-40
Синтетика со сбалансированной рецептурой: синтетические базовые масла плюс высокотехнологичный пакет присадок. Защищает от преждевременного износа элементов двигателя, накопления отложений на поршнях, окисления и шламообразования.
ROLF KRAFTON S7 M-LA 10W-40
Премиальное синтетическое моторное масло. Отличается пониженным содержанием сульфатной зольности, фосфора и серы. Разработано для современных тяжелонагруженных дизельных двигателей, оснащенных фильтрами сажевых частиц.
ROLF KRAFTON P3 U 10W-40
Полусинтетика для современных дизельных двигателей (в т. ч. с турбонаддувом). Благодаря улучшенной рецептуре базовых масел способствует увеличению срока службы двигателя и снижению расхода масла на угар.
ROLF KRAFTON P5 U 10W-40
Полусинтетическое моторное масло, которое рассчитано на всесезонное применение. Подходит для дизельных двигателей грузовых и легковых автомобилей.
ROLF KRAFTON M3 U 15W-40
Минеральное масло, разработанное для смешанных автопарков с дизельной средне- и высоконагруженной техникой.
ROLF KRAFTON M5 U 15W-40
Минеральное масло высокого класса для всесезонного применения. Подходит для дизельных двигателей легковых и грузовых автомобилей.
Как выбрать масло для грузовиков?
В движок и трансмиссию грузовика нужно обязательно лить автомобильное масло. Оно необходимо для бесперебойного функционирования агрегатов. Множество автолюбителей задается вопросом, какое масло лить, к примеру, в КАМАЗ.
При выборе нефтепродукта необходимо руководствоваться определенными рекомендациями и правилами.
Их соблюдение даст вам возможность подобрать такую смазку, которая лучше всего подойдет для силового агрегата/коробки передач вашей машины.
Классификация грузовиков по сроку эксплуатации
Чтобы грамотно выбрать моторное масло для грузового автомобиля, требуется поделить весь подобный транспорт на 4 категории:
- Современные автомобили, находящиеся на гарантийном обслуживании изготовителя.
- Машины, эксплуатируемые от 1 до 5 лет, с истекшим гарантийным сроком.
- Авто, используемые от 5 до 10 лет.
- Старые грузовики, произведенные больше десятка лет назад.
У каждого из перечисленных типов грузовиков есть отличительные черты. Знание этих особенностей позволит не ошибиться при покупке автомасла.
Первая и вторая категория
С 1-ой категорией все достаточно просто. Сервис-центр, в котором авто находится на обслуживании, рекомендует лить лишь одну смазку. Специалисты выбирают такой нефтепродукт, который советует использовать автопроизводитель.
В интересах сервисного центра, чтобы, пока не истек гарантийный срок, с вашим авто ничего не произошло. Для этого необходимо, чтобы вы применяли наилучшие масла для грузовых автомобилей.
Потому, если вы хозяин новой машины, попросту доставьте ее в сервис-центр. Там вам поменяют автомасло. Если вы попытаетесь проделать все самостоятельно, то, с большой вероятностью, лишитесь гарантии.
Для грузовиков, входящих во 2-ую категорию, лучше всего использовать синтетику. Она стоит дорого, однако обеспечивает хорошую защиту от изнашивания как двигателю, так и КПП.
Синтетические моторные масла для грузовиков надо менять не слишком часто. Это большой плюс при поездках на дальние расстояния.
Может быть интересно: Как расшифровывается надпись 5w30 на автомасле?
Если грамотно заботиться за собственной машиной, можно увеличить ее эксплуатационный период. Вам не придется приобретать новое грузовое авто.
Даже если вы совершаете довольно длинные поездки, это никак не отразится на состоянии двигателя (при условии заливки в него высококачественного синтетического продукта).
Синтетика считается самым лучшим маслом. Она служит продолжительный срок, прекрасно защищает все детали от износа.
Третья и четвертая категория
Сколько автомасла должно заливаться в машины, относящиеся к 3-ей категории?
Довольно много. Ввиду этого желательно использовать смазку, стоящую дешевле, чем синтетика, например, полусинтетику. Она должна располагать некоторыми свойствами, чтобы отвечать всем требованиям, которые выдвигаются к маслу для грузовиков.
Прежде всего, полусинтетическое автомасло, заливаемое в двигатель грузовика, должно иметь высокие показатели эксплуатации, позволяющие машине проехать большое количество километров.
Покупайте такую смазку, которая выполняет собственную задачу при минус тридцати пяти градусах (в особенности это актуально для Крайнего Севера).
Нелишними будут хорошие противокоррозийные и антиокислительные характеристики. Именно коррозии и окислению часто подвергаются запчасти грузового транспорта.
К пятому году эксплуатации большая часть подобных авто уже имеет пробег в несколько сотен тысяч километров по российским и заграничным трассам.
Из-за этого их детали подвергаются износу, уменьшить который возможно, выбрав правильный расходник, а также соблюдая рекомендованный интервал замены масла.
К 4-ой категории причисляются довольно старые машины. Обычно грузовики за одно и то же время проезжают большее расстояние, чем легковые автомобили. Следовательно, их бензиновые/дизельные двигатели нагружаются сильнее.
Подбирая смазку для старого грузовика, необходимо, прежде всего, учитывать его состояние. Если он «еле дышит», максимум проработает еще пару лет, то в него нужно лить недорогое автомасло, к примеру, минералку.
Может быть интересно: Характеристики моторного масла 20W40
В моторное масло этого типа добавляются специальные присадки. Благодаря им вы сможете продлить жизнь своему «железному другу», а также сэкономить собственные денежные средства.
Если ваша машина находится в хорошем состоянии, то лейте полусинтетику. Она способна значительно увеличить эксплуатационный период транспортного средства. Цена у нее не слишком высокая, а вот полезных присадок достаточно много.
Именно подобные добавки способны значительно продлить срок эксплуатации силового агрегата и трансмиссии вашего транспортного средства.
Заключение
Чем новее грузовик, тем лучше должно быть заливаемое в его агрегаты автомасло. Синтетика дает возможность защитить запчасти нового авто от изнашивания. Со временем надо вносить изменения в периодичность замены масла и тип смазки, переходить на полусинтетику, минералку, дизельное масло.
Следуя данным советам, вы сумеете посредством автомасла увеличить период эксплуатации. Смазка защищает движок от коррозийного и окислительного воздействия посредством особых присадок.
Наверняка вы уже поняли, насколько выгодно лить в двигатель внутреннего сгорания/коробку переключения передач полусинтетику или минералку на поздних этапах эксплуатации.
Рекомендуемую сервис-центром смазку (обычно это синтетический нефтепродукт) необходимо заливать лишь до тех пор, пока не закончится гарантия.
Помните, что перед заменой мотор не надо промывать (если в нем не скопилось чересчур много грязи). Это может привести к возникновению разных неисправностей.
Также не забывайте о том, что написано в эксплуатационном руководстве. Рекомендации автопроизводителя имеют первостепенное значение при выборе масляной жидкости.
Ввиду этого каждый автолюбитель должен в обязательном порядке с ними ознакомиться.
Люблю автомобили в любых проявлениях. Ковыряюсь под капотом с детства. Знаю всю подноготную российских авто и частично импортных. С удовольствием поделюсь своими знаниями со всеми кому нравится все делать своими руками.
Какое масло заливать в грузовики?
Моторное масло выполняет сразу несколько функций: снижает трение, отводит тепло, регулируя рабочую температуру, снижает образование нагара и золы, защищает трущиеся детали от коррозии и прогорания. Помимо класса вязкости, масла отличаются по набору присадок, учитывающих особенности работы грузовых или легковых, дизельных или бензиновых, двух или четырехтактных моторов. Возникает вопрос, как правильно подобрать масло для грузовика с учетом всех особенностей?
Какое масло заливать в грузовики?
Существует несколько стандартов, описывающих характеристики моторных масел:
- ACEA — принят в ЕС, самый жесткий в отношении экологических норм. Предполагает три класса: A/B — универсальные масла для легковых двигателей, работающих в тяжелых условиях (легкий коммерческий транспорт), C – для легкового транспорта, E – для коммерческой техники.
- API — американский стандарт, предполагает два класса: S (Service) для легковых бензиновых двигателей и C (Commercial) — для дизельного коммерческого транспорта;
- ILSAC — американо-японский стандарт для классификации масел с низкой вязкостью.
Для грузовой, спецтехники необходимо выбирать масла, соответствующие классам C (Commercial) по API или Е по ACEA.
Различие масел по ACEA
Согласно европейскому стандарту действует четыре класса моторных масел для грузовой техники:
- E4 — для высокооборотистых дизелей Евро 1 — Евро3 без сажевых фильтров. Позволяет увеличить межсервисный интервал. Масла подходят для жестких условий, обладают одним из самых больших ресурсов. Отличаются высокой зольностью, отличными антиокислительными свойствами;
- E6 — разработан на базе класса Е4 для дизельных ДВС Евро 1-4 с системой рециркуляции и сажевым фильтром, чувствительно к содержанию серы в топливе. Обладает сниженной зольностью.
- E7 — для высокооборотистых дизелей Евро 1-5 с сажевыми фильтрами, системой EGR, обладают увеличенным ресурсом, отличными антиокислительными, моющими свойствами.
- E9 — почти полностью повторяет свойства класса Е7, только снижен уровень зольности. Это самый современный стандарт, идеально подходит для моторов, выпущенных после 2010 года, однако устанавливает более высокие требования к чистоте топлива.
Некоторые производители в ограниченном количестве выпускают масла для грузовиков класса E2 для дизельных ДВС без сажевых фильтров стандарта Евро 3 или ниже, которые используются на грузовой, строительной, сельскохозяйственной технике. Достоинства: сниженная цена, рентабельность использования на старых грузовиках, низкие требования к качеству топлива.
Свойства по API
Исторически сложилось, что в США и Канаде легковые автомобили, а также внедорожники и малотоннажные грузовики (траки или пикапы) комплектуются бензиновыми моторами. Грузовая и спецтехника — дизелями. Поэтому по классификации API коммерческие масла учитывают, в первую очередь, особенности эксплуатации дизельных моторов. Существует 13 классов, но большинство из них уже устарели.
В 2019 году действует три класса по API:
- CH-4 – существует с 1998 года, идеально подходит для четырехтактных двигателей, которые соответствуют экологическим нормам 1998 года (Евро 3) или ниже. Обратите внимание, масла совместимы с топливом, в котором содержание серы не превышает 0,5%.
- CI-4 – используется с 2002 года, это масла, которые предназначены для моторов с системой рециркуляции EGR, соответствующим экологическим нормам 2004 года (до Евро 4);
- CJ-4 – самый современный стандарт. Учитывает современные экологические требования, обеспечивает повышенную защиту поршней от отложений, шлама, снижает токсичность выхлопа. Подходит для современных высокооборотистых бензиновых и дизельных моторов (до Евро 6), а также двигателей, работающих на биотопливе и оснащенных системой нейтрализации отработанных газов. Масла для грузовиков класса CJ-4 обладают увеличенным ресурсом, энергосберегающими свойствами.
Масла для малотоннажного коммерческого транспорта
Помимо легковой и грузовой техники существует легкий коммерческий транспорт LCV. Несмотря на то, что на таких моделях устанавливаются моторы, аналогичные гражданским собратьям, работают они в более тяжелых условиях, с увеличенным межсервисным интервалом. По европейской классификации ACEA для таких двигателей разработаны классы моторных масел:
- А1/В1 и А5/В5 — с низкой вязкостью;
- А3/В3 и А4/В4 — с нормальной вязкостью.
Активно в разработке стандартов масел для LCV участвуют и производители смазочных материалов, которые учитывают тонкости эксплуатации малотоннажной коммерческой техники. Например, Motul Power LCV Euro+ 5W-40 подходит для современных европейских и азиатских фургонов, грузовиков, используемых в европейской части РФ. Power LCV Asian 5W-30 — для легко коммерческого транспорта, который эксплуатируется на Дальнем Востоке.
Масла Motul LCV Turbo Diesel 10W40 и Castrol Vecton LCV созданы для дизелей Cummins ISF 2,8 и 3,8 (устанавливаются на ГАЗели, некоторые китайские, корейские малотоннажные грузовики).
Mobil Delvac Light Commercial Vehicle 10W-40 подходит для большинства дизельных и бензиновых двигателей LCV, которые эксплуатируются в России
Выбираем масло для грузовиков по типу вязкости
Важная характеристика моторных масел — вязкость. Если она будет слишком низкой — ухудшаться смазывающие свойства, из-за чего возможен перегрев мотора, ускоренный износ поршней. При повышенной вязкости возможны проблемы с запуском, ухудшается отвод тепла, двигатели смазываются неравномерно, что приводит к ускоренному износу.
По классификации SAE масла бывают трех типов:
- зимние — маркируются буквой W, предназначены для эксплуатации в северных регионах с резким континентальным и арктическим климатом. Всего существует шесть классов для использования при различных температурных диапазонах: 0W (от -40 до -10º С), 5W (от -35 до -10º С), 10W (от -25 до -5º С), 15W (от -20 до 0º С), 20W(от -15 до +10º С);
- летние — предназначены для использования в регионах с теплым климатом. Маркируются числом, характеризующим вязкость, например SAE 20. Предусмотрено несколько уровней вязкости: 30 (от 0 до +30º С), 40 (от +5 до 40º С), 50 (от +10 до 50º С).
- всесезонные — сохраняют вязкость как при низких, так и при высокой температуре, обозначаются двойной маркировкой, например, 15W-30.
Сроки замены масла для грузовиков
Срок замены смазочных материалов масел зависит от нескольких характеристик: типа, условий эксплуатации, непосредственно самого двигателя. Поэтому возникает вопрос: какое масло заливать в грузовик, чтобы оно служило дольше?
Наиболее долгоиграющие — синтетические масла. К примеру, на седельных тягачах Мерседес Актрос интервал замены синтетики составляет 120 000 км. Тогда как максимальный срок жизни минерального — 30 000 км. Промежуточное решение по цене и долговечности — полусинтетика.
Характеристики указаны для эксплуатации в мягком климате западной и центральной Европы при использовании качественного топлива и движении преимущественно по шоссе.
Интервал смены масла сокращается до 30-40% при использовании низкокачественного топлива с большим содержанием серы и твердых частиц, а также до 40-50% для автомобилей, которые эксплуатируются в городе.
Как правило, производители указывают интервалы техобслуживания с учетом особенностей эксплуатации техники в разных регионах. На современной технике по умолчанию указывается ресурс для синтетических смазочных материалов.
Определить срок службы других типов масел можно умножив указанный в «Инструкции» ресурс на коэффициент:
- для синтетических эстеровых и полиафильных масел — К=1;
- для синтетики класса API SM/SN — К=0,75;
- полусинтетика и синтетика класса API SJ/SL — К =0,625;
- минеральные масла — К=0,3 — 0,375.
Однако использование синтетических масел целесообразно для новой техники, которая служит не более 5 лет или после капитального ремонта. В этом случае будет обеспечен максимальный эффект от каждого вложенного рубля.
По советам мотористов, для техники которая эксплуатируется более 5 лет и имеет небольшой износ мотора разумнее использовать полусинтетические масла. На таких двигателях смазочные материалы вырабатываются быстрее, интервал ТО сокращается на 15-20%.
Для ДВС со значительным износом, эксплуатируемых более 10 лет, бессмысленно тратиться на более дорогую синтетику. Рациональным решением будут минеральные масла.
Итоги
Если критерии выбора смазочных материалов прописаны подробно в Руководстве по эксплуатации — строго их соблюдаем. В подобных случаях многие производители моторных масел согласовывают свою продукцию с автопроизводителями и дополнительно указывают на этикетке совместимые модели транспорта.
Если указываются общие требования — можно выбрать из недорогих марок. Для больших автопарков есть смысл закупать универсальные масла для грузовиков. Но в любом случае важно учитывать климатические особенности, год производства транспорта.
Источник https://rolfoil.ru/motornoe-maslo-dlya-dizelnyh-dvigateley-gruzovykh-avtomobiley.html
Источник https://motoroill.ru/maslo/dlja-gruzovikov.html
Источник https://vsepoedem.com/news/kakoe-maslo-zalivat-v-gruzoviki