Cостояние российского рынка грузовиков и полуприцепов в октябре 2022 года

Содержание

Cостояние российского рынка грузовиков и полуприцепов в октябре 2022 года

Рынок грузовых машин

2022 год неумолимо подходит к концу, а значит, можно подводить промежуточные итоги. Как держит удары судьбы российский авторынок? В каком сегменте в этом году продажи просели больше всего? Поджимают ли китайские производители техники? Эксперты отрасли и профессиональные продавцы ответили на все эти вопросы на конференции «Высшая передача», организованной «Авито Авто».

Уже прописная истина

«После 24 февраля произошли события, которые повлияли и влияют на любые рынки, в том числе рынки коммерческой и специальной техники. Есть такое ощущение, что большая часть этих трендов останется с нами и в 2023 году, по крайней мере, в первой его половине», — начала своё выступление директор Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи.

О каких же «трендах» эксперт вела речь? Г-жа Арабаджи назвала ключевые проблемы, с которыми отрасли пришлось столкнуться в этом году. Как отметила спикер, это довольно известная информация, поэтому она больше предназначалась для тех, кто по каким-то причинам «забыл, что у нас происходит». Кратко повторимся и мы.

Главное изменение рынка — остановка большинства производств иностранной техники, которые находились в России. Директор НАПИ с сожалением отметила закрытие «хороших проектов»: Volvo, Mercedes-Benz, Mitsubishi Fuso, MAN, Scania.

Грузовой авторынок России начал 2020 год с прироста показателей

Вместе с поставками транспорта из-за рубежа прекратились и поставки многих комплектующих, что неизбежно привело к сокращению выпуска отечественного транспорта из-за нехватки компонентов. Технологическое партнёрство кануло в Лету, теперь взаимодействовать приходится только с Беларусью и Китаем.

Но даже Китай не всегда выручает. Отдельно г-жа Арабаджи отметила Weichai, производителя двигателей из Поднебесной, который приостановил сотрудничество с «КамАЗом» по газомоторной технике.

Ещё одно вытекающее последствие для российских машиностроителей — сборка более простых, неэкологичных моделей техники, например с двигателями экологического стандарта «Евро 2».

«В связи с дефицитом техники, падением курса рубля в первой половине года у нас резко росли цена на новую и подержанную технику», — обозначила ещё одну тенденцию г-жа Арабаджи.

Другое важное заявление: параллельный импорт не оказался панацеей для российского рынка коммерческой техники, как, возможно, того ожидали.

«Все рассчитывают на параллельный импорт. В легковом сегменте последние месяц-полтора он пошёл, дилеры активно заявляют о том, что продают технику, но в сегменте грузовой, специальной техники всё сложнее. Многим нужны индивидуальные грузовики по конкретным требованиям, которые не так просто найти на рынке и привезти. Пока мы не видим особых успехов в параллельном ввозе новой техники», — поделилась директор НАПИ.

Старый конь продаж не портит

Нестабильное положение рынка, рост цен, нехватка комплектующих — ничего удивительного, что автовладельцы не спешат расставаться со старой техникой, предпочитая придержать её до лучших времён. Но и новую технику на продажу, получается, особенно брать неоткуда.

Рынок новых грузовиков по данным за 10 месяцев 2020 г.

По данным НАПИ, на 1 июля 2022 года российский парк грузовиков распределился по возрастам следующим образом: 53,1% — техника старше 20 лет, 10,2% — от 16 до 20 лет, 13,8% — от 11 до 15 лет, 8,8% — от 8 до 10 лет, 7,2% — от 4 до 7 лет и всего 6,9% — от 0 до 3 лет. Видим, что «старичков» в парке больше половины, тогда как на максимум 3-летний «молодняк» пришлось даже меньше 7%.

Директор НАПИ поделилась и данными по количеству техники в зависимости от типа кузова. Больше всего на начало июля в стране насчитывалось самосвалов (910,7 тыс.), седельных тягачей (719,3 тыс.), бортовых или тентованных грузовиков (616,7 тыс.). Замыкают топ-12 грузовики для перевозки труб/леса (17,7 тыс.) и грузовики для работы с природными ресурсами (10,6 тыс.).

Лидерство среди брендов грузовиков в российском автопарке на 1 июля удерживал «КамАЗ». Его доля составляла 27,5% с 1 042,7 тыс. единиц техники. «Серебро» занимает «ГАЗ» — 822,8 тыс. грузовиков (21,7%). На третьем месте среди брендов — «ЗИЛ», чьи машины прекратили собирать ещё в 2016 году. Однако по стране ещё насчитывается целых 442,1 тыс. грузовых машин этой марки.

ЗиЛ-131, технический музей, Тольятти

На 4 и 5 местах расположены «МАЗ» и «Урал»: 305,6 тыс. и 182,9 тыс. штук соответственно. Среди «иностранцев» лидирует Volvo, но его доля чуть больше 3% — 120,2 тыс. машин. Другие зарубежные бренды в парке — MAN, Scania, Mercedes-Benz, Isuzu, Hyundai, DAF, Iveco и Hino, замыкающий топ-15 (41,1 тыс. грузовиков). Всего отечественный парк грузовой техники насчитывает почти 3 млн 800 тыс. грузовых авто.

За 9 месяцев 2022 года в России было продано 152, 1 тыс. подержанных грузовиков, почти в 2,6 раза больше, чем новых, которых продали 58,9 тыс. штук. Цены на новые грузовики выросли на 20,6%, а на подержанные ещё значительнее — на 51%.

Г-жа Арабаджи отметила, что цены на б/у грузовые авто в III квартале 2022 года стали падать по сравнению со II кварталом. Однако это происходит «не из-за реального снижения цен, а потому что вымываются предложения свежей и хорошей подержанной техники».

Китайские бренды наступают на пятки

С января по сентябрь 2022 года в РФ чаще всего покупали «КамАЗы». Хотя доля производителя на рынке увеличилась до 38,8%, продажи по сравнению с прошлым годом сократились на 6,5% (всего 22 858 штук). Вроде бы этот показатель должен успокаивать, ведь треть рынка занята отечественным производителем, однако Китай идёт вслед семимильными шагами.

Фантастический прирост в 277,2% показал китайский Shacman. За 9 месяцев в стране купили 6 126 грузовиков против 1 624 машин в 2021 году. И вот бренд уже занимает десятую часть рынка. Хотя дальше в рейтинге продаж идут «ГАЗ» (4 137 единиц, -43,7%), «Урал» (4 117 единиц, +23,6%) и «МАЗ» (3 083 единицы, -23,3%), их результаты впечатляют не так, как показатели следующих трёх производителей.

Самосвал Shacman SX3256DR384: китайский «немец»

Друг за другом с 6 по 8 строчку рейтинга идут машиностроители из Поднебесной. Показатели их продаж следующие: Howo — 2 444 штуки (+132,5%), FAW — 2 292 штуки (+90,5%), JAC – 1 727 штук (+172,4%).

Среди других иностранных брендов можно отметить снижение продаж Scania на 78,1% (1 151 грузовик) и Mercedes-Benz на 68,1% (1 037 грузовиков). Такое перераспределение рынка понятно: новая европейской техника в РФ не поступает, поэтому продавцы распродают остатки былой роскоши.

«Если посмотреть на результаты 9 месяцев, вроде бы тут не такие большие подвижки у Китая — доля выросла с 7,5 до почти 25%. То есть четверть всех грузовиков, проданных за 9 месяцев, — китайские. Но если сравнить январь и сентябрь, то это ещё интереснее. Мы видим, что в сентябре по сравнению с январём доля российских грузовиков снизилась на 10%, а доля Китая выросла на 32%. Китай начал теснить российские бренды. Самосвалы — это был традиционно сегмент «КамАЗа». Сейчас первое место в сегменте занимает Китай — 54,3%. Показательно, что даже в сегменте тягачей Китай вышел в этом году на 3 место с долей 13%. Китай никогда практически в Россию тягачи не поставлял. Мы ожидаем, что в дальнейшем доля будет расти», — рассказала г-жа Арабаджи.

«КАМАЗу» в будущем придётся потесниться. Но пока по результатам продаж 9 месяцев производитель удерживает лидерство среди популярных моделей. Чаще всего в стране покупали КамАЗ 43118 (6 070 штук) и 65115 (5 601 штука). На третьем месте модель «ГАЗон Next», чьи продажи упали на 46,7% (4 894 штуки).

Камаз-43118

Быстро набирающий темпы Shacman занял 4 и 5 строчки рейтинга с моделями SX3258 (2 570 штук) и SX3318 (2 506 штук).

За счёт такого активного продвижения производителей из Поднебесной на российский рынок даже изменилась статистика по дилерским и сервисным центрам за IV квартал 2022 года. Их число не сократилось, а наоборот выросло: + 54 дилерских центра и + 161 сервисный центр.

С прицепами поспокойней

Сегмент прицепной техники обошёлся без таких резких скачков цен и продаж, вероятно, потому, что китайские производители пока не имеют к нему отношения. Так что по сравнению с рынком грузовой техники здесь относительное затишье.

Цены за 9 месяцев выросли не так сильно, как на грузовики. Новые прицепы подорожали на 15,6%, подержанные — на 20%. Продажи новых прицепов падали только в апреле и мае. Сентябрь 2022 года даже отметился ростом в 5,5%. Продажи подержанных грузовиков в этом месяце и вовсе увеличились на 15,6%. Да и производство прицепов за 9 месяцев незначительно, но выросло на 1%, в то время как выпуск грузовой техники сократился на 16,8%.

Читать статью  Обзор Jetour X70 2018-2021 — технические характеристики и фото

Что роднит российский парк грузовиков и прицепов, так это солидный возраст техники. На 1 июля 2022 года в стране числилось 45,3% прицепов старше 20 лет. Всего парк составляет 1 136,9 тыс. единиц техники. Среди них больше прицепов с бортовым (370,7 тыс.), самосвальным (174,7 тыс.) и тентованным (135,8 тыс.) типами кузова.

В январе-августе 2020 г. ёмкость рынка новой прицепной техники сократилась на 3,1%.

В этом году рынок подержанной прицепной техники почти в 2 раза превысил рынок новой техники. Всего за 9 месяцев в РФ продали 49,2 тыс. штук б/у прицепов и 25,2 тыс. штук новых.

Рейтинг самых продаваемых брендов подержанных прицепов распределился следующим образом: Schmitz (8 776 штук), Krone (5 535 штук), «СЗАП» (2 911 штук), «Тонар» (2 487 штук), «Нефаз» (2 403 штуки), Koegel (2 330 штук). И замыкает топ-15 «ТСП» — 365 штук.

По продажам новых прицепов картина несколько иная. Лидерство уверенно держит «Тонар», чьих прицепов купили 3 902 единицы. На 2 месте находится Schmitz (1 863 прицепа), на 3-м — «Нефаз» (1 310 прицепов), на 4-м — Grunwald (917 прицепов), на 5-м — Krone (892 прицепа). На последней, 15-й, строчке рейтинга расположился «Новтрак», реализовавший на рынке 408 прицепов.

Немного о сельхозтехнике и прогнозах

Как отметила г-жа Арабаджи, агентствам доступны только лизинговые данные по сельскохозяйственной технике. Ключевые бренды сельхозтехники, названные экспертом, — «Беларус», RSM, «Кировец», John Deere и Massey Ferguson.

Их лизинг в 2022 году значительно сократился. Количество тракторов в договорах финансового лизинга, заключённых за 9 месяцев 2022 года, составило 6 тыс. штук. Это на 8,8% меньше, чем в 2021 году. Комбайны в лизинг брали ещё реже: 2,5 тыс. единиц против 3 тыс. единиц в прошлом году (-17,5%). Лизинг других видов сельхозтехники снизился на 9%.

беларус 1270

В заключение своего выступления директор НАПИ подчеркнула, что компании продолжат работать не в лучших условиях. Дефицит новой коммерческой техники весьма вероятен, а продавать будут преимущественно отечественные и китайские машины.

Однако прогнозу г-жи Арабаджи противоречит выступление другого спикера. Менеджер по работе с клиентами «Авито Авто» Роман Александров рассказал, что к октябрю 2022 года количество объявлений в разделе «Грузовики и спецтехника» увеличилось на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Эксперт также заявил, что потребители, возможно, ещё рано попрощались с зарубежной техникой.

«Мы в целом в динамике видим, и я обратную связь от рынка получаю, что логистические пути, параллельный импорт, серый импорт сейчас у нас активно развиваются. Учитывая общую динамику по постепенному росту количества контента, есть надежда на то, что часть брендов вернётся», — отметил г-н Александров.

Кто прав, конечно, станет известно со временем. Но пока в борьбу российских и китайских производителей в отсутствие других иностранных брендов, удалившихся с арены, верится больше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Крутой поворот: российский рынок грузовиков избежал кризиса

Камаз движется по трассе

Компании Scania и MAN решили уйти из России. Как ожидается, формальности будут выполнены в начале 2023 года. Таким образом, на рынке новых среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиков освободится ниша. Кто из автопроизводителей способен ее занять и каковы перспективы импортозамещения, выяснял «Профиль».

Баланс спроса и предложения

Информация о том, что Traton SE, принадлежащая Volkswagen Group, готовит к продаже российские активы (подразделения MAN и Scania), сенсацией не стала. После введения санкций все производители грузовых машин из «большой европейской семерки» (Scania, Volvo, MAN, DAF, Renault, Mercedes-Benz, Iveco) объявили о свертывании поставок и производства машин в России.

Как сообщил «Автостат», с января по май реализация машин этих брендов, за исключением Iveco, существенно снизилась: Volvo – на 22% (с 1664 до 1298), Scania – почти на 63% (с 2844 до 1058), Mercedes-Benz – на 42% (с 1544 до 898), MAN – на 66,5% (с 1866 до 625), DAF – на 62,4% (с 876 до 329), Renault – на 41% (с 366 до 215).

На фоне конкурентов лишь итальянская Iveco продемонстрировала рост в годовом выражении – на 36%. Правда, в абсолютных цифрах успех не впечатляет: продажи выросли с 181 до 246. В прошлом году компания реализовала 567 грузовиков, заняв примерно 0,5% рынка РФ. Уход таких игроков (о решении было объявлено в июле), как правило, не создает особых сложностей.

Другое дело – полный разрыв отношений со Scania, MAN, Volvo Trucks, Mercedes-Benz и DAF, на долю которых в общей сложности приходилось не менее четверти продаж новых машин. В настоящее время у российских перевозчиков в эксплуатации находится почти 390 тыс. грузовиков европейских брендов – около 15% парка.

Согласованный уход «большой семерки» из России, казалось бы, должен привести к дефициту, однако этого не произошло. С одной стороны, российские автопроизводители оперативно перестроились и сумели сохранить объемы выпуска своих грузовиков. С другой – китайские бренды Shaanxi, Howo и FAW активно осваивают ниши, оставленные европейцами. Благодаря этому в целом удается обеспечивать баланс спроса и предложения.

Особенности китайской экспансии

Худшего сценария удалось избежать, отмечает генеральный директор Ассоциации колесных транспортных средств, самоходной техники и дорожно-строительного оборудования Денис Кудрявцев. В марте положение казалось критическим: логистика нарушена, тендеры отменяются, автозаводам угрожает сокращение рабочих мест.

Для стабилизации ситуации в экономике, подвергшейся беспрецедентному санкционному давлению, правительство на 20% увеличило госрасходы. В частности, в первом пакете антикризисных мер, сформированном 11 марта, на эти цели было предусмотрено более 1 трлн руб. По словам главы Минфина Антона Силуанова, это был самый быстрый рост расходов за последние годы.

Уже в мае ситуация начала постепенно выравниваться. Свою роль сыграла господдержка отрасли. В частности, были увеличены объемы финансирования федеральных проектов и отдельных программ. Суммы скорректировали с учетом подорожавших автокомплектующих, и бюджетные средства перечислили раньше, напомнил Кудрявцев.

«С лета заводы, которые выпускают коммунальную технику, отмечают рост заказов на технику зимнего содержания дорог. Обычно сезон начинался в октябре, поскольку до госзаказчиков деньги доходили не раньше осени. В этом году закупки начались в июне», – подчеркнул Денис Кудрявцев.

Что касается компонентной базы, то автопроизводители либо ищут отечественные аналоги, либо импортируют из Китая. В приоритете полное импортозамещение и технический суверенитет. Например, в микроэлектронике блоки управления выпускают на российских предприятиях, но платы в них тайваньские, китайские, а до недавнего времени могли быть и японские, напомнил эксперт.

Отношение к китайской экспансии у Дениса Кудрявцева неоднозначное. Партнеры из Поднебесной завоевывают рынок России большими объемами поставок и низкими ценами. Если «КамАЗ» обойдется покупателю в 4–4,5 млн руб., то китайский грузовик может быть чуть ли не в полтора раза дешевле. Однако, как показывает опыт эксплуатации китайских машин, «через 1,5–2 года часто возникают сложности. Ремонтопригодность у российских автомобилей выше, запчасти дешевле, сервис доступнее», уверен Денис Кудрявцев.

Полное импортозамещение в производстве грузовиков – задача выполнимая. В качестве примера эксперт приводит ситуацию с колесными диски. Челябинский кузнечно-прессовый завод освоил их производство и сегодня готов полностью закрыть спрос на внутреннем рынке. Предприятие загружено заказами на 3–4 года вперед, уточнил Кудрявцев.

Предпочтение отечественным брендам

Президент «Меркатор Холдинг» Александр Белогорцев оценил перспективы импортозамещения спецтехники для содержания и обслуживания автодорог и городских территорий.

Пандемия коронавирусной инфекции привела к серьезному падению спроса на спецтехнику: предприятие в 2020 году сократило выпуск машин в два раза, до 350 единиц. Но в прошлом году потери отыграли. Восстановлению способствовал отложенный спрос. Компания сформировала портфель заказов даже больше, чем позволяли производственные мощности. Ограничения главным образом связаны с возможностями поставщиков.

В конце зимы – начале весны текущего года в бизнес-процессы вмешались антироссийские санкции. «Наша компания часть техники – машины для федеральных дорог – выпускала на шасси европейских производителей. Этот сегмент сейчас полностью меняется. Мы ищем решения с российскими заводами. Нужны тяжелые мощные машины, которые могли бы убирать большие объемы снега на высоких скоростях», – говорит Александр Белогорцев.

Собеседник «Профиля» отмечает, что с предложениями о сотрудничестве настойчиво «стучатся» китайцы. Правда, если КамАЗ готов идти навстречу, внося изменения в конструкцию машин с учетом специфики дорожной отрасли, а у европейцев был стандарт – какую машину просит заказчик, такую и получает, – то новые партнеры в этом отношении менее гибкие. Китайских производителей можно понять: сегодня российский рынок грузовиков поглощает буквально всё, значит, нет острой необходимости под кого-то подстраиваться. Тем более что по меркам мирового автопрома потребности у «Меркатора» весьма скромные. В 2023 году, по прогнозу Александра Белогорцева, компания продаст не менее 700 единиц спецтехники для уборки дорог и улиц.

Читать статью  Смотрим в четыре глаза лифтбека Skoda Octavia

Эксперт подчеркнул, что в свете последних событий покупатели отдают предпочтение отечественным брендам. Неслучайно на ежегодной выставке «Дороги и решения», состоявшейся в Калуге в середине сентября, вся линейка представленной продукции была на шасси КамАЗа. Европейцы из этого сегмента уже ушли, а китайцы еще не пришли.

Цена технологического суверенитета

Российские производители грузовой техники начали нести убытки от западных санкций задолго до осложнения геополитической ситуации в 2022 году. Первый удар приняла на себя «Группа ГАЗ», которая два года назад потеряла ведущего поставщика комплектующих для производства «Газель Next», напоминает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.

В свою очередь, шведская Quintus Technologies AB отказалась поставлять детали для пресса гидроэластичной штамповки, который использовался на Горьковском автозаводе с 2011 года. Сейчас «ГАЗ» может остаться без дизельных двигателей Cummins, автоматических коробок передач Allison и ZF, электроники Bosch.

Это подтверждает, сколь опасна в современном мире полная зависимость от западных вендоров. Вот почему КамАЗ, начавший выпуск отечественных комплектующих – аналогов импортных запчастей – в 2021 году, сейчас демонстрирует большую устойчивость к санкциям, считает Алексей Тузов.

Впрочем, подстелить соломку завод успел не везде. Так, сборка 12-ступенчатой автоматической коробки Traxon стартовала на заводе в Набережных Челнах, но уровень локализации пока не превышает 24%. После приостановки партнерства с западными брендами предприятию пришлось искать альтернативных поставщиков автокомпонентов.

По словам эксперта, задачу удалось решить во втором квартале 2022 года, хотя в ряде случаев производственные планы и были скорректированы в меньшую сторону. В частности, автозавод «Урал» из-за дефицита комплектующих объявил о сокращении выпуска грузовиков на 11%. Завод решил создать собственное производство ведущих мостов и передних осей.

«На российских автозаводах зависимость от импортных комплектующих сегодня варьируется от 20% до 100%, но производителям грузовой техники проще найти альтернативу или наладить собственное производство запчастей», – уверен Алексей Тузов.

Стратегия развития отечественного автопрома до 2035 года подразумевает локализацию производства на уровне не менее 80%. Инвестиции в создание предприятий, выпускающих комплектующие, и в НИОКРы (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) составят примерно 2,7 трлн руб. И это нельзя считать чрезмерной ценой за технологический суверенитет ключевой отрасли экономики.

Рынок грузовиков и автобусов РФ–2020: итоги продаж за год

В январе традиционно выходят в свет аналитические обзоры рынков — первые итоги уходящего года. Исследования отечественного рынка грузовых автомобилей подтверждают, что многие эксперты оказались правы, составляя пессимистичные прогнозы. По данным «АВТОСТАТ», продажи новых грузовиков в 2021 году составили 80,7 тыс. единиц. В 2021 году этот показатель был на 2% выше. Из статьи вы узнаете, как менялся рынок в течение двух полугодий, с какими результатами завершился 2021 год и что ожидают эксперты от года текущего.

обзор российского рынка грузовых автомобилей 2019

Минус 2% уже с I квартала

По данным «Автостат Инфо», по истечении 2021 года, в РФ было реализовано 80,7 тыс. единицы грузового автотранспорта. Спад по сравнению с объемом продаж 2021 года составил 2%. При этом сегмент отечественных грузовиков за отчетный период подрос на 10%. Поэтому падение рынка объясняется тем, что заметно просел сегмент импортных грузовых авто. Так, в январе-марте 2021 года было реализовано 6 890 штук иномарок, что на 15,5% меньше, чем в аналогичный период 2018 года. На долю грузовиков российского производства пришлось 59,8%, импортных – 40,2%.

В I квартале, как и прежде, лидировал «КАМАЗ». За год было куплено 27,6 тыс. машин этой марки. Отечественная машиностроительная компания ежегодно демонстрирует рост: по сравнению с 2021 годом, «КАМАЗ» прибавил к своему объему продаж 15,7%. Вторым номером в рейтинге брендов идет марка «ГАЗ». Горьковский производитель улучшил показатели продаж по сравнению с 2018 годом на 5,9% %. На третьей позиции – шведский бренд Volvo. За прошлый год было продано 5,7 тыс. машин (-10%). Четвертую строчку занимает Scania (5,6 тыс. шт.; -16%). Пятое место за брендом MAN (5 тыс. шт.; -1,5%).

В рейтинге самых продаваемых моделей на лидирующей позиции, как и в 2021 году -KAMAZ 43118, продажи этой модели составили 6,8 тыс. единиц (+3,3%). Второе место также остается за моделью GAZ Gazon Next (+4,6%). На третье строчке рейтинга моделей стоит КАМАZ 65115, прибавивший 10,9%. На четвертом месте еще одна модель марки KAMAZ 5490 (+6,7%) и замыкает пятерку Mercedes-Benz Actros (-12,4%). По итогам прошлого года самой популярной моделью стала KAMAZ 65115 (+10,9%), а самый большой спад наблюдался у Volvo FH (-17,6%).

Читайте также: Камаз 5511/ Технические характеристики: параметры двигателя, трансмиссия и сцепление

Рынок новых автобусов сократился на 5%

после роста на протяжении четырёх лет сегмент новых автобусов в России показал падение на 5% по сравнению с результатами 2021 года. Объём рынка (без учета LCV) составил 13,2 тыс. единиц.

Источник фото: gruzovoy.ruВ декабре 2021 г. в России было продано 1 710 новых автобусов (-2%)

Наиболее популярным брендом среди покупателей оказался ПАЗ. Было реализовано 6 348 ед. техники (-21%), что составляет 48% в общем объёме продаж. Вторым по востребованности оказался ЛИАЗ: в рассматриваемый период было реализовано 2 514 автобусов этой марки, что на 56% больше, чем в 2021 году. В ТОП-3 вошёл также НЕФАЗ с результатом 1 551 шт. (+47%). На четвёртой строчке рейтинга — белорусский МАЗ (693 ед.; +49%), а замыкает пятёрку российский КАВЗ (423 ед.; -0,2%).

Стоит отметить, что половина брендов, которые по итогам 2020 года вошли в десятку, показала хороший рост — от +21% (КАМАЗ) до +56% (ЛИАЗ). Однако вторая половина компаний продемонстрировала снижение, в основном также выразившееся двузначными числами. Самое сильное падение произошло у китайского Yutong (-54%).

Наибольшим спросом среди всех автобусов в 2021 году пользовались модели Павловского завода — ПАЗ-3205 (3 168 ед.) и ПАЗ-3204 (1 967 ед.). На третьей строчке рейтинга — низкопольный автобус ЛИАЗ-5292 (1 758 шт.). В ТОП-5 вошли также низкопольный НЕФАЗ-5299 (1 551 ед.) и ПАЗ-4234 (963 ед.). Остальные модели разошлись в количестве менее 400 штук.

Российские производители в плюсе

Эксперты считают, что снижение продаж импортных грузовиков объясняется, как ситуацией, сложившейся в экономике РФ, так и финансовой господдержкой отечественных производителей. Как о, их уверенность в завтрашнем дне подкреплена еще и расширением модельного ряда. К примеру, не так давно на рынок была внедрена новая модель KAMAZ 5490 Neo. Это позволило отечественному гиганту не только сохранить уровень продаж 2021 года, но и прибавить в 2019 году, упрочив свои позиции на рынке.

Что касается другого лидера отечественного грузового машиностроения – ГАЗ, то сохранить свои позиции на рынке заводу помогли среднетоннажные грузовики. Увеличение продаж на Горьковском автозаводе объясняют ростом популярности GAZ Gazon Next и растущим спросом на GAZ Gazon Next 10. По мнению специалистов завода, в новом году не следует ожидать каких-либо резких изменений на рынке: стагнация или падение на 2-3%. В то же время российские производители грузового автотранспорта планируют укрепить свои позиции, благодаря обновлению модельных линеек.

Рынок коммерческих автомобилей в 2021 году: снижение, но не обвал

Пандемия, кризисы в экономике, неблагоприятные политические события — все это не предвещало рынку коммерческого транспорта в нашей стране ничего хорошего. Многие прогнозы обещали чуть ли не двукратное падение продаж. К счастью, сбыться им не удалось. По данным агентства Автостат, никакого обвала не произошло, а налицо лишь очередная, пусть и немалая, просадка рынка.

Продажи новых грузовиков (массой более 3,5 т), шт
Марка 2020 2019 %
КАМАЗ 27 768 27 610 0,6
ГАЗ 6 820 8 867 –23,1
Scania 4 924 5 621 –12,4
Volvo 4 486 5 655 –20,7
Урал 4 067 3 196 27,3
MAN 3 833 5 015 –23,6
МАЗ 3 729 3 847 –3,1
Mercedes 3 381 4 132 –18,2
Isuzu 2 632 3 077 –14,5
DAF 1 698 2 584 –34,3
Shacman 1 698 1 391 22,1
Hyundai 1 232 1 168 5,5
НефАЗ 1 112 1 040 6,9
Hino 1 093 1 199 –8,8
САЗ 933 964 –3,2
IVECO 853 1 313 –35,0
Renault 846 1 218 –30,5
Jac 698 502 39,0
Faw 688 394 74,6
Fuso 686 510 34,5
Howo 470 464 1,3
Ford 447 288 55,2
Foton 232 199 16,6
XCMG 126 83 51,8
Daewoo 84 65 29,2
Другие 244 243 0,4
Всего 74 780 80 645 –7,3

Сильнее всего она отразилась на продажах тяжелых грузовиков: в 2020 году они снизились на 7,3% по сравнению с 2019-м. При этом у лидера рынка, компании КАМАЗ, продажи не то что не упали, а даже слегка выросли — на 0,6%. Первенствует в его гамме по-прежнему полноприводник модели 43118. Но если его продажи все же немного снизились (на 4,4%, или на 300 машин), то тягачи-КАМАксоры модели 5490, занимающие второе место, уверенно прибавили 6,3% по сравнению с прошлым годом.

Продажи новых грузовиков по моделям, шт
Модель 2020 2019 %
КАМАЗ-43118 6 485 6 785 –4,4
КАМАЗ-5490 5 592 5 259 6,3
Газон Next 4 966 6 031 –17,7
КАМАЗ-65115 4 682 5 263 –11,0
КАМАЗ-6520 3 227 2 715 18,9
Volvo FH 3 008 3 709 –18,9
Mercedes Actros 2 892 2 853 1,4
Scania R 2 090 1 984 5,3
MAN TGS 1 755 2 172 –19,2
MAN TGX 1 667 2 556 –34,8
DAF XF 1 596 2 476 –35,5
Volvo FM 1 456 1 929 –24,5
Scania G 1 315 1 819 –27,7
Scania P 1 293 1 722 –24,9
ГАЗ-3308 1 221 1 931 –36,8
Урал-4320 1 115 1 480 –24,7
Hyundai HD 78 1 077 1 021 5,5
Урал Next 980 287 241,5
НефАЗ-4514 894 764 17,0
Isuzu NPR 891 968 –8,0
Shacman SX3258 883 0
КАМАЗ-43253 865 961 –10,0
КАМАЗ-53605 851 1 159 –26,6
МАЗ-6312 806 834 –3,4
КАМАЗ-6580 762 459 66,0
Другие 22 411 23 508 –4,7
Всего 74 780 80 645 –7,3
Читать статью  Первые автоновинки 2023 года. Их уже можно купить в России

Ну а самый серьезный рост показал миасский Урал: продажи выросли сразу на 27,3%. Причем если классическое семейство 4320 в продажах просело почти на четверть (с 1480 экземпляров в 2019-м до 1115 в 2020-м), то автомобили семейства Next продемонстрировали буквально взрывной рост: если в 2021 году их было продано всего 287 штук, то в прошлом — почти тысяча.

А вот ГАЗ, наоборот, потерял очень много: в 2021 году ему удалось реализовать лишь 6820 грузовиков против почти девяти тысяч штук в 2019-м. При этом основная часть продаж приходится на Газон Next, который потерял за год 17,7%. Впрочем, возможно, в нынешнем году ситуацию Горьковского завода улучшит новый Валдай, о котором мы недавно подробно рассказывали.

Грузовики европейских марок на рынке РФ, шт
Марка 2020 2019 %
Scania 4 924 5 621 –12,4
Volvo 4 486 5 655 –20,7
MAN 3 833 5 015 –23,6
Mercedes 3 381 4 132 –18,2
DAF 1 698 2 584 –34,3
IVECO 853 1 313 –35,0
Renault 846 1 218 –30,5

А вот европейцам на нашем рынке нелегко. Среди представителей «большой семерки» борьба явно шла не за то, кто больше прибавит, а за минимизацию потерь — серьезно потеряли все. Наименее плачевно дела обстоят у шведов: Scania и Volvo потеряли соответственно 12,4% и 20,7% рынка и заняли первое и второе места среди западных производителей. Ну а больше всех просели продажи у таких марок, как DAF, IVECO и Renault.

Продажи новых легких коммерческих автомобилей, шт
Марка 2020 2019 %
ГАЗ 44 481 50 704 –12,3
УАЗ 14 531 17 320 –16,1
Ford 13 970 13 000 7,5
Лада 12 610 11 090 13,7
Volkswagen 4 129 5 709 –27,7
Peugeot 3 362 3 133 7,3
Mercedes 3 225 3 323 –2,9
Hyundai 2 378 2 663 –10,7
Citroen 2 270 1 980 14,6
Fiat 1 250 1 067 17,2
Другие 2 105 2 216 –5,0
Всего 104 311 112 205 –7,0

Рынок легких коммерческих автомобилей просел чуть меньше, чем у тяжеловозов: потеря относительно прошлого года составила семь процентов. Лидером здесь по-прежнему является ГАЗ, продажи у которого, впрочем, упали на 12,3%. Газель Next продолжает безоговорочно лидировать, но и она в 2021 году показала снижение на 14,7% — а это целых 4316 машин.

Второе место занял УАЗ — в основном благодаря обилию моделей в гамме, ведь ни одна из них не поднялась выше пятого места в общей статистике. Собственно, на нем обосновалась грузопассажирская версия «буханки» с индексом 3909, продажи которой в прошлом году снизились на 10%. Что же до новой полуторки УАЗ-Профи, то ее продажи буксуют, так же как и заднеприводные версии этого грузовичка на бездорожье: они упали на 31,6%, или 1122 машины.

Продажи новых легких коммерческих автомобилей по моделям, шт
Модель 2020 2019 %
Газель Next 25 017 29 333 –14,7
Ford Transit 13 867 12 618 9,9
Лада Ларгус 10 904 9 260 17,8
ГАЗ-3302 10 318 10 756 –4,1
УАЗ-3909 7 356 8 176 –10,0
ГАЗ-2752 3 734 3 572 4,5
УАЗ-Профи 2 424 3 546 –31,6
ГАЗ-3221 1 799 3 027 –40,6
УАЗ-2206 1 779 2 085 –14,7
Mercedes V-Class 1 692 1 548 9,3
Другие 25 421 28 284 –10,1
Всего 104 311 112 205 –7,0

На этом фоне удивительный рост демонстрирует Ford, который умудрился в 2021 году продать почти на тысячу машин больше, чем в 2019-м. При этом Transit, прибавив целых 10% относительно прошлого года, уверенно опередил не только старые Газели, но и вазовский «каблучок» Ларгус, продажи которого, кстати, тоже неслабо выросли.

Читайте также: Тентованный УАЗ 469: подробное описание

Продажи новых автобусов, шт
Марка 2020 2019 %
ПАЗ 6 348 8 049 –21,1
ЛиАЗ 2 514 1 610 56,1
НефАЗ 1 551 1 053 47,3
МАЗ 693 466 48,7
КАвЗ 423 424 –0,2
Volgabus 311 401 –22,4
Yuotong 274 590 –53,6
КАМАЗ 205 170 20,6
Higer 164 257 –36,2
MAN 134 98 36,7
Другие 548 715 –23,4
Всего 13 165 13 833 –4,8

Ну а самое небольшое снижение показал российский рынок автобусов: он потерял 4,8% относительно результатов 2021 года. Первенствуют представители Группы ГАЗ. ПАЗ потихоньку теряет позиции (минус 21,1% относительно 2021 года), но благодаря массовым и недорогим моделям 3205 и 3204 сохраняет лидерство. ЛиАЗ, напротив, благодаря поставкам в города страны, увеличил продажи более чем наполовину. Похожие результаты в процентах демонстрирует и дочерний НефАЗ, занимающий третью строчку. Прибавил и белорусский МАЗ: в прошлом году было реализовано почти 700 автобусов этой марки.

Продажи новых автобусов по моделям, шт
Модель 2020 2019 %
ПАЗ-3205 3 168 3 604 –12,1
ПАЗ-3204 1 967 2 700 –27,1
ЛиАЗ-5292 1 758 718 144,8
НефАЗ-5299 1 551 1 053 47,3
ПАЗ-4234 963 1 193 –19,3
ЛиАЗ-4292 368 238 54,6
КАвЗ-4238 242 316 –23,4
МАЗ-203 241 44 447,7
ЛиАЗ-6213 235 382 –38,5
КАМАЗ-6282 205 170 20,6
Другие 2 467 3 415 –27,8
Всего 13 165 13 833 –4,8

Успехи иностранцев куда скромнее. У китайцев продажи серьезно просели, а среди европейцев в десятку лучших попал только MAN — и то благодаря объемному контракту для Мосгортранса, который был заключен еще в 2021 году.

Магистральный тягач экономику не вывезет

По мнению экспертов, падение в сегменте импортных грузовиков случилось в результате снижения спроса на магистральные тягачи. Это серьезный фактор, поскольку на долю этого транспорта приходится 80% всех грузоперевозок. А показатели рынка коммерческих автомобилей находятся в прямой зависимости от показателей рынка автомобильных грузоперевозок. Сегодня крупные торговые сети заметно снизили активность, следовательно, упали перевозки. Эксперты прогнозируют, что и в 2021 году снижение деловой активности, повлияет на уровень продаж в сегменте магистральных тягачей.

Еще одной причиной падения спроса на фуры специалисты называют отмену программы господдержки по лизингу авто, предусматривающей прямые скидки. Стоит напомнить, что с 2021 года ряд лизинговых компаний не получит возмещение скидок, что в свою очередь повлечет удорожание лизинговых ставок. Сложилась ситуация, когда бизнесу не доступно обновление собственного автопарка и для его сохранения предпринимателям приходится выполнять капремонты, приобретать б/у технику. Эти факторы могут стать причинами дальнейшего падения рынка грузовых машин.

Рынок новых грузовых автомобилей

Среди региональных рынков новой грузовой техники лидером по финансовым результатам стала Московская область, где по итогам четырех месяцев 2021 г. продажи в денежном выражении составили 19,1 млрд руб. Емкость рынков Москвы и Республики Татарстан, которые также вошли в тройку лидеров, составила 15,5 млрд руб. и 15,1 млрд руб. соответственно.

В девяти регионах из ТОР-10 сохранилась положительная динамика финансовой емкости. Это обусловлено увеличением средневзвешенной цены и продаж новых грузовиков в данных регионах. В Ханты-Мансийском автономном округе сокращение спроса и средневзвешенной цены привело к отрицательной динамике финансовых результатов.

Средневзвешенные цены и финансовая емкость рынка новых грузовых автомобилей, ТОР-10 регионов, январь-апрель 2021 г.

Регион Средневзвешенная цена, руб. Динамика, 2021/2020 гг., % Емкость, млн руб. Динамика, 2021/2020 гг., %
Московская область 7 435 295 5,2 19 101 53,0
Москва 7 048 472 10,2 15 450 54,0
Татарстан Республика 7 433 194 26,5 15 052 102,1
Санкт-Петербург 7 699 856 1,9 8 385 64,6
Ханты-Мансийский АО 6 484 393 -4,8 7 418 -26,0
Нижегородская область 6 436 529 5,2 6 855 94,1
Смоленская область 9 908 000 14,8 5 975 46,1
Челябинская область 6 291 392 13,5 5 348 49,1
Красноярский край 7 676 928 20,1 5 090 69,4
Краснодарский край 6 582 959 8,0 4 740 50,7

Источник: Russian Automotive Market Research

В отчетном периоде лучший финансовый результат принадлежал бренду KAMAZ. Продажи новых грузовиков KAMAZ в денежном выражении составили 60,8 млрд руб. Далее следует бренд SCANIA, продажи автомобилей которого в денежном выражении составили 23,4 млрд руб. Также в первую тройку вошел бренд VOLVO с финансовым результатом 22,5 млрд руб.

Девять брендов из первой десятки сохранили положительную динамику финансовой емкости не только из-за роста средневзвешенной цены, но и за счет увеличения продаж. У ISUZU, продажи которого сократились на 34,1%, финансовые результаты показали отрицательную динамику.

Средневзвешенные цены и финансовая емкость рынка новых грузовых автомобилей, ТОР-10 брендов, январь-апрель 2021 г.

Бренд Средневзвешенная цена, руб. Динамика, 2021/2020 гг., % Емкость, млн руб. Динамика, 2021/2020 гг., %
KAMAZ 5 488 702 4,2 60 798 45,9
SCANIA 11 139 252 2,6 23 437 73,9
VOLVO 12 863 082 12,7 22 536 16,2
MAN 10 040 953 5,9 15 825 27,0
MERCEDES-BENZ 11 730 632 3,3 13 432 14,9
GAZ 3 195 558 16,5 9 999 50,1
MAZ 5 046 354 2,5 9 563 101,5
URAL 4 882 346 3,2 7 699 24,0
DAF 8 532 606 20,6 6 587 58,6
ISUZU 5 930 742 18,0 3 131 -22,2

Источник: Russian Automotive Market Research

Источник https://igrader.ru/cargo/rynok-kommercheskogo-transporta-v-oktyabre-2022/

Источник https://profile.ru/cars/krutoj-povorot-rossijskij-rynok-gruzovikov-izbezhal-krizisa-1165546/

Источник https://gto-avto.ru/gruzovik/rynok-gruzovyh-avtomobilej-v-rossii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: