«Словно жестяное ведро с камнями гремит», или Когда подвеска становится драгоценной
«Что, если на скорости шаровую вырвет?» — это, пожалуй, один из главных страхов автомобилистов. Сразу представляются вывернутое колесо, глубокие царапины на асфальте, тормозной след, ведущий на встречку или в кювет. Учитывая, что немало белорусов по-прежнему отдает предпочтение бэушному премиум-классу, а многие машины ездят без пройденного техосмотра, то риск попасть в подобную ситуацию возрастает. По словам специалистов, существует ряд моделей с особенностями конструкции, где «шаровая не стучит, а ее вырывает сразу». Сотрудники небольшой минской компании, разработавшие уникальную технологию восстановления элементов подвески, рассказывают о проблемных автомобилях, способах диагностики неисправности и преимуществах/недостатках методов восстановления.
Что значат эти пугающие слова: «шаровая», «рулевой наконечник», «сайлент-блок»?
Прежде чем говорить о проблеме, нужно договориться о терминах. Что означают «шаровая опора», «сайлент-блок», «рулевой наконечник» и прочие пугающие термины из лексикона автослесарей, представляют немногие современные автовладельцы.
С другой стороны, этого и не надо! Пускай лучше диагностикой и ремонтом занимаются специалисты, а не любители.
— Рычаг подвески — это нога, а шаровая опора — тазобедренный сустав, — проводят аналогию наши собеседники — специалисты минской компании, которая около десяти лет занимается восстановлением рычагов подвески. — Шаровая служит для связи подвижных элементов подвески с колесным узлом. Это позволяет обеспечить свободу движения в разных направлениях в определенном диапазоне.
Продолжим сравнение: если нога здорова и хорошо работает, то человек с легкостью подфутболит мяч, перепрыгнет ямку, наконец, выжмет педаль тормоза. Но иногда тазобедренный сустав хрустит, болит и его вообще можно вывихнуть.
Шаровый палец
Рычаг подвески
Пластиковый вкладыш
Чем сложнее подвеска, тем легче управлять автомобилем, тем плавнее ход и комфортнее пассажирам. Есть даже журналистский штамп, применяемый в тест-драйвах: «подвеска проглатывает дорожные неровности». Ключевая заслуга в этом — рычагов, шаровых опор и сайлент-блоков.
Однако за все надо платить. Если в широко применяемой производителями подвеске MacPherson шаровых опор, как и рычагов, две — по одной на каждую сторону, то в многорычажке их может быть восемь и более.
Подвеска MacPherson
«Получается как у многоножки, которая опирается на большое количество конечностей, а тело при быстром движении остается в одном положении по отношению к поверхности»
— Многорычажный тип подвески используется в основном в премиум-классе — автомобилях Audi, BMW, Mercedes, Porsche, Bentley и др., — перечисляет учредитель компании Сергей Качановский. — При несомненных плюсах многорычажка требует внимания — квалифицированной диагностики и обслуживания. Ведь чем больше рычагов, тем больше сайлент-блоков, шаровых и так далее.
А поскольку у нас часто приобретаются бэушные машины, ресурс подвески которых практически исчерпан, то бремя обслуживания ложится на плечи нового владельца.
Хорошо, если водитель прислушивается к посторонним звукам и готов инвестировать в ремонт. А если нет?
«Владелец Mercedes прицепил iPhone к рычагу и поехал. »
По словам специалистов, определить неисправность подвески может сам автомобилист. Конечно, симптомы могут быть неявными и плавающими, но в дальнейшем они будут усугубляться. «Практически любой посторонний звук и плохая управляемость могут свидетельствовать о проблемах с подвеской, — подчеркивает инженер компании Юрий Дивин. — Например, если расшатана шаровая опора, то при проезде дорожных неровностей или „спящего полицейского“ будет раздаваться глухой стук по кузову. Впоследствии он станет слышен все чаще и более отчетливо. Уже не поможет увеличение громкости магнитолы и прочие средства самоуспокоения. В конце концов возникнет ощущение, что гремит жестяное ведро с камнями».
Симптом | Возможная причина |
Стук | Неисправность шаровой опоры, рулевого наконечника, стойки и втулок стабилизатора, сайлент-блока или амортизаторов |
Скрип | Неисправность шаровой опоры, рулевого наконечника, сайлент-блока, пружин |
Хруст | Неисправность ШРУСа, шаровой опоры, рулевого наконечника, опорного подшипника |
Машину на дороге ведет в сторону | Неисправность рулевой тяги, рулевого наконечника, шаровой опоры |
Автомобиль при движении раскачивается | Неисправность амортизатора, стойки и втулок стабилизатора |
Непроизвольно меняется траектория | Наличие люфтов в шаровых опорах и рулевом управлении |
Сложно «поймать» автомобиль на скорости (проблемы при управлении) | Неисправности рулевого наконечника, тяги или шаровой опоры |
Неравномерный износ шин | Не отрегулирован сход-развал подвески, люфт в шаровой опоре или рулевом наконечнике |
Поставить диагноз знающие водители могут самостоятельно. Однако описывать способы не станем, чтобы не провоцировать нехорошие последствия.
— К нам как-то приезжал владелец Mercedes, придумавший оригинальный метод определения неисправности подвески, — вспоминают специалисты. — На одной из СТО ему сообщили, что, возможно, имеется проблема с одним из рычагов. Он решил проверить и не придумал ничего лучше, как прицепить к рычагу свой iPhone, включить камеру и проехать. Что произошло потом, объяснять, думается, не надо. Дорогой смартфон разбит, неисправность не выявлена. Курьез в том, что проблема была не с шаровой, а со стойкой стабилизатора. Неисправность устранили, а вот диагностика получилась дорогой.
Onliner рекомендует
Apple iOS, экран 6.1″ IPS (828×1792), Apple A12 Bionic, ОЗУ 3 ГБ, флэш-память 64 ГБ, камера 12 Мп, аккумулятор 2942 мАч, 1 SIM
Apple iOS, экран 5.8″ AMOLED (1125×2436), Apple A12 Bionic, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, камера 12 Мп, аккумулятор 2658 мАч, 1 SIM
Apple iOS, экран 4.7″ IPS (750×1334), Apple A11 Bionic, ОЗУ 2 ГБ, флэш-память 64 ГБ, камера 12 Мп, аккумулятор 1820 мАч, 1 SIM
При любых сомнениях сотрудники СТО советуют проводить диагностику подвески. На ряде сервисов эта услуга сейчас бесплатная.
— Это как в медицине. Иногда четкого диагноза нет. Боль в области грудной клетки слева вовсе не означает, что проблема кардиологического профиля, — вновь обращается к медицинской аналогии Юрий Дивин. — Только специалист выяснит, что это — болезнь позвоночника или невралгия.
Наши собеседники признают, что сфера обслуживания автомобилей в некоторой степени дискредитирована некомпетентными мастерами, которые предпочитают действовать методом исключения: а давайте поменяем шаровую, сайлент-блок, рулевой наконечник. Так продолжается до тех пор, пока звук не исчезнет или не лопнет терпение автовладельца.
— Однажды к нам обратился владелец Audi A8 (в кузове D3), который этот и прежние автомобили обслуживал на одном сервисе в течение десяти лет, — вспоминает очередной случай Сергей Качановский. — Ранее он восстанавливал у нас рычаги и шаровые опоры. Слесари рекомендовали приобрести новые стоимостью около 1600 рублей. Прежде чем совершить дорогую покупку, автомобилист приехал к нам. Быстрый осмотр показал: требуют замены две центральные втулки переднего стабилизатора. Мы установили новые резинки, общая стоимость которых составила 10 рублей. Через 5 минут водитель вернулся со словами: «Ребята, вам плюсик в карму. Стук исчез!»
Поэтому в сложных случаях специалисты рекомендуют диагностировать машину на нескольких сервисах. Приметой квалифицированного подхода может быть диагностика неисправности в транспортном положении автомобиля, то есть когда он находится не на подъемнике (все элементы «растянуты», пружины подвески и амортизаторы нагружены), а на смотровой яме.
Еще один выход — найти грамотного специалиста, который занимается регулировкой схода-развала. Или же регулярно проходить техосмотр, хотя сейчас это непопулярно.
Конструкция устроена так, что сама вырывает шаровый палец
— Это восстановленный рычаг Tesla, — демонстрирует важнейший элемент подвески Сергей Качановский. — Был значительный люфт в шаровой опоре и плавающем сайлент-блоке, а также разорвана гидроопора. Все восстановили, изготовили новый сайлент-блок, теперь рычаг как новый.
Стук в передней подвеске на мелких кочках: причины и возможные поломки. Ремонт автомобиля
Автолюбители, а особенно начинающие, боятся любых посторонних звуков при работе или движении автомобиля. Часто при движении может появляться непонятный стук передней подвески на мелких кочках на разной скорости. Неопытные автомобилисты сразу же едут на СТО, чтобы решить проблемы, но специалисты в большинстве случаев после проведения диагностики ходовой части ничего не находят. Но стук остается, и с этим необходимо что-то делать. Не стоит спешить покупать новые детали для ходовой части. Вполне может быть, что причина этого стука – сущая мелочь, пустяк. Попробуем разобраться в этом вопросе, ведь цена передней подвески вполне серьезная (ремонт обходится в сумму до 500-1000 долларов), поэтому так важно найти причину самостоятельно.
Общие причины
Звуки могут появиться из-за дефекта рычагов системы подвески.
Часто виновниками являются сайлентблоки. В результате автомобиль плохо управляется. Также стучать может по причине потери упругости пружины, которая работает в передней подвеске.
Как проверить сайлентблоки?
Для диагностики будет необходима плоская монтировка. Она позволит определить, как сильно изношены эти детали. С помощью монтировки рычаг будет перемещаться в продольном и поперечном направлении. Если есть люфт или повреждения, тогда в стуке виноваты именно сайлентблоки передней подвески.
Иногда рычаги могут быть разборными. Тогда можно выполнить замену сайлентблоком. Для этого демонтируется рычаг, а затем при помощи специальной оправки деталь выдавливается наружу. Новый сайлентблок желательно смазать перед монтажом. Посадочная поверхность также должна быть очищена. После установки стуки должны прекратиться.
Рулевое управление
Даже для опытных сервисных инженеров многочисленных автосервисов найти причину посторонних стуков – серьезная проблема. Многие сразу рекомендуют заменить амортизаторную стойку. Вот она, новая, стоит на машине, а непонятный стук в передней подвеске на мелких кочках никуда не делся. Автовладелец едет в другой сервис, но там ему предлагают заменить опорный подшипник, но и после этого стук не исчезает.
При проведении диагностики передней подвески опытные автовладельцы начинают проверку именно с рулевой системы.
Зачастую стучать может рулевая рейка, а звук легко спутать с тем, как стучит стойка амортизатора. Если он слышится на мелкой гравийной дороге, тогда это однозначно неисправности рулевой рейки. При этом звуки будут слышны лишь с одной стороны. Кроме стука, можно ощутить вибрации на рулевом колесе.
Основные причины вибрации в рулевой
Среди популярных причин, которые вызывают мелкий стук в передней подвеске на мелких кочках, выделяют большой зазор между рулевой рейкой и шестерней. Это результат износа. Чтобы поставить точный диагноз, рекомендуется подергать рулевые тяги вверх-вниз. При этом внимательно наблюдать за движением тяги. Если она не будет двигаться, тогда с ней все хорошо. Если же тяга будет болтаться, то, скорее всего, здесь износ втулок.
Если рейка поворачивается, то точный диагноз – большой зазор в зацеплении. Но эту проблему легко устранить при помощи подтяжки этой самой рейки. Также, дергая рулевую тягу, можно заметить и разбитые или слишком изношенные втулки крепления рулевых тяг к рулевой рейке.
Еще одна возможная причина стука – рулевой шарнир. Для проверки этой гипотезы двумя руками справиться будет достаточно трудно. Понадобится помощь друга. Помощник должен очень быстро и резко вращать рулевой колесо, а автовладелец — взяться за шарнир таким образом, чтобы удерживать сам шарнир, корпус его и палец. Если есть износ, то можно ощутить люфт. Тогда ремонт подвески в ближайшем будущем будет не нужен, а купить и заменить придется лишь втулку шарнира.
Верхняя опора стойки
Это также может вызвать стук в передней подвеске на мелких кочках. На автомобильных форумах тема, посвященная этому стуку, очень популярна. Причины у всех различные. В ходе попыток борьбы с этим надоедливым звуком автовладельцы перебирают всю подвеску, но зачастую стук остается.
Одна из возможных причин – верхняя опора стойки. Она состоит из резиновой детали в качестве демпфера и подшипника. Если этот резиновый элемент потерял свою упругость, тогда это и есть причина этого постороннего стука, с которым борются все водители. Для того чтобы точно узнать, так ли это, замеряют зазор между ограничителем и опорой. В большинстве автомобилей это сделать просто, но в некоторых моделях данный узел может быть закрыт. Если замеры показывают, что зазор более 10 мм, тогда опору необходимо срочно заменить. Однако этот зазор не всегда равномерный. Ориентироваться при измерении рекомендуют на среднюю цифру. Стоит тщательно проверить эту опору: на многих автомобилях этот звук проявляется лишь с одной стороны.
Причина стука
Почему стучит? Здесь на первый взгляд металлические детали не могут соударяться. Однако гидравлическая система амортизаторов плохо гасит резкие, но короткие перемещения штока. Эту функцию выполняют резиновые опоры, которые должны обладать необходимым уровнем упругости. Если опоры слишком вытянулись, тогда они неминуемо потеряли свою энергоемкость. Они хуже обрабатывают удары и отдают их на кузов авто возмущенным глухим стуком.
Изношенный подшипник опоры
Эти звуки проявляются таким же образом, как и при неупругом демпфере, но они более резкие и гораздо звонче. Для того чтобы поставить точный диагноз в этом случае, необходимо снимать стойку. При этом рекомендуется учесть одну достаточно интересную особенность, которая присуща таким поломкам: износ подшипника всегда неравномерный. Так, максимальный износ — там, где он постоянно расположен, когда машина едет прямо. Если после поворота руля стук на время пропадает, тогда это точно опорный подшипник.
Также есть еще один способ диагностики. Он достаточно старый, но эффективный. Снова понадобится помощник. Второй человек должен раскачивать машину вверх и вниз. Водитель должен в это время прощупывать рукой шток амортизаторной стойки. Стук передастся на этот шток.
Если сравнить эти стуки в передней подвеске при повороте колес на разные углы, то можно сделать некоторые выводы о том, в каком состоянии находится опорный подшипник.
Еще одна возможная причина – слабая затяжка гайки на верхней опоре, иногда бывает и так.
Шаровая опора
На автомобильных форумах, в темах, посвященных этому стуку, обсуждаются самые разные причины стука в передней подвеске. Шаровые опоры – одна из популярных причин. Можно сказать даже больше – это классика среди всех возможных источников посторонних стуков.
Но здесь есть одна особенность. На переднеприводных авто стуки от шаровых опор – это большая редкость. Он больше характерен для классических моделей ВАЗа.
Так, изношенный шарнир может вызывать резкие биения при пересечении небольших неровностей дороги. Диагностировать эту неисправность достаточно легко – дергают переднее колесо в направлении поперек. Естественно, для этого желательно приподнять машину. Начинающие могут спутать люфт в шаровой опоре с движениями подшипника ступицы. В этом случае помощник должен перед дерганием колеса зажать тормоз, это исключит люфт ступицы.
Иногда посторонний стук может быть вызван настоящим пустяком — проверяйте резиновые пыльники. Шарниры не могут жить долго, если защитный чехол порван.
Стойка
Очень часто стук в передней подвеске на мелких кочках приписывают именно этому узлу. В реальности источником стуков стойка бывает в очень и очень редких случаях. Но проверить стоит, ведь это очень важный узел.
Сильно изношенная, очень слабая стойка, пускай она еще не потекла, может вызывать удары. Когда автомобиль двигается, а колеса при этом попадают в яму, усилия отбоя этой стойки не хватает, и она не в состоянии препятствовать распрямлению пружины. Стойка стреляет колесом вниз. Когда колесо либо уже коснется ямы, либо зависнет в воздухе, она растягивается до максимума. Удар будет и в первом, и во втором случае.
Способы диагностики стойки
Методов очень много. Классический – качнуть кузов вниз, а тот должен плавно подняться в обычное положение и остановиться. Если все так, то стойка исправна.
Бывает, хоть и достаточно редко, что стойка издает посторонние звуки из-за своих внутренних проблем, к примеру открутилась гайка, которая удерживает поршень. Однако при этом возникают не стуки. Автомобиль при движении раскачивается, управляемость падает. В этом случае — замена стойки и ремонт подвески.
Различные поломки амортизатора – это последствия неграмотного его использования. Масло в этих системах должно иметь специальную определенную вязкость, которая также зависит от температуры воздуха. Прогрев двигатель, водитель сразу срывается с места, а ведь масло в стойке не прогрелось. Если на улице мороз, то и в стойке вязкость слишком большая. В этом случае выходят из строя тонкие и очень хрупкие детали.
Густое масло также может быть не связано с погодой. Иногда в амортизаторы заливается чрезмерно густая жидкость. Делают это для возрастания усилия сопротивления и чтоб масло не «убегало». Но в результате устойчивость и управляемость ухудшаются, ведь жестко – это не значит хорошо.
Непопулярные причины стуков
Совсем нелишним будет проверить кронштейн стабилизатора поперечной устойчивости. Деталь эта состоит из втулок на основе металла и резины, которые развернуты в разные стороны и соединены тонким перешейком. Чаще всего ломается именно он. По неровным дорогам на мелких кочках и на поворотах можно слышать стук.
Для правильного диагноза одной рукой надо подергать за конец стабилизатора. Это лучше получится, если колеса будут вывернуты в правую сторону.
Бывает, что изнашиваются опоры мотора. Двигатель активно перемещается на увеличении скорости, на неровностях. В определенные моменты он достает до кузова генератором и поддоном картера. В результате — стук. Об этом источнике стуков догадываются нечасто. Многие меняют подвеску, но замена передней подвески ничего не дает в этом случае.
В автомобилях может стучать что угодно. К примеру, бочки омывателя. Если он плохо закреплен на своем месте, то гон будет стучать. Еще есть множество всяких таинственных виновников подобных звуков.
Тормоза как источник стуков
Иногда звуки, исходящие из подвески, на самом деле исходят от тормозов. Бывает так, что автолюбитель все проверил, заменил все, что можно заменить. Схема передней подвески уже выучена наизусть, а стук как был, так и остался.
Чтобы поставить диагноз, необходимо двигаться. Если стук при торможении пропал, а когда педаль отпущена, снова возобновился, то всему виной тормозные колодки. Эти же проблемы могут возникать после установки новых колодок.
Если машина стучит, не стоит спешить делать ремонт ходовой. Возможно, посторонний звук вызван совсем другой причиной. В этом случае помочь может только полная диагностика. Может быть, достаточно заменить сайлентблоки передней подвески, и звук исчезнет навсегда.
Причины стука подвески и как проверить все самому
Автомобилисты периодически сталкиваются с тем, что стучит подвеска на мелких кочках. Эта проблема преследует каждый автомобиль. Причин, которые приводят к таким последствиям, – огромное множество. Это могут быть:
- неисправности в ходовой, рулевом управлении;
- неправильное эксплуатирование автомобиля;
- халатное отношение к технике;
- отсутствие профилактики.
Важно правильно проверять машину и своевременно устранять все недостатки, чтобы избежать более серьезных последствий и дорогостоящего ремонта.
Потенциальные причины и характерные звуки
Причин, из-за которых появляется глухой стук во время езды, достаточно. Его может издавать любой из элементов передней подвески. К самым распространенным вариантам можно отнести:
- изношенные наконечники рулевых тяг;
- неисправные амортизаторы;
- шаровые опоры, имеющие выработку;
- поврежденные резинометаллические шарниры;
- деформированные опоры стоек амортизаторов;
- изношенные опоры и рычаги подвески;
- ослабленные гайки и болты креплений;
- выработку в ступичных подшипниках;
- отсутствие балансировки колес или деформированные колесные диски;
- просевшие или сломанные пружины подвески.
Задавшись вопросом, почему стучит передняя подвеска, обязательно необходимо знать, как проверить шаровую опору без подъемника. На старых отечественных авто эта проблема является достаточно распространенной.
Неисправность рычагов подвески – еще одна из причин, которая дополнительно сопровождается ухудшением управляемости автомобиля. Амортизатор дает стук в местах крепления сверху и снизу. Это могут быть как раскрутившиеся болты, так и увеличенный люфт в отверстиях для установки крепежа.
Стук, появляющийся на неровностях, может быть вызван с проблемами в рулевом управлении. Он чем-то схож со звуками неисправных амортизаторов. Однако дополнительным фактором, указывающим именно на рулевое управление, можно считать появление стука и вибрации при езде даже на небольшой скорости по неровной дороге.
Нехарактерный звук появляется из-за связи рейки и подвижных механизмов в ней. По мере износа и выработки дают о себе знать люфты с трущимися элементами.
Читайте также: Три действенных способа, как легко починить бескамерную шину своими руками
Неприятные звуки могут быть слышны при повороте колеса влево или вправо. Это указывает на неисправность шарнира равных угловых скоростей. Этот узел не подлежит ремонту и требует полной замены.
Как проверить самому?
Не зная, почему стучит передняя и задняя подвеска на мелких кочках, необходимо произвести диагностику. Для этого вовсе не обязательно ехать на станцию технического обслуживания. Процедуру можно осуществить самостоятельно, используя подручные средства.
Для проверки целостности сайлентблоков требуется монтировка. Она используется как плечо и помогает определить наличие люфтов. Если они будут выявлены, устранить проблему можно исключительно заменой резинотехнических изделий на новые. Осуществить эту процедуру можно на прессе или в тисках, предварительно очистив и смазав посадочное место, чтобы снизить трение.
Далеко не все автомобилисты знают, как проверить шаровую и рулевой наконечник. Для этого необходимо:
- Вывесить колесо автомобиля, из-под которого издается стук.
- Без вращения диска попробовать расшатать его в разные стороны, осуществляя проверку в двух плоскостях. Для этого следует взять колесо с двух противоположных сторон и попытаться сдвинуть его вдоль продольной оси.
- При неисправности опор и наконечников будет обнажен ощутимый люфт.
Изношенные передние и задние пружины обнаружить достаточно просто. На это указывает уровень посадки машины. Просевшие пружины даже при малейшей нагрузке садятся еще ниже. Сломанный элемент подвески при движении издает соответствующий звук.
Очень часто стук дают амортизаторы. Особенно на неровной дороге, когда колесо попадает в яму. Для определения этого достаточно надавить всем весом на капот или крыло в районе стойки.
Если амортизатор исправен, то автомобиль без посторонних звуков вернется в верхнее положение. Если есть какой-то дефект, будет слышен скрип и движение рывками.
Читайте также: В расширительном бачке начал пениться антифриз: что делать и почему это происходит
Стопорная гайка, которая раскрутилась – это еще одна причина постороннего звука в подвеске. На это указывает раскачивание автомобиля при движении и ухудшение управляемости. Ее сложно выявить, так как посторонние звуки возникают хаотически. Гайки амортизатора следует протянуть, иначе это может стать причиной потери контроля над автомобилем.
Последствия
Если не обращать внимания на посторонние звуки в подвеске, это может обернуться для водителя самыми негативными последствиями. Все хоть раз в жизни видели автомобиль на дороге с вырванным колесом. Причиной этому является изношенная шаровая опора.
Это узел сначала издает характерный звук, а затем палец вырывает из посадочного места. Кроме того, любой люфт в подвеске приводит к преждевременному износу остальных элементов.
Если устранить проблему в начале ее развития, то можно избежать сложного и дорогостоящего ремонта, а также необходимости менять многие узлы подвески машины. Своевременная диагностика позволит избежать многих проблем в будущем. От этого зависит комфорт и безопасность эксплуатации транспортного средства.
Заключение
Стук в подвеске – это то, с чем сталкивался каждый автомобилист. Он может быть вызван:
- выработкой в шарнирных элементах подвески и рулевого управления;
- просевшими или сломанными пружинами;
- незакрученными болтами в ходовой части;
- износом резинотехнических изделий.
Правильная диагностика позволит точно определить причину стука и устранить ее минимальными усилиями и финансовыми затратами.
А вы проводили самостоятельную диагностику подвески при появлении стуков или обращались сразу на СТО?
Как вам статья?
Источник https://auto.onliner.by/2019/05/23/podveska-2
Источник https://fb.ru/article/225462/stuk-v-peredney-podveske-na-melkih-kochkah-prichinyi-i-vozmojnyie-polomki-remont-avtomobilya
Источник https://mycary.ru/how/repair/stuk-podveski-prichina.html