Что лучше выбрать для авто, ГБО метан или пропан
Метан или пропан на авто, что лучше – этот вопрос всегда задаёт та категория водителей, которая решила перейти на альтернативные источники топлива. Попытаемся разобраться какой газ лучше для автомобиля. Выясним слабые и сильные стороны оборудования, сделаем соответствующие выводы.
Сравнение двух видов топлива
Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:
- Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
- Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ).
Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (газодизель), газовых.
Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:
- Цена и конструктивная разница между газовым оборудованием.
- Финансово экономические выгоды.
- Характеристики мотора.
- Безопасность.
- Наличие заправочных станций.
- Вопросы, касающиеся экологии.
Отличия ГБО метан от пропанового
Стоимость и установка газобаллонного оборудования работающего на пропане обойдётся дешевле, нежели монтаж ГБО на метане. Цифры впечатляющие, разница в цене может составить колоссальный разрыв. Например пропановая газовая установка 4 поколения на легковое авто в среднем может стоить от 25-35 тыс. рублей. Аналогичное метановое оборудование на тот же автомобиль обойдётся в самом дешёвом варианте от 60 тысяч рублей. С коммерческим транспортом всё ещё сложнее.
Основной вклад в отличие вносит цена на газовые баллоны и их установку. А если этот факт применить к мощным машинам или грузовым, где ставят не один и не два баллона, то переоборудование обойдётся в круглую сумму.
Метановые баллоны
Так как газ метан сжимается под большим давлением, для его транспортировки требуются толстостенные, тяжёлые ёмкости. К тому же метановые сосуды имеют только цилиндрическую форму, что может затруднить выбор места под установку и занять полезный объём багажного отделения. В отношении массы есть альтернативное решение – композитные баллоны разных размеров, но цена их слишком велика (к примеру, сосуд на 80 литров будет стоить от 35 000 рублей в комплекте с запорной арматурой и крепежом).
Пропан в этом плане выгоднее – существует огромный выбор относительно лёгких, дешёвых тороидальных (в нишу запасного колеса) или цилиндрических баллонов.
Также отличаются газовый редуктор, топливные магистрали (для метана ставят металлические с защитным покрытием, опять же из-за давления). В пропановом ГБО применяется медь или пластик. С КПГ редуктором ставится манометр для контроля давления и как опция, электронный датчик с выводом индикации в салон — топливомер газа.
Метановый манометр с выводом для индикации давления в салоне авто
Своё заправочное устройство у метанового оборудования. В остальном газовые системы схожи.
Расход газа и окупаемость
Сравнивая и выбирая, какое ГБО поставить на автомобиль, метан или пропан, в первую очередь считают срок окупаемости оборудования.
По понятным причинам просчёт точной экономики, в рамках данной статьи, сделать сложно (скачки цен на топливо и оборудование, особенности ТС, амортизация). Поэтому произведём усреднённый расчёт, где каждый, зная параметры своей машины, может подставить их, получив более конкретные цифры.
- цена бензина 43 руб., пропана 20 руб., метана 17 руб.;
- пробег за месяц 3000 км.;
- автомобиль (ДВС 4 цилиндра, бензин, расход бензина на 100 км пробега 10 л. – 12900 рублей за месяц);
- стоимость ГБО: пропан 30 000 руб., метан 60 000 руб.
Считается, что расход пропан-бутана по отношению к бензину выше на 10-35%. Возьмём максимальное значение – 35%, таким образом, коэффициент потребления относительно бензина составит 1,35. Получается, что на пропане расход на сотню составит 13,5 литров. В месяц 405 л. газа – 8100 руб. Выгода 37% или 4800 рублей.
Метан измеряется в кубометрах, его потребление к бензину в среднем на 10% меньше (выведено опытным путём) — коэф. 0,9. В нашем случае – 9 м3. По итогам месяца 270 метров кубических – 4590 руб. Выгоднее почти на 65% или 8310 рублей.
1. СНГ (стоимость ГБО/выгоду): 30000/4800=6,25 месяцев или (окуп.*пробег): 6,25*3000=18750 км. пробега;
2. КПГ – 60000/8310=7,22 мес. или – 7,22*3000=21661 км.
Влияние газомоторного топлива на двигатель
Газ в двигателе сгорает медленнее бензина, так как октановое число метана 120, а пропан-бутановой смеси около 105. По этой причине появляются температурные нагрузки на выпускной тракт, потеря мощности и завышенный расход горючего.
Решаются эти проблемы с установкой вариатора опережения угла зажигания (на некоторых марках делается прошивка контроллера ГБО). Рекомендуется установка на метан и на пропан.
По многочисленным отзывам водителей, как не настраивай авто на метане, всё равно динамические характеристики мотора снижаются примерно на 10%.
Преимуществом метана, также является тот факт, что сам по себе газ на много чище СНГ. Соответственно газовое оборудование проще и дешевле в обслуживании. К тому же при зимней эксплуатации нет проблем с замерзающим конденсатом. Недостатком будет меньшее количество СТО занимающихся КПГ. С пропаном ситуация обратная.
Безопасность
При утечке пропана газ концентрируется по низу, с этой точки он более пожароопасен. Метан же напротив очень быстро растворяется в воздухе. Но если утечка происходит на открытом пространстве можно не переживать. В закрытом помещении – жди беды.
Многочисленные рассказы о взрыве метановых баллонов, имеют место быть, но эти случаи во многом происходят из-за не своевременного контроля установленного оборудования и игнорирование требований по переосвидетельствованию емкостей.
Заправка и запас хода
На метане дальние загородные поездки противопоказаны – это правда. Заправочные комплексы АГНКС – скорее экзотика, нежели реальность. Их катастрофически не хватает и расположение неудобное. А в сосуд на 80 литров — один из распространённых вариантов для легковой машины, входит 19м3 метана (примерно 200 км хода).
При определённых обстоятельствах, имеется решение данного вопроса. Заправлять личный автомобиль можно с помощью индивидуального домашнего компрессора (мини АГНКС, АГНКУ). Но цена на него в районе 350-500 тысяч рублей, хоть и газ обойдётся более чем вполовину дешевле.
Домашняя заправочная колонка (метан)
Пропановая сеть АГЗС весьма разветвлённая, заправиться можно практически в любом месте. Вот только качество СНГ часто оставляет желать лучшего.
Ещё один несущественный, но минус – процесс закачки CNG длится немногим дольше.
Экология
Этот показатель интересует автолюбителей в последнюю очередь, но в экологическом плане к метану претензий практически нет. Он гораздо чище конкурента, у которого содержится достаточно большое количество вредных примесей. При сгорании метана почти полностью отсутствуют загрязняющие окружающую среду вещества. В современных мегаполисах этот вопрос очень актуален.
Заключение
Безусловно, что после сравнения видов газового топлива выбор остаётся за владельцем транспортного средства. Именно он принимает решение и сам определяет, какое газовое оборудование лучше выбрать, ведь всё очень индивидуально. Ко всему прочему перечисленные показатели зависят от ряда факторов:
- поколения оборудований;
- правильность и своевременность регулировки, обслуживания установки;
- манера вождения транспортного средства;
- климатические, а также географические условия эксплуатации.
Сравнительная таблица основных отличий метана от пропана
№ | Фактор | ГБО пропан | ГБО метан |
---|---|---|---|
1 | Стоимость ГБО | низкая | высокая |
2 | Цена на топливо | дороже | дешевле |
3 | Расход относительно бензина | больше | меньше |
4 | Показатели веса | легче | тяжелее |
5 | Запас горючего | больше | меньше |
8 | Давление газа в баллонах | 12-15 атмосфер | 200-250 атмосфер |
9 | Вредные выбросы | есть | нет |
10 | Падение мощности | нет | есть |
11 | Доступность пунктов заправок | практически на уровне бензиновых заправок | не более 2-3 на крупный населённый пункт |
12 | Окупаемость | быстрее | медленнее |
13 | Тех. обслуживание | чаще | реже |
Не газуй: как выбрать автомобиль на ГБО
Все статьи Новости Автокода Автоновости Видео Авторынки Разное Пресс-релизы Купить за xxx рублей Лайфхаки покупателям Обзоры б/у авто Лайфхаки продавцам Рейтинги Отзывы владельцев Противостояние моделей Тест-драйвы
2 октября 2018, 09:12 0 8929
Благодаря быстрому и неприятному росту стоимости бензина, о покупке автомобиля на газу задумываются даже те, кто раньше о таком и не слышал. Экономного россиянина так и манит выгодная стоимость на топливо. Вот только купить на вторичном рынке хороший автомобиль на газу — задачка не из лёгких.
Почему вам нужен автомобиль на газу
Сколько вы тратите на заправку машины на бензине? От шести тысяч в месяц? С ГБО будете тратить от трех: газ примерно в два раза дешевле бензина.
Газовое топливо чище бензинового, потому что в отличие от последнего разбавлять его дороже, чем продавать таким, какое оно есть. Мотор на газу прослужит дольше, потому что газ не смывает масло со стенок цилиндров, увеличивая время сгорания. Соответственно, масло в моторе менять можно реже: оно дольше не теряет своих свойств.
И ещё один «зелёный» плюс: выхлоп безопаснее для окружающей среды и экологичнее.
Установка ГБО обойдется в пару десятков тысяч рублей, что позволит сэкономить в несколько раз больше.
Отчего же производители авто не спускают с конвейеров автомобили на газу, если в них столько плюсов?
Почему водители боятся покупать машину на газу
Риск взрыва баллона — основной страх при переходе на ГБО. Баллон для метана надежен, но при повреждении и утечке лёгкий газ быстро рассосется. А если баллон нагреется от колеса или от ДТП, то взрыв неизбежен. Баллоны для более тяжелых газов по прочности идентичны обычному бензобаку, поэтому при повреждении велик риск возгорания.
Осложняется все это тем, что устанавливают ГБО, как правило, самостоятельно, без обращения в специализированные сервисы.
Расходы на амортизацию авто куда шире, чем просто заправка. Мобиль на газу требует особого ухода и тщательного осмотра. На СТО вам потребуются дополнительные услуги: слив конденсата из редуктора и проверка герметичности во избежание утечки.
Мотор станет горячее и не в смысле хот-роуда, а в прямом смысле: газ не охлаждает топливную смесь. Поэтому клапаны и головка двигателя станут расходными материалами.
При переоборудовании машины на газобаллонное оборудование мотор потеряет от 10 до 15% мощности из-за особенностей установки.
Машина станет тяжелее на 30-60 кг и, как следствие, потеряет в мощности.
Использование только ГБО делает невозможным эксплуатацию авто в мороз: машина на газу не заводится. Но эту проблему можно решить, если использовать по очереди две топливные системы: газ+бензин.
А также будьте готовы к тому, что заправок с газом намного меньше, чем с дизелем и бензином.
Стоять баллоны будут в багажнике, поэтому либо выбирайте авто с просторным багажным отделением, либо приноровитесь не возить там вещи.
На что обратить внимание при выборе машины с ГБО
Чтобы перевести бензин на ГБО, нужно заменить клапаны двигателя, шатуны и поршни, масляный насос и термостат. Задайте вопрос продавцу, что именно из этого он заменил при переходе на другую топливную систему. Скорее всего, он ответит, что ограничился заменой термостата и увеличением подачи смазки в пуск. Покупка подержанного на газу — сомнительная затея, как покупка кота Шредингера в мешке.
Выгода от смены топлива заметна только тем, кто наматывает много километров на одометре, следовательно, вы выбираете машину с большим пробегом.
Желание сэкономить — вот зачем устанавливают ГБО. Скорее всего, предыдущий водитель экономил не только на топливе, но и на обслуживании автомобиля.
Машины на ГБО — выгодное решение, если с умом подойти к качеству материалов, профессиональной установке и регулярному обслуживанию. Покупая б/у авто на газу, вы не можете быть уверенным в том, насколько честен с вами продавец. Установите газовую систему на машине самостоятельно, так вы хотя бы будете знать, что произвели смену систем с умом. И сэкономите опять же.
Что скрывают авто с ГБО
Мы взяли несколько случайных объявлений о продаже машин с ГБО и проверили их по госномеру через Автокод. Вот, например, старая добрая Волга.
Казалось бы, картина неплохая. Все 11 лет принадлежала одному владельцу, пробег адекватный, да и цена обоснованная. Можно даже поторговаться.
Как видим, торговаться стоит, а лучше вообще отказаться от покупки. У машины есть ограничения с 16-го года. И владельцев не 1, а 2.
Плюс ДТП. Разбита задняя часть авто. Вероятно, что удар задом был несильный, так наезд был на стоящее ТС. Но уже повод задуматься, стоит ли отдавать такие деньги (180 тысяч) за Волгу с кучей проблем.
Смотрим дальше. Приора 2011 года:
И снова авто – участник ДТП.
Здесь столкновение уже посущественнее, чем у Волги. Был заменен бампер по страховке и подкрашен бок.
Итого ремонтные работы обошлись чуть больше 7 тысяч рублей.
Обратите внимание, вдобавок ко всему владелец указал неверный год выпуска машины. Идем дальше. На очереди Гранта.
Тут аварий не было, зато есть неоплаченные штрафы. Следовательно, техсостояние машины лучше осматривать на месте. Мало ли, как любит гонять владелец.
Пролистав отчеты о 9 случайных машинах с ГБО на досках объявлений, приходим к выводу, что проверять их просто необходимо. То ли участь такая у этих авто, то ли просто совпадение. Но факт остается фактом: у 5 из 9 машин есть ограничения ГИБДД, 4 из них участвовали в ДТП, а парочка оказалась со штрафами. Вывод: машин с ГБО на рынке много, но проверка перед покупкой явно не будет лишней.
А как вы относитесь к автомобилям с ГБО? Оставляйте свои комментарии под этим материалом.
Поставил и забыл. В чем разница между дорогими и дешевыми комплектами ГБО
Стоимость комплекта газобалонного оборудования от именитого производителя и «нонейм» (без названия) может отличаться в разы. Объясняем, почему лучше сразу переплатить, зато потом только экономить.
Желание купить задешево хорошую вещь, которая бы исправно работала, понятно, но порой шансы на это так же высоки, как из кубиков «ж», «о», «п» и «а» собрать слово «счастье». Потому что хорошее дешевым не бывает. Банально, но это часто приходится объяснять. В том числе и тем, кто хочет установить себе газобалонное оборудование.
С другой стороны, и этих людей можно понять. Простой пример. Комплект оборудования Landi Renzo на простой «атмосферник» 1.6 MPI, который устанавливают на Volkswagen Polo или Skoda Rapid, стоит 1.650 рублей. При этом на рынке достаточно предложений от менее именитых производителей, которые могут обойтись раза в полтора дешевле. В чем смысл «переплачивать» за итальянское ГБО? А если поставить вопрос шире, то в чем разница между топовым оборудованием и дешевым? Давайте разбираться!
Компонентная база – это надежность и ресурс
Начнем с элементарного – уровня исполнения топливных форсунок и редуктора. Узлы эти не самые сложные, относительно недорогие, но разница между продукцией разных производителей может быть существенной.
Казалось бы, отличия – всего лишь в качестве мелких резиновых, пластиковых деталей, конструктивные различия вроде несущественные – но одни форсунки ходят по 150 – 200 тыс. км, другие выдерживают 20-30 тыс. км. Да, возможно они выходят из строя по причине некачественного топлива – но более дорогие почему-то его «переваривают». Сказывается более высокий запас прочности, который складывается из продуманной конструкции и более качественных компонентов.
И это элементарная экономика, которую не обманешь: если материалы более дорогие, в разработку детали вложено много средств и времени, а в производственный процесс и контроль качества инвестировано больше средств, то себестоимость и, соответственно, конечная стоимость той же форсунки или редуктора низкой быть не может.
И точно так же более низкая стоимость просто так не достигается. Это означает ту или иную экономию на материалах, производственных процессах или на тапе проектирования. Либо на эффективности / производительности компонентов. И это мы пока говорим про исполнительную часть. А ведь есть еще и управление.
Блок управления и программное обеспечение: есть разница!
Она заключается как в самом «железе», так и в «софте» — и выражается в скорости обработки данных, а также стабильности сохранения заложенных настроек. Как показывает практика, разница между «дешевыми» и «дорогими» блоками управления, а также ПО, заметна даже на двигателях с распределенным впрыском топлива. На моторах с непосредственным впрыском, где требования к скорости обработки данных (и, к слову, к «скорострельности» форсунок) из-за использования довпрыска еще выше, стабильность работы качественных систем тем более очевидна. И это не просто утверждение «для красивого словца», ведь эта самая разница может быть отражена и в цифрах. В частности, в расходе… бензина!
Рядовой пользователь может и не знать, что в некоторых режимах (при больших оборотах и нагрузках) дешевые системы могут переходить на бензин. Да и откуда? Вроде же ГБО переключилось на газ, вон и индикатор на кнопке-контроллере зеленым горит. Но на самом деле в определенные моменты в цилиндры подается бензин. Это делают для того, чтобы исключить риск бедной топливно-воздушной смеси и это еще раз подтверждает качество дешевых систем. А от этого снижается экономический эффект использования газа.
Так вот, чем точнее работает ГБО, в том числе чем стабильнее прошивка, тем больше процент замещения бензина газом (включая работу на холостом ходу и в режиме прогрева). Особенно показательны в этом отношении системы, предназначенные для работы на моторах мировых брендов (Audi, BMW, Gely, SEAT, Ford, Kia, Nissan, Porsche, Renault, Skoda, Toyota, Volkswagen, Volvo и другие) с непосредственным впрыском топлива, где используются режимы работы на обедненных смесях, и баланс между экономичностью, безопасностью и расходом топлива (и самого газа и довпрыскиваемого бензина) сохранить непросто. Так вот, для оборудования LandiRenzo уровень замещения бензина газом – 85-90% для систем с непосредственным впрыском.
Кстати, это как раз пример, когда изначальная переплата за качество и стабильность работы системы впоследствии компенсируется более низкими эксплуатационными расходами – ведь меньший расход бензина на довпрыск означает экономию средств. Сюда же можно отнести и топливную экономичность вообще: чем точнее и стабильнее работает ГБО, тем ниже расход газа.
Соответственно, экономия на начальном этапе – при покупке оборудования (то есть на уровне исполнения форсунок, редуктора, блока управления, на программном обеспечении) – может обернуться впоследствии повышенными расходами на топливо.
Без танцев с бубнами
Собственно, стабильная работа ГБО в комплексе, начиная с форсунок и заканчивая блоком управления и ПО, означает в том числе и отсутствие проблем с автомобилем.
У специалистов по ГБО есть такая поговорка: «Хочешь узнать все о старой машине, поставь на нее газ». Суть ее вот в чем. Газ не прощает необслуженной системы зажигания, неисправной или необслуженной системы газораспределения. Эти проблемы выявляются быстро – хотя до этого, при работе на бензине, оно долго оставались незамеченными. На самом деле причины подобных бед – это уже существовавшие проблемы с системой зажигания и газораспределительным механизмом, которые просто не успели проявить себя. Отсюда и идут все эти страшилки про газ, который «убивает мотор», из-за которого «горят клапаны» и «пробивает прокладку ГБЦ» и так далее.
Если говорим о новых машинах, то качественно установленное и настроенное ГБО никаких проблем не создает, все работает идеально. Но если оборудование функционирует некорректно, оно способно добавить проблем в эксплуатации. «Сырой» софт, некачественные компоненты или неправильная установка приводят к нестабильной работе. В итоге приходится ездить к установщикам на «настройку системы», снова менять свечи и катушки зажигания. Все это происходит как раз из-за нестабильной работы оборудования, а именно преждевременного выхода из строя газовых форсунок, «слетающих» настроек (тут или сам процессор подводит, или ПО недостаточно хорошо «обкатано»). Вот оно – следствие «экономичных» решений.
Ну какое после того будет отношение к использованию газа в качестве автомобильного топлива? А ведь если ГБО работает надежно, всех этих танцев с бубном можно избежать.
Комплект из коробки
Так вот, надежность (стабильность) работы ГБО складывается из нескольких составляющих. Само собой, это уровень исполнения (качество) всех компонентов, начиная с форсунок и заканчивая блоком управления. Но даже если м говорим про основные узлы не стоит забывать и обо все остальном – проводке, патрубках, крепеже. мелочей в этом деле не бывает, так как некачественная фиксация или соединение – это риск нештатных ситуаций.
Не менее важен вопрос подбора компонентов и их совместимости. И в этом отношении предлагаемые производителем комплекты предпочтительнее – ведь все эти сочетания не просто предусмотрены, они «обкатаны», протестированы и проверены на практике.
И вот представьте себе, что вы выбираете себе такой комплект – который давно подобран и проверен на автомобилях, подобных вашему. Он с полным набором всех необходимых деталей, вплоть до последнего хомутика. И для него есть подробная схема, с точным указанием по монтажу, с распиновкой контактов и прочим. Грубо говоря, достал из коробки и поставил. Один раз подключил, настроил и забыл. И все будет работать долго и счастливо.
Именно потому, что в свое время было приложено немало усилий на разработку и проверки, что за счет тщательного подбора комплектующих и контроля качества обеспечивается высокая надежность работы оборудования, такой комплект ГБО и стоит своих денег. Но он их точно стоит, тем более что в дальнейшем вы не будете тратить время, нервы и дополнительные средства на устранение каких-то глюков и проблем, а достигаемая экономия не будет омрачаться непредвиденными проблемами.
Почему Landi Renzo
Основанная в 1950-е годы, итальянская компания Landi Renzo сейчас является одним из лидеров в части производства газобалонного оборудования. На сегодняшний день концерн Landi Renzo Group включает 9 компаний лидеров в своих направлениях: Landi Renzo, Safe, Lovato, AEB, EmmeGAS, Baytech, Landi, EuroGAS, MED. Оно устанавливается на автомобили концернов BMW, Ford, Renault-Nissan, VAG, Toyota и т.д. В Беларуси оборудование Landi Renzo устанавливается на автомобили марки Geely: освоены все модели и двигатели, за исключением Coolray 1.5 и Tugella 2.0. Могилевский дилер марки поддерживает гарантию на переоборудованные машины.
Показательный пример: ежегодно в Польше оборудованием Landi Renzo оснащается порядка 10-11 тыс. автомобилей Volkswagen, 13-14 тыс. Skoda, около 11 тыс. Toyota. Причины, по которым выбирается именно продукция итальянской марки, это именно качество всех компонентов, тщательно проработанное программное обеспечение и, как следствие, высокая стабильность работы системы.
С учетом накопленного за многие годы работы Landi Renzo имеет в своем портфолио различные версии оборудования и прошивок, которые предназначены для конкретных моделей (двигателей), например, тех же двигателей 1.4TSI с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, которые применяются на автомобилях концерна VAG. То есть производитель применяет индивидуальное программирование по отдельным модификациям двигателей, что позволяет предложить стабильно работающую прошивку, соответственно, исключить некорректную работу системы и необходимость дополнительных корректирующих настроек.
Для двигателей с многоточечным впрыском Landi Renzo предлагает оборудование марок Evo и Omegas, для систем с непосредственным впрыском – Omegas Direct. Выбор оборудования зависит от конструктивных особенностей и характеристик двигателя. Но в любом случае речь идет о первоклассном оборудовании, которое отличает высокое качество изготовления и тщательная проработка системы и программного обеспечения. А значит, при установке у дилеров Landi Renzo можно рассчитывать на большой срок службы и беспроблемную эксплуатацию ГБО.
Источник https://gbomotor.ru/poleznoe/metan-ili-propan
Источник https://avtocod.ru/blog/post/ne-gazuj-kak-vybrat-avtomobil-na-gbo
Источник https://gasautosystem.com/blog/raznitsa-mezhdu-dorogimi-i-deshevymi-komplektami-gbo