Газобаллонное оборудование автомобиля
Установка газобаллонного оборудования – необходимая процедура последние несколько лет. Тенденция постоянного роста цен на бензин заставила автолюбителей задуматься об альтернативном топливе. В этой статье рассмотрим все поколения газобаллонного оборудования, чем они отличаются друг от друга, и может ли автомобиль стабильно работать на альтернативном топливе.
Что такое ГБО
Газобаллонное оборудование устанавливается в большинство легковые автомобили в качестве дополнительной системы, которая обеспечивает двигатель внутреннего сгорания альтернативным топливом. Чаще всего газ – смесь пропана и бутана. Метан используется на крупногабаритном транспорте, так как для работы системы требуется гораздо большее давление, чем для работы аналога на пропане (требуются большие баллоны с толстыми стенками).
Помимо легкового транспорта ГБО также используется на некоторых моделях кроссоверов или небольших грузовиков, например, Ford F150. Есть производители, которые оснащают некоторые модели газовыми установками прямо на заводе.
Большинство автомобилистов переоборудуют свои машины под комбинированную топливную систему. Работа мотора на газе и бензине практически идентична, что дает возможность использовать и тот, и другой тип топлива во многих бензиновых силовых агрегатах.
Зачем ставить ГБО
Причиной установки ГБО могут быть следующие факторы:
- Стоимость топлива. Бензин на большинстве заправочных станциях продается в два раза дороже, чем газ, хотя расход и того, и другого топлива практически одинаковый (газа идет приблизительно на 15% больше);
- Октановое число газа (пропан-бутан) выше по сравнению с бензином, поэтому мотор работает мягче, в нем не возникает детонация;
- Сгорание сжиженного газа происходит более эффективно за счет его структуры – бензин для идентичного эффекта нужно распылять, чтобы он лучше смешался с воздухом;
- При выходе из строя одной из систем подачи топлива можно воспользоваться другой в качестве резервной. Чаще всего пригождается эта опция, когда в баллоне заканчивается газ, а до заправки еще очень далеко. Правда, в этом случае важно, чтобы бензобак тоже был заправлен;
- Если машина укомплектована ГБО выше 2-го поколения, то блок управления переключает топливную систему автоматически с газа на бензин, что увеличивает расстояние без дозаправки (правда, это скажется на общей стоимости горючего);
- При сгорании газа в атмосферу попадает меньше загрязняющих веществ.
В большинстве случаев ГБО устанавливают из экономических соображений, а не по другим причинам. Хотя технических плюсов в этом гораздо больше. Так, переключение с газа на бензин и обратно позволяет подготовить мотор к работе на морозе – плавно его прогреть. С газом это сделать сложнее, так как его температура составляет 40 градусов ниже нуля. Чтобы альтернативное топливо адаптировать для более качественного сгорания в цилиндре, его необходимо немного прогреть.
Для этой цели к редуктору газовой установки подсоединяется патрубок системы охлаждения мотора. Когда тосол в ней прогревается, в редукторе температура холодного газа немного повышается, что облегчает его воспламенение в двигателе.
Классификация ГБО по поколениям
Газовая аппаратура постоянно обновляется вслед за модернизацией автомобилей и ужесточения норм выхлопа. Существует 6 поколений, но только 3 из них кардинально отличаются друг от друга, остальные 3 поколения – промежуточные.
1 поколение
В первом поколении используется пропан-бутан или метан. Основные компоненты оборудования – баллон и испаритель. Газ заправляется через запорную арматуру в баллон, далее поступает в испаритель, где переходит в парообразное состояние (а метан прогревается), после газ проходит через редуктор, который дозирует впрыск в зависимости от давления во впускном коллекторе.
В первом поколении изначально использовались отдельные блоки испарителя и редекутора, позже узлы объединили в один корпус.
Редуктор первого поколения работает за счет разряжения во впускном коллекторе, где при открытии впускного клапана газ всасывается в цилиндр через карбюратор или смеситель.
Первое поколение имеет минусов: частая разгерметизация системы, приводящая к хлопкам и возгоранию, затрудненный запуск двигателя, требуется частая настройка смеси.
2 поколение
Второе поколение слегка модернизировали. Главное отличие между первым – наличие электромагнитного клапана вместо вакуумного. Теперь можно не выходя из салона переключаться между бензином и газом, появилась возможность запуска двигателя на газу. Но главное отличие в том, что появилась возможность установки 2 поколения на инжекторные автомобили с распределенным впрыском.
3 поколение
Очередная модернизация первого поколения, напоминающая моноинжектор. Редуктор оснастили автоматическим корректором подачи газа, который берет информацию от датчика кислорода, и за счет шагового моторчик регулирует количество газа. Также появился датчик температуры, который не позволяет перейти на газ пока двигатель не прогреется.
Благодаря считыванию датчика кислорода, ГБО-3 отвечает требованиям Евро-2, поэтому устанавливается только на инжектор. В настоящее время комплекты третьего поколения редко встречаются на рынках предложений.
4 поколение
Принципиально новая система, которая чаще всего устанавливается на инжекторные автомобили с распределенными непосредственным впрыском.
Принцип работы состоит в том, что газовый редуктор имеет постоянное давление, и теперь газ поступает через форсунки (каждая на цилиндр) во впускной коллектор. Оборудование оснащение блоком управления, который регулирует момент впрыска, а также количество газа. Работает система автоматически: по достижению рабочей температуры мотора, в работу вступает газ, но есть возможность принудительной подачи газа кнопкой с салона.
ГБО-4 удобен тем, что диагностика и настройка редуктора и форсунок производится программным путем, открываются широкие возможности широкодиапазонных настроек.
Метановое оборудование имеет такую же конструкцию, только с усиленными комплектующими из-за разницы давления (у метана давление в 10 раз выше пропана).
5 поколение
Очередное поколение глобально изменилось относительно четвертого. Газ на форсунки поступает в жидком виде, а система получила свой насос, нагнетающий постоянное давление. На сегодняшний день это самая совершенная система. Главные достоинства:
- возможность легкого запуска холодного двигателя на газу
- отсутствие редуктора
- отсутствие вмешательства в систему охлаждения
- расход газа на уровне бензина
- в качестве магистрали применены пластиковые трубки высокого давления
- стабильная мощность ДВС.
Из недостатков отмечается только дорогая стоимость оборудования и установки.
6 поколение
Отдельно ГБО-6 купить сложно, даже в Европе. Устанавливается на автомобили с непосредственным впрыском, где газ и бензин движутся по одному топливопроводу, и поступают в цилиндры по одним форсункам. Главные достоинства:
- минимум дополнительного оборудования
- стабильная и одинаковая мощность на двух типах топлива
- одинаковый расход
- доступная стоимость обслуживания
- экологичность.
Стоимость комплекта оборудования “под ключ” – 1800-2000 евро.
Устройство системы ГБО
Существует несколько поколений газового оборудования. Различаются они некоторыми элементами, но основное устройство остается неизменным. Ключевые составляющие всех систем ГБО:
- Раструб для подключения заправочного пистолета;
- Резервуар, выдерживающий высокое давление. Его размеры зависят от габаритов авто и места установки. Это может быть «таблетка» вместо запаски или стандартный цилиндровый баллон;
- Магистраль высокого давления – она соединяет все элементы в одну систему;
- Кнопка переключения (в модификациях первого и второго поколения) или автоматический переключатель (четвертое поколение и выше). Этот элемент переключает электромагнитный клапан, который отсекает одну магистраль от другой и не дает их содержимому смешиваться в топливной системе;
- Проводка используется для работы кнопки управления (или переключателя) и электромагнитного клапана, а в усовершенствованных моделях электричество используется в разных датчиках и форсунках;
- В редукторе газ очищается от примесей через фильтр тонкой очистки;
- Последние модификации ГБО имеют форсунки и блок управления.
Основные компоненты
Комплект газобаллонного оборудования состоит из следующих компонентов:
- испаритель – переводит газ в парообразное состояние, снижает его давление до уровня атмосферного
- редуктор – снижает давление, переводит газ из жидкого в газообразное за счет интеграции с системой охлаждения. Управляется вакуумом или электромагнитом, имеет винты регулировки количества подачи газа
- газовый электромагнитный клапан – перекрывает подачу газа в момент работы карбюратора или инжектора, а также при остановке двигателя
- бензиновый электромагнитный клапан – позволяет предотвратить подачу газа и бензина одновременно, на инжекторе за это отвечает эмулятор
- переключатель – устанавливается в салоне, имеет кнопку принудительного переключения между топливом, а также световой индикатор уровня газа в баке
- мультиклапан – неотъемлемы узел, устанавливаемый в баллоне. Включает в себя клапан подачи и расхода топлива, а также уровень газа. При избыточном давление мультиклапан стравливает газ в атмосферу
- баллон – емкость, цилиндрической или тороидальной формы, может быть выполнен из обычной стали, легированной, из алюминия с композитной обмоткой или композитных материалов. Как правило, бак заправляется не более 80% от его объема для возможности расширения газа без значительного повышения давления.
Как работает и схема ГБО
Газ из баллона поступает в клапан-фильтр, который очищает топливо от примесей, а также перекрывает подачу газа, когда это требуется. По магистрали газ попадает испаритель, где давление снижается с 16 до 1 атмосферы. Интенсивное охлаждение газа приводит к замерзанию редуктора, поэтому он греется от охлаждающей жидкости двигателя. Под действием разрежения, через дозатор, газ поступает в смеситель, после в цилиндры двигателя.
Расчет срока окупаемости ГБО
Установка ГБО окупится автовладельцу в разные сроки. На это влияют такие факторы:
- Режим эксплуатации автомобиля – если машина используется для небольших поездок и редко выезжает на трассу, то автомобилисту придется слишком долго ждать, чтобы установка окупилась за счет меньшей стоимости газа по сравнению с бензином. Обратный эффект у транспорта, который преодолевает большие расстояния в режиме «трасса» и реже эксплуатируется в городских условиях. Во втором случае на трассе расходуется меньшее количество газа, что еще больше увеличивает экономию;
- Стоимость установки газобаллонного оборудования. Если установка монтируется в гаражном кооперативе, то очень легко можно попасть на криворукого мастера, который ради своей экономии б/у оборудование ставит по цене нового. Особенно страшно это в случае с баллонами, так как у них есть свой срок эксплуатации. По этой причине бывают случаи страшных ДТП с участием автомобиля, в котором разорвало баллон. Но некоторые заведомо соглашаются на установку оборудования, купленного на руках. В этом случае установка быстро оправдает вложения, но затем повлечет дорогостоящий ремонт, например, замену мультиклапана или баллона;
- Поколение ГБО. Чем выше поколение, тем стабильней и надежней оно будет работать (на карбюраторные машины ставится максимум второе поколение), но и вместе с тем повышается и цена на установку и обслуживание оборудования;
- Также стоит учесть, на каком бензине работает двигатель – от этого будет зависеть экономия на каждые 100 км.
Вот небольшое видео о том, как быстро рассчитать, через сколько километров окупится газовая установка за счет более дешевого топлива:
Что такое ГБО в машине
Несколько раз в году при поездках на автомобиле автолюбители сталкиваются с серьёзной проблемой – подорожание топлива. В России она особенно актуальна. Никакие научные разработки в области экономики не могут объяснить механизм цен в этой сфере. Бензин и дизельное топливо дорожают, когда цены на нефть растут, это происходит и тогда, когда они падают вниз. На просторах интернета даже появился весёлый мем: цены на бензин выросли из-за того, что подорожала его транспортировка из-за того, что подорожал бензин.
Подобное положение дел заставляет специалистов искать различные выходы из положения, которые в первую очередь сводятся к экономии топлива с помощью различных видов тюнинга, а также разработке новых систем питания двигателя, переходу на другие виды топлива. Каждый месяц выходит много статей, посвящённых электрокарам и авто на водородных элементам. Однако подобные автомобили крайне дороги, для них отсутствует инфраструктура, да и энергия для них, на поверку, оказывается дороже. Лучше двигателя внутреннего сгорания пока ничего не придумано. К тому же, что делать людям, у которых нет денег на владение электрокаром или водородомобилем? Здесь на помощь приходит газобаллонное оборудование.
Газ стоит дешевле бензина, тем более что заправки, где можно найти метан или пропан, очень распространены. Плюсы его – очевидны, минусы надо поискать.
ГБО – это комплект оборудования, благодаря которому автомобиль может работать не только на стандартном жидком топливе (бензин или солярка), которое предусмотрено заводом-изготовителем, но и на различных видах газа. Сейчас активно используются такие газы как метан, пропан-бутан. Принцип действия любого ГБО – переключение питания двигателя с жидкого топлива на газ без особых изменений в его работе и сохранение динамики. Газовое оборудование бывает двух видов – инжекторное (ставится на инжекторные моторы, газ подаётся под давлением) и эжекторное (ставится на карбюраторные двигатели, газ засасывается карбюратором).
Появление ГБО связано с разработками двигателя, который в качестве топлива использовал газ. Они велись ещё в девятнадцатом столетии. В 1823 году был изобретён первый такой двигатель, который работал на светильном газе, а в 1860 году был выдан патент на их серийное производство. Однако подобные двигатели на тот момент таили немало сложностей в эксплуатации. Они были связаны с добычей и поставкой газа, его хранением, безопасностью, трудоёмкостью производства. Поэтому распространения они не получили.
Однако из-за резкого подорожания нефти после череды кризисов 1970-х годов возникла проблема высокой цены топлива. К этому времени началась разработка систем дублирования жидкого и газового топлива. Этому способствовало и то, что цена газа не так подвержена колебаниям, а сам он при этом дешевле, чем нефть. К тому же, к этому моменту появилась возможность хранить газ безопасно.
Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Развитие газового оборудования
Плюсы и минусы, которые даёт газовое оборудование при установке на автомобиль, привели к тому, что технология постоянно развивается. В ходе устранений различных недочётов и приспосабливания системы ГБО на разные виды двигателя появилось несколько поколений систем. На сегодняшний момент их шесть.
Начальное поколение в своей работе основывалось на принципе, при котором газ подавался в двигатель благодаря механической системе регулирования. В процессе участвовал редуктор вакуумного или электронного типа. Дозировка газа, подаваемого в двигатель, была основана на механическом принципе.
Однако механическое регулирование имело в своей основе ряд недостатков, которые частично были устранены в следующем поколении систем. Теперь процесс происходил с использованием электронного редуктора и блока управления. Последний получал информацию от датчиков (количество кислорода, частота вращения коленвала и положение дроссельной заслонки). На основе этих данных происходило поддержание на необходимом уровне газовоздушной смеси. Регулирование происходило при различных режимах работы двигателя.
Дозировку газа и его подачу в двигатель в системах третьего поколения осуществлял газовый инжектор.
Добавился датчик абсолютного давления газа, а также возможность распределённого синхронного впрыска газа во впускной коллектор с помощью механических форсунок. Сами форсунки работали за счёт увеличения или снижения давления газа. Проблемой третьего поколения стало то, что корректировка объёма поступающей смеси происходила медленно. Несмотря на это, плюсы этого поколения — в надёжности оборудования.
Проблема была решена при разработке систем четвёртого поколения, которые на данный момент являются самыми распространёнными и сбалансированными. Минусы более ранних версий были решены. Системы 4 поколения обеспечивают параллельный или распределённый последовательный впрыск топлива. Дозировка газа, поступающего топлива точнее, чем в предыдущих поколениях ГБО. Блок управления системой является аналогом стандартного бензинового ЭБУ. Расчёты подачи газа производятся с учётом работы бензиновой топливной системы, так как его работа синхронизирована с ЭБУ, который отвечает за подачу стандартного топливо.
При переключении на газ ЭБУ симулирует работу бензиновых форсунок, что предотвращает возможность появления ошибок стандартного ЭБУ. Оборудование этого поколения меньше всего влияет на ресурс двигателя.
Поколение 4+ было разработано для моторов с впрыском топлива непосредственно к свечи зажигания. Механизм работы ГБО данного поколения основан на том, что два вида топлива (бензин и газ) подаются в двигатель единовременно в соотношении 1 к 4. Такой принцип был положен в основу разработок следующих поколений.
Особенностью систем следующего, пятого поколения является то, что в них газ на форсунки подаётся в жидком виде. Однако их ахиллесовой пятой стал топливный насос. Данный элемент часто выходит из строя из-за качества использующегося газа, а также конденсата. Стоит отметить, что конденсат содержится в любом газе, его добавляют для того чтобы оперативно по запаху определить утечку. Но именно из-за него приходится постоянно менять топливный насос, при этом цена элемента довольно высока. Это уменьшает конкурентные преимущества оборудования.
Шестое поколение также основано на подаче газа в жидком виде и имеет ряд недостатков пятого поколения.
Кроме того, при подаче объединённой бензино-газовой смеси в двигатель из-за особенностей управления системы газ может испариться до того момента, пока попадёт в коллектор.
Вследствие проблем, возникающих у газобаллонного оборудования последних двух поколений, наибольшей популярностью пользуется ГБО 4 поколения. Кроме того, стоит отметить, что его установка меньше всего затрагивает другие элементы авто. Поэтому, если выбирать, то лучше выбрать именно его.
Топливо
В газобаллонном оборудовании на автомобиле используется газ двух видов – метан и пропан-бутан.
Метан – это природный газ, который используется в кухонных плитах. На автомобиле он представлен в сжиженном виде. Пропан же является элементом отходов при добыче нефти. Однако, учитывая, что он является видом топлива, ему нашли применение в народном хозяйстве. К примеру, пропан используется в качестве хладагента в холодильниках, а также создаёт давление в аэрозолях. На двигателе автомобиля он используется в качестве топлива. Для улучшения характеристик в пропан добавляют газ бутан.
Метан и пропан имеют разные требования к газовому оборудованию. В первую очередь это касается газового баллона.
Причина в том, что давление, при котором хранится метан, в 20 раз больше, чем то, под которым хранится пропан. Вследствие этого стенки баллонов, в которых будет храниться метан, должны быть толще, что ведёт к утяжелению самой ёмкости. Одно из решений данной проблемы – металлопластиковые баллоны. К ГБО, для которого топливом служит метан, предъявляются более высокие требования безопасности. Поэтому большим распространением пользуется газобаллонное оборудование, у которого главный вид топлива – пропан.
Стандартный баллон при этом вмещает до 40 литров смеси, что можно соотнести с ёмкостью бензинового топливного бака. Газ расходуется всего на 10% больше, чем бензин, при этом динамика на автомобиле, как правило, та же. Это и обеспечивает экономическую целесообразность установки, и многие автомобилисты предпочитают выбрать именно пропан.
Мифы, связанные с ГБО
Существует множество мифов, связанных с установкой и эксплуатацией ГБО.
Первый из них – опасность. Противники ГБО указывают на опасность хранения газа, газ (метан или пропан) может воспламениться, существует возможность взрыва его взрыва и тому подобное.
Однако, как показывают опыт и статистика, езда на автомобиле с газовым оборудованием безопаснее, нежели с бензиновым двигателем. Причина этого в том, что температура возгорания газовых смесей, используемых в ГБО, выше, нежели у бензина.
Кроме того, для процесса горения необходим кислород. Он есть в обычном бензобаке, но отсутствует в газовом баллоне, так как газ там находится под давлением в сжиженном виде. Баллоны рассчитываются таким образом, чтобы ликвидировать возможность их повреждения из-за воздействия давления, их пределы прочности максимально завышены. Кроме того, баллоны устанавливаются в наиболее защищённые части авто, где им не грозят механические повреждения. Поэтому возможность взрыва газа в авто, если установка произведена правильно, практически сведена к нулю.
С этим мифом связан другой – при установке ГБО будет запах газа. Данный миф лишён всяких логических оснований. Во-первых, запах газа – свидетельство его утечки, если установка была произведена правильно, а баллон не имеет повреждения, она невозможна. Во-вторых, сам газовый баллон находится в специальной оболочке, которая в случае разгерметизации не позволяет газу попасть в салон. Она снабжена вентиляционными трубками, которые ведут наружу.
Запах газа может быть свидетельством нарушения связей между элементами ГБО, однако, если оборудование сертифицировано, установка выполнена специалистами, это практически невозможно. Если же такая проблема возникает, то она решается в сервисе. Стоит отметить, что ни метан, ни пропан запаха не имеют, его придают дополнительные присадки, которые специально добавляются в газ. Так или иначе, возможность появления запаха газа практически исключена. В то же бензиновая система при своей неисправности приводит к появлению запаха в салоне авто.
Другой контраргумент против ГБО – после установки автомобиль снизит динамику. Такая проблема, действительно, свойственна для авто, оборудованных газовым оборудованием. Однако если установка произведена с соблюдением всех стандартов, то потери мощности может не быть вообще, либо максимально она составит всего 3-5%. Стоит отметить, что данная проблема остро стояла для авто с системами первого и второго поколений, однако в процессе развития она снизошла на нет.
На просторах интернета ходит миф о юридических сложностях, которые могут возникнуть при регистрации авто.
Однако данная проблема преувеличена. С недавних пор регистрировать топливные системы стало необязательно. Если же проблема возникнет при регистрации в случае продажи авто, какого бы оборудования она ни касалась, она решается документами, которые предоставляются в сервисе после установки.
В качестве другой проблемы отмечается возможность прогорания клапанов двигателя, такое влияние может быть оказано из-за слишком высокой температуры, при которой сгорает газ (как отмечалось, температура воспламенения газа выше, чем у жидкого топлива). Однако, как показывает практика, у авто, которые оборудованы ГБО 4 поколения, данной проблемы нет. Возникает проблема проседания клапанов из-за проседания седла. Она вызвана высокой температуры сгорания. Для решения этой проблемы были разработаны средства охлаждения клапанов. Благодаря им ресурс клапанов будет больше
Есть и другие мифы, которые периодически встречаются в сети. Однако, как правило, они связаны с проблемами других узлов авто. Таким образом, минусы газового оборудования слишком переоценены, а его плюсы, особенно экономия средств, заставляют не обращать на них внимания.
Окупаемость и производители
Важный вопрос, который ставят автомобилисты, – окупаемость систем ГБО. На него нет однозначного ответа. Окупаемость зависит от прожорливости авто, а также от пробега. Если за год автомобиль проезжает свыше десяти тысяч километров, то система окупится за несколько месяцев. Если это обычный легковой автомобиль с умеренным расходом – установка газового оборудования окупится через пару лет. В любом случае, деньги, вложенные один раз, будут работать очень долго, принося экономию владельцу авто.
У многих автолюбителей возникает вопрос – оборудование какого производителя лучше выбрать. При выборе стоит обратить внимание на страну. По мнению экспертов, лучше всего использовать оборудование голландского производителя, так как в Голландии высокие требования к качеству и безопасности авто, снабжённых системами газового оборудования. Кроме того, они отмечают оборудование марки STAG. Оборудование данного производителя, как правило, отличается высоким качеством, его основные элементы производятся в Польше.
Все плюсы и минусы оборудования различных производителей кроются в производстве.
Если оно расположено в Европе, то цена будет выше при соответствующем качестве. Если в Китае, то ниже будет цена, но здесь уже стоит задуматься о готовности экономить на безопасности собственной жизни.
Таким образом, газобаллонное оборудование имеет в основном положительные моменты, главным из которых является экономия денег. Заплатив однажды, прибыль от этого вложения можно будет получать многие годы.
Что такое ГБО и как им пользоваться
Что такое ГБО? Газовое оборудование, состоящее из баллона, мультиклапана, редуктора, фильтра газа, рампы газовых инжекторов, ЭБУ, датчика давления и форсунок. Цель установки состоит в переводе автомобиля на второй вид топлива — газ. При этом водитель с помощью переключателя выбирает тот вид горючего, который оптимален на данный момент, или это происходит автоматически. Ниже рассмотрим, что это за система, как работает, какие бывают виды, и в чем выгода.
Что такое ГБО
Начнем с расшифровки, что такое ГБО в автомобиле. Под аббревиатурой скрывается термин «газобаллонное оборудование». Простыми словами, это дополнительная аппаратура, состоящая из нескольких элементов, и предназначенная для бензиновых двигателей. Она дает возможность пользоваться другим видом топлива — пропаном / бутаном, метаном.
Знание, как расшифровать в автомобиле ГБО — только первый этап в вопросе понимания принципов и особенностей системы. В зависимости от поколения комплектация и принцип действия немного отличаются. К примеру, если на машине стоит ГБО 4-го поколения, в состав входят следующие компоненты:
- баллон для газа;
- мультиклапан;
- устройство для заправки;
- редуктор;
- фильтрующий элемент;
- рампа с инжекторами;
- ЭБУ;
- датчик давления и разрежения.
Зная элементы системы ГБО, проще разобраться, что это такое в автомобиле, и для чего необходимо.
Как работает ГБО на автомобиле
Газ закачивается в бак, установленный в багажном отсеке, на 80%. Объем заправки ограничивает специальный поплавок, в дальнейшем закрывающий мультиклапан. В функции последнего входит защита и сброс давления до 25 атмосфер для большей безопасности. Далее топливо идет в редуктор, снижающий давление до 1 атм.
На следующем этапе газобаллонное оборудование для автомобиля обеспечивает очистку газа с помощью специального фильтра, где оседают крупные частицы. Далее очищенный газ подается в камеру сгорания через форсунки. Работа системы контролируется блоков управления, в функции в которого входит определение оптимального времени открытия форсунок. Блок управления обеспечивает переход между инжекторами (бензиновыми, газовыми).
Рассматривая, как работает ГБО на автомобиле, необходимо выделить переключатель в салоне. С его помощью водитель меняет вид топлива. В любой момент можно перевести двигатель с газа на бензин и обратно. В газобаллонном оборудовании 4-го поколения предусмотрены датчики давления / разрежения, определяющие разницу между разряжением в коллекторе впуска и давлением в рампе с форсунками.
Как пользоваться ГБО
Автовладелец должен знать не только особенности ГБО, что это в машине и расшифровку, но и принцип пользования системой. Основной элемент управления, который интересует водителя — кнопка. Именно с ее помощью происходит процесс управления. И здесь принцип отличается в зависимости от поколения:
- В 1-м поколении у переключателя имеется три позиции — бензин, газ и промежуточный вариант. Среднее положение используется для перекрытия подачи топлива. При подаче бензина горит красный индикатор, газа — зеленый. В средней позиции ничего не светится. Здесь нужно знать, как переводится горючее. Запуск доступен на любом топливе. При пуске от бензина необходимо прогреть мотор, перевести тумблер на среднее положение, а при снижении оборотов переключаться на газ.
- Во 2-м и 3-м поколении ГБО на авто режима три и нужно знать, что это значит. В первом режиме мотора работает от бензина, во втором — от бензина до 1500-2000 оборотов, но потом переходит на газовое топливо. Третий режим подразумевает запуск и работу от пропана.
- Для 4-го поколения характерна сенсорная кнопка. Ниже мы кратко рассмотрим, что такое ГБО 4 поколения в автомобиле, но пока отметим популярность этого вида. На кнопке имеется индикация уровня топлива: четыре зеленых светодиода и один красный. Режима работы — два. Переход на газ после прогрева происходит автоматически, а сама система запоминает последнюю установку. При этом водитель может вручную перейти на любое топливо.
Водитель должен знать, как пользоваться ГБО на автомобиле, уметь ориентироваться по индикации, и знать, по какому принципу запускать машину. К примеру, в газобаллонном оборудовании 4-го поколения можно принудительно запускать двигатель от газа путем длительного нажатия на кнопку и включения стартера.
Виды
Рассматривая, что такое ГБО в автомобиле на легковом транспорте, необходимо учесть существование нескольких видов таких систем. Выделяется шесть поколений:
- 1-е — наиболее примитивное, ставится на двигателях с карбюратором / инжектором, газ подается через коллектор впуска, а его дозировка происходит через регистр мощности;
- 2-е — усовершенствованный вид ГБО на автомобиль с шаговым двигателем, регулирующим подачу горючего автоматически и с помощью ЭБУ, имеет низку цену и сравнительно высокий КПД;
- 3-е — для авто с распределенным впрыском, с подачей горючего в каждый цилиндр по отдельности, встречается редко;
- 4-е — самая популярная газобаллонная аппаратура на автомобиль с инжекторным мотором и распределенным пуском, имеет свой газовый инжектор, редуктор, блок управления, отличается надежностью и низким расходом топлива;
- 5-е — отличается подачей жидкого газа в цилиндры с помощью специального насоса, редуктор не предусмотрен, применяется на авто без возможности установки ГБО-4;
- 6-е — жидкий газ подается через имеющуюся систему впрыска с помощью селектора топлива, газового редуктора / форсунок нет.
Последнее поколение наиболее дорогостоящее и пока редко применяется в России из-за высокой цены — около 250 000 рублей.
Выгода ГБО
Автовладельцы знают, что, если установлено ГБО, это помогает сэкономить на горючем и уменьшить расходы семейного бюджета на заправку. Но здесь нужно учесть активность использования автомобиля. Если машина выезжает несколько раз в неделю, новая аппаратура вряд ли окупится. По-иному обстоит ситуация, если в год автомобиль проходит 20 000 км и более. В таком случае потребуется около 10-12 месяцев, чтобы окупить расходы. Здесь многое зависит от расхода двигателя, типа газобаллонной аппаратуры, затрат на обслуживание и т. д.
Также автовладельцы должны знать особенности ГБО для двигателя, что это значит в машине с позиции ресурса некоторых узлов. В частности, продлевается срок службы катализатора и системы впрыска на 30-40 %. При длительной эксплуатации такая особенность позволяет снизить расходы.
Мифы
В завершение развеем несколько основных заблуждений, касающихся ГБО. Запомните:
- Эксплуатация и хранение автомобилей с газобаллонным оборудованием не опасно. Баллон имеет стенки толщиной 3-4 мм, что гарантирует защиту даже в случае ДТП. При этом газ более безопасен с позиции утечки при повреждении бака.
- Запаха газа внутри нет. При правильной настройке системы эта проблема исключается. Если такая проблема и появилась, нужно сразу ехать на СТО.
- От ГБО не прогорают клапана. Это возможно только при неправильной настройке, когда в двигатель подается обеденнная топливная смесь.
- Газобаллонную аппаратуру можно ставить на турбированный двигатель, в том числе с прямым впрыском. Главное — правильно подобрать поколение и выбрать оборудование.
- Расход пропана ненамного больше, чем бензина. При правильной настройке — до 20%.
- Применение специальных свечей не обязательно.
- Обслуживание ГБО не требует больших расходов. Стоимость техсервиса умеренная с учетом получаемой экономии.
Еще один миф, что на газ переходят только бедные. Это не так. Установка газобаллонной аппаратуры актуальна для людей, умеющих считать деньги.
Теперь вы знаете, что такое ГБО, его расшифровку и назначение на авто. В комментариях расскажите, установлено ли газобаллонное оборудование на вашем автомобиле, и почему вы приняли решение о переходе.
Источник https://avtotachki.com/gazoballonnoe-oborudovanie-avtomobilya/
Источник https://gboteh.ru/vse-o-gbo/chto-takoe-gbo-v-avtomobile.html
Источник https://avtodigitals.ru/chto-takoe-gbo/