Почему взрывается транспорт с газом и как этого избежать
Многие автомобилисты боятся водить машину на газе, хотя мнение об опасности такого транспорта сильно преувеличено. Сейчас переходить на газ даже выгодно. Об этом рассказали участники 20-й международной выставки газобаллонного, газозаправочного оборудования и техники на газомоторном топливе GasSuf 2022.
Что обсуждали?
На форуме представители сферы грузовых перевозок говорили о том, что последние пять лет поэтапно замещают дизельную технику газовой. Но до сих пор не все сотрудники готовы принимать технику на сжиженном природном газе (СПГ). Более того, сначала даже был отток персонала – правда, потом они вернулись обратно.
Потому что это выгодно. В этом убедился перевозчик, в парке которого более 900 автобусов. В компании провели организационные и экономические расчёты с точки зрения разных видов топлива. В итоге пришли к выводу, что автобусы на СПГ – экономически очень целесообразны.
Сейчас на рынке можно найти большой выбор газовых баллонов от хороших производителей, которые соответствуют всем международным стандартам. Но нельзя забывать о периодическом обслуживании газобаллонного оборудования (ГБО). Принцип «поставил и забыл» может привести к трагедии – использование любого оборудования при отсутствии ухода неизбежно связано с риском.
Может ли такое оборудование взорваться?
Если ГБО установлено правильно, то машина с ним не опаснее той, что на бензине. Более того, даже при жёсткой аварии баллон с газом взрывается редко, поскольку срабатывает предохранительный обрывной клапан, который перекрывает газ. Но если в автомобиле или автобусе неправильно установлено оборудование или есть неисправность в ГБО, то взрыв возможен. Причём не только в жару и не только при аварии.
Фото: Виктория Вьюнова
Распространённые проблемы
Рассказываем, что в работе оборудования должно насторожить водителя.
- В систему попал воздух. На неисправность указывает повышение нормальной температуры двигателя и уход стрелки термометра в красную зону.
- Мощность двигателя резко падает. Одна из вероятных причин – проблемы с фильтром ГБО либо редуктор в более старых моделях газобаллонного оборудования. А также – возможная неисправность форсунок в системах с двойным впрыском.
- Глохнет двигатель. Эта неисправность чаще встречается на первых двух поколениях газового оборудования, крайне сложно диагностируется и с большой долей вероятности говорит о неправильной настройке системы впуска или неправильно установленном редукторе.
- Газовый баллон не заправляется до предела. Необходимо проверить настройку газовой заправки.
- Запах газа в салоне. Причина может крыться в утечке или сквозной коррозии выхлопной системы.
- Двигатель работает неравномерно. Но при этом при переключении на бензин проблема исчезает. Сначала нужно проверить наличие газа, но если с этим всё в порядке, стоит обратить внимание на форсунки.
При появлении этих признаков следует немедленно обратиться в автосервисы, которые обслуживают газобаллонное оборудование. В Барнауле это можно сделать в компаниях:
«Сектор» (улица Партизанская, 176в)
«ГазАвтоМастер» (проспект Космонавтов, 63а)
«ГАЗ Прайм» (улица Интернациональная, 312)
«Италгаз 22» (улица Челюскинцев, 113, бокс 3)
Взрыв газа из-за аварии? Почти невозможно
Может ли взорваться баллон газа в багажнике в результате ДТП?
Газ в автомобиле – одно из многих легковоспламеняющихся веществ, но, вопреки опасениям автолюбителей, он не является самым опасным видом топлива. Дело в том, что широкая система безопасности автомобильного газового оборудования делает газ в машине не более опасным, чем кондиционер.
- В случае повреждения газовой системы, вызванного несчастным случаем, газовая система автомобиля автоматически отключается и подача газа из баллона блокируется
- В случае пожара электромагнитные клапаны предотвращают воспламенение топлива
- Главный признак утечки газа – его запах. Поэтому не обнаружить утечку невозможно
Каждый энергоноситель в автомобиле потенциально является источником опасности. Наибольший риск возгорания, как правило, появляется в двух случаях: в результате поломки системы подачи топлива или же в результате повреждения системы из-за аварии.
Это относится как бензину, являющемуся легковоспламеняющимся веществом, так и к дизельному топливу, литий-ионным батареям (известны случаи больших пожаров автомобилей, работающих на электричестве). Естественно, газ, как и другие виды топлива, несет потенциальную угрозу.
Наибольший риск для любого автомобиля представляет авария, в результате которой место хранения энергии в машине может быть повреждено. Например, если во время ДТП в машине будет разорван топливный бак, то существует вероятность возгорания. Есть риск возгорания и электрических автомобилей (в том числе и гибридных авто). Так, если в результате аварии будет повреждена электрическая батарея, то это может привести к короткому замыканию в электроцепи автомобиля со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Что касаемо газового баллона, который обычно устанавливают в багажнике, то он является самым крепким из всех емкостей для хранения топлива в машине. Также не стоит забывать, что чаще всего в результате аварии автомобиль получает повреждения либо спереди, либо сбоку. Так что риск возгорания автомобиля, работающего на газу, намного ниже по сравнению с автомобилями, работающими на бензине, дизельном топливе или электричестве.
Автомобиль в ДТП получил повреждения спереди. Будет ли утечка газа?
Редуктор-испаритель и газообразные топливные трубопроводы могут быть размещены в разных частях двигателя – это зависит от структуры узла привода, типа и марки двигателя, вида впрыска и т. п. Газовый испаритель может быть установлен как сверху двигателя, так и скрыт в подкапотном пространстве. Так что будет ли поврежден газовый редуктор в результате удара в переднюю часть машины, будет зависеть от многих факторов. Не стоит опасаться и повреждения газовой топливной магистрали. Как правило, газ поступает в редуктор-испаритель по медному трубопроводу, который в подкапотном пространстве имеет спиральную форму. Такая форма позволяет защитить топливопровод от повреждений в результате вибраций. Этот надежный трубопровод, по которому в редуктор подается газ под высоким давлением, является одним из основных элементов газовой безопасности.
Если же область топливопровода высокого давления газовой системы будет вскрыта во время работы двигателя, то в системе низкого давления, которая идет после редуктора-испарителя, произойдет нехватка газа. В этой ситуации датчик давления газа и температуры, которые необходимы для правильной работы газовой системы в машине, среагирует на внештатную ситуацию. Система автоматически отключит газовую установку, перекрыв подачу топлива в двигатель. Причем происходит это очень быстро. Так, датчик давления реагирует на падение давления в течение 0,3 секунды.
При этом вы услышите характерный «щелчок» электромагнитного клапана.
Кстати, подобное поведение газового оборудования было не раз подтверждено в различных краш-тестах, где испытывали безопасность автомобильных газовых систем. Эти краш-тесты проводились компаниями, которые производят газовые установки для автомобилей.
Также во время испытаний было установлено, что газовый баллон является единственным элементом, который может пережить серьезную аварию по сравнению с топливными баками бензиновых и дизельных автомобилей, а также по сравнению с электрокарами, использующими аккумуляторную батарею для хранения энергии.
Надо отметить, что система защиты газового оборудования, которая в случае повреждения автоматически перекрывает подачу газа, очень похожа на обычную топливную систему, используемую в бензиновых или дизельных автомобилях, в которых в случае повреждения топливной магистрали или топливного бака автоматически отключается подача топлива в двигатель (топливный насос автоматически перестает подавать топливо по топливной магистрали).
Но в отличие от газа, который менее опасен, при перекрытии подачи бензина или дизельного топлива в передней части машины остается еще достаточное количество топлива, которое имеет риск воспламениться. Ведь в результате ДТП в передней части машины может произойти утечка бензина или дизтоплива. К сожалению, по сравнению с газом этот вид топлива более опасен при утечке.
Но даже если передняя часть загорится в результате утечки топлива, редко когда водитель и пассажиры не успевают выбежать из машины.
Удар в переднюю часть: что может еще случиться?
Не все знают, что топливо в машине не единственное легковоспламеняющееся вещество. А вам известно, что ваш кондиционер также имеет повышенный риск возгорания? Дело в том, что фреон, используемый в некоторых автомобилях, при контакте с высокой температурой может воспламеняться. Если в кондиционере используется старый фреон R134a, вам нечего переживать – он не горит. Хуже всего дело обстоит с новым фреоном для автомобильных кондиционеров R1234yf, который может воспламеняться при температуре 405 градусов Цельсия. В результате сгорания этого фреона высвобождается фтористый водород – чрезвычайно опасное и коррозионное вещество, которое легко растворяет даже стекло.
Но для того чтобы этот фреон воспламенился, как видите, необходима высокая температура в подкапотном пространстве. А это возможно только при пожаре. Вот почему так важно быстро потушить машину в первые минуты.
Машина горит. Будет ли взрыв?
Автомобиль может загореться по разным причинам. Чаще всего пожар происходит из-за короткого замыкания в электропроводке или, например, из-за контакта сильно нагретого элемента автомобиля с горючими веществами, используемыми в машине. Иногда машины загораются в результате поджога.
Чаще всего огонь в машине развивается постепенно, и проходит много времени, прежде чем огонь достигнет задней части автомобиля, в которой во всех машинах хранится топливо.
Когда же огонь добирается до задней части машины, то тогда и появляется угроза взрыва. Но для этого также необходимо время, пока топливо в баке не воспламенится. В газовом баллоне на этот случай защита лучше, чем в баке бензина. Дело в том, что в газовом резервуаре есть воздушная подушка, на тот случай если, например, из-за высокой температуры газ начнет увеличиваться в объеме. В итоге эта воздушная подушка предотвратит разрыв баллона. Нет, конечно, если высокая температура будет оказывать на баллон долгое воздействие (например, если газовый баллон окажется в центре пожара), то давление в нем в конечном итоге поднимется до опасного уровня. Но и в этом случае взрыва баллона не произойдет. Как такое возможно? Нет, это не фантастика и не доказательство, что законы химии и физики можно поменять. Все дело в хитрой конструкции газового баллона, который имеет специальный клапан, который в случае увеличения давления внутри баллона будет постепенно снижать его. Так и предотвращается взрыв газового баллона в автомобиле. Это, кстати, позволяет пожарной бригаде погасить огонь задолго до того, как весь газ в баллоне сгорит.
Простая утечка газа в машине. Что это будет?
Газ, как бензин или дизель, может вытекать из автомобиля в результате неисправности топливной системы. В случае, например, с дизельным топливом даже существенная утечка топлива может долго оставаться незаметной. Утечку бензина вы обнаружите намного быстрее из-за появившегося характерного запаха бензина. Кстати, утечка бензина опасна, поскольку капли топлива могут попасть на нагретый катализатор, в результате чего машина может загореться.
Когда дело доходит до утечки газа, то вы также можете почувствовать характерный запах газа. Кстати, газ тяжелее воздуха и может накапливаться в различных полостях машины. Но для того чтобы накопленный в объеме газ воспламенился, нужно, чтобы его концентрация в машине достигла больших значений. В таких объемах газ не останется незамеченным. Вы обязательно почувствуете запах газа даже при маленькой концентрации.
Минимальный риск
Конечно, риск пожара из-за использования газа в машине есть всегда. Но он не больше, чем когда автомобиль работает на бензине или дизельном топливе.
Условием же обеспечения полной безопасности в машине, работающей на газу, является правильная сборка газового оборудования, а также качество самих компонентов газовой системы. Так что при выборе газового оборудования выбирайте только оборудование от известных брендов, зарекомендовавших себя как производители качественных газовых компонентов. Но при этом помните, что монтаж оборудования также играет огромную роль в безопасности.
В том числе не стоит забывать и о плановых технических осмотрах газовой системы. Также при первых же признаках неисправности вы должны как можно быстрее обратиться за техническим обслуживанием газовой установки.
Кстати, иногда во многих машинах с газовым оборудованием появляется запах газа. Но чаще это связано не с неисправностью оборудования, а с небрежной установкой газовых компонентов. Дело в том, что если неправильно установить газовое оборудование в подкапотном пространстве, то может происходить неполное сгорание газа.
Тем не менее каждый владелец автомобиля с газовым оборудованием должен помнить, что скопление газа в машине может быть причиной огня или даже взрыва. Но, несмотря на это, воспламенение газа кажется маловероятным событием. Риск примерно тот же, что и при утечке бензина. При авариях риск разлива бензина выше, чем газа.
Как избежать взрыва газового баллона в машине в 2023 году
Преимущества установки ГБО на автомобили уже давно доказаны. Но многие водители боятся переходить на газ, так как интернет переполнен роликами с названием «Взорвался баллон…». Однако, если взрыв газового баллона в машине и случается, это происходит из-за неисправности автомобиля либо по причине неправильной эксплуатации ГБО. Изучим этот вопрос и разберемся, каким правилам нужно следовать, чтобы даже мыслей о взрыве не возникало.
Может ли взорваться ГБО в автомобиле
Смесь пропана и метана с воздухом идеально подходит для хорошей детонации при наличии искры. Поэтому целью разработчиков ГБО было создать такую систему, которая полностью нивелирует возможность взрыва и по максимуму «возьмет» все лучшее от газа. С каждым новым поколением ГБО езда становится более безопасной.
В баллонах предусмотрены вентили и клапаны, которые могут выдерживать предельное давление (и даже с запасом). Газопроводы топливной магистрали производят из медных сплавов, а в последних поколениях стали внедрять армированные пластиковые и даже термопластиковые трубы.
Риск утечки газа мизерный, но он все-таки есть, и это можно отнести к минусам ГБО.
Даже если герметичность в каком-то месте нарушена (что при правильной эксплуатации – редкость) и газ вырвался наружу, водитель сразу же почувствует резкий запах. В баллон добавляется специальный состав – одорант, который усиливает запах настолько, что даже при малейшей утечке человек почувствует его, примет меры и не даст газу достичь опасной концентрации в воздухе.
Предел взрываемости пропана – 2,1-9,5 %, пропан-бутана – 1,9-8,5%. Именно поэтому пропан-бутановая смесь уступает по безопасности метану. Еще один неприятный «бонус» – сжиженный газ тяжелее воздуха и при утечке оседает ближе к земле. Но даже при этих показателях одорант даст знать об утечке задолго до достижения отметки 2,1.
Метан взрывается при концентрации в воздухе в пределах 5–16 %, самая опасная концентрация – 9,5%. Если концентрация газа менее 5%, он не взрывается, а горит, хотя горение может происходить очень быстро, в виде хлопка, что также очень опасно для людей, но само по себе к взрыву баллона не приведет. Разве что начнется пожар и баллон взорвется от того, что давление в нем в результате нагрева повысилось.
Метан легче воздуха, и, покинув баллон, его потоки стремятся вверх. Накапливаться он может только в закрытых помещениях, под потолком.
Допустим, события развиваются по худшему сценарию и газа в воздухе достаточно для потенциального взрыва. Без хорошей искры детонация не произойдет.
Неблагоприятные факторы для ГБО при утечке – горение проводки и других деталей авто. Поэтому взрыв может произойти только под действием мини-пожара в остальных системах.
Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен при условии, что он качественно изготовлен, испытан и оборудован в соответствии с правилами и требованиями к ГБО.
Почему случаются взрывы
Разрушение (взрыв) баллона возможно при наличии таких неисправностей:
- Появление микротрещин в результате коррозии металла (именно поэтому в последних поколениях оборудования не используют металлические емкости и трубопроводы).
- Нарушение герметичности вследствие мощного удара (это приводит к утечке, но не обязательно к взрыву).
- Емкость перегревается, в результате газ стремится к расширению и создает колоссальное давление. Но бояться не стоит, ведь при разработке баллоны проходят испытания под огромными температурами (рабочий диапазон примерно от -40 до +650 С). Одна из причин, почему взрываются газовые баллоны в машине от перегрева, – резкий перепад температур. Например, в сильные морозы водитель ставит автомобиль в теплый гараж, да еще и таким образом, что баллон находится в самой обогреваемой зоне.
- Переполнение баллона. Именно заполненная на 100 % емкость может привести к вышеуказанному взрыву от перепада температур. Чтобы этого не произошло, применяется мультиклапан, который при наполнении 80 % объема баллона перекрывает доступ к его заправке.
- Еще один возможный вариант – установка некачественного ГБО и неправильная настройка системы.
Как исключить вероятность взрыва
Чтобы ваше авто не стало героем видео «В машине взорвался газовый баллон», избегайте неопытных установщиков. Обратитесь в сервис или на специализированную станцию, где работают опытные монтажники.
Если водитель выбрал поколение ГБО, в котором нет мультиклапана, он должен сам контролировать, чтобы на заправке в баллон не попадало больше 80 % газа, а также следить, чтобы топливо было качественным. Желательно регулярно проверять соединения на герметичность (с помощью мыльного раствора).
Если почувствовали запах газа в дороге, немедленно остановитесь, заглушите мотор, откройте в салоне все окна. Не заводите автомобиль, пока не выявите причину неисправности.
Взрыв ГБО: видео
Автор: Кристина Светлова
Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.
Похожие записи:
- Все о ГБО на дизель в 2023 году
- ГБО на авто – решение многих проблем в 2022 году
- Какие нужны документы на газовое оборудование автомобиля в 2022 году
- В чем преимущества ГБО 5 поколения
- Демонтаж газового оборудования с автомобиля
Источник https://www.amic.ru/news/pochemu-vzryvaetsya-transport-s-gazom-i-kak-etogo-izbezhat-517175
Источник https://1gai.ru/baza-znaniy/521043-vzryv-gaza-iz-za-avarii-pochti-nevozmozhno.html
Источник https://1avtoyurist.ru/oformlenie/gbo/vzryv-gazovogo-ballona-v-mashine.html