Взрыв ГБО в машине: как обезопасить авто?
Взрыв ГБО в машине возможен только при совпадении нескольких факторов — высокой концентрации газа в воздухе и наличии искры. Для этого необходимо серьезное повреждение в системе газобаллонной аппаратуры и бездействие автовладельца, который должен намного раньше услышать характерных запах и принять меры, направленные на устранение проблемы.
Возможен ли взрыв ГБО в машине
По статистике процент взрывов ГБО на автомобилях стремится к нулю, а такие ситуации происходят в крайне редких случаях. В современных системах установлено много ступеней защиты, обеспечивающих перекрытие подачи топлива при любых аварийных режимах. Кроме того, в состав газа добавляют одоранты — специальные ароматизаторы, позволяющие почувствовать запах газа намного раньше.
В плане взрывоопасности пропан более опасен, чем метан, но из-за меньшего давления в системы взрыв ГБО на авто менее вероятен. Наличие газа в воздухе — еще не повод для воспламенения, ведь необходимо достижение определенной концентрации. Для метана она должна составляет от 5 до 15%, а для пропан-бутана — от 2,5 до 9,5%. Дополнительным фактором должна быть мощная искра. Если процент выше, взрыв в ГБО в автомобиле не происходит — состав просто загорается.
Что касается самого газового баллона, он полностью безопасен. В емкости предусмотрены толстые стенки, исключающие повреждение и просачивания воздуха. Исключением являются серьезные ДТП, но даже в таком случае риск повреждения бака и взрыва ГБО в машине минимален.
Вероятность взрыва повышается при использовании газобаллонной аппаратуры 1-го или 2-го поколений, использования бракованных детей, некачественной установки, повышения давления в баллоне и т. д. На этом остановимся подробнее.
Причины взрыва в машине
В современных системах предусмотрено множество элементов, предотвращающих взрыв ГБО в авто. К основным блокам устройства газобаллонного оборудования относится клапан отсечки, ограничивающий перелив топлива, клапан сброса давления, противопожарные плавка вставка, механический вентиль для закрытия подачи топлива. Также имеется электромагнитный и скоростной клапан.
К причинам, почему взрывается ГБО на машине, можно отнести неправильную установку / настройку мультиклапана. Специалист мог с ошибкой отрегулировать мультиклапан, поставить б/у деталь, удалить клапан отсечки / поплавок. При нахождении машины в нагретом гараже, в случае утечки и при достижении концентрации может произойти взрывоопасная ситуация. Но дополнительным фактором должна быть искра, к примеру, из-за проблем с проводкой.
- применение б/у компонентов;
- низкое качество запчастей;
- установка баллона без крепежа;
- монтаж емкости с просроченным сроком годности;
- несвоевременная проверка баллона;
- нарушение сроков ТО;
- несоблюдение мер безопасности во время заправки;
- разрушение клапана в случае ДТП;
- перегрев емкости с газом;
- ошибки в настройке;
- заполнение выше положенной нормы.
Всех рассмотренных случаев по отдельности недостаточно, чтобы ГБО взорвалось в авто. Необходим комплекс факторов, которые бы привели к возникновению проблемы.
В случае с газобаллонной системой на метане взрыв в машине может произойти по таким же причинам: установка б/у баллона, его повреждение, несвоевременная проверка, отсутствие надежной фиксации и т. д. Кроме того, в процессе эксплуатации емкость может повредиться, к примеру, происходит коррозия, появляются вмятины или небольшие трещины. Здесь отметим, что метан легче воздуха, поэтому в случае утечки он не скапливается в машине, а поднимается вверх. При этом для взрыва газа в машине необходима большая концентрация — от 5 до 16 процентов.
Производители проводили много тест-драйвов столкновения машин для получения взрыва ГБО на авто (видео легко найти в Интернете). При этом удар был направлен как раз в заднюю часть, где установлен баллон. В процессе удара ничего не разорвалось. Наоборот, баллон выступил в качестве дополнительного буфера.
Как обезопасить себя от взрыва
Чтобы не взорвалось ГБО в машине, важно придерживаться нескольких простых правил. Базовые моменты:
- Выбирайте только качественную аппаратуру и отдавайте предпочтение проверенным установщикам с сертификатами и опытом.
- Проходите периодическое тестирование на СТО в плане настройки / обслуживания.
- В процессе заправки следите, чтобы работники использовали нужный газ и не заполняли емкость свыше положенного объема.
- Регулярно осматривайте состояние системы и проверяйте магистрали на факт утечки с помощью мыльного раствора. Это желательно делать между периодическими обслуживаниями на СТО.
- При появлении запаха остановитесь, заглушите двигатель и закрутите вентиль подачи. После этого проверьте салон, перейдите на бензин и езжайте до ближайшей СТО. В идеале желательно определить причину неисправности, и, если она серьезная, вызвать эвакуатор.
- Перед эксплуатацией ознакомьте с правилами пользования баллоном и системой в целом.
Теперь вы знаете, возможен ли взрыв ГБО в машине, и в каких случаях вероятность возрастает. По статистике такие случаи происходят крайне редко и то из-за невнимательности водителя или грубых ошибок установщиков. В комментариях поделитесь опытом, связанным с утечкой газа и риском взрыва газобаллонной аппаратуры в машине.
Как избежать взрыва машины с газобаллонным оборудованием? Советы для «чайников»
После инцидента, когда 26 ноября в Якутске во дворе дома взорвалась машина с газобаллонным оборудованием, многие владельцы аналогичных автомобилей встревожились.
«КП-Якутия» вместе с экспертом, управляющим центра газового оборудования AutoGAS PRO Александром Поповым разбиралась, насколько обоснованны эти страхи, и почему взорвалась машина на улице Автодорожной.
— Взрыв машины мог произойти из-за несоблюдения техники безопасности. Почему я так уверенно говорю? Потому что по газовому оборудованию есть норма технического обслуживания, которая составляет 10 тысяч километров, — отмечает Александр Попов.
Каждые 10 тысяч километров каждый владелец машины на газобаллонном оборудовании должен приезжать на СТО (станцию технического обслуживания), которая специализируется на газе. Там должны заменить фильтры, поискать утечки, проверить параметры на компьютере.
— Это минимальные требования, которые нужно соблюдать по технике безопасности. К сожалению, зачастую люди на это не обращают внимание, а некоторые водители даже ездят с запахом газа, что категорически запрещено! — подчеркивает эксперт.
Что касается взрыва машины на Автодорожной, то конкретно в этом случае могла произойти утечка газа.
— Случился взрыв накопленного газа, в этом случае без участия самого баллона. На фотографиях с места инцидента отчетливо видно, что баллон не порвало, но от него была утечка. Машина стояла на подзаводе-автозапуске под «Наташей». Когда она завелась в очередной раз, пошла искра. А пропан-бутан копится снизу, из-за «Наташи» и нарушения вентиляции от баллона газ накопился и произошел хлопок без открытого огня, — объясняет Александр.
В каком-то смысле горе-автовладельцу еще повезло, что взрыв произошел без открытого огня, иначе разрушений было бы больше. Но, как считает Александр, владельцам машин с ГБО не стоит бояться заводить авто под «Наташей», если оборудование исправно и регулярно проходит осмотр.
— Даже если вы регулярно накрываете автомобиль «Наташей», в салоне все равно минусовые температуры. Иногда машина может прогреться, допустим, до плюс пяти, но это все равно не те температуры, при которых газ начнет расширяться, — подчеркивает эксперт.
Машина на газу зимой в Якутии: нюансы и тонкости
Наш регион отличается очень низкими зимними температурами, при которых в эксплуатации машин с ГБО появляются свои нюансы. Какие именно, объясняет эксперт.
— Раньше эксплуатация машин на пропане-бутане запрещалась при температурах ниже 42-43 градусов. Дело в том, что этот газ плохо испаряется. Сейчас же существует газовый редуктор, который работает по принципу утюга: он превращает жидкую фазу газа в паровую. Но при сильных минусовых температурах этот процесс все равно происходит плохо. Из-за этого увеличивается расход газа или отключается его подача, — говорит Александр.
По словам эксперта, надо самое пристальное внимание обратить на процентное содержание пропана и бутана в топливе. Как правило, пропана должно быть 60%, а бутана — 40%. Но если какой-нибудь технологический процесс при изготовлении газа будет нарушен (например, 50% пропана и 50% бутана), то такое топливо условно называется «летним» и оно пригодно для использования только в тепле. Такой газ будет очень плохо испаряться при минусовых температурах, и машина ехать не будет.
— Также стоит соблюдать три золотых правила при эксплуатации машины на газу зимой, — напоминает эксперт.
Первое: не перезаправлять баллон перед тем, как заезжаете с холода в тепло. Газ начинает расширяться в тепле и будет выходить из баллона через аварийный клапан. А если в машине нет вентиляции, то весь газ накопится в салоне автомобиля.
Второе: нельзя мыть двигатель мойкой высокого давления типа «Керхер», потому что со временем на датчиках и на электронном блоке управления оборудования возникают окислы, из-за которых оно может перестать работать.
Третье: нельзя прикуривать свой автомобиль, потому что при перепаде напряжения сбиваются настройки газа.
Что выгоднее: пропан-бутан или метан?
С каждым годом в Якутии все больше автовладельцев переходят на газовое оборудование, и не в последнюю очередь и из-за государственной поддержки.
— Господдержка перехода на метан — отличная идея, потому что переоборудование машины вместе с документами будет стоить порядка 16 тысяч рублей, хотя рыночная стоимость ГБО составляет более ста тысяч. Это очень выгодно, — отмечает Александр.
Также существует программа развития газомоторного топлива, куда входит расширение сети заправок (до 2030 года в республике должно появиться более 30 заправок). Сейчас в городе действуют три заправки.
Итак, что же выбрать автомобилисту, в первый раз решившему переоборудовать своего «железного коня»?
— Во-первых, сейчас выбор облегчается тем, что есть государственная субсидия на метан. Во-вторых, на метане выгоднее ездить экономически, — утверждает эксперт.
Возьмем для примера трехтопливную Toyota Probox, которая стоит постоянно заведенной на улице. У нее баллон с пропаном-бутаном, куда входит около 40 литров топлива. 40 литров пропана-бутана стоит в среднем тысячу рублей. На таком количестве топлива можно проехать 250-270 километров. Также на этой Toyota Probox стоит баллон с метаном на 25 кубометров. Это эквивалент 42,5 литров бензина (1 кубометр метана равен 1,7 литра бензина). 25 кубометров метана владелец заправляет за 500 рублей и проезжает те же 250-270 километров. На метане получается двойная выгода по сравнению с пропаном-бутаном, не говоря уже о бензине.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В Якутске во дворе дома взорвалась машина под портативным гаражом (подробнее)
В Якутске открылся новый центр для переоборудования машин на метан (подробнее)
Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом журналистам «КП – Якутия»: +7 964 415-40-38 (WhatsApp)
И не забудьте подписаться на наш Телеграм-канал, где выходят самые оперативные новости о Якутии.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Адрес редакции: г. Якутск, Орджоникидзе, 31.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru
Почему взрываются баллоны в автомобилях с газовым оборудованием на метане и пропане
Перед принятием окончательного решения по установке газобаллонного оборудования на свою машину, помимо вопроса окупаемости, автолюбителей также волнует проблема безопасности авто с ГБО.
Сеть завалена видеороликами и комментариями к ним, о взрывах газового баллона в машине.
В рамках данной статьи постараемся разобраться, может ли взорваться газовый бак на авто, как часто, по каким причинам и при каких обстоятельствах это происходит.
Возможен ли взрыв газового оборудования в машине
Действительно случаи взрывов и сгорания машин в последнее время участились. Какой-то конкретной статистики нам найти не удалось, но таких случаев хватает. Интернет наводнён подобными фотографиями. Связано это во многом с развитием и популярностью газовых систем на авто. Также с попыткой собственников, максимально сократить затраты на транспорт.
Взрыв метана в автомобиле на заправке
Чтобы понять причину такого финала, необходимо уточнить, что в авто с газобаллонной установкой взрывается именно баллон, а как известно ёмкости бывают для метана и для пропана. Подробнее об этом можно узнать здесь. Пропан-бутановая смесь находится в баке под давлением 12-15 атмосфер в сжиженном состоянии, а метан 200 атм. в сжатом. Поэтому устройство баллонов разное, равно как причины и последствия после их взрыва.
Из-за чего взрываются баллоны и сгорают машины с ГБО
Подобное происшествие – это всегда стечение определенных обстоятельств. К тому же, не имеет значения класс установленного оборудования, пожары и взрывы газа происходят на автомобилях с ГБО 4-го и 2-го поколения.
Видео подборка о том, как взрывается газобаллонное оборудование в машине:
Пропановая ёмкость
Основная система безопасности пропановой установки находится в балонной арматуре (мультиклапан). Разработчики современного устройства специально просчитали все возможные варианты развития событий, оснастив его многоуровневой защитой:
- клапан отсечки — работает совместно с поплавком, ограничивает перелив топлива при заправке (по нормативу при наполнении баллона в нем должно остаться 20% пустого объёма для возможности расширения газа.)
- клапан аварийного сброса давления – сбрасывает давление, превышающее 27 атмосфер
- скоростной клапан – действует при обрыве расходной магистрали
- противопожарная плавкая вставка – срабатывание клапана происходит на открытом огне, после достижения заданной температуры
- механический вентиль для ручного перекрытия подачи топлива к редуктору-испарителю
- электромагнитный клапан – предотвращает подачу газа при выключенном зажигании
Кроме многофункционального устройства, система газового оборудования защищена от утечек дополнительным электроклапаном, который ставится перед редуктором или входит в его конструкцию (вместе с фильтром грубой очистки газа).
Со стороны заправочной магистрали монтируется выносное заправочное устройство, которое работает по принципу обратного клапана и предотвращает возможную утечку.
Сам баллон состоит из стали толщиной не менее 3 мм. Его заводская опрессовка происходит при давлении 30 атм., а испытания на разрыв более 70 атмосфер.
Таким образом, казалось бы, система ГБО защищена со всех сторон. Так почему же взрываются пропановые баллоны и сгорают авто.
Взрыв баллона со сжиженным нефтяным газом (СНГ/LPG) происходит из-за превышения критического давления. Рассмотрим варианты, которые чаще всего являются точкой отправления к несчастному случаю.
Первый случай
Установщик ГБО (намеренно или по неопытности):
- неверно отрегулировали мультиклапан
- поставил «какой был в наличии» (мульт подбирается под тип емкости).
- удалил клапан отсечки и поплавок, для того чтобы была возможность заправки до отказа
Теперь представим, что после заправки газом баллона с таким защитным устройством, автомобиль поставлен на стоянку на солнце или в теплый гараж зимой. При нагревании бака давление газа повысится и произойдёт взрыв, если:
- в погоне за экономией установлена арматура устаревшего класса не имеющая достаточных степеней защиты
- смонтирован б/у мультиклапан
- установлен мультиклапан не известного производителя (подделка)
При надлежащем монтаже сработает защита баллонной арматуры, и пропан просто выйдет наружу через вентиляционный канал.
Но здесь также кроется опасность, так как пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, в закрытых помещениях она оседает (случай с гаражом, особенно если в нём имеется смотровая яма). Опасная концентрация (2,3-9,5%) может сдетонировать от любой искры, например при включении света или сигареты.
Второй случай
Произошло возгорание автомобиля, к примеру, из-за короткого замыкания электропроводки. От пожара давление в баллоне вырастет и прогремит взрыв с воспламенением пропана.
В правильном мультиклапане, сработает защитный или противопожарный клапан. После чего топливо выйдет, без каких-либо последствий или сгорит пламенем (зависит от степени распространения пожара), но взрыва не будет.
Пожароопасность пропанового ГБО
Сам по себе пропан не воспламеняется. Возгорание газа в машине может произойти только по причине его утечки и наличия искры. А также из-за обратного хлопка (последнее характерно для ГБО 2 поколения, об этом читайте тут).
Причинами утечек могут быть ненадлежащая установка/эксплуатация газового оборудования, а именно:
- использование б/у компонентов
- низкое качество деталей
- монтаж баллона без крепления (протирание емкости)
- установка сосудов с вышедшим сроком годности
- несвоевременное переосвидетельствование емкости
- нарушение сроков технического обслуживания
Часто газ травит в соединениях, через ВЗУ или электроклапан под капотом.
Предотвратить выход топлива поможет установка запорной арматуры баллона с электромагнитным клапаном, который перекрывает подачу газа при остановке двигателя.
Также необходимо обязательно устанавливать вентиляционную камеру для вывода газового топлива за пределы автомобиля.
Ко всему прочему, причиной пожара может быть не соблюдение элементарных мер безопасности на заправке (статическое электричество, курение).
Взрывоопасность метанового баллона
По причине высокого давления, взрыв метана в автомобиле, происходит с более разрушительными последствиями. Особенно часто такое случается на заправке.
Метановые емкости бывают 4 классов, самые надёжные 1-2 типа. Сделаны они из металла толщиной от 7 до 23 – первый тип, 4.8-6мм мм – второй тип. 3 и 4 класс – состоят целиком или частично из композитных материалов (углеродное волокно).
Из-за веса наиболее распространенные на легковом транспорте емкости второго класса. Прочность менее тонких стенок достигнута кольцевой обмоткой из стекловолокна. Разрывная нагрузка 670 кг/см2 (Атм).
Метановый баллон тип 2
Функцию системы безопасности метанового ГБО выполняет автоматический запорный вентиль баллона, который при установке закручивается динамометрическим ключом моментом 320-340 кг (данные указываются в паспорте). Качественный вентиль имеет несколько ступеней защиты:
- клапан сброса аварийного давления
- устройство отсечки при обрыве магистрали
- клапан с плавкой вставкой рассчитанный на температуру 110°C
Также в системе применяется стальная сертифицированная магистраль с толщиной стенки 1мм.
Причины взрыва метанового баллона:
- установка б/у емкостей
- монтаж емкости с истекшим сроком эксплуатации
- монтаж вентиля без необходимых степеней защиты
- установка бака неизвестного производителя (без паспорта и соответствующей сертификации на территории РФ)
- установка баллона без надёжной фиксации (без рамки)
- монтаж поврежденного сосуда
- истирание баллона при вибрационных нагрузках (коррозия, микротрещины, вмятины)
- несвоевременное переосвидетельствование
Метан (CNG/КПГ – компримированный природный газ) легче воздуха, поэтому он не скапливается как пропан при утечке. В некотором смысле это является его преимуществом. Взрывоопасная концентрация метана в воздухе 5-16%.
Что безопасней газ или бензин
Бак с бензином тоже может взорваться. Причём без какого-либо давления.
Видео эксперимент, поджог бака с бензином:
Опасность ГБО при аварии
Одна из известных фирм производителей газового оборудования провела опыт с имитацией ДТП автомобилей. На обеих машинах установлено пропановое ГБО 4 поколения, только с разными баллонами. Основной удар был направлен в авто с тороидальной емкостью. При столкновении её даже не разорвало, напротив, баллон сработал как усилитель багажника.
Эксперимент с аварией авто на газовом топливе:
Источник https://avtodigitals.ru/vzryv-gbo-v-mashine/
Источник https://www.yakutia.kp.ru/daily/27476/4683954/
Источник https://gbomotor.ru/poleznoe/vzryv-ballona-gbo-v-avto