Автомобильный рынок России

Содержание

Автомобильный рынок России

Продажи новых легковых автомобилей в России в феврале 2023 г упали на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 56 тысяч штук, — «Автостат».

По данным АЕБ, которая не учитывает продажи некоторых марок, в феврале 2023 г продажи новых автомобилей в России рухнули в три раза от среднемесячных продаж в 2021, в пять раз упали относительно уровня первой половины 2008 и 2012-2013 годов.

Новый баланс продаж новых авто находится в диапазоне 40-45 тыс авто в месяц, что составляет до полумиллиона в год или 3.5 авто на 1000 жителей, что значительно ниже развивающихся стран. В Китае (19 авто на 1000 человек населения), в Бразилии – 8.6, в Мексике – 7.2, в Тайланде – 12, в Турции – 7.8, в Малайзии – 18.

По итогам февраля 2023 г

Ограничение номенклатуры доступных авто, запредельные цены и разрушение дилерской сети – вот главные причины, отмечал канал Spydell Finance.

В 2021 году автодилеры в России предоставляли разнообразие из 40-50 автопроизводителей, к 2023 весь российский авторынок сжался до 6-7 автопроизводителей. Это исключительно российские и китайские модели, все остальные в режиме непрерывного «закрытия обязательств», сброса складских запасов или очень ограниченного «штучного» параллельного импорта по запредельным ценам.

В феврале 2023 г в России в режиме активных продаж были только: Lada, Haval, Geely, ГАЗ, УАЗ, Changan и Chery.

Из недружественных стран остались только продажи Kia, которые рухнули в 10-13 раз относительно нормы. Сейчас продаются по 1500 авто в месяц против 15-20 тыс, которые были до конфликта на Украине. Ранее очень популярные Hyundai обвалились по продажам в 60-70 раз.

Продажи Skoda, VW и Mazda обвалились в 20-25 раз. Остальные практически обнулены или реализуется ничтожное количество продаж, буквально поименно на пальцах двух рук. Полностью остановлены продажи Renault, Nissan, Ford, Mitsubishi и Volvo.

В России 45 млн авто, из которых 33% отечественные и 23% — японские

На 1 января 2023 года в России насчитывалось около 45,4 млн легковых авто: 33,6% из них, то есть почти ровно треть, отечественного производства, это 15,2 млн машин.

Второе место удерживают японские авто, на долю которых приходится 23,4%, или около 10,6 млн авто. Третье место занимают южнокорейские машины с долей 13,4% (6,1 млн). Далее разместились машины из Германии и США, которых насчитывается соответственно около 4,7 и 3,2 млн единиц.

2022

Продажи отечественных полуприцепов в России упали на 3% до 14,5 тыс. штук

По итогам 2022 года в России было продано 14,5 тыс. отечественных полуприцепов (используются с грузовиками-тягачами для перевозки различных типов грузов), что на 3% меньше, чем годом ранее. Такие данные в начале марта 2023 года привели в «Росспецмаше» (объединяет данные 70% производителей сегмента).

Производство такой спецтехники в РФ также сократилось на 3% — до 15 тыс. единиц. Однако в деньгах имел место 15-процентный рост, до 49 млрд рублей, отмечает «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы «Росспецмаша».

В количественном выражении выпуск нетентованных полуприцепов в России по итогам 2022 года увеличился на 20%, до 2 466 шт., битумовозов – на 13%, до 593 шт., тралов – на 11%, до 1 459 шт., контейнеровозов – на 9%, до 1 996 шт., зерновозов – на 4%, до 833 шт.

При этом производство изометрических полуприцепов сократилось на 41%, до 531 шт., тентованных полуприцепов – на 20%, до 1895 шт., сортиментовозов – на 13%, до 586 шт., самосвальных полуприцепов – на 4%, до 2445 шт.

В Минпромторге говорят о сокращении рынка в целом на 5,7%, выпуска — на 3%. Однако, как отмечают в ведомстве, в 2022 году в РФ наблюдался небольшой рост производства тралов, зерновозов, контейнеровозов, битумовозов и других (более подробно см. график). Доля российских производителей полуприцепов в 2022 году выросла до 77% против 63% годом ранее.

Весь рынок прицепов и полуприцепов по итогам 2022 года составил немногим более 27 тыс. против 33,7 тыс. штук годом ранее, говорит гендиректор ассоциации «Спецавтопром» Денис Кудрявцев. Сокращение в основном связано с прекращением поставок техники иностранных марок, а глобально снижение спроса наблюдалось весной 2022 года, когда выросли ставки по лизингу, уточнил он в разговоре с изданием. [1]

Число легковых автомобилей впервые сократилось в 6 регионах

В 2022 году органы ГИБДД зарегистрировали в России в общей сложности 60,45 млн автомобилей, что на 0,5%, или на 312 тыс. штук, больше, чем годом ранее. Такие данные Госавтоинспекции были обнародованы в конце февраля 2023 года.

Согласно статистике ГИБДД, которую приводит «Коммерсантъ», к концу 2022 года в РФ было зарегистрировано 50,6 млн легковых машин, а также 6,67 млн грузовиков, 2,3 млн транспортных средств категории L (мотоциклы, мопеды, квадроциклы) и 833,6 тыс. автобусов.

В Москве за год стало на 16,6 тыс. автомобилей меньше

Газета отмечает, что как минимум в шести российских регионах легковой автопарк впервые за много лет пошел на убыль, а рекордсменом по приросту числа регистраций стало Приморье — на учет за год дополнительно встало 15 тыс. легковых машин. В Москве за 2022 год число автомобилей сократилось на 16,6 тыс., Подмосковье — на 11,1 тыс., Санкт-Петербурге — на 11 тысяч, Саратовской области — на 7,9 тыс., Краснодаре — 7,6 тыс., в Псковской области — на 5 тысяч.

По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, на самом деле автомобилей не становится меньше, просто их владельцы снимают транспорт с учета, чтобы не тратиться на страховки, транспортный налог и штрафы. Также он связал сокращение парка с падением продаж новых автомобилей.

Собеседник газеты добавил, что в 2022 году немало россиян покинули страну, многие пересекли границу на своих автомобилях, предварительно сняв их с учета, чтобы пользоваться ими на новом месте. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов отметил, что миграция из Москвы в 2022 году была самая значительная, но многие автовладельцы продавали свои машины в другие регионы. Этим можно, по его словам, объяснить прирост автопарка в некоторых регионах.

Самым массовым сегментом остаются машины с двигателями «Евро-4» (15,8 млн к концу 2022 года) и с двигателями, класс которых не установлен (15 млн). На 61% в 2022-м увеличился парк электромобилей (всего их 23,7 тыс. штук), на 51% — гибридов (138,5 тыс. штук). [2]

Снижение продаж грузовиков на 15% до 84 тыс. штук

Продажи новых грузовых автомобилей в России по итогам 2022 года составили 84,2 тыс. штук, что на 15,6% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные «Автостата», обнародованные в январе 2023 года.

Согласно исследованию, доля российских машин на отечественном рынке грузовиков хотя и сократилась с 56,1% в 2021 году до 54,5% в 2022-м, но осталась высокой. За 2022 год к 2021 году доля грузовиков-иномарок подросла с 44 до 45,5% соответственно.

Динамика продаж грузовиков в России

При этом за тот же период сегмент российских машин продемонстрировал более существенное падение, чем сегмент иномарок. Продажи российской техники упали в годовом сравнении на 18%, с 56 212 до 46 131 шасси, а реализация иностранных грузовиков уменьшилась на 12%, с 43 984 до 46 131 авто.

Рассматривая динамику всего рынка за 2022 год, эксперты отмечают, что пик продаж грузовых машин в РФ был зафиксирован в декабре 2022 года — 10 711 единиц. С начала года (с февраля) рынок шёл по нисходящей динамике и в мае «просел» до 4 324 машин, после чего взял курс на рост показателей реализации.

На федеральном уровне лидером рынка новых грузовиков в 2022 году стал «КамАЗ», который, несмотря на все сложности 2022 года, продал 31 994 машины против 36 394 единиц в 2021 году (-12%). Второе место в годовом рейтинге занял китайский бренд Shaanxi, показавший многократный прирост продаж к 2021 году — с 2 781 до 9 641 авто.

«ГАЗ», показавший спад на 46% (с 10 230 до 5 537 шасси), переместился на третье место рейтинга продаж. Эксперты агентства «Автостат» отмечают, что в Топ-10 попали только российские и китайские модели, причем их тут поровну. Если все «китайцы» демонстрируют положительную динамику рынка, то у трех отечественных грузовиков она отрицательная – KAMAZ 5490 (-54%), GAZ Gazon NEXT (-45%) и KAMAZ 6520 (-6%). [3]

Откат рынка по объему продаж до уровня начала 2000-х гг и 18 места в мире

Российский автомобильный рынок в 2022 г по продажам откатился на уровни двадцатилетней давности (30-40 тыс автомобилей продавали в начале 2000-х).

В 2012 году Россия занимала седьмое место в мире по продажам новых авто (2.9 млн авто), опережая Британию (2.3 млн авто), но уступая Германии (3.3 млн единиц). В 2021 году Россия опустилась на 11 место (1.67 млн авто), пропустив вперёд Францию, Британию, Южную Корею и Канаду.

В 2022 году Россия откатилась на 18 место, пропустив Турцию и оставшись на уровне Малайзии. 662 тыс проданных авто – это 4.6 авто на 1000 жителей, что значительно ниже, чем в Китае (19 авто на 1000 человек населения), в Бразилии – 8.6, в Мексике – 7.2, в Таиланде – 12, в Турции – 7.8, в Малайзии – 18.

Лидером по продажам являются США – 43 авто на 1000 человек, в Японии, Корее и Германии по 30 авто, в большинстве крупных европейских стран около 25-27.

В России в 2012 году свыше 80% проданных авто были иностранными брендами, в 2021 таких было уже 75%, а в 2022 доля иностранных брендов опустилась до 60%. В январе 2023 доля иностранных брендов рухнула до 37%!

Причиной снижения доли иностранных автопроизводителей стали: снижение покупательной способности населения из-за экстремального роста цен на авто, разрушение дилерской сети (отказ ведущих автопроизводителей от ведения бизнеса в России после начала конфликта на Украине) и нарушение цепочки поставок, что затрудняет производство в России.

Из доступных на начало 2023 остались только отечественные и китайские производители. В 10-ке три российских производителя, четыре китайских, также Kia, Skoda и VW.

Однако, обвал продаж автопроизводителей из недружественных стран составляет 89-100%, в среднем продажи рухнули более, чем в 10-12 раз.

Китай стал самым крупным импортером легковых автомобилей в Россию

Китай стал самым крупным импортером легковых автомобилей в Россию в 2022 году. За этот период из КНР было поставлено 117 тыс. машин, что на 40% больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС), которые были раскрыты в конце января 2023 года.

Импорт грузовиков из Китая из РФ по итогам 2022 года составил почти 31 тыс. единиц. За год показатель взлетел в четыре раза по сравнению с предыдущим. Также КНР ввезла в страну две тысячи автобусов и микроавтобусов (рост на 68%). В три раза вырос импорт авто специального назначения — аварийные и пожарные машины, автокраны, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками и другие. За 2022 год поставки такого транспорта выросли в 3 раза.

Китай стал самым крупным импортером легковых автомобилей в Россию в 2022 году

Несмотря на то, что Китай стал крупнейшим импортером автомобилей в Россию, производители из Поднебесной заняли лишь третье место по объему продаж авто в РФ. На первом месте расположились российские компании (доля — 30%), на втором — южнокорейские (19,5%).

По данным Таможенного управления Китая, общий объем товарооборота между Россией и КНР по итогам 2022 года поднялся на 29,3%, до рекордных $190,271 млрд.

В конце декабря 2022 года представители ассоциации «Российские автомобильные дилеры» написали открытое письмо автосалонам китайских брендов, в котором сообщили, что в ближайшие годы модельный ряд марок из КНР может поглотить отечественный автомобильный рынок. По словам специалистов, из-за замедленного развития российского автопрома и наращивания производственных мощностей китайских предприятий, доля продаж машин из Китая в РФ может достигнуть. В РОАД отмечали, что мощности китайского автопрома позволяют выпускать более 20 миллионов транспортных средств ежегодно. [4]

Продажи автомобилей достигли 1,47 трлн рублей

В 2022 году продажи автомобилей в России достигли 1,47 трлн рублей. Наибольшие траты (1,04 трлн рублей) пришлись на кроссоверы и внедорожники, свидетельствуют данные агентств «Автостат», которые были обнародованы в конце января 2023 года.

Лидером по выручке с продаж на российском авторынке за 2022 год стала отечественная Lada Granta. За 12 месяцев в России было продано этих автомобилей (всех модификаций) на сумму в 66,7 млрд рублей. Вторым по выручке с продаж в годовом рейтинге авторынка РФ стал китайский «паркетник» модель Chery Tiggo 7 Pro, который за год был продан в количестве 18 699 единиц. на сумму в 46 млрд рублей.

Третье место еще у одной китайской модели — Haval Jolion. За 2022 год россияне приобрели 17 527 таких машин и заплатили за них 36,7 млрд рублей. Третий результат в годовом рейтинге у Lada Vesta — 36 млрд рублей, полученных от продажи 32 467 таких машин. В топ-5 за год самых доходных моделей российского авторынка вошли Hyundai Creta и Kia Rio. Известно, что за 2022 год в стране было продано 19 043 кроссоверов Creta на 34,6 млрд рублей и 24 146 автомобилей Kia Rio на 32,9 млрд рублей.

Читать статью  Chevrolet Cruze история универсала

«Автостат» также составил список из 10 автомобилей класса люкс, которые были наиболее востребованными в России в 2022 году. Так, бестселлером в этом сегменте оказался кроссовер Maserati Levante (75 проданных экземпляров), второе место по объемам продаж занял Rolls-Royce Cullinan (58 штук), а третью строчку поделили Bentley Continental GT и Rolls-Royce Ghost (по 33). Также в рейтинг попали Lamborghini Urus (32 штуки), который занял пятую строку и отечественный седан Aurus Senat (30 штук), завершивший 2022 год на шестой позиции. Седьмое и восьмое места достались двум моделям Bentley, кроссоверу Bentayga (28 штуки) и седану Continental Flying Spur (23 штуки) [5]

Определился топ-5 лидеров российского авторынка

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) оценил продажи легковых авто и малотоннажных грузовых машин (LCV) в 687,4 тыс. штук по итогам 2022 года. Это на 58,8%, свидетельствуют данные, обнародованные 12 января 2023 года.

Среди факторов, которые оказали наибольшее влияние на российский авторынок, он назвал санкционное давление, разрыв логистических цепочек и параллельный импорт.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику АЕБ, пятерка крупнейших производителей на российском авторынке в 2022 значительно не изменилась на фоне того, что докризисный первый квартал оказался наиболее высоким (277 тыс. машин). Реализация лидерующей Lada в январе—декабре упала на 46%, до 188,6 тыс. машин. Бестселлером среди иномарок остался корейский Kia, продажи которого упали на 68%, до 66,1 тыс. штук.

Следом идет Hyundai (падение на 67%, до 54,8 тыс. машин), а также пополнивший топ-5 ГАЗ (падение на 25%, до 42,1 тыс. штук). В целом все бренды топ-10 показали падение продаж по сравнению с 2021 годом, за исключением Chery (рост на 4%, до 38,5 тыс.) и УАЗа (рост на 5%, до 33,9 тыс.). Из «десятки» лидеров выбыл ушедший из РФ Nissan, однако другой покинувший Россию бренд Renault занял шестое место с результатом 39,6 тыс. машин (падение на 70%).

Также нарастить объемы сбыта удалось ее дочерней марке Exeed и Dongfeng Motors. Они продали 13 686 и 1 666 автомобилей соответственно (+264 и +213 процентов к 2021 году). Остальные популярные китайские бренды ушли в минус, но относительно небольшой по сравнению с другими марками.

Самым популярным сегментов остается SUV: кроссоверы и внедорожники были проданы в количестве 334 933 штук, заняв 48,7 процента рынка. Также россияне купили 81 060 коммерческих автомобилей, 6961 пикап и 840 электрокаров. [6]

Падение продаж новых легковых авто на 59%

В 2022 году россияне приобрели 626,3 тыс. новых легковых автомобилей, что на 59% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные «Паспорта промышленного консалтинга» (ППК) – совместного предприятия аналитического агентства «Автостат» и системы электронных паспортов транспортных средств.

Как пишут «Ведомости», обнародованная статистика совпадает с данными регистраций новых легковых машин. По подсчетам «Автостат инфо», в 2022 году на учет в России было поставлено 629 923 автомобиля, что на 58% меньше по сравнению с показателем годичной давности. Таким образом, рынок легковушек в России за 2022 год откатился к уровням второй половины 1990-х гг., отмечает издание.

Продажи новых легковых машин в России упали более чем вдвое по итогам 2022 года

По сообщению «Автостата», почти 30% продаж новых легковых авто в России по итогам 2022 года пришлось на отечественные марки, львиную долю которых составили легковые автомобили Lada. В 2022 году они разошлись тиражом в 174,7 тыс. единиц, что составляет 27,9% от общего объема рынка.

На втором месте корейские бренды, суммарная доля продаж которых в РФ составила 19,5%. Так, автомобили марок Kia (65,7 тысячи машин) и Hyundai (54 тысячи машин) располагаются в рейтинге вслед за отечественной Lada.

Немного от лидеров в легковом сегменте отстали китайские производители, общая доля которых составила 19,2%.

Доля продаж японских марок на российском рынке легковушек по итогам 2022 года составила 12,4%, а оставшийся 1% рынка принадлежит американским брендам, добавили в агентстве. [7]

Продажи новых легковых авто за 9 мес сократились на 59% до 506 тыс

Продажи новых легковых автомобилей и LCV (легкий коммерческий транспорт) в России в январе — сентябре 2022 года упали на 59,8% по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года, до 506,661 тыс — Ассоциация европейского бизнеса.

Минпромторг выделяет более 45 млрд рублей на поддержку спроса на отечественные автомобили

В сентябре 2022 года стало известно о том, что Минпромторг РФ выделяет более 45 млрд рублей на поддержку спроса на отечественные автомобили. Эти средства рассчитаны на период с 2023-2025 гг.

Минпромторг РФ выделяет более 45 млрд рублей на поддержку спроса на отечественные автомобили

По его словам, в 2023 году на поддержку российского автопрома выделено 9,8 млрд рублей, а в 2024 и 2025 годах будет потрачено еще 17 млрд и 19 млрд рублей соответственно. Мантуров добавил, что это зафиксировано в проекте бюджета на 2023 год.

Ранее источники «Коммерсанта» уже сообщали, что в 2023 году поддержка спроса «значительно сократится», а заложенная на нее сумма не превысит 10 млрд рублей. Это объясняется недостатком платежей со стороны самой отрасли: субсидии традиционно складывались из поступлений от утильсбора, которые практически отсутствуют из-за того, что производства простаивают.

По сообщению газеты, сложности с финансированием программ в автопроме возникли на фоне приостановки выпуска иностранных автозаводов в РФ после начала военных действий на Украине. Источником финансирования программ господдержки традиционно были средства утильсбора. Он выполняет роль барьера от импорта: хотя сбор платится за все импортированные и произведенные в РФ автомобили, автоконцерны, которые заключили специнвестконтракты (СПИК; дают льготы в обмен на инвестиции), могли претендовать на компенсацию. [8]

Рост доли российских и китайских марок авто

За август продано всего 17 новых авто дорогого сегмента

В августе 2022 года россияне приобрели всего 17 новых автомобилей сегмента Luxury, что на 82% меньше, чем за тот же период прошлого года (97 шт.). Специалисты также отметили, что уже 4-й месяц подряд объемы реализации роскошных автомобилей в нашей стране не превышают двух десятков единиц.

Продажи автомобилей в июле упали на 75%. Китайские марки впервые обошли корейские

Продажи автомобилей в июле упали на 75% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). У лидера рынка «Автоваза» падение продаж составило 68%. При этом производители заметили, что по сравнению с обвальным июнем авторынок в июле начал показывать восстановительный рост.

Каждый четвёртый купленный в России в июле новый автомобиль — китайский, пишет агентство «Автостат».

Впервые «китайцы» (24,3% от общего объема рынка в июле) опередили на российском рынке «корейцев» 21,2%, первое место на рынке — за отечественными марками (30,9%).

По итогам полугодия продано 370 228 новых автомобилей (-56,9%)

По данным AEB, обладателями новых автомобилей в июне 2022 г стали 27,8 тыс человек, что выше лишь майского показателя – 24,3 тыс. Годовая динамика почти не изменилась: -82% в июне VS -83,5% в мае. По итогам полугодия в РФ было продано 370 228 новых автомобилей (-56,9%).

80,6% ввезенных в Россию новых легковых авто во 2-м кв были китайского производства

Во втором квартале 2022 г 80,6% ввезенных в Россию новых легковых автомобилей были китайского производства, 7% из Южной Кореи, 2,6% — Японии.

Падение продаж авто на 84% в мае

В мае 2022 г продажи автомобилей в России упали на 84%, поскольку санкции со стороны нескольких стран привели к тому, что отрасль, которая когда-то была витриной для иностранных инвестиций, практически остановилась.

Продажи в мае упали до самого низкого уровня по крайней мере с 2006 года. Почти все автозаводы закрылись из-за отсутствия запчастей.

Продажи новых люксовых авто в России в мае сократились на 80% — россияне приобрели всего 18 автомобилей.

Падение продаж в апреле до 32,8 тыс новых авто

Продажи новых легковых авто в России в апреле 2022 г упали в 3 раза, до 27,2 тыс. машин, по сравнению с мартом, следуют из данных «Автостата».

Всего 32 706 автомобилей было продано в апреле, что соответствует спаду на 79% говорится в заявлении Ассоциации европейского бизнеса.

Данные за апрель не включают продажи BMW AG, Mercedes-Benz AG и General Motors Co.

Самые продаваемые модели авто по федеральным округам

Снижение продаж в марте на 62,9% до 55 тыс новых авто

Продажи автомобилей в марте 2022 г упали на 62,9% год к году. Всего в марте было продано 55 тыс новых авто. Это второе минимальное значение за всю историю. Меньше было только в апреле 2020 года (38 тыс).

Обвал идёт по всем маркам, включая китайские:

  • продажи Автоваза: -64%
  • Haval: -44%
  • Geely: -14%
  • Chery: -79%
  • Changan: -36%

2021

Продажи новых авто выросли на 22%, до 3,05 трлн рублей

В 2021 году продажи новых легковых автомобилей в России достигли 3,05 трлн рублей, что является рекордным показателем, который превосходит результат 2020 года на 22%. Такие данные 8 февраля 2022 года обнародовало агентство «Автостат».

Прежний максимум датировался 2019 годом, когда на покупку новых машин россияне потратили 2,57 трлн рублей. В 2020 году продажи сократились из-за закрытия автосалонов на фоне пандемии коронавируса COVID-19 и дефицита полупроводниковых компонентов.

Продажи новых авто за 2021 год в России впервые перевалили за 3 трлн рублей

По словам аналитиков, объем российского авторынка в денежном выражении произошел на фоне роста продаж новых легковых машин (+3% в 2021 году относительно 2020-го), но ключевым его фактором является увеличение средневзвешенной цены, которая в 2021 году выросла почти на 20%. При этом основной причиной резкого роста скачка на автомобили стала их нехватка у дилеров, спровоцированная глобальной нехваткой чипов, говорится в исследовании.

Согласно расчетам «Автостата», в 2021 году жители РФ приобрели 271 тыс. новых легковых автомобилей, произведенных за пределами РФ, что соответствует 18% в общем объеме авторынка. Эксперты отмечают, продажи импортных автомобилей в 2021 году увеличились на 23%.

Среди машин, ввезенных из-за рубежа, наибольшие предпочтения россияне отдавали китайским. Так, за весь минувший год новые легковые автомобили, собранные в КНР, были куплены в России тиражом в 58,2 тыс. единиц, что в 2,4 раза больше, чем в 2020 году. Второе место в этом рейтинге занимают «истинные японцы» – россияне приобрели 56,7 тыс. таких автомобилей (+10%). Замыкают тройку лидеров машины, произведенные в Германии (55 тыс. шт.; — 34%). Таким образом, 82% новых легковых автомобилей, покупаемых в России, имеет локальное производство, что в количественном выражении составляет немногим более 1,2 млн единиц. [9]

Резкий рост цен на авто

Сравнение цен на автомобили в 2020-2021гг.

Российский авторынок вырос на 4,3% до 1,67 млн новых авто

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2021 году в России было продано около 1,67 млн новых легковых автомобилей и LCV (легких коммерческих автомобилей), что на 4,3% больше, чем в 2020-м. Статистика была обнародована 13 января 2021 года.

Топ-25 легковых автомобилей в России по итогам 2021 года возглавила Lada Vesta: автодилеры продали 113 698 штук этой модели (по сравнению с 107 281 годом ранее). Вторую строчку рейтинга заняла Lada Granta (111 430 проданных экземпляров), третью — Kia Rio (82 941). За ними следует Hyundai Creta (68 081) и Hyundai Solaris (61 061).

Российский авторынок за год вырос на 4,3%

Больше всего автомобилей в 2021 году было реализовано под брендом Lada — 350 714 единицы. Это на 2% больше показателей 2020 года. Тогда Lada смогла реализовать 343 512 машины. На втором месте — Kia (+2% и 205 801 проданный автомобиль).

В премиальном сегменте сразу 9 брендов смогли продемонстрировать рост. Сadillac в 2021 году передал клиентам 2 377 машин (+66,9%). Genesis продал за 12 месяцев 4 480 автомобилей. Также за год россияне приобрели 3 756 кроссоверов Exeed (премиальный бренд Chery). Это на 1561,9% больше показателей 2020 года. В свою очередь, Infiniti продала в 2021-м 2 034 машины (+7,5%).

В АЕБ отметили, что дефицит чипов, сокращение производства, нарушения цепочек поставок и нехватка контейнеров оказывали негативное влияние на рынок автомобилей. Эти же проблемы, скорее всего, останутся в 2022 году, при этом доля импортных автомобилей в РФ будет снижаться, считают в ассоциации.

12 января 2022 года Минпромторг сообщил, что объем авторынка России по итогам 2021-го вырос на 6%. По данным министерства, продажи достигли 1,8 млн штук. Автомобильное производство в стране выросло на 10%, до 1,5 млн машин, отчасти за счет эффекта низкой базы локдауна 2020 года. [10]

Взлёт продаж автомобилей китайских марок

В России в августе 2021 года был продан 8731 новый автомобиль китайских марок, что на 42% больше, чем за такой же месяц 2020 года. Отмечается, что самым популярным китайским брендом в РФ по итогам августа остался Chery, на втором месте находится Haval, замыкает тройку Geely. Всего за период с января по август 2021 года на российском рынке было продано 65 304 новые машины китайских брендов, что на 120% больше, чем год назад.

Старт работы реестра автотюнинга в РФ

1 февраля 2021 года в России стали действовать новые правила автотюнинга. Желающим модернизировать свое транспортное средство не выдадут разрешение, если в специальном реестре не будет заключения испытательного центра и протокола проверки. Подробнее здесь.

2020

Доля продаж автомобилей с «автоматом» в России выросла до 62% (921 тыс. штук)

Продажи новых легковых автомобилей с автоматическими коробками передач в России по итогам 2020 года составили 921 тыс. штук. Это соответствует 61,9% в общем объеме авторынка, тогда как в 2019 году эта доля измерялась 59,4%. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат».

Рост доли автомобилей с автоматическими трансмиссиями эксперты связали с тем, что их реализация в 2020 году сократилась только на 5%, в то время как весь российский авторынок упал более чем на 9%. В результате за год рыночная доля легковых машин с «автоматом» увеличилась на 2,5 процентных пункта.

Доля автомобилей с «автоматом» в РФ достигла 62%

К категории транспортных средств с автоматической трансмиссией аналитики относят автомобили с классическими «автоматами», вариаторами, роботизированными коробками и другие машины, на которых установлена не механическая коробка переключения передач.

В «Автостате» отметили, что впервые продажи легковых автомобилей с автоматической трансмиссией превзошли покупки жителями РФ машин с механической трансмиссией в 2016 году (51,3%), и с тех пор доля такого автотранспорта на рынке продолжает расти. Максимальная доля таких автомобилей (63%) была зафиксирована в первом квартале 2020 года.

По словам экспертов, автоматические трансмиссии получили массовое распространение в нашей стране с многолетним запозданием. Дело в том, что в силу сложившихся стереотипов российские водители считали такие коробки передач слишком сложными и «задумчивыми», которые к тому же часто ломаются и требуют дорогостоящего ремонта. Однако со временем опыт езды на «автомате» развеял эти предубеждения, а выбор машин с автоматической трансмиссией охватил даже бюджетный сегмент.

Ключевым фактором роста сегмента автомобилей с АКПП называется то, что львиная доля продаж новых машин в России приходится на крупные города, где дорожная обстановка естественным образом способствует увеличению спроса на автоматическую трансмиссию. [11]

Снижение выручки на авторынке РФ на 2%, до 2,5 трлн рублей

Выручка на российском рынке автомобилей в 2020 году составила 2,5 трлн рублей, что на 2% меньше, чем годом ранее. В количественном выражении продажи машин сократились сильнее — на 8%, до 1,46 млн штук. Об этом свидетельствуют данные «Автостата».

Читать статью  Тестирование Hyundai Solaris второго поколения: путешествие в Суздаль и немного бездорожья

Менее слабое падение рынка в денежном выражении, чем в натуральном, связано с увеличением доли дорогих автомобилей, а также ростом цен. Более 70% денег, потраченных россиянами на автомобили в 2020 году, пришлось на модели массового сегмента – 1,78 трлн рублей. При этом данный показатель за год сократился на 5%. Оставшиеся примерно 30% – это емкость рынка премиальных машин, которая, напротив, выросла (+6% до 0,72 трлн рублей).

Авторынок России в рублях упал за год лишь на 2%

При этом динамика розничных рекомендованных цен была еще более заметной — рост на 16%. В премиальном сегменте цены выросли на 13%, до 4,93 млн рублей, в массовом — на 4%, до 1,33 млн рублей.

По данным «Автостата», средневзвешенная цена легкового автомобиля с пробегом за 2020 год выросла на 10%. Для массового сегмента она составила 450 тыс. рублей (+10%), для премиального — 1,46 млн рублей. (+11%). Соотношение продаж всех автомобилей в РФ по физлицам и юрлицам — 85% на 15% соответственно.

Директор «Автостата» Сергей Целиков отметил, что в 2020 году продажи автомобилей корпоративным клиентам в России сократились на 12% и составили 218 тыс. штук. Он уточнил, что как корпоративные продажи учитывались те автомобили, которые регистрировались на юрлиц.

Согласно расчётам «Автостата», доля покупок новых автомобилей в trade-in в 2020 году достигла. В кредит было приобретено 640 тыс. авто (-9%). [12]

Продажи люксовых автомобилей в России просели на 15%, до 1114 единиц — «Автостат»

Продажи люксовых автомобилей в России в 2020 году просели на 15%. Спад был у всех марок, кроме Rolls-Royce. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат».

Всего по итогам 2020 года в РФ было продано 1114 новых легковых машин в наиболее дорогом классе против 1312 штук годом ранее. Объем этого сегмента сократился сильнее, чем весь российский авторынок (-8%).

Первое место по продажам люксовых авто в России занял бренд Mercedes-Benz Maybach S-Class, на который пришлось 35% рынка. Следом расположились:

  • Bentley (299 проданных экземпляров);
  • Rolls-Royce (199);
  • Lamborghini (139),
  • Maserati (52);
  • Ferrari (29);
  • Aston Martin (9).

Продажи люксовых автомобилей в России просели на 15%, первое место по продажам люксовых авто в России занял бренд Mercedes-Maybach S-Class

Более половины (56%) продаж новых транспортных средств класса люкс традиционно пришлось на Москву — жители столицы в 2020 году купили 628 таких машин. Практически одинаковые показатели зарегистрированы Московская область и Санкт-Петербург (116 и 113 шт. соответственно).

Далее среди регионов, где люксовые авто пользуются наибольшим спросом, находится Краснодарский край, где в 2020 году было продано 51 автомобиль. В ТОП-5 регионов попадает и Свердловская область (17 шт.). Более десяти таких роскошных автомобилей было куплено в Татарстане (13 шт.) и Ростовской области (12 шт.). Еще в 57 субъектах РФ жители приобрели от 1 до 10 машин сегмента Luxury.

По данным «Автостата», продажи премиальных автомобилей в России в 2020 году сократились на 7,6%, до 147,2 тыс. штук.

Лидером по продажам стала марка BMW (42,7 тыс. шт.), а кроме нее в пятерку самых востребованных брендов вошли:

  • Mercedes-Benz (38,8 тыс. шт.);
  • Lexus (20,6 тыс. шт.);
  • Audi (15,2 тыс. шт.);
  • Volvo (8 тыс. шт.).

Автомобили бренда MINI россияне приобрели в количестве 2,5 тыс. экземпляров. У остальных представителей премиум-сегмента данный показатель составил менее 2 тыс. штук. [13]

Продажи легковых автомобилей в России упали на 9,1%

В 2020 году в России продано 1 598 825 легковых автомобилей, что на 9,1% меньше в сравнении с 2019-м. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Лидером на российском авторынке остался «АвтоВАЗ», который в 2020 году продал 343 112 машин, что на 5% меньше показателя годичной давности. На втором месте расположилась KIA с 201 727 автомобилями (-11%). Лидирующую тройку замкнула Hyundai с показателем 163 244 реализованных автомобиля, что на 9% ниже значения 2019 года. Следом в рейтинге идут:

  • Renault – 128 408 автомобилей (-11%);
  • Volkswagen — 100 171 шт. (-4%);
  • Skoda — 94 632 шт. (+7%);
  • Toyota — 91 598 шт. (-12%);
  • Nissan — 95 635 шт. (13%);
  • ГАЗ — 51169 шт., (-20%);
  • BMW — 42721 шт. (+3%).

Продажи легковых автомобилей в России в 2020 году сократились на 9,1%

Что касается самых популярных моделей в России, то в первую пятерку вошли Lada Granta, Lada Vesta, Kia Rio, Hyundai Creta и Volkswagen Polo.

Лидерами по росту продаж в 2020 году оказались китайские бренды: Changan, продажи которого увеличились на 153%, до 7 102 штук, Chery (11 452 шт., +80%), Geely (15 475 шт., +61%) и Haval (17 381 шт., +41%). Кроме того, на 4369% выросли продажи Opel, который в конце 2019 года вернулся в Россию.

Резюмируя итоги года, в АЕБ подчеркнули, что 2020 год стал серьезным испытанием для отрасли, однако дилеры обошлись без крупных банкротств и массового ухода с рынка.

Более 18% от общего числа проданных в России в 2020 году автомобилей были реализованы по программам льготного кредитования.

По подсчетам АЕБ, падение авторынка в России по сравнению с другими европейскими странами выглядит незначительным, за счет чего страна переместилась с 5 на 4 место по сравнению с 2019 годом. Среди ведущих мировых авторынков РФ поднялась на две позиции по итогам 2020 года — с 12-го на 10-е место. [14]

Снижение продаж новых авто на 72,4% в апреле

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле 2020 года в России было продано 38 922 новых легковых автомобиля, в том числе лёгкого коммерческого транспорта. Это на 72,4% меньше относительно аналогичного периода 2019-го. При этом в марте продажи выросли на 4%, в феврале — упали на 2,2%. По итогам всего первого квартала 2020 года российский авторынок просел на 19,1%.

Спад произошёл из-за того, что автодилеры вынуждены были приостановить или ограничить свою работу в соответствии с указом президента о мерах борьбы с пандемией коронавируса COVID-19.

В лидерах падения Chevrolet и Ford, чьи продажи рухнули практически на 100%, а также Honda (-90%), Mitsubishi (-95%), Datsun (-88%), Volvo (-86%), Hyundai (-84%). Продажи Avtovaz (Lada) упали на 71%, KIA на 78%, Renault на 75%.

Черный апрель для автодилеров. Продажи машин в России рухнули на рекордные 72,4%

Председатель комитета автопроизводителей ассоциации Томас Штэрцель отметил, что апрельский обвал розничных продаж автомобилей оказался самым сильным за всю историю российской автомобильной промышленности. По его словам, «чёрный апрель» нанёс сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе скажется и на их устойчивости. Необходимо пробовать новые креативные форматы коммуникации и продаж, советует Штэрцель.

Международное рейтинговое агентство Moodyʼs Investors Service прогнозирует снижение продаж автомобилей в России в 2020 году на 4% «на фоне продолжающегося медленного экономического роста и отсутствия мер государственного стимулирования».

В консалтинговой компании PwC допускают снижение продаж на 30% относительно 2019 года — до 1,142 млн машин. При этом прогноз PwC без учета стрессовых факторов (прежде всего коронавируса) на 2020 год предполагает уменьшение объёма рынка лишь на 3,7% до 1,57 млн автомобилей. [15]

Путин сообщил о мерах поддержки автомобильного рынка

24 апреля 2029 года президент России Владимир Путин заявил о необходимости выделить 2,5 млрд рублей на реализацию программы льготного лизинга для каршеринговых сервисов. Такое заявление глава государства сделал на совещании, посвящённом вопросам поддержки автопрома в условиях пандемии коронавируса COVID-19.

Владимир Путин заявил, что в рамках пакета по поддержке производства отечественных автомобилей необходимо выделить средства для финансирования программы льготного автолизинга для предприятий малого и среднего бизнеса

Он также отметил, что в последние годы каршеринговые услуги получили активное развитие.

Ранее частники транспортного рынка, в том числе каршеринговые компании, обратились к правительству Москвы с просьбой предоставить им финансовую поддержку в связи со снижением спроса на их услуги в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Столичная мэрия и правительство Московской области установила запрет на работу каршеринга до 1 мая 2020 года в рамках борьбы с распространением коронавируса нового типа.

В ходе совещания по вопросам развития автомобильной промышленности 24 апреля 2020 года Путин также заявил о необходимости изменения в правовой базе для обеспечения возможности дистанционной покупки машин. По его словам, «назревшие изменения» требуют правок в существующее законодательство.

Кроме того, президент заявил о необходимости направить 7 млрд рублей на поддержку льготного автокредитования для граждан России в условиях сложной экономической ситуации из-за распространения коронавируса. По словам Путина, такие меры должны способствовать повышению спроса на продукцию автомобильных заводов в РФ.

Глава государства также подчеркнул необходимость «дополнительно направить 6 млрд рублей» на развитие программ «льготного лизинга автомобильной техники, грузовых автомобилей, коммерческого транспорта, которые востребованы в малом и среднем бизнесе, на селе». [16]

2019

Продано 1,759 млн новых авто (-2,3%)

По итогам 2019 года в России было продано 1,759 млн новых автомобилей, что на 2,3% меньше, чем годом ранее, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Об этом заявил на пресс-конференции в Москве глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Это стало первым падением с 2016 года, когда рынок сократился на 11%.

В списке самых продаваемых машин в РФ существенных изменений не произошло по сравнению с 2018 годом.

Самые популярные модели автомобилей в 2019 году

По данным АЕБ, лидером российского авторынка осталась Lada Granta, которая разошлась в количестве 135,8 тыс. штук. Самая дешевая модель рынка только укрепляет позиции: спрос вырос на 22%. В 2019-м Granta обновила комплектации и обзавелась версией повышенной проходимости.

Второе место в рейтинге заняла Lada Vesta со 111,5 тыс. проданных экземпляров. За год Vesta обзавелась модификацией с вариатором, а спрос на самую дорогую модель российского бренда за год вырос почти на 3%, что еще заметнее отодвинуло Vesta от южнокорейских конкурентов, говорится в отчёте.

Среди производителей лидерство на российском авторынке удерживает «Автоваз», реализовавший в 2019 году 362 356 автомобилей Lada (+1%). Второе место по объему продаж заняла KIA – реализация 225 901 машины (-1%) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку сохраняет Hyundai с показателем 178 809 проданных автомобилей, что соответствует уровню годичной давности.

Продажи Kia за год сократились на 1%, но управляющий директор KIA Motors Rus Александр Мигаль отмечает, что для компании важен другой показатель. «Если смотреть чуть глубже, то 41% — это [продажи автомобилей Kia] Rio, 59% — это уже машины более высокого ценового сегмента.

2019 год «оказался более трудным, чем ожидалось», отметила АЕБ. Спад в первом полугодии «был ожидаем после увеличения НДС», а вот «надежды на восстановление во второй половине года не оправдались».

В АЕБ уверяют, что в 2019 году автопроизводители сделали все возможное для сохранения или хотя бы минимизации сокращения спроса на рынке. [17]

373 авто на 1000 человек

Автомобилей на 1000 человек (Всемирный банк, июнь 2019):

  • США: 837
  • Австралия: 747
  • Италия: 695
  • Канада: 670
  • Япония: 591
  • Германия: 589
  • Британия: 579
  • Франция: 569
  • Малайзия: 433
  • Россия: 373
  • Бразилия: 350
  • Мексика: 297
  • Саудовская Аравия: 209
  • Турция: 199
  • Иран: 178
  • ЮАР: 174
  • Китай: 173
  • Индонезия: 87
  • Нигерия: 64
  • Индия: 22

Самые продаваемые модели за 9 месяцев

Такси и каршеринг в Москве выгоднее личного автомобиля

Такси и каршеринг в Москве выгоднее личного автомобиля. Об этом говорится в исследовании, которое провели «Яндекс.Такси» и Data Insight. Данные обнародованы 22 сентября 2019 года. Подробнее здесь.

2018: 309 авто на 1000 человек

Данные на 2018 г.

2017: Рост продаж легковых авто на 11,9% до 1,596 млн

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в 2017 году выросли на 11,9% — до 1,596 млн машин, сообщила в январе 2018 года Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Таким образом, авторынок показал рост впервые за последние четыре года. Продажи в декабре 2017 года увеличились на 14% — до 166 тыс. штук.

Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер заметил, что в декабре рынок находился «в гармонии с предыдущими месяцами», подчеркнув также «слабый старт в январе и феврале» 2017 года (восстановление спроса началось в марте). По мнению эксперта, рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, однако в 2017 году прервалась полоса падения продаж, которая наблюдалась последние четыре года.

По данным АЕБ, лидеры продаж — Lada и корейские Kia и Hyundai — сохранили свои позиции. Так, продажи Kia выросли на 22% до 181,9 тыс. машин, Volkswagen — на 21% до 89,5 тыс. штук, Ford — на 18% до 50,4 тыс. штук. Продажи лидера рынка Lada увеличились на 17% до 311,6 тыс. автомобилей. Из наиболее популярных марок спад в 2017 году показал только УАЗ: реализация машин бренда снизилась на 15% до 41,6 тыс. штук. На третьем месте по продажам за год после Lada и Kia находится Hyundai, объем реализации которой вырос на 9% до 157,9 тыс. автомобилей.

Самой продаваемой моделью в 2017 году стала Kia Rio (96,7 тыс. машин), за ней следуют Lada Granta (93,7 тыс.) и Lada Vesta (77,3 тыс.). На четвертом и пятом местах модели Hyundai — Solaris (68,6 тыс.) и Creta (55,3 тыс.). [18]

Самые продаваемые марки автомобилей в России в 2017 году:

Марка Продажи (в штуках)
Lada 311 588
Kia 181 947
Hyundai 157 858
Renault 136 682
Toyota 94 238
Volkswagen 89 469
Nissan 76 000
ГАЗ 58 617
Skoda 62 302
Ford 50 360

2016: Продажи автомобилей в январе упали до минимума с 2010 года

Продажи новых автомобилей в России в январе 2016 года сократились на 29 процентов, до 82 тысяч машин. Это, пишет газета «Коммерсант», всего лишь на 8 тысяч автомобилей меньше, чем было продано в январе 2010 года, когда на российском авторынке были зафиксированы минимальные за последние семь лет продажи [19] .

Официальные данные о продажах автомобилей в январе Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), ведущая статистику по всем маркам, обнародует лишь в середине февраля. Однако, пишет «Коммерсант», рассчитать общие результаты для рынка можно уже сейчас, исходя из опубликованной статистики отдельных марок.

Падение продаж до худшего за последние семь лет уровня, отмечает издание, произошло несмотря на действующие госпрограммы утилизации, льготного автокредитования и лизинга. На эти программы только в 2015 году из бюджета был потрачен 31 миллиард рублей. В 2010 году, напоминает «Коммерсант», госпрограмм по поддержке авторынка не было.

2015: Снижение продаж на 35% до 1,6 млн машин

В 2015 г. российский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизился на 35,7%, или на 890,187 тыс. машин, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

В 2015 г. было продано всего 1 млн 601,216 тыс. автомобилей.

Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 г. — 1,53 млн автомобилей при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора.

«В таком случае представляется возможным остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5% в годовом исчислении. Это было бы некоторым прогрессом в сравнение с драматическим снижением в недавнем прошлом. Однако надо помнить, что неизвестно, когда в конце концов рынок стабилизируется и вернется к столь необходимому росту», — отметил Шрайбер.

Тройку лидеров российского рынка возглавляет «АвтоВАЗ», далее – VW, KIA.

Девять моделей из десятки лидеров продаж в 2015 г. новых легковых автомобилей — местного производства.

В топ-10 самых популярных марок в 2015 г. входят Lada, KIA, Hyundai, Renault, Toyota, Nissan, VW, УАЗ, ГАЗ, Škoda.

В топ-10 самых популярных моделей входят Lada Granta, Hyundai Solaris, KIA Rio, VW Polo, Renault Duster, Renault Logan, Lada Largus, Lada Kalina, Lada 4×4, Chevrolet Niva.

На фоне снижения продаж и нестабильности курса рубля в 2015 году автоконцерн General Motors объявил об уходе с российского рынка бренда Opel и большей части моделей бренда Chevrolet.

Калининградский автозавод «Автотор» после ухода Opel и Chevrolet решил законсервировать около половины своих мощностей, а завод GM в Санкт-Петербурге прекратил работу. «АвтоВАЗ» был вынужден перейти на сокращенную рабочую неделю [20] , а ряд других автозаводов в РФ останавливали конвейеры на длинные «зимние каникулы» в декабре 2015 — январе 2016 годов.

Читать статью  Антон Воротников – биография, фото, личная жизнь, сейчас

2012

Рост продаж на 10% до 2,76 млн штук

Продажи новых автомобилей в России по итогам 2012 года увеличились в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом на 21% — до 71 миллиарда долларов, сообщил на пресс-конференции руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers (PWC) Стенли Рут.

Так, объем продаж новых российских автомобилей за 2012 год сократился на 3%, до 6,7 миллиарда долларов, иномарок российского производства — вырос на 32%, до 31,2 миллиарда долларов, импорт новых автомобилей увеличился на 17%, до 33,1 миллиарда долларов.

Продажи легковых автомобилей в России в 2012 году в количественном выражении выросли на 10% — до 2,76 миллиона единиц, сообщает PWC.

Продажи автомобилей отечественных брендов показали снижение на 6,5% — до 580 тысяч единиц, иномарок российского производства — рост на 17% до 1,215 миллиона единиц, импорт новых автомобилей вырос на 15% — до 965 тысяч штук.

Агентство отмечает, что после нескольких лет сильной волатильности продаж на авторынке стали заметны признаки стабильности на пути к устойчивому умеренному росту.

Так, иномарки отечественного производства показали лучший рост продаж в 2012 году и увеличили долю на авторынке до 44%, отмечает PWC [21] .

Наиболее популярной маркой машин в России остается Lada, а самой продаваемой легковушкой — Lada Priora, чей годовой тираж превысил 125,9 тысячи машин. Второй по популярности маркой стала Chevrolet, а лидером продаж среди иностранных моделей — Hyundai Solaris.

271 авто на 1000 человек

В мае 2012 года Россия заняла 46-е место в рейтинге ста наиболее обеспеченных автотранспортом стран мира, расположившись между Мексикой и Сербией. По данным агентства «Автостат», подготовившего рейтинг, в России на каждую тысячу жителей приходится 271 транспортное средство, включая и коммерческие машины. В Мексике этот показатель составляет 276 машин на тысячу жителей, а в Сербии — 252 транспортных средства [22] .

Возглавило рейтинг королевство Монако, из тысячи человек 908 владеют тем или иным видом автотранспорта. На втором месте оказались США с 802 машинами на тысячу человек, а третью строчку заняла Исландия — 746 автомобилей. В десятку лидеров также вошли Люксембург (739 авто на тысячу жителей), Новая Зеландия (718 машин), Австралия (688), Мальта (679), Кипр (675), Италия (672) и Канада (602).

Любопытно, что Китай, располагающий самым большим автомобильным парком в мире, занял только 86-ю строчку рейтинга — в этой стране на тысячу жителей приходится только 47 автотранспортных средств.

В середине мая 2012 года ВЦИОМ провел опрос, согласно которому каждый пятый россиянин планирует приобрести автомобиль, причем в большинстве случаев — иномарку. 46 процентов из опрошенных планируют приобрести машину в кредит.

За 10 месяцев продано 2,44 млн авто

В общей сложности, по данным Ассоциации европейского бизнеса, за десять месяцев 2012 года в России было продано свыше 2,44 миллиона машин. К концу года продажи могут составить 2,85 миллиона автомобилей.

2011

Доля иномарок российского производства в автопарке 46,3%

Доля иномарок в автопарке России на начало 2012 года составила 46,3 процента. В течение 2011 года этот показатель увеличился на 3,3 процента по сравнению с 2010 годом. Наибольшая доля иномарок зафиксирована в Приморском крае — 87 процентов. В Москве аналогичный показатель составил 68,4 процента. Средний возраст иномарок по России составил 8,4 года [23] .

Отчет PwC: Итоги первого полугодия

Смотрите также

  • Машиностроение и приборостроение
  • Промышленное производство в России
  • Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг)
  • Фонд развития промышленности (ФРП)
  • Союз Машиностроителей России

Примечания

  1. ↑Спецтехника полуприцепилась к России
  2. ↑Симптомы легковой депрессии
  3. ↑Рынок новых грузовых автомобилей в 2022 году: ТОП-10 марок и моделей
  4. ↑Китай стал лидером по поставкам новых легковых автомобилей в Россию
  5. ↑​​Аналитики подсчитали расходы россиян на покупку автомобилей
  6. ↑Российский авторынок упал на 59% в 2022 году
  7. ↑Продажи новых легковых машин в России упали более чем вдвое по итогам 2022 года
  8. ↑«Приостановившие работу в России компании заинтересованы в возвращении»
  9. ↑В 2021 году на покупку новых автомобилей потрачено более 3 трлн рублей
  10. ↑Продажи легковых автомобилей в России в 2021 году выросли на 4,3%
  11. ↑62% продаваемых автомобилей в РФ – с автоматической трансмиссией
  12. ↑На покупку новых автомобилей в 2020 году было потрачено 2,5 трлн рублей
  13. ↑Рынок новых люксовых автомобилей в 2020 году упал на 15%
  14. ↑Российский авторынок в 2020 году снизился на 9%
  15. ↑Российские автодилеры пережили «черный апрель»
  16. ↑Путин предложил выделить 2,5 млрд рублей на льготный лизинг для каршеринговых компаний
  17. ↑Автомобильный рынок в 2019 году сократился на 2,3%
  18. ↑Авторынок держит скорость
  19. ↑Российский авторынок катается по дну
  20. ↑«АвтоВАЗ» сократит зарплаты сотрудников на 20 процентов
  21. ↑Продажи новых автомобилей в РФ за 2012 г выросли на 21% до $71 млрд — PWC
  22. ↑По обеспеченности машинами Россия оказалась между Мексикой и Сербией
  23. ↑Доля иномарок российской сборки достигла 70 процентов

Рынок подержанных авто бьёт рекорды и даёт шанс разбогатеть на перепродаже

Рынок подержанных автомобилей уверенно обогнал рынок новых. На покупку машин с пробегом россияне потратили в 2022 году рекордную сумму. При этом в количественном выражении рынок падает, что говорит о росте стоимости машин и на вторичке. Времена, когда авто с пробегом можно продать дороже, чем купил, пока не уходят в прошлое.

Ажиотажный год

В 2022 году жители нашей страны потратили на покупку легковых автомобилей с пробегом 4,3 трлн рублей, подсчитали в аналитическом агентстве «Автостат». Этот показатель непрерывно рос последние 7 лет, но в 2022–м достиг абсолютного исторического рекорда даже вопреки снижению продаж подержанных машин в штуках. Их в свою очередь купили около 4,9 млн штук — на 19% меньше, чем годом ранее. «Рост финансовой ёмкости вторичного рынка во многом объясняется увеличением цен на машины с пробегом. Так, по нашей оценке, они в прошлом году подорожали более чем на 30%», — подсчитали эксперты агентства.

В региональном разрезе рост рынка машин с пробегом сохранился только в Чечне: он увеличился на 0,7% — до 79,1 тыс. автомобилей. Во всех остальных субъектах страны этот показатель падал, причём в подавляющем большинстве — с двузначными показателями. В число таких регионов попали Москва (–12,4%), Подмосковье (–18%) и Санкт–Петербург (–13,2%). Сильнее же всего вторичный рынок упал на Чукотке (–37,9%). Хотя при этом столичная агломерация осталась в лидерах рынка по объёму: суммарно ей принадлежит более 12% всех купленных подержанных автомобилей в стране. Санкт–Петербург в этом рейтинге занимает четвёртое место (после Краснодарского края): долю города аналитики оценивают примерно в 4%.

Читайте также:
«Китайцы рулят»: сервисы каршеринга и такси пересели на авто из КНР и РФ

Для сравнения отметим, что денежный объём рынка новых легковых автомобилей в нашей стране в 2022 году оценивается в 1,5 трлн рублей. Этот результат вдвое ниже оценки уровня годичной давности и наименьший за последние 12 лет. По оценкам аналитиков, падение финансовой ёмкости произошло из–за резкого сокращения продаж. Всего в прошлом году россияне купили 626,3 тыс. новых легковых автомобилей: в 2,5 раза меньше, чем в 2021–м.

Рост цен на ажиотаже

Аналогичную статистику по росту стоимости автомобилей дают и автодилеры. Так, по оценкам автогруппы «Прагматика», средняя цена машин с пробегом в Санкт–Петербурге в прошлом году увеличилась на 29% и достигла 870 тыс. рублей. Основной рост пришёлся на первую половину 2022 года.

При этом в структуре продаж значительно выросла доля «свежих» машин в возрасте до 3 лет. Если в 2021 году она составляла в городе около 5%, то в 2022–м достигла 21% — и это тоже повлияло на рост стоимости в целом. «На рынке новых автомобилей образовался дефицит марок, принявших решение уйти из России, который покупатели компенсировали “свежими” машинами с пробегом этих же брендов», — рассказывает директор направления «Автомобили с пробегом» группы «Прагматика» Александр Сурков. По его данным, в прошлом году также вырос срок владения автомобилем, поэтому доля трейд–ина в общем числе сделок снизилась. В свою очередь доля кредитных сделок выросла до 24,5% (против 19,7% годом ранее). Основной причиной такой тенденции стал рост стоимости машин.

Предпосылки к восстановлению

В 2023 году продолжает развиваться канал параллельного импорта для поставок машин с небольшим пробегом, говорит Александр Сурков. По его мнению, на этом рынке также начнёт расти доля китайских брендов. «Не исключено, что по итогам года она достигнет 7–10% с текущих 3%», — предполагает эксперт.

На январь 2023 года средняя стоимость подержанного авто в Санкт–Петербурге по–прежнему составляет 800–900 тыс. рублей. За эти деньги можно купить, например, Volvo S60 2012–2013 годов выпуска (с пробегом более 120 тыс. км), VW Passat, Jetta или Tiguan тех же годов и чуть моложе, а также китайские автомобили Chery Tiggo 3 и 5 2015–2017 годов выпуска (с пробегом 50–150 тыс. км). В эту «вилку» уложатся и модели массового сегмента с меньшим пробегом (50–100 тыс. км). В их числе VW Polo, Skoda Rapid, Hyundai Solaris, KIA Rio, Renault Logan, Sandero и Duster 2016–2019 годов, а также автомобили Lada 2018–2022 годов.

Тренд, когда легковой автомобиль с пробегом можно было продать дороже, чем когда–то купленный новый, был особенно актуален в первой половине 2022 года. Тогда начались скачки цен на первичном рынке, а вторичка начала расти за счёт смещения спроса, говорит автоэксперт Денис Гаврилов. По его оценке, заработать на продаже машины в возрасте 2–4 лет реально можно было около 20% по сравнению с её первоначальной ценой, а то и больше. Во втором полугодии цены перестали сильно расти, а спрос на машины с пробегом несколько ослаб. Стали наполняться склады китайских дилеров, появились новые бренды, такие как Omoda, начал работать АвтоВАЗ, добавляет он.

«На данный момент цены машин с пробегом уже скорректировались, но интерес не ослабевает на автомобили в возрасте до 3 лет. В зависимости от марки и состояния такой машины её по–прежнему можно продать чуть дороже, чем она стоила новая пару лет назад», — резюмирует он.

По оценкам участников рынка, в 2023 году основной спрос будет приходиться на максимально «свежие» машины с небольшим пробегом, включая те, что ввезут в Россию из–за рубежа. Не исключено, что средняя цена на них продолжит расти. Предпосылок к восстановлению рынка новых легковых автомобилей пока нет, ожидается снижение предложения. При этом, как писал ранее «ДП», цена на новый легковой автомобиль в России остаётся высокой и на данный момент начинается примерно с 2 млн рублей.

Эти прогнозы автодилеров уже частично подтверждаются данными комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Согласно им, январь 2023 года ознаменовался снижением уровня продаж новых легковых автомобилей на 63,1% — до 32 499 штук (по сравнению с январём 2021–го).

Как следует из опубликованных данных, лидерство на отечественном рынке новых машин удерживает Lada, продажи которой снизились на 3% и составили почти 17,5 тыс. авто. Вторую строчку рейтинга занимает китайский Haval: его продажи в России за месяц выросли на 43% и превысили 4,5 тыс. штук. Замыкает тройку лидеров китайский Geely: дилеры реализовали 3,5 тыс. машин, что на 88% больше, чем в январе 2021–го. Отметим, что в январе в России не продали ни одного нового автомобиля 16 иностранных брендов, включая Jaguar, Land Rover, Infiniti, Mitsubishi, Nissan, Renault и Volvo, говорится в отчёте АЕБ. Напомним: весной 2022 года ряд иностранных автоконцернов объявили об уходе с российского рынка.

Рынок легковых автомобилей в России: рост, тенденции, влияние COVID-19 и прогнозы (2023–2028 гг.)

Рынок легковых автомобилей в России сегментирован по типу транспортного средства (легковые автомобили, легкий коммерческий транспорт), по типу топлива (бензин, дизель, электромобиль) и по типу материала (стекловолокно, углеродное волокно, высокопрочная сталь и другие).

Download Free Sample Now
Table of Contents Download Sample

Обзор рынка

Russia Leight Vehicle market Overview

Major Players

Russia Leight Vehicle market Key Players

*Disclaimer: Major Players sorted in no particular order

Need a report that reflects how COVID-19 has impacted this market and it’s growth?

Download Free Sample

Обзор рынка

Ожидается, что рынок легковых автомобилей в России будет демонстрировать среднегодовой темп роста около 9,7% в течение прогнозируемого периода (2020–2025 гг.).

В настоящее время рынок легковых автомобилей в основном определяется регулирующими органами, стремящимися к топливной экономичности, и повышенным спросом со стороны развитых экономик России на более пристальное внимание к снижению стоимости материалов за счет целенаправленных исследований, стимулирующих рост рынка легковых автомобилей в России.

Идеальными материалами для легких автомобилей на этом рынке являются алюминий, высокопрочная сталь и магний. С введением в действие жестких норм выбросов и стандартов экономии топлива в российском регионе производители автомобилей в регионе начали использовать композиты из углеродного волокна при производстве своих автомобилей.

С появлением электромобилей и растущим запретом на производство бензиновых и дизельных двигателей для дизельных автомобилей рост автомобильной промышленности, работающей на ископаемом топливе, может столкнуться с отрицательным ростом. Тем не менее, легкие автомобильные материалы останутся движущим фактором из-за их применения на рынке транспортных средств, работающих на альтернативном топливе.

Scope of the report

The Russia Light vehicle Market report covers the current and upcoming trends with recent technological developments in various market areas by vehicle, fuel and material type . The country-level analysis and market share of significant light vehicle manufacturing companies across Russia will be provided.

Vehicle Type
Passenger Cars
Light Commercial Vehicles
Fuel Type
Gasoline
Diesel
Electric
Material Type
Glass Fiber
Carbon Fiber
High-strength Steel
Others

Report scope can be customized per your requirements. Click here.

Ключевые тенденции рынка

Непрерывная эволюция автомобильной технологии AHSS

Существует потребность в снижении веса для повышения производительности и безопасности автомобиля. В результате улучшенная высокопрочная сталь (AHSS), важный материал для уменьшения массы автомобилей, стала одним из самых быстрорастущих материалов в современной автомобильной промышленности.

Сталь составляет около 70% веса среднего автомобиля. По сравнению со стандартной сталью, AHSS позволяет снизить вес автомобиля на 23-35%, что составляет около 165-250 кг, для обычного легкового автомобиля, экономя 3-4,5 тонны парниковых газов за весь жизненный цикл автомобиля. Эта экономия выбросов намного значительнее, чем выбросы CO2 во время полного производства стали, необходимой для автомобиля.

Состав стали на 34% состоит из конструкции кузова, панелей, дверей и запоров багажника, что обеспечивает энергопоглощение и высокую прочность в случае аварии. 23% — это двигатель и обрабатываемая углеродистая сталь для износостойких шестерен. 12% используется в подвеске из проката из высокопрочной стали, а остальное в колесах, шинах, топливном баке, рулевом управлении и тормозной системе.

Чтобы обеспечить более высокую прочность при уменьшении размера и веса стального профиля, автопроизводители используют меньше материала, что значительно снижает вес автомобиля. Сталелитейная промышленность сосредоточена на разработке различных сплавов для обработки комбинаций, стали с высокой прочностью на растяжение и пластичностью, а также оптимизирует химический состав для получения многофазной микроструктуры AHSS.

Другие усовершенствования включают расширенные возможности автомобильных сталей, которые обладают высокой прочностью, что позволяет проектировать более тонкие детали, оптимизируя жесткость, но сохраняя геометрию. AHSS, такая как Nano Steel, помогает производить более тонкие листы стали и компоненты для производства при комнатной температуре.

В 2018 году техническое партнерство между Aston Martin и Dow позволило перейти к AHSS и внедрить индивидуальные передовые решения в области облегчения веса, эффективности трансмиссии и электрификации автомобилей.

Russia Leight Vehicle market Key Trends

To understand key trends, Download Sample Report

В России растет спрос на легковые автомобили

Многие российские компании экспериментируют с новыми композитами, которые могут значительно снизить общий вес автомобиля. Применение пластика, армированного углеродным волокном (CFRP), широко применяется для производства автомобильных кузовов. Однако даже в России из-за высокой стоимости таких материалов, как углеродное волокно и AHSS, а также продолжающихся исследований в области сочетания материалов рост этой отрасли не достиг своего полного потенциала.

Россия является одним из крупнейших производителей легковых автомобилей. В условиях развития рынка легковых автомобилей различные инициативы в России стимулируют технологические достижения. Согласно государственной нормативно-правовой базе, к 2050 году растет мотивация к созданию низкоуглеродной экономики.

Российские автопроизводители, такие как LADA, Kia, Renault и Hyundai, совместно работают над созданием более эффективных автомобилей. Их цель — снизить потребление энергии на 10 % и потенциал глобального потепления (GWP) на 6 % за счет снижения веса автомобиля на 31–33 % при сохранении стоимости.

Производители работают над снижением общего веса автомобиля, что снижает потребление энергии, необходимой для работы автомобиля, и увеличивает экономию топлива. Система Body-In-White является критически важной для автопроизводителей, стремящихся к экономии топлива, из-за ее потенциала снижения веса, важности для безопасности при столкновении и влияния на совокупное снижение веса для других подсистем, таких как трансмиссия.

Russia Leight Vehicle market Growth by Region

Конкурентная среда

Рынок легковых автомобилей в России умеренно консолидирован такими игроками, как ThyssenKrupp AG, SSAB AB, POSCO, ArcelorMittal SA, Baoshan Iron & Steel Co. Ltd., AK Steel Holding Corporation. Поскольку спрос на легковые автомобили в регионе растет, производители автомобилей пытаются превзойти своих конкурентов, создавая совместные предприятия, партнерские отношения и запуская новые продукты с использованием передовых технологий.

Основные игроки

  1. Arcelor Mittal
  2. SSAB
  3. POSCO
  4. AK STteel
  5. Thyssenkrupp

*Disclaimer: Major Players sorted in no particular order

ThyssenKrupp AG, Arcelor Mittal, AK Steel Holding Corporation., Baoshan Iron & Steel Co. Ltd., Posco, SSAB AB, Toyota Motors, General Motors

Table of Contents

  1. 1. INTRODUCTION
    1. 1.1 Study Assumptions
    2. 1.2 Scope of the Study
    1. 4.1 Market Drivers
    2. 4.2 Market Restraints
    3. 4.3 Porters Five Force Analysis
      1. 4.3.1 Threat of New Entrants
      2. 4.3.2 Bargaining Power of Buyers/Consumers
      3. 4.3.3 Bargaining Power of Suppliers
      4. 4.3.4 Threat of Substitute Products
      5. 4.3.5 Intensity of Competitive Rivalry
      1. 5.1 Vehicle Type
        1. 5.1.1 Passenger Cars
        2. 5.1.2 Light Commercial Vehicles
        1. 5.2.1 Gasoline
        2. 5.2.2 Diesel
        3. 5.2.3 Electric
        1. 5.3.1 Glass Fiber
        2. 5.3.2 Carbon Fiber
        3. 5.3.3 High-strength Steel
        4. 5.3.4 Others
        1. 6.1 Vendor Market Share
        2. 6.2 Company Profiles
          1. 6.2.1 ThyssenKrupp AG
          2. 6.2.2 Arcelor Mittal
          3. 6.2.3 AK Steel Holding Corporation.
          4. 6.2.4 Baoshan Iron & Steel Co. Ltd.
          5. 6.2.5 Posco
          6. 6.2.6 SSAB AB
          7. 6.2.7 Toyota Motors
          8. 6.2.8 General Motors

          You can also purchase parts of this report. Do you want to check out a section wise price list? Get Price Break-up Now

          Источник https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

          Источник https://www.dp.ru/a/2023/02/08/Neobichnie_rekordi

          Источник https://www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/russia-light-vehicle-market

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: