Обзор рынка российских легковых автомобилей
Автомобили с пробегом подорожали на 35—37% — в среднем до 1,3 млн рублей, такие данные приводят «Автостат» и «Авто-ру». Больше всего цены выросли на трехлетние машины — на 39%, семилетние подорожали на 32%.
Вторичный рынок повторил тренд новых авто: весной цены увеличились на 19,9% в сравнении с концом 2021 года. В марте продавцы придерживали машины, дожидаясь более спокойного периода. Число предложений от дилеров сократилось на 22%, от собственников — на 9%, от профессиональных продавцов — на 13%.
В сентябре цены были на 28% выше, чем в конце 2021 года, после чего началось плавное снижение. В декабре рост цен по сравнению с ноябрем составил 11,3%, а продажи стабилизировались.
Что влияло на цены в 2022 году
Ушли зарубежные компании. Весной европейские, американские, японские и корейские автокомпании прекратили работу в России: ушли 12 брендов, хотя некоторые сохранили российские подразделения для поддержки клиентов. К концу года в стране официально работали 14 брендов — российских и китайских. В начале 2022 было 60.
Закрылись заводы. В мае почти все заводы ушли на корпоративные каникулы, производство легковушек в России упало на 81,3%, если сравнивать с апрелем. Простой заводов и прекращение поставок привели к нехватке автомобилей — и продажи весной сократились на 83,5%. Такого спада не было даже в пандемию.
В условиях дефицита и девальвации рубля машины продавали с огромными наценками. Автопроизводители тоже переписывали прайс-листы в сторону увеличения. Появился спрос на альтернативные поставки машин.
Заработал параллельный импорт. Весной правительство разрешило ввозить машины и запчасти по параллельному импорту. По такой схеме не требуется разрешение дистрибьютора. В результате к концу года в Россию завезли автомобили 500 моделей от 85 брендов, при этом официально в стране продается только 68 моделей от 17 производителей.
Летом некоторые компании стали снижать цены. Это происходило на фоне укрепления курса рубля и обострения конкуренции между брендами из Китая. Уменьшение ценовых порогов на модели ведущих китайских брендов потащило вниз все остальные сегменты рынка новых и подержанных автомобилей. Например, «Автоваз» запустил продажи упрощенных версий своих моделей по более низкой цене.
Отдельно о вторичном рынке. Весной владельцы откладывали покупку новой машины из-за общего подорожания, а срок пользования автомобилем увеличился. При этом автосалоны сворачивали программы трейд-ина. В результате эксперты отметили, что на рынке стало меньше автомобилей в сегменте «до 7 лет».
Во второй половине года сегмент машин с пробегом также расширялся благодаря ввозу из-за границы: за 11 месяцев поставили 221 тысячу машин из Японии, Беларуси, Южной Кореи, Германии, Армении и Киргизии. Объемы б /у авто увеличились на 82,6% по сравнению с 2021 годом. По итогам года через Владивосток ввезли почти 200 тысяч машин: Тойоты, Мазды, Ниссаны, Хонды, Субару и Сузуки.
К осени средневзвешенные цены снизились на 13% по сравнению с апрелем и маем. Эту тенденцию также объясняют отсутствием премиальных авто на складах и ростом доли Лад.
Что повлияет на цены в 2023 году
В первые месяцы покупатели вряд ли ощутят перемены. На остатки со складов цены не изменят, а стоимость свежих машин с заводов производители скорректируют позже.
В декабре 2022 Минпромторг заявил, что в стране нет дефицита новых автомобилей. Дилеры уже наладили альтернативные каналы поставок.
Дилерские центры не планируют делать накрутку за дополнительное оборудование: цены и без того высокие. Официально в Россию поставляют авто китайских брендов, цены на них будут зависеть от стоимости логистики, транзакционных издержек и российского законодательства.
Инфляция и курсы валют — факторы, которые всегда влияли на стоимость автомобилей. Обычно с 1 января автопроизводители повышали цены на 3—4% из-за инфляции. По итогам 2022 года она составила 12%, а в 2023 Центробанк прогнозирует 5—7% . Некоторые бренды уже предупредили о росте цен на 7%. Глава «Автоваза» заявил, что Лады подорожают, но рост будет ниже уровня прогнозируемой инфляции.
Параллельный импорт в России продлили на весь 2023 год, но его перспективы неочевидны. Эксперты считают, что доля ввозимых машин может дойти до 30%. Однако параллельный импорт не способствует снижению цен на запчасти и готовые авто. При высоких расходах на перевозку и сертификацию дилерам невыгодно ввозить бюджетные модели. Кроме того, выпуск на западных заводах тоже сократился — из-за сложностей с поставками комплектующих.
Схема параллельного импорта не покроет потребности рынка, считают аналитики. В 2022 году продали 1,5 млн автомобилей, ввезенных таким способом.
Российские автопроизводители увеличат выпуск. Минпромторг прогнозирует рост производства автомобилей в стране на 30%, то есть как минимум до 800 тысяч. Главной движущей силой на авторынке должен стать «Автоваз». Концерн планирует производить до 400 тысяч машин и, возможно, наладить сборку иномарок. На заводах «Москвич» и «Хавейл» тоже будут наращивать производство. В первой половине 2023 должны возобновить работу бывший завод «Ниссан» в Санкт-Петербурге и «Автодом» в Подмосковье.
Стоимость отечественных авто меньше подвержена изменениям из-за падения рубля, но зависит от цен на зарубежные компоненты. Эксперты прогнозируют подорожание автомобилей российских марок на 10—15% .
На рынке будет много машин с пробегом в сегменте « 3—5 лет ». Их в достаточном количестве везут из-за рубежа. Объемы поставок будут зависеть от курса рубля, поскольку запас маржинальности по таким операциям меньше, чем при поставках новых авто.
Что купить в 2023 году
В 2023 основную часть российского авторынка займут китайские автомобили и Лады: такой прогноз дали в «Автостате». Ассортимент у дилеров расширяется, так что рынок ждет много новинок.
Автомобили массового сегмента, ввезенные по параллельному импорту. Их будут везти как частные продавцы, так и официальные дилеры японских, немецких и корейских брендов: сейчас для них это единственная возможность пополнить склады. Прогнозировать долю параллельного импорта пока сложно, но в перспективе она может вырасти до 20%. По такой схеме можно приобрести практически любую машину.
Пока что мы выпустили две подборки с такими автомобилями. По ним примерно можно понять, что откуда везут и сколько это стоит:
- 8 автомобилей, которые дилеры привезли через параллельный импорт
- 7 электромобилей, которые продаются в России новыми
Корейские автомобили. Иномарки массового сегмента не исчезнут с рынка. Есть достаточный запас всех ходовых моделей Хендаев и Киа, их хватит еще на 3—5 месяцев.
Китайские бренды. В 2022 году они заняли почти 30% российского авторынка, а в 2023, по оценкам «ВТБ-лизинга», их доля превысит 40%. За год число дилеров китайских марок в России выросло в полтора раза. Есть шансы, что в 2023 на рынок выйдут новые игроки: например, марка Hongqi, суббренд FAW, и «Ливан», суббренд «Джили».
«Чери» обновит модельный ряд: появится новый седан Арризо, рестайлинговые версии Тигго 4 и Тигго 8, а также новый гибридный кроссовер с тремя двигателями.
«Чанган» будет поставлять лифтбэк UNI-V, купе-кроссовер CS85 и флагманский кроссовер CS95.
GAC готовит для России три новинки: кроссовер GAC GS8 нового поколения, минивэн GN8 второго поколения и кроссовер GAC GS3.
«Джили» и суббренды группы выпустят более десяти новых моделей, в том числе седан Эмгранд L, кроссоверы FX12, G426, Монджаро и Окаванго.
«Эксид» начнет продавать купе-кроссовер Атлантикс, седан, гибриды и электрокары.
JAC уже начал продавать кроссовер JS6.
Концерн Great Wall будет поставлять Tank 300, Tank 500, а также доработанные пикапы Great Wall Poer для очень плохих дорог.
Отечественные производители поставили цель увеличить производство. «Автоваз» собирается занять до 50% рынка.
Завод «Москвич» начнет выпускать две новые модели: Москвич 5 и Москвич 6. Раньше на предприятии собирали кроссоверы Рено Дастер, Каптюр и Аркана. В 2023 году на заводе планируют собрать не менее 50 тысяч автомобилей.
«Автоваз» в ближайшие месяцы планирует выпускать менее зависимые от импортных компонентов модели — Лада Веста и Нива. А во второй половине года займется бывшим заводом «Ниссан» в Санкт-Петербурге и наладит там сборку новых моделей Лады — C- и D-класса. Всего в плане более 400 тысяч машин. При этом у производителя сохраняются проблемы с поставкой микросхем, поэтому машины могут подорожать на 10—15% .
«Автодом» в Подмосковье планирует возобновить выпуск автомобилей премиум-класса, не связанных с «Мерседесом».
«Автотор» в Калининграде вместо Киа, Хендаев и БМВ будет собирать бюджетный седан Kaiyi Xuandu и китайские кроссоверы BAIC Х3 и X35. Производственный план на 2023 год — до 70 тысяч автомобилей.
Группа «Соллерс» обещает запустить бывший завод «Мазда» во Владивостоке, он простаивал с мая прошлого года. Предприятие может начать производство кроссоверов среднего ценового сегмента. Задача на этот год — выпустить не менее 15 тысяч автомобилей.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Очередной кризис российского авторынка. Почему он не похож на другие
Автодилеры назвали негативный сценарий для автопрома России в 2023 году
Артем Геодакян/ТАСС
По итогам 2022 года продажи новых автомобилей в России рухнули более чем вполовину, свидетельствует актуальная статистика Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в РФ. Показатели этого года могут быть лучше, ожидают эксперты рынка, но новый кризис российского авторынка не похож на другие, он более сложный, говорят дилеры.
В ушедшем году автомобильный рынок России упал на 59% по сравнению с 2021 годом, всего было реализовано 687,4 тыс. машин, говорится в отчете комитета автопроизводителей АЕБ. Из-за остановки поставок иномарок автодилеры не досчитались практически одного миллиона отгрузок (980 тыс. шт.) в сравнении с «ковидным» 2021 годом, уточнили в Ассоциации.
Прежде худшим годом на авторынке РФ за последнее десятилетие был 2016-й, когда россияне приобрели всего лишь 1,43 млн машин. Начиная с 2012-го (2,93 млн шт.) продажи падали, но в 2016 году ситуация на рынке переменилась и дела в автобизнесе шли в гору, описали ситуацию в комитете автопроизводителей.
Согласно статистике, среди марок
в пятерку лидеров российского авторынка в прошлом году вошли «АвтоВАЗ», Kia, Hyundai, ГАЗ и Chery.
Последние две автокомпании — впервые заняли столь высокие места. При этом Волжский автозавод стал единственным, кому удалось реализовать больше 100 тыс. машин: продажи Lada составили 188,6 тыс. ед. и упали на 46%.
Показатели Kia снизились до 66,1 тыс. автомобилей при том, что в 2021 году они составляли почти 206 тыс. машин. Вместе с Hyundai эти три бренда стали единственными, кто преодолел отметку в 50 тыс. реализованных авто.
Отрицательную динамику показали почти все компании кроме ряда китайских брендов. Так, марка Chery улучшила свои продажи на 4%, родственный ей бренд Exeed на фоне низкой базы позапрошлого года скакнул на 264%, схожая ситуация у Dongfeng (+213%) и Hino (+204%).
Единственным некитайским производителем, у кого выросли показатели, стал УАЗ (+5%).
Сильнее остальных в процентном соотношении просели Cadillac (на 93%), Fiat (-91%), Lexus ( минус 90%), Suzuki и Land Rover (-82%), Volvo (-81%), а также Toyota, Skoda, Volkswagen и BMW. Плохо обстоят дела с продажами у Audi, Mercedes-Benz, Nissan, Renault и других мировых концернов.
Бестселлеры
В рейтинге наиболее популярных моделей рынка первую тройку заняла продукция Lada. Модель Granta осталась лидером по спросу в России с более чем двукратным опережением ближайшего соперника — Niva: 96 тыс. против 39 тыс. шт. соответственно. Третье место заняла Vesta (29 тыс. шт.), пятерку бестселлеров замкнули Kia Rio и Hyundai Solaris (25 тыс. и 18 тыс. шт. соответственно).
Шестая позиция в рейтинге вместе с титулом «самого продаваемым китайского автомобиля России» достались кроссоверу Haval Jolion. Далее десятку лидеров замыкают Hyundai Creta, Lada Largus, Renault Duster и Geely Coolray. Согласно прогнозу АЕБ,
в 2023 году продажи новых легковушек могут вырасти на 12% по сравнению с 2022 годом, до 770 тыс. ед.
«Это средний прогноз, не оптимистичный и не пессимистичный. Такой умеренный прогноз. Мы думаем, что при благоприятном стечении обстоятельств возможен и рост выше 12%, но никто в мире не может ничего прогнозировать в текущей ситуации», – сказал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев в ходе объявления итогов года.
Очередной кризис
Принято считать, что первый постсоветский кризис авторынка РФ случился в 2008 году, он характеризовался быстрым падением и восстановлением, вспоминает генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
«Затем последовал кризис 2014 года и он был локальным. Несмотря на медленное восстановление, российский рынок оставался частью мирового, – объясняет он. – Тогда продолжались официальные поставки автомобилей в Россию, сохранялось локальное производство.
Кризис 2022 тоже локальный, но рынок РФ уже сам по себе — без поддержки ключевых мировых автопроизводителей».
Сейчас официальные поставки осуществляют только китайские марки и отечественные заводы. События 2022 года привели к обрушению спроса, который является маркером платежеспособности населения и веры людей в будущее, готовности в него инвестировать, отмечает Терлюкевич
Нынешний кризис связан с сильнейшим дефицитом новых автомобилей и уходом большинства марок из России, он сильнее прежних, такого ранее не случалось,
соглашается замгендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков.
«Именно дефицит автомобилей привел к столь серьезному падению продаж, дилерам в новых реалиях пришлось в срочном порядке налаживать поставки в рамках параллельного импорта, а также заключать новые дилерские договора с китайскими производителями», – говорит собеседник.
Сценарии на будущее
В 2023 году продажи новых автомобилей окажутся еще ниже, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«Вряд ли рынок существенно вырастет относительно прошлого года. Не уверен, что «Москвич» сможет выпустить заявленные 50 тыс. автомобилей, скорее вероятен вариант — 20 тыс. авто по итогу года.
У того же Haval проблемы с логистикой. «АвтоВАЗ» свои 400 тыс. тоже не сделает из-за проблем с комплектующими», – говорит Бургазлиев.
Емкость рынка не превысит 650 тыс. легковых машин, включая автомобили, привезенные путем параллельного импорта.
Этот канал поставок хоть и может улучшить ситуацию, но он не даст больше 5-6% от общего рынка, полагает эксперт.
Из-за низкого покупательского спроса и отсутствия поставок машин мировых брендов положительной динамики продаж не будет, считает гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.
«Безусловно, китайцы или «псевдокитайцы», которых начали собирать на российских заводах, будут доминировать на нашем рынке в этом году.
Мой прогноз по соотношению долей продаж — 60% «китайцы» и 40% — российские производители. И это более, чем оптимистично», – считает Ольховский.
Ценники перепишут
При условии сохранении курсов валют на текущих уровнях цены на автомобили вырастут к концу весны, что объясняется более высокими издержками и стоимостью фондирования, уверен Ольховский
«В начале этого года цены на автомобили были на уровне осени 2022 года, потому что поставки пришлись на ноябрь и декабрь, когда конвертация доллара и евро к рублю была на уровне 60-62 рубля соответственно. При том курсе, который есть сейчас, очевидно, что будет повышение цен в апреле-мае», – ожидает глава «Автодома».
Андрей Терлюкевич из «АвтоСпецЦентра» и вовсе дает три сценария развития рынка в текущем году.
«Пессимистичный сценарий предполагает дальнейшую деградацию спроса по причине падения доходов населения.
Плюс рост стоимости кредитов – банки не верят в клиентов, которые не верят в инвестиции в будущее», – говорит он.
Базовый сценарий – сохранение объемов продаж на уровне 2022 года. Повторить результат прошлого года можно за счет роста производства «АвтоВАЗа», выполнения планов по поставке автомобилей китайских марок и вывода сборки локализованных брендов на заявленный уровень, объясняет он.
«Обнадеживающий сценарий – постепенное восстановление рынка во второй половине года, с легким ростом (+5%) по итогам года.
Пока это выглядит маловероятно. Для него нужен как минимум «мир во всем мире», – отмечает собеседник.
Оптимистическим развитием событий станет постепенное возвращение ушедших марок в Россию и снижение благодаря этому дефицита новых автомобилей, считает Алексей Стариков из «Авилона». Пессимистическим сценарием он называет серьезный обвал курса рубля, который приведет к резкому удорожанию машин и, как следствие, снижению спроса.
Восстановить рынок поможет только увеличение поставок новых автомобилей в Россию, а также развитие отечественных производств, добавил топ-менеджер «Авилона».
Авторынок в России снова начал падать: 6 выводов по итогам октября
Ежемесячный отчет по продажам новых автомобилей на российском рынке от Комитета автопроизводителей АЕБ в октябре 2022 года преподнес немало сюрпризов. Причем не все из них во второй месяц осени носят негативный характер. Autonews.ru разобрался в октябрьских данных по продажам и нашел сразу шесть важных фактов, на которые стоит обратить внимание.
Продажи авто в России упали после 5 месяцев роста
В октябре 2022 года в России было продано 45 228 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Эта цифра на 62,8% меньше показателей за аналогичный месяц прошлого года. Причем по сравнению с сентябрем этого года продажи машин также упали. Напомним, что в первый месяц осени в стране реализовали 46 698 автомобилей. Таким образом, ежемесячный прирост российского авторынка, который начался в июне, прекратился. Основные причины низких показателей рынка остаются прежними — нехватка машин у дилеров и высокие цены. Большинство зарубежных компаний так и не смогли восстановить свою деятельность в России. Более того, целый ряд автопроизводителей за последнее время приняли решение окончательно покинуть наш рынок. Среди них Nissan, Infiniti и Mercedes-Benz. Ранее аналогичное решение приняли Renault и General Motors. Не исключается, что до конца нынешнего года список таких компаний пополнится. 10 самых популярных моделей, которые покупают даже в кризис. Цены На этом фоне эксперты не ждут нормализации ситуации на российском рынке новых автомобилей в ближайшее время. Так, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев считает, что по итогам 2022 года продажи новых автомобилей в России могут упасть на 50%. С похожим прогнозом выступил замдиректора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Тигран Парсаданян. По его словам, продажи легковых автомобилей в России могут снизиться на 55%.
Продажи АвтоВАЗа ушли в минус, но его доля на рынке растет
Продажи АвтоВАЗа в октябре упали на 25%. Всего за месяц на рынке было реализовано 19 145 машин Lada. Одновременно эта цифра составляет более 40% от всех проданных за месяц новых легковых автомобилей. Основным локомотивом продаж АвтоВАЗа стали так называемые упрощенные модели, которые сейчас выпускаются на заводе в Тольятти. Так, самой популярной моделью в России в октябре стала Lada Granta с показателем 12 426 реализованных машин. Год назад АвтоВАЗ смог продать за месяц 7273 «Гранты». На втором месте в рейтинге самых популярных SUV в России — внедорожник Lada Niva. За месяц россияне купили 4755 таких машин.
Haval впервые попал в тройку самых продаваемых авто в России
В октябре впервые в истории АЕБ на третьей строчке самых продаваемых машин оказалась китайская компания. Так, во второй месяц осени россияне купили 4426 кроссоверов Haval. К примеру, в прошлом году компания из Поднебесной смогла реализовать на нашем рынке 4803 новых автомобиля. Названы самые популярные марки автомобилей в России на начало ноября Haval ведет производство автомобилей на своем заводе в Тульской области. В отличие от своих американских, европейских и японских коллег эта компания не приостанавливала продажи машин в России. На данный момент модельный ряд Haval в нашей стране состоит из пяти моделей. Самой доступной моделью китайского бренда является кроссовер Jolion, который занял третье место в рейтинге самых популярных моделей у россиян в октябре. Цены на этот автомобиль стартуют от 1 899 000 руб. Также клиентам предлагаются кроссоверы Dargo, F7, купеобразный F7x и внедорожник H9.
Провал корейских брендов
У южнокорейских компаний дела складываются не так оптимистично. Например, продажи Hyundai упали сразу на 86% и составили всего 1840 машин. К примеру, в октябре прошлого года корейские автомобили этого бренда разошлись на нашем рынке тиражом в 13 162 экземпляра. Что касается Kia, то эта компания смогла продать за месяц в России 3333 новых машины, что на 79% меньше, чем в 2021 году. Ни одна корейская модель не смогла попасть в топ-5 самых продаваемых авто на нашем рынке. Самые хорошие результаты показали кроссоверы Hyundai Santa-Fe и Kia Seltos, которые заняли 8-е и 10-е место в списке соответственно. Кроме этого, настоящий антирекорд установили бывшие бестселлеры российского рынка. Так, продажи Kia Rio и Hyundai Solaris рухнули сразу на 94 и 93%.
На такие неутешительные результаты повлияла нехватка машин у дилеров (в автосалонах сейчас достаточно тяжело найти автомобили корейских брендов в нужной комплектации), а также высокие цены.
Продажи машин Infiniti выросли, но компания все равно уходит из России
Infiniti стала одной из двух компаний, которые смогли продемонстрировать рост продаж на российском рынке в октябре (также с положительным результатом второй месяц осени закончила китайская Lifan). Всего россияне за месяц купили 139 моделей премиального японского бренда. Эта цифра на 51% больше показателей октября прошлого года. Тогда на отечественном рынке было продано 92 машины Infiniti. Впрочем, несмотря на такие показатели, японская компания все равно приняла решение об окончательном уходе из России. О приостановке своей деятельности в нашей стране компания заявила в начале марта 2022 года. На тот момент дилеры, как заявляли в представительстве, обладали достаточным запасом автомобилей. У бренда Infiniti не было собственного производства в России: модели импортировали из ряда стран. На отечественном рынке продавали кроссоверы и внедорожники: QX50, QX55 и QX80. В планах у компании также стоял запуск продаж модели QX60.
Источник https://journal.tinkoff.ru/news/automarket-nachalo-goda/
Источник https://www.gazeta.ru/auto/2023/01/12/16073395.shtml
Источник https://www.autonews.ru/news/636a762c9a794760106f5695