Машино-место в собственность: как узаконить место для парковки возле дома

Содержание

Машино-место в собственность: как узаконить место для парковки возле дома

Автовладельцев год от года становится все больше. В итоге многие города (особенно крупные) переполнены транспортом. Владельцев авто часто интересует вопрос о том, как бы узаконить место на парковке. Чтобы разобраться в этой ситуации, нужно понять важные нюансы, а потом выполнить четкий алгоритм действий по оформлению в собственность машиноместа или право пользования на него. Во многом здесь все зависит от статуса парковки.

Некоторые нюансы в законе относительно машино-мест

Если опираться на законодательство, нужно отметить одну важную деталь — под машиноместом подразумевается предназначенная индивидуально-определенная часть какого-то сооружения. Оно может быть ограничено либо нет ограждающей конструкцией. Но границы четко описываются в формате кадастрового учета.

Что же касается выделенных под машину мест на улице (в том числе во дворе дома), это немного иная ситуация. Это лишь участок на общей парковки без права собственности. Тем не менее для удобства принято повсеместно применять понятие «машино-место». Оно емкое и отображает суть вопроса — выделение участка под ТС и закрепление такового за конкретным человеком.

Итак, если вести речь про придомовое размещение авто, нужно в принципе иметь достаточно места для этого. То есть у дома должна иметься парковка, где могут располагаться автомобили. Кому принадлежит земля у многоэтажек? По закону участок, на котором построен многоквартирный дом, находится в собственности его жильцов.

Но здесь идет речь только про собственников (не нанимателей по соцнайму). То есть распоряжаться этой землей смогут владельцы недвижимости. Решение должно быть принято общедомовым собранием.

Что касается крытого паркинга, все происходит по аналогии с выкупом обычной недвижимости. Причем при продаже машиноместа в общей долевой собственности нужно учесть преимущественные права остальных совладельцев. Это стандарт реализации недвижимости.

Про оформление в собственность машиноместа

Если же вести речь конкретно о машино-местах, расположенных на крытых парковках. То здесь возникает больше возможностей относительно приобретения и реализации таковых. То есть купить и продать машиноместо на праве долевой или частной собственности с последующей регистрацией уже можно.

Машино-место не требует специальных ограждений, так как границы уже определены проектной документацией. На пол разрешается наносить разметку для обозначения принадлежности места кому-то и отделения от соседних. Для таких машино-мест установлены ограничения по размерам — 5,3 x 2,5 метра это минимум, 6,2 x 3,6 — максимум.

Как оформить машиноместо и зарегистрировать его в собственность:

  1. Убедитесь, что машиноместа были поставлены на кадастровый учет органом, предоставившим разрешение ввести здание в эксплуатацию.
  2. Обратитесь в Росреестр с запросом госрегистрации права, представив договор, акт приема-передачи, и уплатив пошлину.
  3. После ее осуществления получите выписку о регистрации. Оформление права собственности на машиноместо окончено. Теперь вы можете считаться его единоличным владельцем

Сегодня такие объекты могут выступать предметом проведения различных сделок. Если получилось зарегистрировать машиноместо в собственность в паркинге через Росреестр, можно продавать его, завещать, дарить и т.д. Также на них выдается ипотека наравне со всеми другими видами недвижимости. Поэтому оформление купли продажи машиноместа вторым или последующими владельцами совершается по аналогии с иными недвижимыми объектами.

Как организовать территорию для размещения транспорта под открытым небом

Здесь должна быть организована площадка для парковки машин. И в этом случае придется собираться жильцам и выносить вопрос на повестку. Это легитимный путь для принятия и всех последующих решений.

Собрание жильцов

То есть первоочередной задачей является организация сбора собственников. Потом подсчет количества голосов на нем — нужно 2/3. Остальные граждане при уклонении от ответа или даче противоположного все равно должны будут исполнять вынесенное большинством заключение.

При отведении какой-то площадки под парковку нужно учесть требования СЭС. По ее положениям данное место может иметь такие характеристики: максимальная вместимость — не больше 50-ти машино-мест, расстояние от фасада здания до паркинга — не меньше 10-ти метров для 10-местных парковок и 15-ти для 50-местных.

Если сбора собственников не было, и третьи лица поставили шлагбаумы, натянули веревки и т.д., это совершенно незаконно. Можно повлиять на такую стихийную организацию парковки путем обращения в ГИБДД или управляющую компанию.

На собрании нужно поднять вопрос об обслуживании парковочных мест, возможности их передачи в аренду, а также размере оплаты за охрану. Тогда можно будет закреплять участки за конкретными людьми. Имея при себе протокол собрания, приходится обращаться в местные органы власти.

После принятия решения придется обратиться в территориальное управление для постановки ограждений. Они в итоге не должны мешать проезду социальных служб (например, пожарных ТС, скорой помощи и пр.). Если при создании парковки возникает необходимость убрать зеленые насаждения, придется оформлять соответствующее разрешение в Департаменте экологии и природопользования.

Что делать после собрания

Протокол приходится представлять в орган местного самоуправления. А также писать сюда сопроводительное заявление на соответствующую тематику. Дальше нужно обратиться в Росреестр и запросить справочный материал о придомовой территории. Это делается также посредством написания заявления.

Собрав нужную документацию (разрешение из администрации, бумаги по собственности, справка о параметрах прилегающей к дому территории), обращайтесь к проектировщикам. У них нужно запросить проработку плана размещения.

Затем в администрацию относится:

  • Заявление владельцев с прошением о согласовании спроектированного плана.
  • Решение собрания.
  • Справка из Росреестра о параметрах придомовой территории.

При одобрении проекта обращайтесь в Роспотребнадзор. Здесь тоже нужно запросить заключение. В качестве оградительных сооружений применяются, к примеру, подъемные или опорные столбики, фиксирующиеся ключами.

По окончании всех работ необходимо оформить акт ввода парковки в эксплуатацию и внести эту информацию в городские схемы.

Закрепление места за конкретным владельцем

Здесь не идет речь о переходе прав собственности на кусок земли определенной персоне, если это открытая парковка во дворе. Да, действительно, места разграничиваются и могут передаваться в пользование разным гражданам. Но они не становятся их владельцами. Не зря на собрании рекомендуется обсуждать вопросы распределения мест между жильцами.

То есть участки передаются собственникам жилых помещений на праве временного пользования. Но такой возможности он может лишиться. После этого данное место перейдет снова в общее пользование. До его передачи другому пользователю.

Лучше сразу оценивать все риски и положительные моменты, возникающие при намерении организовать общедомовой паркинг во дворе.

Не путайте машино-место с парковкой общего пользования. Первое действительно можно закрепить за конкретным человеком. Но такие места находятся внутри крытых сооружений, или на подземном уровне здания. Здесь говорится про покупку машиноместа в подземном паркинге с оформлением регистрации права собственности. Либо про его регистрирование первичным собственником жилья в новом доме.

Про лишения права пользования места на открытой парковке

Отдельных персон могут и вовсе лишить доступа на паркинг на основании общего мнения о несоблюдении правил. Опять же при организации собрания. Даже если изначально собственник, которому запретили пользование парковкой, высказывался за ее создание. Насколько это законно, вопрос уже второй. Можно, конечно, бороться за свои права, потому что возможности общего пользования участком человека лишить не могут. Но это изнуряющая борьба. И часто она заканчивается не в пользу заинтересованного лица.

Читать статью  Как поставить машино-место на кадастровый учёт

Если инициировать разбирательства, нужно в первую очередь проверять, насколько правильно организована парковка и имеет ли он вообще легальный статус по документам. Добиться места для себя так может и не выйдет. Зато получится ликвидировать незаконно установленные здесь ограждения и ставить впоследствии машину на любое свободное.

Заключение

Оформить в собственность машиноместо в общем имуществе, находящемся на открытой дворовой парковке, нельзя. Сделать это можно относительно паркинга внутри сооружений.

Учтите следующие правила по дворовой парковке:

  • Если вы не собственник жилья или нежилого помещения в этом доме, вы не вправе участвовать в голосовании и пользоваться парковкой (можете заняться приватизацией квартиры, если есть такая возможность).
  • Организованный открытый паркинг будет опять же принадлежать всем собственникам, и решение о размещении на ней конкретных автомобилей также должно приниматься комиссионно.
  • Впоследствии вы обязаны соблюдать установленные правила пользования парковки (соблюдать ПДД, и ставить машину на отведенное место).

Если же ваш паркинг находится внутри здания и зарегистрирован при вводе в эксплуатацию, можно оформить машиноместо в собственность. Причем ничего сложного в этом нет. Оформляется машиноместо в собственность через Росреестр, как и другие недвижимые объекты. В новом доме это делается совсем просто, поскольку сделка не осуществляется.

Проверка квартиры перед покупкой на юридическую чистоту позволяет предотвратить фиктивные сделки на рынке недвижимости

Каковы права жильцов при организации парковки на придомовой территории многоквартирного дома — каковы правила стоянки машин?

Фото1

Автовладельцев с каждым днем становится все больше, а вот количество парковочных мест, к сожалению, не увеличивается пропорциональному данному процессу.

Поэтому вопрос организации парковки автомобилей на придомовой территории многоквартирного дома актуален сегодня как никогда. Что включают в себя права жильцов и как решить проблему с несанкционированной стоянкой на территории дома – разберемся во всех нюансах.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Скрыть содержание

Закон

Не существует отдельного положения о парковке на придомовой территории, регулирующего организацию стоянок на территории многоквартирных домов. Для того чтобы ознакомиться с нормами, имеющими отношение к данному вопросу, нужно обратиться к правовым декретам.

Жилищный Кодекс Российской Федерации. Данный нормативный акт имеет статус федерального закона и определяет следующие основы процесса организации придомовой парковки: во-первых, в ст. 16 закона определено, что земельный участок, на котором построен многоквартирный дом, является собственностью жильцов, и для этого не требуется издание дополнительных постановлений местных органов власти.

Следовательно, решение о том, как использовать территорию около дома могут принимать только собственники квартир, что также закреплено в ст. 44.

Статья 16. Виды жилых помещений

  1. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
  2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
  3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
  4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Закон предусматривает, что для принятия решения об организации парковочной площадки необходимо 2/3 голосов жильцов, и принятое таким образом решение обязательно для исполнения всеми проживающими в доме.

Таким образом, необходимо организовать общее собрание жильцов, вынести данный вопрос на обсуждение и, если будет одобрено решение об организации парковочных мест на придомовой территории, собрать подписи 2/3 жильцов.

После этого собственники квартир имеют полное право устанавливать шлагбаумы и иным образом благоустраивать придомовую территорию.

Положение Санитарно-эпидемиологической службы 2.2.1/2.1.1.1200-03. Данным положением предусмотрены критерии, которым должна соответствовать организовываемая парковка: максимальная вместимость открытой парковки на придомовой территории не должна быть больше 50 машино-мест.

Кроме того, расстояние от фасада дома до парковки не может быть меньше 10 м для парковок до 10 мест и 15 м для парковок до 50 мест. На практике зачастую не возникает проблем с соблюдением норм данного Положения.

Правила Дорожного Движения. Самое важное правило парковки на придомовой территории многоквартирного дома, которое нужно иметь в виду при организации парковочной площадки – это требование ПДД о том, что автомобиль не может совершать стоянку с работающим двигателем в дворовых территориях. Под стоянкой подразумевается более чем пятиминутная остановка машины, не связанная с посадкой (или высадкой) пассажиров. Штраф за подобное нарушение составляет 1500 тысячи рублей.

Права жильцов

Обобщая описанные выше требования нормативных актов, перечислим основные права и обязанности собственников квартир в отношении парковок:

  1. Вся территория вокруг дома – это собственность жильцов.
  2. Если 2/3 жильцов согласны на организацию стоянки, они имеют полное право обустраивать придомовую территорию в соответствии со своим видением стоянки.

Права жильцов должны подкрепляться двумя документами: а) протокол собрания собственников квартир с решением об организации парковки и необходимыми подписями; б) справка органов власти о размерах и составе придомовой территории.

Реализуя свои права, жильцы не должны забывать о санитарных нормах и правилах дорожного движения.

Чем отличается стоянка от парковки

Если говорить об особенностях законодательного определения понятий «стоянка на придомовой территории многоквартирного дома» и «парковка», то данные термины относятся к сфере действия разных правовых актов. В частности, стоянка – это место хранения автомобилей и обеспечения их сохранности (согласно Гражданскому Кодексу РФ).

С другой стороны, парковка – это термин ПДД, который обозначает место для временной остановки машины. В практическом смысле стоянка чаще всего обозначает огражденную территорию, предназначенную для длительного размещения транспортных средств за определенную плату на основе заключенного договора. При этом сотрудники стоянки несут ответственность за безопасность автомобиля.

В случае парковки ответственность лежит только на владельце транспортного средства. Говоря о придомовых территориях, корректнее всего использование именно термина «парковка».

Стихийная стоянка

Чем стоянка отличается от парковки на придомовой территории? Согласно описанным выше определениям и требованиям правовых актов, незаконной парковка может быть в двух случаях: если она нарушает санитарные нормы или противоречит правилам дорожного движения. Как показывает практика, действеннее всего в таких случаях обращаться с письменным заявлением в ГИБДД, чтобы оно выписало предписание. Можно также попытаться повлиять на нарушителей самостоятельно или с помощью управляющей компании.

Кроме того, все чаще во дворах можно наблюдать образование стихийной парковки на придомовой территории, незаконно «захвативших» парковочные места.

Если общее собрание жильцов не принимало решения об организации стоянки, и третьи лица установили шлагбаумы, веревки или прочие объекты, ограничивающие доступ собственников квартир к парковочным местам, самостоятельно избавляться от них не стоит: правомернее будет обратиться с заявлением в ГИБДД или прокуратуру.

Составление заявления о незаконной парковке

Оформление шапки обращения, содержащей информацию об органе ГИБДД, в который подается заявление, а также сведения о заявителе: Ф.И.О. и контактные данные. Шапка по правилам делового оборота располагается в правом верхнем углу листа.

Текст обращения должен подробно описывать ситуацию: где установлена незаконная стоянка, что она в себя включает (ограждения, блокирующие объекты и др.), гос. номера автомобилей, нарушающих закон. Стоит также упомянуть имена свидетелей, который могут подтвердить факт незаконной парковочной площадки.

Не забудьте указать, какие пункты законодательства нарушает стоянка (описано выше).

Обязательно приложите к обращению фото- и видео-доказательства правонарушения.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней, и чаще всего, за этот период нарушителям выносится предписание о необходимости ликвидации незаконной стоянки. Во избежание повторения подобных ситуаций, следует задуматься об организации парковочной собственными силами жильцов.

Читать статью  Правила тонировки авто — 2023: что можно делать, а что нельзя

Как организовать парковку на придомовой территории

Заимев на руках протокол собрания жильцов, нужно обратиться с заявлением о выделении территории под будущую стоянку в местный Земельный комитет (название в разных городах может отличаться). В данном случае речь идет о том, что земельный участок не находится в общей собственности жильцов.

Если при введении дома в эксплуатацию участок уже был зарегистрирован на собственников квартир и поставлен на кадастровый учет, дополнительно обращаться в органы власти не нужно.

Заявление в Земельный комитет включает в себя стандартную информацию:

  • наименование и адрес контролирующего органа, Ф.И.О. и контактные данные подающего заявление;
  • в самом тексте заявления нужно описать просьбу о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и адрес объекта;
  • к заявлению нужно приложить копию протокола собрания жильцов.

После получения письменного разрешения комитета, нужно обратиться в ГИБДД и департамент или иной орган, занимающийся вопросами архитектуры в вашем населенном пункте. Одобрение данных инстанций необязательно, однако практика показывает, что их наличие существенно облегчит разрешение возможных конфликтов в будущем.

В следствие необязательности данные заявление не имеют утвержденной формы, однако обязательная информация аналогична той, что была описана ранее (заявление в Земельный комитет).

Далее все зависит от того, насколько масштабна будет парковочная площадка. Изначально необходимо определиться с проектом будущей стоянки.

Для этого проще и быстрее всего нанять специализированную организацию. После согласования проекта с жильцами, можно приступить непосредственно к обустройству парковки во дворе дома.

Данный процесс полностью зависит от того, какую сумму готовы заплатить жильцы за приобретение собственной парковки: можно ограничиться двумя шлагбаумами, но в то же время вы можете проложить собственное покрытие, установить охрану и т.д. – словом, закон жильцов в предпочтениях не ограничивает.

Справка: В теории организация стоянки не составляет труда, однако на практике этот процесс занимает достаточно длительное время. Без создания инициативной группы из числа жильцов здесь не обойтись, и лучше, если у членов данной группы будет достаточно много свободного времени.

В заключение можно сказать, что, несмотря на наличие значительной бумажной волокиты и «беготни» по разным инстанциям, конечный результат процесса – наличие собственной придомовой парковки – оправдывает все затраченные силы и средства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно !

Как оформить место для своего авто под домом: какие бумажки собирать, кому платить, возможно ли это вообще?

Парковочный вопрос испортил не только москвичей, но и большинство россиян, которым ежедневно приходится думать, куда поставить машину. В некоторых случаях решением являются паркинги, находящиеся в долевой собственности, огороженные шлагбаумами дворы, а для маломобильной категории граждан — специальные места для инвалидов. С 2017 года к этому добавились и машино-места, которые закон признал полноценным объектом недвижимости.

Придомовая территория в собственность

Начнем мы с самого распространенного случая, когда автомобили размещаются во дворе, на так называемой придомовой территории. Она включает в себя участок земли под самим строением, а также элементы благоустройства и озеленения, спортивные и детские площадки, котельные, трансформаторные подстанции и, в том числе, стоянки. Для того, чтобы этим всем распоряжаться по усмотрению жильцов (например, парковать машины), а не так, как это видят местные власти, придомовую территорию можно оформить в общую собственность.

Самое сложное в этом процессе — получить согласие всех зарегистрированных в доме жильцов. Ведь при смене статуса территории за нее придется отвечать всем соседям: заботиться об уборке, вывозе мусора, наличии пожарных подъездов и, конечно же, платить налог с недвижимости. Плюсы в оформлении в собственность тоже есть: никто, кроме жильцов, не сможет распоряжаться этой землей — городские власти не будут иметь права построить во дворе то, что им вздумается, или ввести платную парковку.

Границы придомовой территории и площадь земельного участка отражены в кадастровом паспорте. Эти сведения можно проверить на публичной интернет-карте Росреестра. Если же земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован, то для его оформления можно обратиться с соответствующим заявлением в органы государственной власти или местного самоуправления. Согласно статье 16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса» земельный участок придомовой территории переходит бесплатно в общую долевую собственность. Доли определяются между всеми жильцами пропорционально площадям их квартир.

Придомовую землю нельзя оформить в собственность, если она считается территорией общего пользования. Также некоторые ограничения могут возникнуть, если на этом участке есть инженерные коммуникации, связанные с другими зданиями и сооружениями.

«Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)». Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

Использование придомовой территории зависит от жильцов. По их совместному решению можно все обнести забором, разбить клумбы, а можно установить автоматизированный гаражный комплекс, куда поместятся все машины, либо закрепить за каждым автовладельцем определенное парковочное место. Но любое решение должно быть принято всеми жильцами без исключения. Если же есть несогласные, то они, как владельцы доли собственности, могут обжаловать решение большинства и через суд остановить его реализацию.

От общего к частному

В домах, построенных в последнее время, проектировщики облегчили жизнь владельцам квартир и обеспечили их парковочными местами на подземных стоянках или в гаражных комплексах. Эти площади изначально имеют статус общей долевой собственности. Владелец машино-места, то есть доли, не может ею распоряжаться на свое усмотрение без ограничений, поскольку действует правило о преимущественном приобретении другими участникам долевой собственности. Чтобы продать место постороннему лицу, нужно письменно известить соседей об этом намерении, указать цену и другие условия и месяц ждать отказа от реализации преимущественного права в письменной же форме. Когда все собственники отказались или один из них изъявил желание выкупить долю, можно проводить сделку и удостоверять ее у нотариуса.

Но с 1 января 2017 года вступили в силу поправки к Гражданскому и Градостроительному кодексам, в которых машино-места признали полноценным объектом недвижимости: их можно ставить на кадастровый учет и регистрировать на них право собственности. После этого машино-местом можно не только пользоваться, но и продавать, дарить, завещать, сдавать в аренду, а также нужно платить с него налог. К тому же машино-место может быть предметом ипотеки или залога.

«Машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке». Пункт 29 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

Из определения понятно, что закон касается только тех территорий, которые созданы специально для хранения автомобилей: подземных или надземных паркингов, многоэтажных стоянок, гаражных комплексов и т. п. Статус парковочных мест на дороге, на обочине или во дворах не меняется — они не считаются отдельным объектом недвижимости. Также не меняются права и обязанности собственников гаражей и боксов, которые отвечают признакам отдельного помещения.

В случае, когда машино-места были зарегистрированы как доли в общей собственности на помещение, каждый участник может осуществить выдел в натуре своей части посредством определения границ, то есть физически «застолбить» за собой определенные квадратные метры. Итак, если вы являетесь участником ТСЖ (Товарищество собственников жилья) и у вас есть парковочное место на площади, созданной под стоянку автомобилей, у вас есть возможность оформить это место в свою частную собственность.

Для этого нужно организовать всех участников ТСЖ провести общее собрание. На нем нужно составить соглашение или вынести решение общего собрания, в котором будет проговорено: «Мы такие-то решили перевести общую долевую собственность в частную, путем разбивания на машино-места и закрепление определенного машино-места за определенным человеком». Этот документ будем подтверждением того, что общий паркинг делится на кусочки, каждый из которых станет собственностью конкретного человека. Этим же соглашением или решением определяется бесплатно происходит переход от общей собственности к частной или ТСЖ взимает за это плату. Если же такой документ не составлять, то нужно письменное согласие всех участников долевой собственности на выдел в натуре вашего парковочного места.

Читать статью  Можно ли вернуть автомобиль в салон?

После подписания соглашения или решения 2/3 собственников долей нужно ставить машино-места на кадастровый учет. Сначала нужно пригласить кадастрового инженера, для составления технического плана – он произведет замеры и сделает разметку машино-мест. Затем подать в офис Кадастровой палаты, центр «Мои документы» (МФЦ) или на сайт Росреестра заявление установленной формы. В пакете документов должен быть и тот, который подтверждает возникновение права собственности на машино-место. При переводе из общей долевой собственности этим документом является соглашение или решение участников ТСЖ. При покупке, получении в качестве дара или наследства, право подтверждают соответствующие договора или свидетельства нотариуса.

«Местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения — на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машиноместа». Статья 6.1 Градостроительного кодекса РФ.

Статус общей долевой собственности изменится, когда последний из участников зарегистрирует выдел в натуре. Но при этом проезды и проходы к машино-местам, автоматические ворота и шлагбаумы являются общим имуществом собственников. Они имеют право им пользоваться, а также несут ответственность за его содержание. Но еще раз подчеркнем, что оформление машино-места в частную собственность возможно только в зданиях, сооружениях или их огороженных частях, приспособленных специально для хранения автомобилей. Место под окном во дворе из общей долевой собственности оформить в частную нельзя.

Нужно отметить, что процесс оформления документов на объекты недвижимости с 2017 года также упрощен из-за вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он объединил базы данных государственного реестра и кадастра недвижимости в единый ресурс. Поэтому для регистрации прав и кадастрового учета потребуется одно заявление. Этот же закон ускорил обе процедуры — на оформление уходит до 10 рабочих дней. А если с регистрацией возникли проблемы, то у заявителей теперь больше времени на их решение: от трех до шести месяцев (ранее приостановка действовала не более трех месяцев). Согласно новому закону свидетельство о праве собственности сейчас не выдается. Кадастровый учет, регистрация возникновения или перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН.

Если в решении ТСЖ не предусмотрено внесении платы, то при оформлении машино-места из общей собственности в частную оплачивать нужно только пошлину за оформление, которая для физических лиц сейчас составляет 2000 руб. Столько же будет стоить регистрация права на других основаниях. При получении дара или наследства нужно оплачивать налог в первом случае и комиссию нотариуса во втором. Но больше всего денег нужно будет потратить на покупку машино-места, если оно уже выделено. Чаще всего это происходит одновременно с приобретением квартиры и требует такого же порядка оформления как любого объекта недвижимости. Его цена зависит от рыночной ситуации в конкретном регионе и политике застройщика либо собственника.

Разброс цен на машино-места на рынке гигантский: от нескольких десятков тысяч рублей до десятков миллионов. Некоторые девелоперы предлагают машино-места как довесок при покупке квартиры, а в элитных комплексах в центре городов парковка обойдется в стоимость еще одной квартиры. В московских новостройках машино-места предлагают по цене от 550 тыс. до 13 млн руб.

Собственник может легально продать, сдать в аренду, подарить или оставить в наследство зарегистрированное машино-место. Однако помимо права собственности на ее владельцев накладываются и обязательства, например, по уплате налога на недвижимое имущество. Ставку определяет каждый регион по-своему: в Москве машино-места облагаются льготными 0,1% от кадастровой стоимости, столько же в Новосибирске и Владивостоке, в Санкт-Петербурге — от 0,1 до 2%, в Екатеринбурге — от 0,1 до 1%.

Ограда от посторонних

Когда невозможно оформить машино-место как собственность или совместно распоряжаться придомовой территорией, можно ограничить въезд во двор путем установки шлагбаума или ворот. В разных населенных пунктах правила установки разнятся, но общая схема везде одинаковая. Сначала нужно оформить решение всех жильцов дома или нескольких домов на ограничение въезда. После этого подать заявку в местные органы власти и предоставить им же проект размещения ограждающего устройства, в котором указать место размещения, тип, размер, внешний вид этого устройства, а также определить условия обеспечения круглосуточного и беспрепятственного проезда спецтехники на придомовую территорию. Если с точки зрения властей нет никаких препятствий для установки шлагбаума, то выдается разрешение на его установку. И только после этого уже можно заключать договор и оплачивать само оборудование и его монтаж.

Льготная парковка

Но есть категория граждан, которым право на парковку должно предоставляться вне зависимости от того, как оформлена собственность и кому принадлежит территория. В России принято множество норм, защищающих права маломобильных граждан, а их реализация конкретизируется местными законами.

Для инвалидов получить место под парковку личного транспорта достаточно просто — нужно лишь подать заявку в местные органы власти лично или через организацию, защищающую права такой категории жителей. Решения по таким запросам обычно принимаются в пользу просящего. Отказ может последовать в случае общего запрета на стоянку автомобилей в конкретном месте или нарушений норм градостроительства.

«На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно». Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Проблемы же возникают даже тогда, когда место выделено, то есть на асфальте нарисован знак «Инвалид» и даже может стоять дорожный знак 8.17. Большинство водителей не обращают на них внимания и занимают место. Если спецстоянка расположена на муниципальной территории, то ее нельзя оградить никакими блокираторами — это будет трактоваться как самовольный захват земли, ограждения удалят, а на того, кто их установил, могут наложить штраф в 5000 рублей (ст. 7.1. КоАП) и обязать восстановить асфальтовое покрытие. Если парковка для инвалида расположена на придомовой территории, которая находится в общей долевой собственности, то установить ограждение можно лишь после получения согласия дольщиков. Но при вменяемых соседях иногда достаточно оставить табличку с указанием времени, когда парковка свободна, а когда занята.

Бороться за место на парковке инвалид может лишь с помощью правоохранительных органов, представители которых если и приедут, то выпишут штраф в 5000 рублей (п. 2 ст. 12.19 КоАП). Но когда заработают приложения (вроде «Помощника Москвы»), фиксирующие нарушения правил стоянки, остановки и оплаты парковки, которые будут учитывать парковку обычных автомобилей на местах для инвалидов, защитить свое место гражданину с ограниченными возможностями будет гораздо проще.

Обеспечить свой автомобиль парковкой и получить на нее право собственности — по закону это возможно и выглядит не очень сложно. Но на практике поменять статус места стоянки трудно. С одной стороны, не всегда местным властям выгодно обеспечивать удобной парковкой жителей своих районов. Гораздо интереснее для бюджета как раз создавать трудности, а потом на этом зарабатывать. От такой политики увеличивается количество знаков «Остановка запрещена» и служб эвакуации, вводятся платные парковки, растут штрафы за нарушение правил стоянки. С другой стороны, часто сами жители, дольщики или собственники не могут договориться. Практически всегда найдется человек, который против: ему мешают шлагбаумы, он не хочет платить дополнительный налог, упускать право приоритетной покупки или просто мстит невежливым соседям. Поэтому в наших дворах пока действует свой закон: «Кто первый встал, того и место».

Источник https://kartagov.net/blog-instrukcii/mashinomesto-v-sobstvennost-kak-uzakonit-mesto-dlya-parkovki-vozle-doma

Источник https://svoe.guru/mnogokvartirnye-doma/pridomovaya-territoriya/ispolzovanie/parkovka.html

Источник https://www.drom.ru/info/misc/50972.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: