Почему мотор не прогревается до нужной температуры?

Почему мотор не прогревается до нужной температуры?

Машина не нагревается

Tcc_чанган

Такая проблема возникает у тех, у кого в машине плохо греется печка. Это создает водителю сложности, особенно когда зима выдалась морозной. Некоторые просто не переживают об этой проблеме, уверяя, что у автомобиля конструкция такая. Это они делают зря! Давайте разберемся, почему все-таки мотор не греет до необходимой температуры.

Разогреваемся до рабочей температуры

За рабочую температуру мотора принято считать 90 градусов и выше. Именно достигнув 90-градусной отметки, двигатель начинает работать в полной мере, и мы можем его использовать, не думая о расходе топлива и его ресурсе.

Зимой прогрев мотора до рабочей температуры очень важен. Если не дать ему достигнуть уровня в 90 градусов, тогда сразу повышается «прожорливость» мотора, а это приводит к снижению ресурса мотора.

Термостат не нагревает мотор

Кто виноват?

Почему мотор не прогревается до рабочей температуры? Давайте искать причину! Большое влияние на то, хорошо ли прогревается двигатель, оказывает термостат, который делит систему охлаждения на 2 круга:

  1. малый — идет через двигатель;
  2. большой — позволяет антифризу охлаждаться в радиаторе.

Эти контуры изобрели, чтобы двигатель быстро прогревался.

При определенной температуре термостат открывается. Во многих автомобилях открытие клапана термостата происходит на отметке примерно в 85 градусов. Когда температура понижается, клапан закрывается. На некоторых современных иномарках сделали температуру открывания ниже — это не дает мотору возможность прогреться в полной мере. Получается, антифриз пошел через радиатор, охладившись, но не прогревшись. Поэтому некоторым водителям приходится менять термостат.

Проверка антифриза

Пора менять термостат

А если у вас отечественная машина, и с подобными проблемами вы никогда не сталкивались, двигатель раньше всегда прогревался до рабочей температуры. И вдруг! Что делать? Эксперты советуют поменять термостат. Но перед этим проверьте, в каком состоянии антифриз. Возможно, вы давно его не обновляли. Поэтому могут возникнуть проблемы с его температурой.

Так что если решили менять термостат, сразу обновите и охлаждающую жидкость, избавив таким образом себя от лишних проблем.

Холодное сердце: почему машина может долго не прогреваться

«Зима! Крестьянин, торжествуя… » полчаса прогревает машину. А иногда и не крестьянин, а вполне себе боярин на недешевом автомобиле всё равно прогревает его, мёрзнет и думает: ну почему так долго? С дизельными машинами всё ясно: их владельцы без всяких Webasto, Eberspacher или других непонятных владельцам бензиновых автомобилей слов зимой жизни вообще не видит. Такова особенность дизеля: не согреешь – не поедешь или замёрзнешь. А вот почему слишком долго может прогреваться бензиновый автомобиль? Причин, как ни странно, много.

Нормально!

К сожалению, долгий прогрев далеко не всегда вызван какой-то неисправностью. Сейчас действительно многие моторы прогреваются очень долго, и сделать с этим ничего нельзя. Увы, это их конструктивная особенность, чаще всего вызванная желанием экологов спасти планету и императорских пингвинов ценой воспаления лёгких нескольких тысяч людишек. В качестве примера приведу хорошие моторы Volkswagen серии ЕА211: прогреваются они очень долго, так что с ними обычно нет смысла греть салон, стоя на месте. Это практически бесполезно, так что тут придётся смириться и греться на ходу. А на светофорах иногда опять мёрзнуть – таков характер этих моторов. Купи бензиновую машину, почувствуй себя в дизельной…

Второй пример – это отказ от высоких прогревочных оборотов. Помните, как весело орал карбюраторный мотор с «подсосом» на морозе? Дым валил клубами, но машина довольно быстро прогревалась. Современные моторы прогреваются иначе. По большому счёту, в ПО блока управлением двигателя у них есть два независимых прогрева. Первый – это быстрый прогрев катализатора, второй – прогрев самого мотора.

С первым всё понятно: холодный катализатор не работает, поэтому сразу после пуска мотора несколько секунд он орёт на заметно повышенных оборотах – прогревает этот самый катализатор. Вот тут, скорее всего, надо напомнить, что до и после катализатора стоят кислородные датчики. Первый нам неинтересен (он отвечает только за топливную коррекцию), а второй на моторах от Евро-4 и выше не только занимается тем же, что и первый (коррекцией смеси), но и контролирует состояние катализатора. И чтобы второй датчик вошёл в нормальный рабочий режим, нужно как можно быстрее включить катализатор в работу, то есть прогреть его. Поэтому когда несколько секунд машина завывает, а потом резко сбрасывает обороты ниже – это после прогрева катализатора начинает работать прогрев мотора.

Читать статью  Двигатель ОКА 11113: Технические характеристики

В нём второй кислородный датчик уже участвует, но так как это не рабочий режим, то и к наличию слишком большого количества кислорода в отработавших газах он не относится слишком критически: при прогреве это допустимо. Но вот в чём беда: этот прогрев опять слишком сильно вредит экологии, поэтому экологи влезли и сюда. Следствием стало то, что прогревочные обороты в софте обычно указаны намного ниже тех, что требуются мотору для быстрого прогрева. Одно из заблуждений говорит о том, что такие низкие обороты при прогреве нужны для того, чтобы прогреть холодный мотор максимально бережно и сохранить его ресурс. Это не так, и заниженные обороты при прогреве – требование экологических норм. Современные моторы прогреваются при 1000-1200 оборотов, хотя могли делать это гораздо быстрее хотя бы при 1500, что никак не повлияло бы на их ресурс. Как ни странно, слишком низкими прогревочными оборотами часто страдают наши ВАЗы – Калины-2 и Гранты.

Вот с этой проблемой бороться можно, причём довольно просто – чип-тюнингом. Главное, чтобы какие-нибудь горе-тюнеры не перепутали режимы прогрева и не намудрили с прибавкой оборотов там, где это не надо (в частности, в прогреве катализатора). Кстати, при удалении катализатора режим его прогрева лучше отключать, но делают так немногие.

Ситуация с недостаточно высокими прогревочными оборотами к неисправностям не относится, но исправить её можно. И это хорошо.

Ничего не изменилось

Ну а теперь перейдём к худшему сценарию – что-то сломалось. И первое, что попадает под подозрение, это, конечно, термостат. Тут ничего не изменилось со времён карбюраторных моторов: если термостат заклинил в открытом положении, мотор будет прогреваться очень долго. К счастью, есть очень простой способ выяснить, имеет ли место это безобразие или нет. Достаточно через пару минут после пуска мотора потрогать верхний патрубок, идущий к радиатору. Если он тёплый, значит, термостат действительно открыт. И это, конечно, плохо: пока мотор не прогреется, охлаждающая жидкость по большому кругу (то есть через основной радиатор охлаждения) идти не должна, а патрубок должен оставаться холодным. А тут выходит, что мотор вместо того, чтобы быстрее прогреться, греет не нужный ему пока радиатор с литрами антифриза.

Добавлю, что термостат может не только заклинить. Кроме износа непосредственно клапана, у него могут быть и другие неисправности, но разбираться с ними нет совершенно никакого интереса. Термостат нужно заменить и забыть об этой проблеме.

Чаще всего в долгом прогреве виноват как раз термостат, и его стоило бы поставить на первое место, но это было бы скучно. А я люблю интригу.

Вторая неисправность – это… тоже термостат. Только не системы охлаждения мотора, а теплообменника автоматической коробки передач (причём не только классической гидротрансформаторной, но и вариаторов, и роботов). Тут неисправность выглядит следующим образом.

У АКП часто имеется теплообменник, который нужен не только для охлаждения коробки, но и для её прогрева. И в патрубке теплообменника может стоять термостат, который не даёт греть коробку, пока не прогрет мотор. Работает это всё чудо прекрасно, но недолго. В один прекрасный момент термостат может заклинить, после чего мотор после пуска пытается сразу прогреть и коробку. Само собой, получается у него это плохо. Он может молотить на холостых оборотах и 10 минут, и 15, но всё равно не прогреваться до рабочей температуры. Если климат не слишком суровый, то чёрт бы с ним: коробке полезно прогреться перед работой. Кроме того, если термостат клинит в открытом положении, это ещё хороший вариант: в рабочем режиме коробка не будет перегреваться. Скажем даже больше: некоторые эти термостаты удаляют превентивно, чтобы не столкнуться с тем, что он заклинит закрытым и отправит автомат в капитальный ремонт.

Читать статью  Как почистить двигатель Шевроле Тахо?

Искать эту неисправность сложнее, тут лучше действовать сканером и считывать текущие показания в конкретный момент. Интересовать должна, само собой, температура коробки.

Ну и последнее про систему охлаждения: иногда в долгом прогреве виновата воздушная пробка. Но обычно её наличие обнаруживается гораздо раньше и как правило – при неожиданном перегреве. Тем не менее вероятность такая существует, и напомнить о ней нужно обязательно.

Ошибочка вышла

Теперь перейдём к более редкой, но возможной ошибке. Бывает, что машина думает, что мотор уже прогрет, но это не точно. Звучит сложно, как песни Гребенщикова, но на самом деле всё просто: бывает, что сходит с ума датчик температуры охлаждающей жидкости. В этом случае последствия могут быть разными. Самый примитивный алгоритм может рубануть сплеча – включить вентилятор (или вентиляторы) радиатора. Причём сразу после пуска двигателя. Если на машине есть электронноуправляемый термостат, ЭБУ может открыть и его. А может и закрыть – смотря в какую сторону сошёл с ума датчик. Проблема редкая, но существует.

Ещё одна неисправность – это неисправность проводки вентиляторов. Тут хватит интеллекта ежа, чтобы понять, что она может коротить. И тогда вентилятор может включиться независимо от температуры антифриза. Правда, и выключиться он тоже может в любой момент, что зимой не всегда страшно, а вот летом будет неприятно. Кстати, нештатные китайские вентиляторы со своими блоками тоже иногда ведут себя странно, так что при замене умершего оригинального на здоровый аналог надо это иметь в виду.

Когда в сервис?

Принципиально не буду затрагивать почти религиозный вопрос о необходимости прогрева мотора, так что сразу перейду к сути: как вообще понять, что мотор прогревается слишком долго? Для большинства моторов даже в сильный мороз время прогрева редко превышает 10 минут. Да, есть исключения (например, те самые немецкие моторы), но их не так много. Так что если вы не счастливый обладатель машины с двигателем ЕА211 или чего-то подобного, 20 минут прогрева – это ненормально. Да, моторы с алюминиевыми блоками прогреваются намного дольше чугунных, но всё же даже в сильный мороз прогрев не должен растягиваться на такое время. Если это происходит, лучше убедиться, что с машиной всё в порядке. А вот минимальный прогрев обязателен в любом случае. Простите, не удержался.

Почему машина не прогревается до рабочей температуры

Каждый автомобильный мотор представляет собой точно рассчитанный механизм, работающий в определённом тепловом режиме. Кроме того, многие рабочие зазоры в нём выверены до сотых долей миллиметра, что возможно лишь при стабильной температуре из-за различного теплового расширения его деталей.

Холодный двигатель

Отсюда и происходит важность термостатирования двигателя в целом, отклонения в большую или меньшую стороны могут иметь разные по тяжести последствия, но в любом случае работа будет нарушена. И хотя охлаждение менее опасно, чем перегрев, но потери неизбежны.

Чем может быть опасен холодный мотор в дороге

Прежде всего, не доведённый до рабочей температуры двигатель опасен сам для себя, хотя полный перечень неприятностей содержит и другие проблемы:

  • изменены все зазоры между деталями, но самыми критичными будут клапанные и разница в диаметрах между поршнем и цилиндром, первое грозит ударными нагрузками и усталостью металла, а второе – пропуском газов, масла и образованием твёрдых несмываемых отложений;
  • любое применяемое масло, даже самое дорогое, имеет зависимость вязкости от температуры, а двигатель рассчитан отдавать максимум только при определённой её величине;
  • на холодных деталях мотора происходит конденсация топлива и смыв масляной плёнки, которой и так не хватает, износ резко возрастает;
  • для получения требуемой отдачи водителю приходится увеличивать плотность смеси и её количество, это отрицательно влияет на расход и загрязнение двигателя;
  • отопитель почти не работает, комфорт в салоне отсутствует, обмерзают стёкла, безопасность ухудшается.

Существуют определённые рекомендации по прогреву двигателя перед началом движения. Они не предусматривают достижения номинальной температуры, но рассчитаны на исправность всех систем.

Если же двигатель не в порядке, то дополнительная нагрузка не сможет ускорить процесс входа в режим, зато станет причиной износа и поломок. Эксплуатация автомобиля в таком состоянии опасна и экономически не оправдана.

Почему двигатель не греется до рабочей температуры

Причин может быть несколько:

  • технические особенности двигателя, некоторые экономичные моторы почти невозможно прогреть до рабочей температуры обычными способами, это касается дизелей и последних версий бензомоторов, где всё заточено под высокий КПД и сбережение топлива;
  • нарушения в работе системы охлаждения;
  • чрезмерно низкая температура окружающего воздуха;
  • слишком короткие поездки без больших нагрузок;
  • прочие особенности движения, например, сильный встречный ветер зимой.
Читать статью  Можно ли мыть двигатель? Как и чем помыть двигатель?

Иногда водитель просто не понимает, что происходит, и упорно пытается совершить невыполнимое, например, прогреть хороший дизель зимой на холостых оборотах.

Вся выделяемая тепловая энергия уходит в атмосферу быстрее, чем поступает с мизерными количествами топлива, и температура на указателе не растёт. Но стоит начать движение – и вопрос снимется, хотя в некоторых машинах это настолько затруднено, что разработчикам приходится внедрять в систему охлаждения специальные зимние устройства электроподогрева.

Способы решения проблемы

Система охлаждения ДВС должна обладать такой мощности, чтобы в самый жаркий день, при особо тяжёлых условиях движения, когда мотор отдаёт максимальную мощность, а обдува радиатора встречным воздухом почти нет, стрелка указателя температуры не выходила из положенной нормальной зоны.

Обеспечить это можно лишь применяя термостат — прибор, регулирующий поток жидкости через радиатор. Естественно, в случае отказа термостата в положении максимальной эффективности охлаждения система будет работать на полную мощность всех своих способностей, и нагреть двигатель до приемлемой температуры не получится ни при каких условиях.

Проверка термостата

Простейший способ проверки работы термостата состоит в оценки разницы температур между блоком двигателя и радиатором в процессе прогрева мотора.

Пока температура не дойдёт до начала открытия клапана термостата, а это у разных машин может составлять 60-90 градусов с возможными отклонениями в обе стороны, радиатор должен оставаться относительно холодным. Небольшой подогрев допустим из-за утечек, связанных с организацией потока через рабочий элемент.

После открытия радиатор должен быстро разогреться, и его температура практически сравняется с головкой и блоком цилиндров. Более точно диагностику можно произвести бесконтактным измерителем температуры. Чем меньше ход открытия термостата, тем сильнее охлаждается радиатор при организации через него потока воздуха, например, принудительным включением вентилятора.

Так вычисляется неполное открытие, но если радиатор и блок будут прогреваться синхронно с самого начала, то термостат неисправен, и уже неважно, в каком положении заклинило его клапаны.

Удаление воздуха из системы охлаждения ДВС

Воздух в системе охлаждения практически всегда вызывает обратный эффект – перегрев мотора. Но есть машины, где воздушные пробки могут вызвать неверные показания датчика, отправляющего сигнал на приборную панель. Водитель будет введён в заблуждение низкими значениями индицируемой температуры, хотя реально двигатель близок к кипению.

В конечном счёте всё прогреется, и критическую температуру датчик зафиксирует, но момент будет упущен, и двигатель получит повреждения.

Чтобы этого не произошло, необходимо серьёзно относиться к изгнанию воздушных пробок из системы при замене антифриза или доливке взамен утерянного. Обычно ослабляются крепления водяных шлангов на патрубках в самых верхних точках агрегата, после чего воздух выходит.

Некоторые моторы предусматривают наличие специальных штуцеров развоздушивания системы. Их наличие и расположение должны быть известны водителю.

Замена датчика температуры ДТОЖ

Как и всякий измерительный прибор, датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), может отказать не полностью, что было бы мгновенно обнаружено, а частично.

Показания индикатора будут страдать серьёзной погрешностью, водитель обеспокоится пониженной температурой уже горячего двигателя.

Прибор подлежит проверке при помощи заведомо точного термометра. В случае обнаружения обмана, замена сложностей не вызовет, как и больших затрат.

Недорогой датчик легко отворачивается, при некотором навыке можно быстро вставить новый, не потеряв много жидкости и существенно не завоздушив систему. Но убедиться в отсутствии пробки всё же необходимо, как и восполнить утерянный антифриз.

Утепление двигателя

Большинство двигателей не рассчитано на эксплуатацию при низких температурах без дополнительного утепления. Инструкции этот вопрос обходят, поэтому водителю, заметившему, что совершенно исправный и проверенный двигатель всё же не получается прогреть холодной зимой, есть смысл заняться утеплением.

Проблему можно разделить на две. Первые утеплители уменьшают поток холодного воздуха через моторный отсек на ходу, а вторые – не дают быстро уходить теплу после отключения мотора на стоянке.

И то и другое производится в качестве автоаксессуаров для конкретной модели автомобиля. Утеплители, перекрывающие радиатор, могут быть с регулируемой шторкой или в виде жалюзи. Есть даже тенденция возобновить их серийную установку на заводе, как это было принято в середине прошлого века.

Для сохранения тепла применяются защиты типа «автоодеяло». Они размещаются под капотом и сокращают утечки энергии. Самостоятельно их лучше не изготавливать из-за опасности пожара, современные двигатели содержат детали с опасно высокой рабочей температурой.

Источник https://www.drivenn.ru/journal/novosti/pochemu-motor-ne-progrevaetsya-do-nuzhnoy-temperatury-id29537

Источник https://www.kolesa.ru/article/kholodnoe-serdtse-pochemu-mashina-mozhet-dolgo-ne-progrevatsya

Источник https://autovogdenie.ru/mashina-ne-progrevaetsya-do-rabochej-temperatury.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: