Сварка кузова автомобиля: правила и приемы
О чем речь? Сварка кузова автомобиля требуется при различных повреждениях, вызванных как механической деформацией, так и другими причинами, например, коррозией. В зависимости от типа металла, формы и структуры детали выбирается подходящая технология.
На что обратить внимание? Сварка кузова имеет свои особенности. Например, нельзя варить сплошным швом, ведь в таком случае каркас поведет, а значит, работа будет испорчена. Также необходимо правильно выбирать расходные материалы.
В этой статье:
- Отличительные черты сварки кузова автомобиля
- Формы швов для сварки кузова автомобиля
- Виды сварки для ремонта кузова авто
- Фиксация деталей кузова при сварке
- Примерный ход работ при сварке кузова
Отличительные черты сварки кузова автомобиля
Кузовное железо имеет особенности, которые обязательно следует учитывать, если предстоит сварка кузова автомобиля. В первую очередь, это его малая толщина. Использование тонкого катаного листа в проектировании и изготовлении этой части машины объясняется упором на минимизацию его массы. Дополнительную прочность обеспечивает усиление ключевых узлов и особенности трехмерной конструкции.
Крупных элементов немного, проблем при сваривании они не доставляют. Поэтому основной технологический акцент делается на нюансы работы со сталью, чья толщина не достигает и миллиметра.
В фабричном производстве для этого применяют точечную сварку. Робот сплавляет соединенные тисками листы в конкретных точках, что обеспечивает прочность и аккуратность соединения.
Эта технология характерна для конвейерного производства, применять ее при ремонте проблематично, а значит, нецелесообразно.
Минусы сплошного шва
Также следует помнить о недопустимости сплошного шва. В противном случае сталь кузова будет деформирована и утратит начальную геометрию.
Этот тип соединения прочнее. Но одна из сторон кузова, сваренная таким образом, рискует оказаться на несколько сантиметров меньше противоположной. Исправить это не получится, кузов будет испорчен безвозвратно. Чтобы избежать подобных проблем, данную часть машины варят небольшими стежками, подражая точечной сварке и не нарушая соответствия в прогреве металла разных частей.
Формы швов для сварки кузова автомобиля
Можно выделить три типа соединения: встык, внахлест, внахлест с пазом.
Первое из них – самое непростое для начинающих. Однако, разобравшись в закономерностях и немного попрактиковавшись, освоить его просто, особенно используя качественные сварочные устройства типа TIG или MIG/MAG. Необходим такой тип сварки, когда части кузова соединяются краями. Важно помнить о необходимости небольшого зазора между ними, поскольку при нагревании металл расширяется.
При сварке внахлест листы чуть заходят один на другой. Из-за этого металл в месте соединения будет толще в два раза.
Если нужно обеспечить гладкость одной из сторон, применяют соединение внахлест с пазом. В этом случае потребуются специальные приспособления: один из листов подсовывается под фланец другого и соединяется. Стык остается с внутренней стороны. Для полной герметизации его можно проварить с двух сторон.
Это, кстати, одна из сложностей сварки внахлест или внахлест с пазом. Непроваренное с двух сторон соединение может быть негерметичным. Поскольку температурная обработка одного и того же участка удваивается, нагреваемый металл также будет деформироваться сильнее. Поэтому серьезных преимуществ, за исключением легкости в освоении для начинающих, подобная технология не имеет. Использовать ее однозначно следует разве что при имитации заводской сварки или отсутствии возможности варить встык.
Сварка встык оптимальна для металлических заплаток или ремонтных вставок.
Если технологическая оснастка или навыки сварки недостаточны для изготовления из одного листа какой-либо необходимой панели или детали со сложной геометрией, можно выполнить ее из ряда простых частей. Так довольно часто поступают даже профессионалы, практикующие формовку металла и кузовной ремонт.
Прежде этот способ применяли и заводские производители, однако со временем он был вытеснен более функциональной техникой штампования и формования прокаткой.
Виды сварки для ремонта кузова авто
Темп сварочных работ и их добротность определяются, прежде всего, применяемым оборудованием. Разумеется, настоящий мастер без труда может применить любую из доступных технологий, но если это приведет к потере времени или ухудшению качества работы, очевидно, что заниматься этим он не будет.
Так, с появлением полуавтоматов, давно и прочно вышла из употребления кислородно-ацетиленовая горелка, с которой в свое время начинался кузовной ремонт.
Полуавтомат
Это максимально легкий в освоении и применении способ сварки, который по силам даже новичку. Его принцип основан на работе в среде инертного газа.
После широкого распространения этого метода применять сварку для починки может даже рядовой владелец автомобиля. А ведь прежде сварочный кузовной ремонт был настолько сложен, что учиться приходилось весьма продолжительное время.
Принцип работы при таком способе сварки основан на подаче омедненной стальной проволоки малой тонкости в область сварочного шва из катушки электромотора с редуктором. Первый из выходов напряжения питания электрической дуги совмещается с направляющими роликами и соплом. Проволока проходит сквозь него. Второй выход применяется на деталь, подлежащую сварке.
В область дуги сквозь сопло направляется один из инертных газов, как правило, углекислота. Баллоны с ней оснащены редуктором с целью недопущения в область шва кислорода, так как он влияет на чистоту сваривания частей. Изредка используют углекисло-аргоновую смесь, швы в этом случае выходят более качественными.
Нажимая на расположенную на горелке аппарата кнопку, вы одновременно запускаете два параллельных процесса: активируете клапан инертного газа и запускаете его подачу в область сваривания, а также подаете напряжение на омедненную стальную проволоку, проходящую сквозь сопло.
Режим можно выбрать, вручную или автоматически регулируя основные параметры сварки:
- ток дуги, от мощности которого зависит провар (или проплавление шва);
- скорость подачи проволоки, чем мощнее дуга, тем больше масса присадочного металла;
- темп подачи газа, контролирующийся редуктором баллона.
Интенсивность тока, как правило, устанавливается несколько выше необходимой. При этом оператор сварки должен контролировать период касания продолжительностью нажатия кнопки активации. В итоге металл кузова не повреждается, а небольшие стежки имеют хороший провар.
Инвертор
Это силовой агрегат, преобразующий сетевое высокое переменное напряжение в низкое постоянное, предназначенное для питания сварочной дуги.
До сих пор здесь и там можно встретить утверждение, что полуавтоматы не относятся к инверторам, поскольку последние предназначены для работы с электродами и отличаются от сварочных трансформаторов только меньшим размером. Это утверждение ошибочно.
Термин «инвертор» обозначает здесь принцип преобразования тока. Таким образом, в настоящее время любой из применяемых сварочных аппаратов производит конвертацию, в том числе полуавтоматы.
Типологически инверторы выделяются из этого ряда только более интенсивной частотой преобразования тока. Закономерность такова: чем выше частота трансформатора, тем он меньше. Вопреки некоторым мнениям, трансформатор необходим как минимум в гальванической развязке электродов и сети.
Так, весить инверторный аппарат может от двух до трех килограммов, поскольку частота тока в нем составляет 50–100 кГц и входящий в комплектацию трансформатор теряется на фоне остальной электронной начинки. В то же время при частоте тока в 50 Гц инверторы, работающие от сети, должны оснащаться весьма громоздкими трансформаторами, что автоматически доводит их вес до 20 кг.
Ручная дуговая сварка
При всех преимуществах современных видов сварки в настоящее время иногда практикуются способы, технологически изжившие себя, но все еще не вышедшие из окончательного употребления. К ним можно отнести ручное сваривание плавящимся электродом с обмазкой флюсом. Если за дело берется профессионал, такой метод вполне можно применять при соединении громоздких деталей. Однако для кузовной сварки он категорически не подходит.
Безусловно, настоящий специалист способен провести при помощи электрода самую филигранную сварочную работу.
Без баллона можно обойтись, например, при применении флюсованной проволоки. Но материалы в таком случае обойдутся дорого, а качество работы окажется низким. Поэтому на вопрос о том, какой сваркой варить кузов автомобиля, отвечаем, что полуавтомат выигрывает по всем параметрам.
Сварка кузова инвертором: основные правила работы и нюансы сварочных процессов для качественного соединения
В настоящее время инверторными сварочными аппаратами (или инверторами) называются такие сварочные аппараты, которые позволяют осуществлять сварку с помощью электродов.
Особенности и преимущества сварки кузова автомобиля инвертором
Инверторы являются высокотехнологичным оборудованием, которое, между тем, достаточно просто в управлении, например, в части обучения технологий сварки (срок обучения не превышает для новичков одной недели). Данные аппараты отличает также высокая производительность, что делает данный вид сварочного оборудования особенно распространенным в части сварочных работ на автомобильной технике.
Сами инверторные сварочные аппараты обладают рядом преимуществ, к числу которых относятся:
- быстрый нагрев свариваемого металла;
- отсутствие зависимости производительности аппарата от стабильности работы электросети в части сохранения напряжения;
- экономичность работы аппарата в части потребления электричества (по сравнению с полуавтоматом инвертор поглощает на 20% меньше электричества);
- низкие значения расплавленного и сожженного металла в процессе сварки;
- относительная простота в использовании (по сравнению с полуавтоматическими аппаратами).
Однако следует понимать, что инверторы по своей цене находятся в том же диапазоне, что и полуавтоматические аппараты, а в некоторых случаях могут его превышать по стоимости (в зависимости от используемого бренда).
Как выбрать аппарат
Все швы, выполняемые на инверторных сварочных аппаратах, являются видимыми. И качество таких швов зависит от того, какими характеристиками обладает тот или иной аппарат. При выборе инвертора следует отталкиваться от следующих параметров:
- устойчивость к нестабильному напряжению: коэффициент устойчивости (защитный коэффициент) должен находиться в диапазоне от 20 до 25% (указывается на самом устройстве и в документах к нему);
- предельные допустимые температуры окружающей среды, при которых должна осуществляться эксплуатация оборудования (указывается в градусах Цельсия и находится в диапазоне от +40 до -40 градусов, что является оптимальными температурными значениями);
- значения диаметров используемых электродов при сварке (в частности, электрод №2 с диаметром 2 мм используется для сварки тонких деталей, например, кузовного металла на крыльях или дверях автомобиля, а электроды №4 с толщиной 4 мм – на более толстых компонующих элементах кузова автомобиля).
Обращать внимание на функции «горячий старт» или «антиприлипание» не следует, так как они изначально идут на всех современных инверторных аппаратах в «базе» и используются производителями как рекламный ход с целью выгоднее представить свой товар для неопытных пользователей.
Правила подготовки металла
Для того чтобы получить максимально качественные сварные швы, необходимо выполнить ряд условий, а именно:
- снизить в помещении, где будет выполняться сварочный процесс, уровень влажности до минимально возможной. Данное действие необходимо для того, чтобы снизить риск поражения электрическим током человека, который будет выполнять работы. Кроме того, снижение влажности положительным образом скажется на сварочном шве, так как меньше риск попадания микроскопических капелек воды в шов с образованием микро-раковин, что может в дальнейшем привести к разрушению шва;
- очистить металл, который предстоит варить. Под очисткой в данном случае понимается полное удаление лакокрасочных покрытий, снятие коррозийных образований и удаление тех кузовных и иных элементов, которые существенным образом могут затруднить процесс сварки;
- в некоторых случаях (особенно при большой степени коррозионных повреждений) рекомендуется обрабатывать те края, где будет проходить сварка, специальными грунтовками. Однако прибегать к данному способу укрепления металла следует очень осторожно, так как излишнее нанесение каких-либо покрытий на металл может повлечь за собой усиленное плавление или горение металла.
Технология сварки
Так как кузовной металл является очень тонким (от 0,8 до 1 мм), то выполнять сварочные работы следует с особой тщательностью. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические правила:
- использование электродов допускается толщиной не более 2 мм;
- в зависимости от толщины металла допускается выбор сварочного тока только в отношении свариваемых внахлест деталей. Если сварка идет встык, то для того, чтобы избежать горения металла, силу сварочного тока следует уменьшить (подбор осуществляется на аналогичном по типу металле путем коррекции силы тока в зависимости от получаемого результата);
- если речь идет о сварке тонкого металла с использованием длинных электродов, желательно помогать второй рукой, фиксируя электрод для установления дуги (однако, касаться до электрода можно только в специальных защитных сварочных перчатках – крагах);
- сварочный шов может осуществляться точечно (точечная сварка), а может непрерывным методом. Однако в каждом конкретном случае следует следить за движениями электрода с целью исключения горения металла;
- если необходимо закрепить новую деталь, то сначала ее нужно приложить к старому металлу, закрепить, чтобы избежать скольжения, а затем выполнить сварку двумя этапами: на первом этапе делаются «прихватки» — сварочный шов в данном случае не превышает по длине 2 см, а расстояние между швами не может быть более 6 см; следующим этапом становится наложение сплошного шва с целью завершения скрепления двух деталей.
При выполнении сварочных работ необходимо защищать глаза с помощью маски с затемненным стеклом (степень затемнения стекла зависит от того, какой вид сварки используется), руки должны быть закрыты перчатками (крагами), задерживающими попадание на кожу капелек раскаленного металла.
Одежда сварщика не может быть синтетической, так как потребуется избежать риска ее возгорания.
Правила обработки кузова после сварки
После того как все сварочные швы были выполнены в полном объеме, их необходимо зачистить с помощью болгарки. Итогом такой зачистки станет полная картина того, в каком состоянии находятся швы, а также есть ли непроверенные участки. В случае наличия таких непроваренных участков необходимо выполнить повторные сварочные работы на них.
Если непроваренных участков нет, следующим этапом становится подготовка кузова к пескоструйным работам и последующей покраске. Такая подготовка чаще всего заключается в шпаклевке всех элементов кузова, которые нуждаются в данном виде обработки.
Как варить кузов автомобиля электродом
Ни для кого не секрет, что кузов является важнейшим элементом любого автомобиля, который требует особого внимания и ухода, диагностики и ремонта. Сварка – одна из составляющих. Нередко автолюбители могут произвести сварку своими руками. Но перед тем, как варить машину электродами, необходимо обзавестись специальным оборудованием.
КАК ПРАВИЛЬНО ВАРИТЬ МАШИНУ ЭЛЕКТРОДАМИ
Ни для кого не секрет, что кузов является важнейшим элементом любого автомобиля, который требует особого внимания и ухода, диагностики и ремонта. Сварка – одна из составляющих. Нередко автолюбители могут произвести сварку своими руками. Но перед тем, как варить машину электродами, необходимо обзавестись специальным оборудованием.
В большинстве случаев автомашина начинает гнить с нижней части кузова. Но машины эксплуатируются при разных условиях, а проблемы возникают практически одинаковые. Наиболее часто поражения происходят в тех местах, которые больше всего соприкасаются с влажной средой:
- крылья и пороги;
- передние части автомобиля;
- багажник.
Пороги и внутренняя поверхность крыльев портятся в первую очередь, так как при езде в дождливую погоду и снег именно в этих местах откладывается грязь и влага. Что касается передней части, то она начинает загнивать именно под полами. А вот в багажнике влага копится в месте для запасного колеса, так как немногие стараются вытирать его после замены запаски.
Читайте также: Как удалить двусторонний скотч с кузова автомобиля
Тут возникает вопрос, что делать в случае, когда автомашина требует ремонта кузова. Просто необходимо заварить вышедшие из строя места.
КАК ЛУЧШЕ ЗАВАРИТЬ: РЕКОМЕНДАЦИИ
Чаще всего сварку производят электродами, так как этот вид сварки считается наиболее быстрым и упрощенным. Но использовать такой метод для сварки кузова не рекомендуется, потому что шов будет грубым и автомобиль приобретет неэстетический вид.
Аппарат для сварки электродами очень большой, что создаст некоторые неудобства при работе в труднодоступных участках. К тому же подобная работа должна соответствовать правилам техники безопасности. В связи с этим сварку электродами можно применять в некоторых случаях, к примеру, если требуется заварить поврежденную раму.
Сегодня, производя сварные работы, в основном используют инвертор или полуавтоматное устройство.
Каждый из этих вариантов обладает своими преимуществами и недостатками. Применяя подобную сварку, необходимо обладать особым умением и навыком, учитывать меры предосторожности.
Читайте также: Шумоизоляция колесных арок
Самым важным моментом является необходимость оборудования рабочего места. В случае когда сварочные работы производятся в гаражном помещении, ответственным моментом считается правильная организация пространства, а также заранее нужно приобрести все требуемые инструменты. Немаловажным является и освещение. Производя работы в одиночку, можно столкнуться с некоторыми неудобствами, поэтому сварщику неплохо иметь помощника.
КАК ПРОИЗВЕСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО СВАРКУ КУЗОВА МАШИНЫ
Самостоятельная сварка кузова машины – дело непростое и требует определенных навыков при работе со сварочными устройствами, необходимо уметь определить то место, которое нужно залатать. При этом требуется с особой внимательностью исследовать кузов и произвести анализ металла в том месте, где произошла коррозия. После проведения осмотра можно определить тип ремонта и разделить его на локальный и полный.
Под полным ремонтом подразумевается наибольшая часть кузова машины, а под локальным – устранение мелкой коррозии в отдельном месте. В случае когда автовладелец уже не раз производил сварочные работы, ему будет несложно произвести ремонт. А если сварщик начинающий, то приступать рекомендуется с локального места.
Если гниение началось в месте, не заметном для глаза, к примеру, на днище, то для устранения прорехи можно применить в качестве заплатки любой металл, но с учетом качества и толщины. В случае когда коррозия произошла на видном месте, рекомендуется применять тот же металл, который использовался при изготовлении кузова. И важно постараться, чтобы шов был практически невидимым.
Если коррозия поразила маленький участок, то можно избежать сварных работ.
В этом случае можно использовать специальную смесь, в состав которой входит стеклоткань и эпоксидная смола. Этим составом можно добиться того же эффекта, что и при сварке, а вид подобной заплатки будет намного эстетичнее.
Читайте также: Тонировка стекол автомобиля
Для лучшей надежности сварные стыки в местах трещин рекомендуется проклеить.
СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СВАРНЫХ РАБОТ
Приобретая сварочные устройства, необходимо позаботиться и о средствах безопасности. В первую очередь важно приобрести специальную маску, которая позволит спокойно смотреть на дугу при работе и производить контроль свариваемых швов, защитив лицо и глаза от ультрафиолета. Немаловажную роль играет и защитная одежда, которая состоит из костюма и крагов для защиты рук.
- Ремонт электрооборудования автомобиля
- Ремонт газового оборудования на автомобиле
Источник https://centr-to.ru/blog/avtoservis/svarka-kuzova-avtomobilya
Источник https://elsvarkin.ru/texnologiya/svarka-kuzova-avto/
Источник https://rulikolesa.ru/kak-varit-kuzov-avtomobilya-elektrodom/