Руины русавтопрома: как авторынок пережил самый масштабный с начала века коллапс

Содержание

Руины русавтопрома: как авторынок пережил самый масштабный с начала века коллапс

Снижение продаж, уход марок, космические цены — что изменится в 2023 году?

Теперь можно говорить прямо: худшего года для автомобильного рынка России, чем 2022-й, не было с начала XXI века. Обвал продаж, рост цен, уход одних марок и появление других — мы наблюдаем не просто очередной кризис, а выстраивание радикально иной концепции российского автобизнеса. Вспомним, как проходил этот коллапс, а заодно расскажем, что ждет авторынок в 2023 году.

Горящие цифры

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2022 году авторынок России сократился сразу в 2,5 раза: если в 2021 году было продано около 1,6 миллиона новых автомобилей, в прошлом — немногим более 600 тысяч. Таких плохих результатов мы не видели уже два десятка лет, а в рекордном 2012-м было продано 2,9 миллиона автомобилей. То есть относительно предельных возможностей рынка прошлогоднее падение — пятикратное.

Но дело не только в количестве: резко изменилось соотношение сил. Если по итогам позапрошлого года отечественные автобренды занимали 31% рынка, сейчас — более 45%. Продажи машин из Японии, Южной Кореи и Европы сокращались весь год, и к декабрю их отгрузки стали единичными. Место старожилов частично заняли китайские марки, и они показали лучшую динамику на российском рынке, почти сравнявшись с отечественными брендами. По итогам 51-й недели года (с 19 по 25 декабря) из 12 тысяч проданных автомобилей на российские марки пришлась 4391 штука, на китайские — 4302, что в сумме составило более 70%. Иномарки старой школы заняли менее трети рынка, а скоро исчезнут совсем. Доля же чайнакаров впервые превысила 35%, хотя еще год назад колебалась около 5%.

Промышленная разборка

Автомобильный рынок России стагнировал уже несколько лет, например, в 2020–2021 году он «переболел ковидом»: китайские локдауны и микропроцессорный кризис привели к спаду производств и дефициту машин. Это было болезненно, но не смертельно: казалось, закончится пандемия — закончится и дефицит. Но пришел февраль 2022 года, и в течение месяца все автомобильные марки остановили поставки и производство на территории страны, спровоцировав сильнейший спад продаж с начала века. Встал даже АВТОВАЗ: выпуск упрощенной Lada Granta возобновится только летом.

Глубина кризиса поначалу была неочевидной. Из крупных игроков сразу объявил об уходе лишь General Motors, но он и не был значим для местного рынка. Настоящий удар случился в конце апреля, когда от российских активов избавилась Renault — самый серьезный инвестор российского автопрома. Французской компании принадлежал АВТОВАЗ и завод в Москве: оба актива были переданы госструктурам за рубль. Позже к числу ушедших присоединится партнерская компания Nissan, а также Ford (выпускал в Елабуге коммерческий транспорт).

На бывшем заводе Renault в Москве сейчас выпускают китайские автомобили <a href=

под брендом «Москвич». Ранее эта территория относилась к АЗЛК — производителю советских «Москвичей»»/>

Большинство марок воздержалось от заявлений, но к концу осени стало ясно, что если они и вернутся, то нескоро. Причины не только политические, но и логистические: даже при желании остаться производители не могут наладить поставки компонентов. В результате Skoda отказалась от завода в Нижнем Новгороде, Volkswagen остановил калужское предприятие, Sollers выкупил дальневосточный завод Mazda, а петербургский кластер в лице Hyundai и Toyota занялся сокращением сотрудников (Nissan ушел еще раньше). Сохранить производство прежних моделей удалось только АВТОВАЗу (в усеченном объеме), УАЗу и тульскому Haval.

И речь не про еще один спад, которых российский авторынок знал немало: в 1998, в 2008–2009, в 2014–2015 годах. Прежние встряски отбрасывали автопром назад, но вскоре рынок восстанавливался и шел своим путем. На этот раз всё сложнее, потому что разрушена сама концепция российского автобизнеса, каким мы его знали с начала века. Тогда Россия взяла курс на промышленную сборку иностранных машин, и эта стратегия, имея ряд минусов, принесла ощутимые результаты: к 2020-му все популярные модели собирались исключительно на территории России, а их локализация год от года росла. Но в 2022 году всё, что было наработано за 20 лет, обнулилось. Сейчас начинается выстраивание другой концепции автопрома, с прицелом на восточных партнеров, в первую очередь на Китай.

Как возник автопром России (2000–2022 годы)

Попытки собирать иномарки в России предпринимались еще в конце 90-х годов в режиме лицензионной сборки, например, с тех пор работали «Автотор» и ТагАЗ, ставшие со временем важными игроками рынка. Но первым знаковым проектом мы бы назвали завод Ford во Всеволожске, где с 2002 года выпускали современный на тот момент Focus. Модель быстро стала бестселлером и определила формат развития автопрома на годы вперед. В 2005 году заработал завод Renault в Москве, где начали выпуск простой, но практичной модели Logan (ее спроектировала румынская Dacia). В 2012 году здесь же наладят выпуск Duster, а вскоре Renault приобретет контрольный пакет АВТОВАЗа. В 2010 году Volkswagen откроет новую главу, запустив в Калуге производство Polo Sedan, и сформирует концепцию бюджетных иномарок на ближайшие десять лет. Через год начнется производство Hyundai Solaris под Петербургом, а в 2016 году стартует Hyundai Creta, которая сразу же (и надолго) станет самым популярным кроссовером России. За минувшие 20 лет все знаковые бренды, включая Audi, BMW, Mercedes, Peugeot, Renault, Toyota, Nissan, Citroen, Mitsubishi, Volkswagen, Skoda, Hyundai, KIA, Ford, Opel, собирали популярные модели на территории страны. Исключения можно пересчитать по пальцам, например, собственных заводов в стране никогда не было у Subaru, Suzuki и Honda. За 20 лет несколько раз ужесточались правила промышленной сборки, Минпромторг требовал всё более глубокой локализации, на место отверточной сборки по принципу «прикрутить бампера» пришли штамповка кузовов из российского проката, сварка, окраска, а также местная сборка двигателей. Первые тревожные звонки прозвенели после присоединения Крыма в 2014 году, когда закрылся завод General Motors под Петербургом (там делали Opel Astra и Chevrolet Cruze). Постепенно сократится ассортимент машин, и уйдет еще ряд знаковых марок. Например, в 2019 году легковой рынок покинет Ford, а в 2022-м компания откажется и от производства в России коммерческой техники. Нынешний кризис добивает промышленную сборку старого формата окончательно, а перспективы совсем неясны.

Читать статью  Отдаём должное кроссоверу Subaru Forester с базовым мотором 2.0

Цены как в сказке. Страшной

Одним из красноречивых следствий новой автомобильной реальности стали цены. На волне весеннего ажиотажа они достигли совсем абсурдных величин, например, за Volkswagen Tiguan просили до 8,5 миллиона рублей, а иные дилеры просто отказывались передавать клиентам автомобили, купленные по старым ценам. Запасы машин превратились в своеобразную валюту, которой каждый дилер стремился распорядиться максимально эффективно.

К лету лихорадка утихла и цены немного просели, но остались заоблачными. Автомобили дешевле миллиона рублей предлагает лишь АВТОВАЗ, да и то речь об упрощенных Lada Granta и Niva в двух вариациях — Legend и Travel. Иномарки же за редким исключениям стоят от 2 миллионов рублей и выше, причем за эти деньги можно купить разве что компактный переднеприводный кроссовер типа Chery Tiggo 4 Pro. Среднеразмерные китайские кроссоверы стоят 3,5 миллиона рублей, а некитайские — еще на миллион-другой дороже.

В прошлом году ситуация выглядела особенно парадоксальной на фоне окрепшего рубля. В середине года цены на российском рынке были одними из самых высоких в мире.

Причины такой эскалации прайсов были очевидны — дефицит новых машин, отсутствие конкуренции, стремление оставшихся игроков «выдоить» рынок. Много надежд возлагалось на китайских производителей, но их помощь оказалась двоякой. С одной стороны, КНР действительно не стала вводить санкции и организовала поставку в Россию автомобилей: пришло даже несколько новых брендов (Omoda, Tank, Voyah). С другой, китайские марки продают автомобили с существенными наценками : скажем, Chery Tiggo 8 на родине стоил от 900 тысяч рублей (в переводе с юаней), в России — от 2,88 миллиона рублей. Трехкратная разница не объясняется ни пошлинами, ни стоимостью доставки — это скорее последствия слабой конкуренции. Неоднозначно отношение к китайским брендам и в дилерской среде: с одной стороны, руководители автохолдингов отмечают стремление чайнабрендов захватить рынок, с другой, те действуют максимально жестко, стремясь заработать как можно больше. Это плохо как для потребителей, так и для самих дилеров.

Что дал параллельный импорт

Весной власти разрешили так называемый параллельный импорт «нелояльных» марок. Если до кризиса 2022 года ввоз новых автомобилей, сертифицированных в России, был возможен только с разрешения правообладателя (владельца бренда), то теперь их можно тащить в обход всяких разрешений. Попутно упростились требования к сертификации и установке системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Какие иномарки можно ввозить параллельным импортом?

Их список Минпромторг утвердил весной (приказ от 19.04.2022). В него попали автобренды, которые или ушли из России, или приостановили деятельность. Из популярных в РФ марок в списке значатся Volkswagen, Skoda, Toyota, Renault, Nissan, Mitsubishi, Subaru, Suzuki, Honda, а также ряд премиальных брендов: BMW (и Mini), Audi, Mercedes-Benz (и Smart), Volvo, Land Rover, Jaguar, Lexus, Infiniti, Porsche, Tesla, Acura. Ввозить без разрешения владельцев бренда можно почти все американские машины (Chrysler, Jeep, General Motors, Chevrolet, Cadillac, Dodge, GMC, Hummer, Lincoln) и многие автомобили люксовых брендов: Bentley, Hummer, Maybach, Lamborghini, Ferrari, Aston Martin, Rolls-Royce, Maserati, Bugatti. Есть в списке и марки, которые не были представлены в России до начала спецоперации, например Rover и Seat, а также производители грузовой техники (DAF, Kenworth, Freightliner).

Mazda CX-4 — это оспортивленный аналог привычной нам Mazda CX-5, созданный специально для китайского рынка. Поставки автомобиля в Россию наладил <a href=

один из дилерских холдингов. Цены стартуют от 3 миллионов рублей»/>

Плюсом параллельного импорта стал расширившийся ассортимент автомобилей, ранее не представленных в России. Например, у нас появилась Mazda CX-4 и Volkswagen Bora — оба созданы для китайского рынка. Китай вообще стал одним из важнейших направлений импорта, также машины везли из ОАЭ, Южной Кореи, Японии (правый руль) и двух стран, входящих в Таможенный союз с Россией, — Белоруссии и Казахстана.

Но параллельный импорт не решил главной проблемы — задранных цен. Сложные логистические цепочки, длительный срок поставки и множество рисков приводят к тому, что стоимость «параллельной» иномарки не так сильно отличается от «прямой». На инфографике ниже показано, как формируется стоимость BMW X3, ввезенного из Германии. Для разных стран цифры могут меняться, но суть остается та же: пошлины, доставка и оформление увеличивают стоимость автомобиля в полтора раза и более.

Курс на чайнизацию

Весь год Россия провела в поисках новых партнеров, и в прессе обсуждались экзотические варианты, вроде вьетнамских или индийских машин, но пока это лишь прожекты. Более перспективным выглядело предложение Ирана, который выпускает автомобили на базе французских моделей, пусть и довольно архаичные (их пробовали поставлять в Россию в нулевых годах). Но дилеры говорят, что серьезных переговоров с иранскими марками не идет, да и цены в пересчете на рубли получаются нескромными.

«Москвич-3» является полной копией JAC JS4. Цена начинается от 1,97 миллиона рублей

Пока единственной альтернативой остается КНР. Китайские JAC JS4 под маркой «Москвич» выпускают на бывшем заводе Renault в столице, кроме того, на «Джаки» перешел завод Sollers в Татарстане, который раньше делал Ford Transit. Липецкая марка Evolute наладила выпуск электромобилей на базе китайских Dongfeng. В сторону восточных партнеров смотрит и калининградский «Автотор».

Evolute i-Joy — это электрический кроссовер, по классу близкий к KIA Seltos. Несмотря на китайское происхождение и российскую сборку, прайс-лист начинается от 3,5 миллиона рублей

Китайские марки могли бы занять освободившиеся производственные площади в России, но не спешат делать это. Пока все проекты по выпуску китайских машин являются инициативой российской стороны, а из собственных промплощадок у чайнабрендов есть лишь тульский завод Haval, который запущен еще до кризиса.

Эксперты считают китаизацию автопрома неизбежной и видят в этой тенденции как плюсы, так и минусы. Но пока поведение марок из КНР выглядит пассивным захватом рынка: нет ни серьезного демпинга, ни долгосрочных обещаний, ни громких проектов. Китайцы прощупывают рынок, выводя новые модели (Haval Dargo) и целые бренды, но в масштабное партнерство пока не ввязываются. Скорее, они пытаются выжать из ситуации максимум, потратив как можно меньше сил и средств. Это отличается от стратегии того же Renault и Volkswagen, активно инвестировавших в российский автопром. Впрочем, нужно дать китайцам время.

В начале 2023 года начнутся продажи китайских <a href=

внедорожников Tank — бренд принадлежит компании Great Wall (как и Haval)»/>

Что ждет АВТОВАЗ

Уход Renault и нехватка импортных компонентов больно ударили по заводу, поэтому большую часть весны он простоял на паузе, а затем возобновил выпуск упрощенных Lada Vesta и Niva без АБС, кондиционеров, подушек безопасности, «автоматов». Позже часть опций (например, подушки и кондиционеры) вернулась, но проблемы с поставкой АБС остаются до сих пор (тестируются китайские системы), а вопрос с автоматическими трансмиссиями только обсуждается.

Окончательно ушел хетчбэк Lada XRAY, а производство Lada Vesta в версии New Generation (NG) должно возобновиться в 2023 году, причем модель переехала из Ижевска в Тольятти на освободившуюся от «Логанов» линию конвейера. В Ижевске же планируют наладить выпуск Lada Largus, но почему-то с электроприводом.

В конце прошлого года АВТОВАЗ начал собирать Vesta NG в тестовом режиме, но дата возобновления полноценной сборки пока неясна. Рестайлинговую модель начали выпускать год назад в Ижевске, остановив сборку после начала СВО

АВТОВАЗ, как обычно, щедр на обещания, например, обязуется построить кроссовер на базе Vesta. После ухода Nissan под контроль АВТОВАЗа перешел петербургский завод марки, и в 2023 году здесь должен начаться выпуск седанов и кроссоверов C- и D-класса под маркой Lada. Но речь не о собственных разработках, а о партнерских моделях из дружественных стран (видимо, Китай или Иран).

Читать статью  Первые автоновинки 2023 года. Их уже можно купить в России

Планы АВТОВАЗа на будущий год — выпустить более 400 тысяч автомобилей. На фоне былых успехов, когда завод делал по 800 тысяч машин (например, в 2008 году) это кажется не очень солидной цифрой, но с учетом условий выглядит впечатляюще, потому что в 2022 году выпуск составил порядка 200 тысяч . Рыночные условия благоприятствуют АВТОВАЗу, который снова стал монополистом в сегменте дешевых машин. Это позволяет без особых хлопот выпускать две-три модели, не обращая внимание на качество и архаичность. Ситуация во многом напоминает времена тридцатилетней давности, когда иномарки еще не наводнили российский рынок и власть АВТОВАЗа была почти безраздельной.

В автосалонах Lada много однотипных машин, но клиенты не выстраиваются в очередь: Granta стоит 800 тысяч рублей и выше

Правительство в теории могло бы подстегнуть рынок, снизив таможенные пошлины, но пока об этом не идет даже речи: похоже, интересы тольяттинского завода будут блюсти, как и прежде. Вероятно, именно поэтому китайские марки пока не везут в Россию автомобили лоукост-сегмента, которые могли бы заполнить пустующую нишу ценой 1–2 миллиона рублей.

На чём будем ездить в 2023 году

Выбор народных автомобилей примитивно прост: за сумму в районе миллиона рублей можно купить только Lada Granta и Niva, либо же поискать что-то из параллельного импорта, но за эти деньги предлагаются весьма специфические модели.

При наличии 2 миллионов рублей и более выбор резко увеличивается, но сводится к китайским маркам, среди которых доминируют кроссоверы Haval Jolion, Chery Tiggo 4, Geely Atlas и аналогичные модели.

Haval Jolion — одна из самых популярных моделей 2022 года

Запасы некитайских иномарок уже почти иссякли, и некоторых моделей попросту нет в наличии. В поисках экзотики можно посмотреть на ассортимент параллельного импорта, но у него есть и минусы, например потенциальные проблемы с наличием запасных частей (особенно кузовных деталей).

В течение года ожидается перезапуск нескольких производств, например, на калининградском «Автоторе» и бывшем дальневосточном заводе Mazda (Sollers). Нарастить мощности планирует и «Москвич», собрав до 50 тысяч бензиновых и электрических кроссоверов на базе JAC JS4. Правда, стоимость от 2 миллионов рублей делает будущее «Москвичей» не таким уж очевидным.

Сегмент 1–2 миллиона рублей во второй половине года попытается занять АВТОВАЗ с машинами петербургской сборки, а также среднеценовых — «параллельные иномарки» (например, Chevrolet Onix). Усиление конкуренции должно привести к некоторому снижению цен, но случится ли это и когда, вопрос неясный. Факторов, влияющих на ценовую конъюнктуру, слишком много: тут и курсы валют, и налоги, и политика.

Иностранный автомобиль снова превращается в элемент роскоши. Россия спешно изобретает новую концепцию автопрома и тащит за уши АВТОВАЗ. Всё это мы уже проходили четверть века назад, но история ведь циклична, верно?

Дилеры изучают даже экзотические варианты, например электромобили. А вот обзор главных автопремьер последнего времени. Покупая новый автомобиль, не забывайте о риске нарваться на серого дилера (вот чем они опасны).

Авторынок России: итоги I полугодия 2022 года. Тренды и прогнозы

В пятницу 15 июля эксперты агентства АВТОСТАТ провели онлайн-трансляцию, на которой представили общий анализ отечественного авторынка, сделали прогноз до конца года и ответили на вопросы зрителей. В этом материале расскажем о трендах в сегменте легковых автомобилей. Полная запись трансляции в конце статьи.

Заглавное изображение к статье: Авторынок России: итоги I полугодия 2022 года. Тренды и прогнозы | Автомойка.РФ

Вконтакте Facebook Telegram Одноклассники

Содержание статьи:

  • Рынок легковых автомобилей
  • Динамика продаж по автомобильным брендам
  • Рынок автокредитования
  • Производство легковых автомобилей
  • Импорт легковых автомобилей
  • Рынок новых электромобилей
  • Корреляция цен на нефть и продаж автомобилей
  • Прогноз рынка легковых автомобилей на 2022 год
  • Полная запись видеотрансляции

Рынок легковых автомобилей

За шесть месяцев 2022 года продажи легковых автомобилей упали на 56% по сравнению с первым полугодием 2021 года. Продажи легких коммерческих автомобилей и грузовых автомобилей снизились на 39% и 19% соответственно. Рост продаж автобусов на 5% аналитики АВТОСТАТ связывают с поступлением госзаказов.

Сегменты авторынка России в I полугодии 2022 года

Рис.1. Автомобильный рынок по сегментам. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

Уже в январе-феврале продажи легковых автомобилей стали сокращаться, однако отрицательные показатели не казались катастрофическими. В марте рынок рухнул, а в апреле-июне продажи практически остановились. В конце июня — начале июля рынок начал медленно восстанавливаться.

Продажи легковых автомобилей в первом полугодии 2022 года

Рис.2. Продажи легковых автомобилей в первом полугодии 2022 года. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

Динамика продаж по автомобильным брендам

Массовый сегмент. Продажи выросли только у Exeed — плюс 251%. Аналитики связывают такой рост бренда с низкой прошлогодней базой.

Продажи автомобилей других марок снизились, а у некоторых — катастрофически снизились. В самом низу оказались популярные европейские и японские марки, а также отечественная LADA.

Премиальный сегмент. Продажи выросли только у Genesis — плюс 87%. Этот успех также связан с низкой прошлогодней базой. У остальных брендов катастрофа.

Динамика продаж по автомобильным брендам

Рис.3. Динамика продаж по автомобильным брендам. Инфографика: Дмитрий Лавренёв

Несмотря на жесткое падение, лидером по количеству продаж осталась отечественная LADA. Продано 73164 автомобиля этой марки. Далее следуют корейские KIA (45003 штук) и Hyundai (37183 штук).

Среди отдельных моделей автомобилей мощный рост показал китайский Haval Jolion — плюс 635%. Наибольшее падение продаж у LADA Granta — минус 69%.

Лидеры и аутсайдеры по маркам и моделям

Рис.4. Лидеры и аутсайдеры по маркам и моделям. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

Рынок автокредитования

В январе и феврале 2022 года банки выдали меньше кредитов, чем за аналогичный период 2021 года, однако за счет инфляции объем выданных кредитов вырос.

На графике видно, что еще в начале года эти показатели росли. Однако в марте и апреле автокредитование практически остановилось. Количество и объем выданных кредитов рухнули на 90% и 85% соответственно.

Эксперты связывают падение объемов автокредитования с повышением ЦБ РФ ключевой ставки до 20%. По мере снижения ключевой ставки автокредитование начало восстанавливаться.

Рынок автокредитования новых легковых автомобилей, I полугодие 2022 года

Рис.5. Выдача кредитов на новые легковые автомобили. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

Производство легковых автомобилей

За шесть месяцев 2022 года произведено на 60% меньше легковых автомобилей, чем в первой половине 2021 года.

В июне 2022 года в России произведено 11 тысяч легковых автомобилей. Это почти в 13 раз меньше, чем на пике в апреле 2021 года. Тогда в стране произвели 143 тысячи легковых авто.

Производство автомобилей в России, I полугодие 2022 года

Рис.6. Производство автомобилей. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

Импорт легковых автомобилей

В феврале количество ввозимых легковых автомобилей резко сократилось, но весной ситуация немного стабилизировалась. В июне в страну ввезли 8271 автомобиль. Это втрое меньше, чем на пике в марте 2021 года, когда было ввезено 25407 машин.

Лидеры импорта — Chery (2296 штук), Geely (1390 штук) и Huyndai (1159 штук).

Эксперт Сергей Целиков утверждает, что ввоз автомобилей будет увеличиваться, благодаря параллельному импорту, который медленно набирает обороты. Транспорт в Россию везут из Армении, Грузии, Казахстана и ряда других стран.

Импорт легковых автомобилей в Россию, I полугодие 2022 года

Рис.7. Импорт легковых автомобилей в Россию. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

Рынок новых электромобилей

Продажи электромобилей показали хорошую динамику, благодаря лишь низкой прошлогодней базе. В стране продано на 53% больше электромобилей, чем в прошлом году. Самый продаваемый бренд — Tesla (594 штуки, или плюс 251%).

Читать статью  Cостояние российского рынка грузовиков и полуприцепов в октябре 2022 года

Рис.8. Рынок новых электромобилей. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

Корреляция цен на нефть и продаж автомобилей

Прежде между ценами на нефть и объемами продаж была прямая зависимость, однако в текущем году эта корреляция нарушена. Это хорошо видно на графике ниже.

Эксперты выделяют три группы факторов, которые в совокупности будут определять зависимость цен на нефть и объемов продаж автомобилей:

  • политические: сроки предполагаемого завершения СВО и частичного снятия санкций;
  • экономические: изменение покупательской способности населения, динамика стоимости нефти и курса рубля.
  • стимулирующие: доступность автокредитов, государственные программы поддержки спроса, восстановление производства и импорта.

Корреляция цен на нефть и продаж автомобилей в России

Рис.9. Корреляция цен на нефть и продаж автомобилей. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

Прогноз рынка легковых автомобилей на 2022 год

Аналитики АВТОСТАТ представили три сценария развития событий на рынке легковых автомобилей: базовый, оптимистичный и пессимистичный. По их мнению, падение продаж составит в лучшем случае 54%, а в худшем — 67%.

Прогноз рынка легковых автомобилей на 2022 год

Рис.10. Прогноз рынка легковых автомобилей на 2022 год. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

Полная запись видеотрансляции

В первой части видеотрансляции много деталей к представленным выше материалам. Во второй части эксперты отвечают на вопросы зрителей.

Продолжительность 1 час 20 минут.

Пробег растет: в России увеличились продажи подержанных машин

Рынок подержанных автомобилей в России продолжает расти. За I квартал объем продаж машин с пробегом увеличился на четверть. Пока его значительную часть занимают корейские, японские и европейские модели. Однако в обозримом будущем начнет расти доля б/у машин из Китая, считают эксперты. При этом специалисты не исключают небольшого увеличения цен на подержанные модели. Перспективы российского рынка автомобилей с пробегом выясняли «Известия».

«Секонд-хенд» в плюсе

В I квартале 2023 года продажи подержанных автомобилей увеличились на 25,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного сервисом «Авито Авто». Машины б/у постепенно дорожают: согласно исследованию, в начале этого года средняя цена моделей с пробегом по сравнению с IV кварталом 2022-го выросла на 11,9%. Сейчас она составляет 750 тыс. рублей. По данным Национального агентства промышленной информации, пик роста цен на подержанные автомобили возрастом до трех лет пришелся на II квартал 2022 года. Затем их стоимость стала снижаться: прошлой осенью стоимость моделей массового сегмента стала ниже на 9%, премиальные модели подешевели больше — на 17,8%.

продажа авто с пробегом

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

— Автомобили иностранных брендов продолжают пользоваться высокой популярностью у российских покупателей. Сегодня рынок авто с пробегом представляет широкий выбор моделей: автомобильные дилеры наладили процесс пополнения склада моделей с пробегом, в том числе за счет ввоза автомобилей из-за рубежа, — отмечают эксперты «Авито Авто».

Что берут

За год доля подержанных автомобилей иностранных брендов немного выросла — с 69,9 до 73,6%, говорится в исследовании маркетплейса. Основной спрос приходится на модели корейских, японских и европейских производителей.

Придерживаются курса: машины подорожали вслед за падением рубля
Как изменится стоимость автомобилей из-за валютных колебаний

Самой популярной подержанной иномаркой в I квартале этого года стал Ford Focus: эти машины стоят в среднем 470 тыс. рублей. На втором и третьем местах соплатформенные Hyundai Solaris и Kia Rio, которые до недавнего времени возглавляли список самых популярных новых моделей. Эти автомобили на вторичном рынке обойдутся в 780 тыс. рублей.

подержанные авто в порту Владивостока

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Далее следуют Toyota Camry (1,75 млн рублей), Volkswagen Polo (740 тыс. рублей) и Skoda Octavia (750 тыс. рублей). Замыкают топ-10 Сhevrolet Niva (до передачи прав на эту модель АвтоВАЗу автомобиль формально считался иномаркой) за 390 тыс. рублей, VW Passat предыдущего и предшествующего ему поколений (средняя стоимость на рынке — 380 тыс. рублей), Renault Logan (350 тыс. рублей) и Kia Sportage (1,39 млн рублей).

Забытые старые: бизнес просит возобновить госпрограмму утилизации автомобилей
Какие скидки можно будет получить на обычные машины и электрокары

Сказался дефицит

Рост рынка подержанных автомобилей с пробегом происходит на фоне продолжающегося больше года падения продаж новых — по итогам I квартала они снизились на 45%. Эту тенденцию специалисты объясняют дефицитом новых моделей, а также увлечением их стоимости. — На фоне нехватки новых машин, связанной в том числе с уходом с российского рынка ряда автопроизводителей, интерес покупателей сместился в сторону подержанных автомобилей. Этому способствовал и рост цен на новые машины, — заявил «Известиям» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

авторынок

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев/

При этом на вторичном рынке также возник дефицит — ликвидных моделей с «чистой» историей и хорошим техническим состоянием, отмечает эксперт. Такие машины всегда пользовались большим спросом, а с учетом нынешней ситуации на рынке многие автовладельцы, которые прежде планировали продавать машину, решили повременить.

Второе пришествие: китайские автобренды устремились в Россию
Смогут ли новые автомобильные марки из КНР задержаться в нашей стране

Сергей Бургазлиев также обратил внимание на относительно небольшое количество китайских моделей на вторичном рынке. Активный рост продаж новых машин из КНР начался не так давно, и они, как правило, еще не достигли возраста, когда первые владельцы выставляют их на продажу. Теме не менее в обозримом будущем ситуация с подержанными «китайцами» изменится. — Думаю, что в течение пары лет на вторичном рынке появится значительное количество предложений по продаже моделей китайских брендов, — полагает эксперт.

Предложение не поспевает

Опрошенные «Известиями» дилеры отмечают рост спроса на подержанные машины, однако объясняют его эффектом низкой базы марте-апреле 2022 года.

мужчина в салоне авто

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

— Предпочтения клиентов остаются неизменными: наибольшей популярностью на рынке автомобилей с пробегом пользуются внедорожники и кроссоверы стоимостью 1,5–2,5 млн рублей, — сообщил директор «Авилон Автомобили с пробегом» Николай Баскаков. Он также отметил, что сейчас на рынке ощущается нехватка предложений о продаже машин с одним, максимум двумя владельцами, небольшими повреждениями или совсем без них, обслуживанием у дилера и хорошим уровнем оснащения. Представитель «Авилона» не исключил в дальнейшем роста цен на эти модели.

Хорошо забытые старые: названы самые популярные машины с пробегом
Подержанные авто дорожают, а их выбор уменьшается

— Такие автомобили сейчас пользуются повышенным спросом, и на рынке их немного. Можно ожидать рост цен на них — не более 10%, — отметил Николай Баскаков. Исключение — модели премиального сегмента. Спрос на них сейчас несколько ниже, чем был ранее, поэтому вряд ли они вырастут в цене в обозримом будущем. Вероятнее всего, такие машины даже могут немного подешеветь, предположил Баскаков.

авторынок в Красноярске

Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Спрос на авто с пробегом находится на невысоком уровне из-за снижения общей покупательной способности, считает директор по продажам с пробегом ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов. По его мнению, стоимость машин с пробегом будет расти вслед за стоимостью новых автомобилей. Он также отметил, что подержанные автомобили стали в 2023 году еще старше, но сейчас стоят столько же, сколько и в прошлом году, когда они были «свежее».

Выкрутили на максимум: что получил китайский кроссовер после рестайлинга
«Известия» протестировали обновленный Chery Tiggo 7 Pro Max

— В массовом сегменте европейские бренды замещаются китайскими, соответственно, спрос трансформируется и предпочтения покупателей сдвигаются в сторону моделей из Китая. В премиум-сегменте машины китайских брендов не замещают спрос в полной мере, поэтому покупатели выбирают европейские автомобили с минимальным пробегом, привезенные с помощью параллельного импорта. В основном это бренды BMW, Porsche, Mercedes-Benz, Volvo, Jaguar, Land Rover и другие, — рассказал он «Известиям» о тенденциях на вторичном рынке.

Источник https://ngs24.ru/text/auto/2023/01/02/71935604/

Источник https://avtomoika.com/journal/avtorynok-rossii-itogi-i-polugodiya-2022-goda-trendy-i-prognozy/

Источник https://iz.ru/1501092/kirill-sazonov/probeg-rastet-v-rossii-uvelichilis-prodazhi-poderzhannykh-mashin

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: