Сцепление: советы, дефекты, ошибки водителей, износ и затраты на ремонт

Содержание

Сцепление: советы, дефекты, ошибки водителей, износ и затраты на ремонт

Каких ошибок следует избегать, чтобы не сократить срок службы сцепления в автомобиле

Сцепление на механической коробке переключения передач – это расходник, который при умелом использовании может пройти сотню тысяч километров и значительно более. При этом точно такое же сцепление той же фирмы у другого водителя не отходит и пятидесяти тысяч километров, а возможно и меньше. В чем разница, если качество запчасти аналогично?

Очевидно, что ответ будет крыться в использовании этого самого сцепления, то есть в умениях или ошибках, которые совершают водители, пользующиеся автомобилем с механической коробкой передач. О трех самых главных пагубных привычках или явных ошибках автовладельцев и хотелось бы напомнить, чтобы автомобилисты, особенно начинающие, не забывали, чего стоит избегать при работе с третьей педалью.

Совет, как не спалить сцепление

Итак, вот три самые распространенные ошибки, приводящие к проблемам со сцеплением

Ошибка № 1: Слишком долгий отпуск сцепления

Знаете, как безошибочно определить, что перед вами новичок? Если вы увидите на парковке автомобиль, за рулем которого сидит сосредоточенный/напряженный/испуганный человек, мотор автомобиля ревет на явно повышенных оборотах, но при этом машина практически не едет – все эти признаки явно указывают на то, что человек недавно сел за руль автомобиля с ручной коробкой переключения передач.

Да, все через такое проходили в том или ином виде – так происходит рассинхрон действий в работе с педалями сцепления и газа. Первую недостаточно быстро отпускают, вторую, наоборот, излишне быстро нажимают. Итого в определенный момент диски сцепления входят в зацепление, но не полностью, а начинают буксовать, тереться друг о друга. В итоге подгорают фрикционные накладки дисков, происходит их постепенное разрушение.

Если производить подобное «упражнение» ежедневно, то новое сцепление придется заменить не через сотню-другую километров, а гораздо раньше. Вряд ли оно пройдет более 50 тыс.

Смотрите также

Есть и другой вариант той же ошибки: рассинхрона в отпуске сцепления и работе педалью газа. Он заключается в постоянном, при каждом переключении во время движения, чрезмерном трении ведомого диска и маховика, что также приводит к чрезмерному нагреву и быстрому износу поверхностей. Чаще всего такое происходит в пробках. Поэтому нужно быть предельно внимательным тем, кто лишь начинает постигать азы управления автомобилем на МКПП, и прежде чем выезжать в город, основательно потренироваться на площадке в отработке выверенных движений в привычной, не стрессовой ситуации.

В противном случае дорогостоящая замена неизбежна.

Работать сцеплением нужно правильно. То есть педаль сцепления нужно отпускать плавно, но при этом одновременно, быстро, без «бросаний», чтобы диск не буксовал, но и не соударялся при замыкании сцепления.

Ошибка № 2: Держать ногу на педали сцепления во время движения/выжимать педаль сцепления на светофоре, не выключая передачу

Вариаций ошибочных действий может быть множество. Одни неопытные водители ездят с левой ногой, постоянно находящейся над педалью сцепления. Их логика продиктована страхом того, что они вовремя не успеют выжать педаль сцепления и выключить передачу, например в опасный момент.

Это очень большое заблуждение и ошибка, потому что:

1. Со временем (скорее, очень быстро) нога начнет уставать, и постепенно ступня будет приближаться все ближе и ближе к педали сцепления, в итоге нажав ее. Легкого нажатия не будет достаточно, чтобы разомкнуть диски, но начнется постепенное буксование (ослабление давления диска на маховик), и внешний слой дисков начнет подгорать, грубеть, со всеми вытекающими последствиями – узел начнет приходить в негодность. И через несколько десятков тысяч километров потребует замены.

2. Выжимать и держать педаль сцепления на светофоре, не выключая передачу.

Не менее редкий вариант, который хоть и не приведет к выходу из строя дисков, но также может повредить механизм сцепления. Механизм хоть и простой и надежный (по сути, ломаться в нем практически нечему), но, как известно, при определенных умениях сломать можно все что угодно!

В механизм сцепления входят не только диски с фрикционной поверхностью, но и корзина и выжимной подшипник. Они-то и получат излишнюю, совершенно ненужную нагрузку при такой неправильной эксплуатации. А поскольку сама по себе работа по разбору сцепления недешевая, то траты на ремонт, даже без замены диска, не будут малыми, а скорее будут сопоставимы. Например, корзина сцепления Sachs на Hyundai Solaris обойдется в 2 500 рублей:

Диск сцепления того же производителя обойдется плюс-минус в аналогичную сумму.

Поэтому с материальной точки зрения разницы нет никакой.

Читать статью  Комплект сцепления для OPEL VECTRA B (36_) 1.6 i 16V

Те же проблемы могут преследовать нетерпеливых водителей: лучше не включать передачу, пока светофор не загорится зеленым или, по крайней мере, желтым.

Если машина едет накатом, сцепление также должно быть отпущено для того, чтобы защитить выжимной подшипник.

Итого: сцепление состоит не только из диска, но и ряда других деталей, поломка которых также не прибавит средств в вашем кошельке.

Ошибка № 3: Перегруз и использование прицепа

Сцепление также быстрее выйдет из строя, если нагрузить автомобиль. При этом перегруз может не выходить за рамки паспортных данных, но если вы раз за разом, на протяжении многих лет возите сотни килограммов на легковушке, знайте: сцепление на вашем автомобиле прослужит заметно меньше, чем на тех автомобилях, на которых не возили тяжелые грузы.

Каждый старт со светофора, каждое переключение при перегрузе будет вынуждать работать диск на пределе, вызывая преждевременный износ.

Не меньше достанется сцеплению, если возить нагруженный дачный прицеп или буксировать «на галстуке» другие автомобили.

Совет напрашивается сам собой. Если хотите, чтобы сцепление жило дольше, не перегружайте автомобиль. Лучше сделать больше поездок на дачу, чем пытаться вывезти весь урожай за один заход.

Смотрите также

Вот основные советы для автомобилистов, привыкших следить за своим автомобилем и не допускать преждевременных поломок, ремонт которых недешев и достаточно проблематичен.

Сколько стоит нормо/час работ и запчасти по замене сцепления?

Для понимания того, что поломка сцепления — это не очень дешевое «удовольствие», приведем в пример несколько пакетов (корзину, выжимной подшипник, диск) на ходовые марки и стоимость работы по их замене

Lada Vesta

Комплект сцепления фирмы Lux: 4.5-5 тыс. рублей

Lada Granta

Комплект сцепления фирмы SACHS: 5-6 тыс. рублей

Kia Rio

Комплект сцепления фирмы SACHS: 5-7 тыс. рублей

Hyundai Solaris

Комплект сцепления фирмы SACHS: 7 тыс. рублей

Lada 4×4 («Нива»)

Комплект сцепления фирмы SACHS: 4.5-5 тыс. рублей

Стоимость нормо/час по замене сцепления для представленных моделей: от 4 до 7 тыс. рублей

Итого, минимальная стоимость работ с запчастями по замене комплекта сцепления обойдется в 8-9 тысяч рублей, что, согласитесь, не дешевоt удовольствие, особенно при условии, что этих трат можно несложно избежать, просто научившись правильно переключать механическую коробку передач.

Четыре важных признака того, что сцепление износилось

Все для автолюбителя: обзоры, ремонт, авто схемы и новости

Как устроено сцепление, функционирование механизма, важнейшие признаки «уставшего» сцепления. Видео о двух способах проверки износа сцепления.

Четыре важных признака того, что сцепление износилось

Сцепление, как составная часть трансмиссии автомобиля, в значительной степени отвечает за комфорт во время езды, а также за безопасность движения. Поэтому важно следить за техническим состоянием сцепления, периодически регулировать его и вовремя обслуживать, а при появлении признаков износа заменять детали на новые.

На этот узел приходится высокая нагрузка, действующая в постоянном режиме. Кроме того, в узел входят фрикционные детали, которые быстро истираются. Вот почему важно вовремя распознавать признаки износа автомобильного сцепления и своевременно производить замену изношенных элементов, чтобы не допустить возникновения серьезных проблем в ежедневной работе автомобиля.

Рассмотрим, какие признаки будут указывать на то, что узел сцепления изношен, и требуется его заменить.

Как устроено сцепление, и как оно работает

Как устроено сцепление, и как оно работает

Для автомобиля данный узел очень важен – он отвечает за процесс, когда крутящий момент передается от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. Помимо того, с его помощью производится отключение от трансмиссии двигателя.

Еще одна задача – защищать трансмиссию и мотор от возникших перегрузок в моменты торможения. Механизм сцепления встречается, как правило, в тех автомобилях, где стоит МКПП – механическая коробка передач. Есть он и в автомобилях, где установлена роботизированная коробка (РКПП).

Если сцепление стоит в машинах с «роботом», то оно работает по тому же принципу, что и на «механике» – отличие лишь в том, что включается и выключается сцепление электронной системой автомобиля, а не самим водителем. В автоматической коробке крутящий момент передается на других принципах – механизм сцепления в вариаторах и гидромеханических АКПП отсутствует.

Основными элементами механизма сцепления являются:

  1. Привод, с помощью которого у водителя есть возможность управлять сцеплением и регулировать его – он ведет от педали к самому механизму сцепления. Существуют два вида – гидравлическая система или механическая, в которой подсоединение происходит посредством тросика. Роботизированная коробка имеет привод, который функционирует в виде электропривода, включение-отключение производится посредством автомобильного блока управления, без участия педали.
  2. Корзина сцепления – включает выжимной подшипник вместе с нажимным диском. Функция корзины в том, чтобы выключать сцепление в момент нажатия водителем ногой на педаль – этим осуществляется прерывание перехода крутящего момента от ДВС к коробке передач автомобиля.
  3. Диск – он называется ведомым диском и является элементом, с помощью которого происходит непосредственная передача на механическую или роботизированную коробку крутящего момента.

Каким образом функционирует сцепление? Принцип его работы следующий. Воздействие выжимных пружин механизма на прижимной диск так называемой корзины имеет следствием то, что диск прижимной тесно примыкает к диску сцепления. Тот так же плотно прижимается к маховику. В результате сжатия элементов – рабочих поверхностей маховика, а также накладок диска и прижимной поверхности корзины, – первичный вал входит в шлицевую муфту. Таким образом крутящий момент передается от диска к валу.

Когда педаль сцепления выжимается, задействуется привод в форме троса, посредством которого выжимной подшипник давит в устройстве на выжимные пружины. В результате происходит отдаление поверхности корзины на некоторое расстояние от диска. Освобождаясь, тот дает свободу валу в коробке передач, и вал перестает вращаться, но сам двигатель не останавливает свою работу.

Важнейшие признаки «уставшего» сцепления

Важнейшие признаки «уставшего» сцепления
1. Вы не можете полностью выключить сцепление

Вы полностью выжимаете педаль, однако, несмотря на это, сцепление до конца не выключается. Когда происходит подобное, водители используют выражение «сцепление ведет», и сразу понимают, что имеется в виду.

Читать статью  Меняем диск педали сцепления на ВАЗ 2107: пошаговая инструкция и фото

В момент переключения передач раздается хруст со стороны синхронизаторов, иногда водитель вынужден несколько раз жать до конца педаль сцепления, пока не добьется переключения передачи. Причина непослушного поведения механизма сцепления – размыкание дисков (ведомого и ведущего) в недостаточном объеме, когда воздействуют на педаль.

Компоненты, «виновные» в таком нарушении:

  • привод сцепления;
  • его ведомый диск (или диск сцепления);
  • его нажимной диск (или корзина сцепления).

2. Вы замечаете, что ведомый диск сцепления пробуксовывает

Сцепление до самого конца не включается. Здесь у вас не получается полноценно включить сцепление, и это происходит потому, что ведомый диск не в состоянии достаточно плотно примыкать к поверхности работающего маховика.

Если водитель решит отпустить педаль сцепления и сделает это, обороты двигателя резко повышаются, но автомобиль разгоняется с некоторым запозданием. Вы ощутите в салоне запах чего-то горелого – на языке водителей эта гарь определяется как «сцепление горит». Наблюдается этот дефект в случаях, если машина едет под гору, водитель резко разгоняет транспорт, или если автомобиль полностью загружен.

Компоненты, «виновные» в этой проблеме:

  • привод сцепления;
  • его ведомый диск;
  • его нажимной диск.

3. В машине ощутима вибрация, и слышны посторонние звуки

Включая сцепление, то есть, в момент отпускания педали чувствуется вибрация, а когда сцепление выключается, то есть в момент нажима на педаль слышатся шумы. Этот признак изношенного узла сцепления проявляется при включении или выключении вами сцепления. Обычно свидетельствует он о том, что приведены в негодное состояние демпферные пружины у ведомого диска, или же дело в том, что выжимной подшипник разрушился.

Компоненты, «виновные» в данной неработоспособности:

  • ведомый или нажимной диск – если ощутимы вибрации;
  • выжимной подшипник – если слышите шум.

4. Включив сцепление, вы ощутите рывок

Это явление проявляется с самого начала движения или может возникать в процессе езды автомобиля при переключении передач.

Компоненты, «виновные» в этом:

  • ведомый диск сцепления;
  • нажимной диск.

В чем могут заключаться нарушения в работе элементов сцепления

В чем могут заключаться нарушения в вработе элементов сцепления
Корзина сцепления

Когда вы жмете сцепление и вдруг слышите шум, эти посторонние звуки могут свидетельствовать о разрушении лепестков корзины, которые уже не в состоянии как следует прижимать диск. Лепестки, возможно, окажутся обломаны, корзину может поразить коррозия, которая сделает дальнейшее использование детали невозможным.

Диск сцепления

О разрушении этого узла говорят явления «ведения» или пробуксовки. Диск может покоробиться на глубину более 0,5 мм, вследствие чего он начнет зацепляться за корзину, в итоге сцепление «ведет» при управлении автомобилем. Можно отремонтировать покоробившийся диск, но только в случае, когда коробление значительное, и отмечается сильное биение диска.

Может присутствовать перекос положения ступицы диска сцепления, а оно выявляется во время профилактического осмотра первичного вала КПП. Для исправления может быть достаточным применить литиевую смазку с антиокислительной присадкой – в таком случае ступица не прикипит к валу.

Если в картере сцепления находится масло, то фрикционная накладка прослужит недолго и придет в негодность, что может происходить в машине со значительным пробегом. При изношенности фрикциона нужно будет заменить диск. В том случае, когда при нажимании на сцепление будет ощущаться вибрация либо слышаться шумы – неисправны поперечные пружины на диске.

Выжимной подшипник

Его неисправность можно определить простым тестом. Вы жмете на сцепление и слышите шелестящие звуки – это означает, что дело в выжимном подшипнике. Стоит обратить внимание на эту деталь, поскольку если проблему проигнорировать, то из строя выйдет не только весь комплекс сцепления, но даже коробка передач. Возможно даже, что подшипник разлетится на куски, пробив корпус КПП.

Главный цилиндр сцепления

Встречается эта проблема на машинах с большим пробегом – 150 тыc. км и выше. Может засориться компенсационное отверстие, промыть его можно без обращения в сервис, своими силами. Если машина долго простаивала, то может проявиться недостаточно быстрое возвращение в свое первоначальное положение штока цилиндра. В результате начнет гореть ведомый диск. Если это случилось, придется заменять деталь на новую.

Педаль сцепления

Если выявлены проблемы с педалью сцепления, то ее придется заменить. Повреждения будут, скорее всего, механического характера, и иногда их можно исправить с использованием сварки.

Неисправен датчик

Когда в автомобиле работает электронное сцепление, датчик может оказаться неисправным. Это выразится в том, что обороты двигателя станут плавающими, проявится рывками в моменты переключения передач.

Неприятность может случиться из-за того, что в электрической цепи где-то произошел обрыв. Или из-за механического повреждения самого датчика, неоткалиброванной электронной педали.

Тросик сцепления

Автомобили с механической трансмиссией имеют привод в конструкции сцепления в виде тросика. Такой способ характеризуется удобством и практичностью, при этом он недорогой для обслуживания.

В тех случаях, когда трос растянут, его натяжение необходимо отрегулировать, иначе сцепление будет «схватывать» при серединном или верхнем положении педали. Если трос оборван, его нужно заменить. Растянутый тросик можно натянуть, используя специальную гайку.

Причины, по которым сцепление не будет нормально работать

Причины, по которым сцепление не будет нормально работать

В первую очередь, этой причиной будет износ как узла в целом, так и одного из дисков – ведущего или ведомого. У каждой детали свой срок работы, причем для сцепления – это не менее 70 тыс. км пробега, с условием нормального режима эксплуатации. Чаще всего происходит износ фрикционного диска и выжимного подшипника, при этом корзина может не потерять работоспособности.

Вторая существенная причина – экстремальное или просто жесткое вождение. Если водитель вынужден постоянно буксовать в сугробах, или он предпочитает резко стартовать с места, переключает передачи на высоких оборотах и затем резко бросает педаль сцепления, то он неизбежно столкнется с тем, что сцепление за короткое время окажется вышедшим из строя, фрикционный диск будет гореть.

Ведут к преждевременному износу узла сцепления перегруз автомобиля, частые подъемы на крутые возвышенности, преодоление бездорожья движением «враскачку».

Читать статью  Валео подбор сцепления по авто

Сцепление ломается, если приходит в нерабочее состояние выжимной подшипник. Он постепенно разрушает корзину, вследствие чего происходит недостаточное прилегание ведомого диска и маховика.

Разрушает механизм сцепления вибрация, которая происходит при попытках привести сцепление в рабочее состояние или выключить его. Что означает холостое вращение фрикционного диска, чему противодействуют пружины. Если они растягиваются от нагрузок на первичный вал, получаемых через вибрации, то маховик подвергается разрушению и быстро изнашивается.

Корзину может разрушить перегрев узла. Это станет очевидным при визуальном обследовании – ее поверхность будет иметь посиневший цвет. В корзине может недоставать лепестков – она может их лишиться в ходе работы.

При ошибках водителя в работе со сцеплением могут механически разрушиться ведомый диск или выжимной подшипник. Повреждение корзины возможно, если происходит грубое вождение, а выработавший свой ресурс узел сцепления своевременно не заменяется.

Заключение

Если сцепление исправно работает в нормальном режиме, то оно, как правило, не требует к себе особого внимания. Но в случае его износа и появления неисправностей у водителя возникнут проблемы с включением передачи, и иногда он даже не сможет тронуться с места.

Неисправность сцепления никак нельзя отнести к простым и незначительным, поэтому при появлении первых признаков износа стоит своевременно отогнать машину в сервис. В ином случае можно столкнуться с необходимостью вызова эвакуатора для доставки транспортного средства в сервис.

Видео о двух способах проверки износа сцепления:

Неисправности сцепления авто и их последствия

Неисправности сцепления авто и их последствия

Любой автомобиль состоит из множества сложноустроенных узлов агрегата. Одним из таких является сцепление. Оно есть в любом автомобиле. Как и любой другой механизм сцепление может выйти из строя. В данной статье будут рассмотрены поломки сцепления и их симптомы.

Содержание:

Назначение

Сцепление предназначено для отсоединения маховика двигателя и КПП и соприкосновения их в дальнейшем для начала езды. Диск сцепления устраняет колебания при передаче крутящего момента. Сцепление расположено между мотором и КПП.

Виды

В автомобили устанавливаются сцепления 3 видов:

  • Электромагнитное;
  • Фрикционное;
  • Гидравлическое.

Принцип работы

Сцепление работает следующим образом: при нажатии на педаль привод производит действие на выжимной подшипник посредством передвижения вилки. Выжимной подшипник в свою очередь производит нажатие на пружину нажимного диска. Впоследствии они углубляются по направлению к маховику силового агрегата. Путем таких действий крутящий момент перестает подаваться от маховика к КПП. При отпускании педали сцепления пружины восстанавливают прежнее положение и из-за накладки элементы притираются, вследствие чего передача крутящего момента продолжается.

Неисправности

Поврежденный диск сцепления

Наиболее часто происходят поломки сцепления, из-за которых появляется пробуксовка или неполное выключение механизма. Второй вариант подразумевает включение любой передачи «с хрустом» при полностью выжатом сцеплении. При этом ход коробки увеличен, по сравнению со стандартным. Первый вариант обычно возникает из-за трения диска с маховиком. В таких случаях также нередко появляется неприятный запах гари в салоне. Разгон автомобиля ухудшается, а расход увеличивается.

Возможна ли эксплуатация автомобиля при таких поломках

В случае поломки сцепления по вышеописанным вариантам ежедневная эксплуатация автомобиля строго не рекомендуется. В крайнем случае можно доехать до ближайшего сервиса. При этом ехать нужно предельно аккуратно, не подгазовывая, трогаться плавно и аккуратно переключать передачи. Лучше всего при движении на автомобиле с неисправным сцеплением осуществлять двойной выжим. Этот способ широко применялся на старых автомобилях.

Его суть в следующем: чтобы переключить передачу на более высокую, нужно выжать сцепление и перевести рычаг в нейтральное положение, после чего отпустить сцепление, опять выжать и переключиться на передачу. Чтобы переключить передачу на более низкую необходимо действовать также. При этих действиях есть риск вывести из строя синхронизаторы. Для их сохранения рекомендуется повысить обороты работы двигателя. Данный метод можно также применять и во время обычной езды. Он значительно облегчает работу КПП и двигателю. Двойной выжим увеличивает ресурс всех узлов и агрегатов, а особенно синхронизаторов, которые практически не чувствуют нагрузки.

Причины возникновения неисправностей

Поломки сцепления, как правило, вызваны агрессивной эксплуатацией автомобиля. Например, это пробуксовка на месте или когда машина застряла. В таком случае автомобиль лучше вытолкать, чем буксовать на месте, эффекта будет больше. Также поломки сцепления случаются из-за начала движения со шлифами. «газ в пол» до отсечки тоже способствует появлению неисправностей.

Такие действия уменьшают ресурс диска сцепления более чем в 2 раза. Однако от этого страдает не только он, но и подшипник сцепления. Понять, что вышел из строя именно он довольно легко. Его устройство такое же, как и у других подшипников, поэтому в случае поломки он будет издавать неприятные звуки. Шум начнет пропадать в случае, если сцепление будет полностью выжато, но при начале движения или отпускании педали на нейтральной передаче шум начнет повторяться. Если в устройстве автомобиля есть трос сцепления, то он может растянуться, что также является неисправностью. Ремонту данный элемент не подлежит, поэтому поможет только его замена.

Движение без подшипника

В случае, если подшипник вышел из строя, то сцепление будет всегда немного выжато, даже если педаль не тронута. В такой ситуации трогаться нужно не как обычно. Когда двигатель не заведен, нужно включить передачу. После этого необходимо завести мотор и начать движение. Для этого должен быть хороший аккумулятор, так как на слабом машина не начнет движение. В таком положении нужно доехать до автосервиса. При этом передачу переключать нельзя, так как узлы коробки будут испытывать огромные нагрузки и выйти из строя может также КПП. Лучше всего в случае поломки «дотащить» автомобиль на буксире или вызвать эвакуатор.

Лепестковое сцепление автомобиля

Опытные автомобилисты утверждают, что переключиться на следующую передачу можно и с неисправным сцеплением, то есть не используя его. Производится это следующим образом: нужно набрать высокие обороты работы двигателя, но не доводить до отсечки, далее отпустить педаль газа и переключить передачу. Если мотор не наберет нужное количество оборотов, то передача не включится, а при попытке переключиться будет слышен неприятный хруст. При таком способе сильно изнашиваются узлы коробки и двигателя, поэтому применять его стоит только в экстренных случаях. Если же не удается переключить передачу, а до автосервиса ехать далеко, тогда поможет только буксировка или эвакуатор.

Во многих автомобилях установлен трос сцепления. В случае его обрыва или выхода из строя сцепление также будет считаться неисправным, а эксплуатация автомобиля – невозможна. В таком случае диск будет всегда находиться в одном положении, а значит переключить передачу никак не получится. Понять, что трос сцепления скоро придет в негодность можно по двум признакам: пробуксовка и неполное переключение передачи. Данный элемент нельзя починить, поможет только его замена.

Рывок

Если автомобиль начинает движение рывками, то это может являться последствием сразу нескольких неисправностей. Это может быть вызвано выходом из строя диска сцепления, а также износом демпферных пружин. Узнать, что именно неисправно поможет только разбор.

Источник https://1gai.ru/publ/525209-sceplenie-sovety-defekty-oshibki-voditelej-iznos-i-zatraty-na-remont.html

Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/24136-chetyre-vazhnyh-priznaka-togo-chto-stseplenie-iznosilos.html

Источник https://autoiwc.ru/other/neispravnosti-scepleniya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: