Бухгалтерский учет автошин в 2023: проводки, карточка учета, налоги
Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.
Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.
Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.
Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.
В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.
Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.
К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.
Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы». Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.
В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.
Принципы бухгалтерского учета автошин
- их количество;
- модель;
- марка резины;
- стоимость;
- размер.
Исходя из этих показателей, работниками бухгалтерии ведется раздельный учет сезонных, летних и зимних шин автотранспорта. При этом новые и бывшие в пользовании запчасти также учитываются по отдельности. Покупка, передача их в эксплуатацию и прочие операции отображаются бухгалтерской службой контировками (проводками).
ДТ 60, КТ 51 (перечисление денег за покупку),
ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Запасные автошины», «Новые автошины»), КТ 60 (финансовые обязательства по купленным запчастям),
ДТ 19, КТ 60 (НДС со стоимости купленного товара),
Стоимость купленных шин для автотранспорта с целью замены сношенных отображается бухгалтерской службой на счету 10 «Материалы», субсчет «Запчасти». Читайте также статью: → “Счет 10: проводки, примеры учета. Поступление и списание материалов». Тут же учитываются как эксплуатируемые, так и резервные запчасти. Для раздельного учета открываются вспомогательные субсчета третьего порядка к субсчету «Запасные автошины».
Шины автотранспорта оборотного фонда (в подотчете) учитываются раздельно от тех, которые числятся за складским помещением.
Налоговый учет автомобильных шин
Транспортное средство, которое организация приобретает, учитывается как единый инвентарный объект не только в бухгалтерском учете, но и в целях налогообложения.
Автомобильные шины, которые приобретаются организацией отдельно от автомобиля, в состав амортизируемого имущества не включаются, а учитываются в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).
Если осуществляется замена сезонных шин, то расходы на приобретение нового комплекта шин следует квалифицировать как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Если происходит замена изношенных шин, то расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль на основании п. 1 ст. 260 НК РФ.
Расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать в целях налогообложения на дату передачи их в использование, то есть на дату установки шин на автомобиль (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Что касается сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, то в налоговом учете стоимость этих активов не отражается. Дело в том, что сумма материальных расходов уменьшается на стоимость:
— | остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ); |
— | возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ). |
Остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.
Шины, снятые с транспортного средства, не могут быть квалифицированы как товарно-материальные ценности, не использованные в производстве на конец месяца. Ведь шины были установлены на автомобиле, а значит, использовались, изнашивались и утратили свое первоначальное состояние.
В то же время использованные шины нельзя рассматривать в качестве возвратных отходов.
Под возвратными отходами понимаются остатки сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению. Сезонные шины под это определение не подпадают.
Следовательно, в целях налогообложения они не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы. А значит, сумма материальных расходов не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства.
В результате при оприходовании снятых шин на склад в бухгалтерском учете образуется налогооблагаемая временная разница: сумма расходов по данным бухгалтерского учета меньше, чем сумма расходов по данным налогового учета (п. 12 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). На основании этой разницы формируется отложенное налоговое обязательство.
Используем условия предыдущих примеров.
В налоговом учете стоимость автомобильных шин, оприходованных на склад, не учитывается. В результате возникает налогооблагаемая временная разница в размере 3 600 руб., на основании которой сформировано отложенное налоговое обязательство:
Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
Кредит 77
864 руб. (3 600 руб. х 24%) — сформировано отложенное налоговое обязательство.
Временная разница будет погашена при установке комплекта летней резины на автомобиль.
Организация учетного процесса.
В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:
- формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
- порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
- перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.
При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:
- Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
- Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.
Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.
Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.
Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.
Учетная документация по работе автошин
Специализированная учетная форма карточки заводится технической службой соответствующего подразделения организации по форме № 424-АПК отдельно на каждую шину автотранспорта (новую, бывшую в пользовании либо восстановленную).
Основное назначение учетной карточки — оформление движения шин в пользовании со времени их сборки до полного выхода из строя. В карточке указывается следующая информация: (нажмите для раскрытия)
- дата изготовления, производитель, цена, а также прописывается название колес и порядковый номер;
- техническое состояние (имеющиеся дефекты, повреждения);
- пробег (предыдущий — для бывших в пользовании шин, а действительный пробег за каждый месяц — для всех видов шин);
- дата замены шины, номера снятой и собранной шины;
- время демонтажа, общий пробег, данные рисунка протектора, с какой целью и по какой причине выведена из эксплуатации (в случае снятия с учета шины).
Указанные типовые учетные формы заполняются полностью и хранятся по номерам автотранспорта, а закрываются при отправлении запчасти на утилизацию.
Причиной списания либо замены шины не является ее пробег, если ее техническое состояние удовлетворительно и предполагает модернизацию, реконструкцию, ремонт, либо дальнейшую эксплуатацию. После реставрации на запчасти автотранспорта заводятся другие карточки. В единичных случаях, когда подобных карточек нет, получить некоторую информацию можно из путевого листа, который выписывается на автотранспортное средство.
Материалы или основные средства?
Несмотря на то, что срок службы автомобильных шин превышает 12 месяцев, учитывать их нужно в составе материальных запасов. Объясним почему.
Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств (п. 38 Инструкции № 157н[3]). При этом объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения соответствующей работы (п. 41 Инструкции № 157н).
Автомобильная шина не может использоваться по назначению отдельно от транспортного средства, следовательно, она не образует самостоятельного объекта основных средств. По своей сути шины близки к комплектующим изделиям (запасным частям), учет которых должен быть организован на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 98, 99 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н[4]).
Однако, если шины приобретаются вместе с автомобилем, они подлежат отражению в составе объекта основных средств и обособленно не учитываются. В этом случае стоимость шин участвует в формировании стоимости автомобиля.
О работе с карточкой
Карточку открывают в единственном экземпляре на каждую шину, установленную на автомобиль. Этим занимается техслужба автотранспортного отдела компании. Документ ведут с момента установки шины до выхода ее из строя.
В карточке отмечают каждую шину, закрепленную за автомобилем или прицепом и шоферами, которые на них работают. Учет ведется по наименованию положения колес (в карточке обозначены шифром), компании-производителю, датам и т.д.
Сотрудник, отвечающий за ведение карточки, должен описать техническое состояние шины (дефекты, размер повреждений). Для объектов, которые были в эксплуатации, нужно указать в документе их бывший пробег. Фактический пробег по каждой шине следует вносить ежемесячно.
К сведению! Если шина подверглась ремонту, то запись данных о ней продолжается в карточке.
Если водитель во время работы поменял неисправную шину на запасную, то об этом он должен уведомить ответственного за учет шин работника. Все данные о новой шине он укажет в карточке.
При пригодности шин они не должны сдаваться на утилизацию или восстановление. Если объекты были сняты с эксплуатации, то все сведения надо отметить в карточке: пробег, день демонтажа, основания для снятия шины, остаточную высоту рисунка протектора и т.д. Шины, которые поступили после восстановления, вносят в новые карточки.
Если шины поступили после углубления рисунка протектора нарезкой, то их пробег будет отсчитываться с нуля в прежней карточке. В случае обезличенной нарезки требуется открыть на них новую карточку учета.
О форме 424-АПК
Форма была утверждена Минсельхозом, а именно приказом от 16 мая 2003 года №750 и согласована Госкомстатом. Некоторое время все унифицированные формы были обязательными к применению. После выхода ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ с начала 2013 года данные бланки были переведены в разряд рекомендованных к использованию. Таким образом, руководство компаний с отделом бухгалтерии вправе сами решать, какими формами будут оформлять хозяйственные операции: унифицированными или разработанными самостоятельно.
К сведению! Свое решение организация должна зафиксировать в учетной политике. Это делается посредством издания приказа руководителя.
Любой первичный учетный документ должен включать обязательные реквизиты, чтобы считаться действительным. Поэтому при разработке своих бланков компании должны это учесть. Список реквизитов доступен в п. 2 ст. 9 ФЗ №402-ФЗ (О бухучете).
Заполняем карточку учета работы шин
В шапке документа необходимо указать такие данные:
- Номер карточки.
- Дату ее открытия.
- Номер формы.
- Название сельхозорганизации и ее код по ОКПО.
- Название структурного подразделения или его код.
- Марку транспортного средства.
- ФИО водителя, его табельный номер.
- Государственный и гаражный номера автомобиля.
- Даты открытия и закрытия документа.
- ФИО работника, ответственного за заполнение карточки.
В основной части — таблице — требуется указать информацию о шинах (на вкладном листе карточки таблица продолжается). Что нужно вписать:
- Количество шин напротив своего кода. «ПЛ» — переднее левое, «ПП» — переднее правое, «СЛН» — среднее левое наружное, «СПН» — среднее правое наружное, «СЛВ» — среднее левое внутреннее, «СПВ» — среднее правое внутреннее, «ЗЛН» — заднее левое наружное, «ЗПН» — заднее правое наружное, «ЗЛВ» — заднее левое внутреннее, «ЗПВ» — заднее правое внутреннее.
- Порядковый или серийный номер шины.
- Размер шины.
- Марку шины или компанию-производителя и дату производства. Эту информацию можно найти в документации к шинам.
- Класс или тип восстановления.
- День восстановления объекта.
- Разновидность ремонта.
- Дату ремонта.
- Данные о техническом состоянии шин: день осмотра, какие дефекты обнаружены, средняя высота рисунка протектора. Здесь же нужно указать ФИО ответственного лица за работу шин. Также расписывается проверяющий его работник.
- Информацию о замене шин в процессе эксплуатации: дату замены шин, порядковый номер снятой шины, предыдущий пробег, порядковый номер установленной шины, показания спидометра. Водитель должен расписаться в последнем столбцы таблицы.
Принятие автошин к учету
Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.
В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н[1]).
Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).
Согласно Указаниям № 65н[2] расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:
Установка автошин на транспорт
При передаче шин в эксплуатацию (установке на автомобиль) их стоимость списывается с баланса на затраты учреждения. При этом может быть оформлен акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Решение о применении соответствующего документа должно быть закреплено в учетной политике учреждения.
Далее для осуществления контроля за движением шин их учет ведется на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции № 157н). Указанные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:
(Инструкция № 162н)
(Инструкция № 174н)
В учетной политике учреждения необходимо закрепить, в какой оценке автошины будут учитываться за балансом. Возможны два варианта:
- в условной оценке: 1 шина – 1 руб.;
- по фактической стоимости приобретения шин.
Также в целях ведения учета сезонных шин к забалансовому счету 09 целесообразно ввести дополнительные субсчета 09‑1 «Шины летние» и 09‑2 «Шины зимние», а также утвердить соответствующие документы по движению шин: накладную на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или требование-накладную (ф. 0504204).
Порядок отражения в учете, а также документального оформления операций по замене шин (вследствие износа или посезонно) устанавливается в рамках формирования учетной политики.
Автономное учреждение культуры в рамках заключенного договора приобрело комплект летней резины на сумму 20 000 руб. Шины установлены на автомобиль взамен изношенных. Стоимость работ по шиномонтажу составила 1 500 руб. Все расходы производились за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. В соответствии с учетной политикой указанные расходы относятся к прямым затратам.
В бухгалтерском учете отражены следующие проводки:
* Исходим из условия, что учетной политикой учреждения предусмотрено принятие на забалансовый счет 09 комплектующих к автомобилю по фактической цене приобретения.
С целью замены зимней резины на летнюю водителю со склада казенного учреждения культуры отпущен комплект шин в количестве 4 шт. Снятые с автомобиля зимние шины переданы на склад кладовщику. В соответствии с учетной политикой учреждения автошины принимаются на забаланс в условной оценке: 1 шина – 1 руб., а для учета сезонных шин применяются субсчета 09‑1 «Шины летние» и 09‑2 «Шины зимние».
В бюджетном учете отражены следующие записи:
Забалансовый счет 09‑1
Забалансовый счет 09‑1
Забалансовый счет 09‑2
Забалансовый счет 09‑2
* В учетной политике учреждение вправе предусмотреть оформление движения шин между структурными подразделениями требованием-накладной (ф. 0504204).
Учет сезонных шин может быть организован без отражения операций на забалансовом счете 09 путем приведения соответсвующей информации во внутреннем учетном документе (к примеру, в карточке работы автомобильной шины).
Эксплуатация автомобильных шин
В период эксплуатации стоимость шин на ходовых и запасных колесах, входящих в комплект автомобиля в бухгалтерском учете, списывается на расходы по обычным видам деятельности через начисление амортизации (исходя из установленного срока полезного использования автомобиля). И, несмотря на то что автомобильные шины изнашиваются значительно быстрее, чем сам автомобиль, никаких специальных записей в бухгалтерском учете не предусмотрено.
В налоговом учете установленные на автомобиль шины также списываются в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли через амортизационные отчисления в общем порядке, исходя из установленного срока полезного использования транспортного средства согласно пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 3 ст. 272 НК РФ.
В течение данного периода учет эксплуатируемых автомобильных шин ведется материально ответственным лицом, которому вменяется в обязанность следить за сохранностью и техническим состоянием шин и ежемесячно до выхода шины из строя отражать информацию в карточках учета работы автомобильной шины.
Ремонт и восстановление автомобильных шин. При износе автомобильных шин у организации возникает необходимость их ремонта или восстановления. Снятые с автомобиля шины, направленные в ремонт (на восстановление), входящие в его комплектацию, не уменьшают первоначальную стоимость этого автомобиля. В то же время бухгалтер должен обеспечить их учет в составе материально-производственных запасов на основании п. 2 ПБУ 5/01.
Оприходование снятых с автомобиля шин автор рекомендует отражать по дебету счета 10 «Материалы», субсчет «Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении», в корреспонденции с кредитом счета учета затрат. При этом стоимость каждой поврежденной шины, подлежащей ремонту, должна быть определена организацией самостоятельно (методом экспертной оценки) по цене возможного использования или продажи и зафиксирована в акте, утвержденном руководителем организации. Определить стоимость снятых с колес автошин организация может самостоятельно с учетом применения норм эксплуатационного пробега.
Стоимость шин рассчитывается по следующей формуле:
Стоимость возвращенных на склад шин = (Норма пробега шины — Фактический пробег) : Норма пробега шины x Цена приобретения шины.
В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено никаких норм по эксплуатации и списанию автомобильных шин. Поэтому они могут разрабатываться организацией самостоятельно, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02). Хотя действие Временных норм Распоряжением Минтранса России от 05.01.2004 N АК-1-р было приостановлено, тем не менее, по мнению автора, методика определения норм пробега шин может быть использована в целях определения степени износа шин, снятых с транспортного средства. Разработанные нормы должны быть утверждены в учетной политике организации (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Расходы на ремонт и замену автомобильных шин являются одной из основных статей затрат, связанных с работой автомобильного транспорта. В соответствии с п. п. 5, 6, 7, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы по поддержанию основных средств в исправном состоянии относятся к расходам по обычным видам деятельности, которые принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты и (или) кредиторской задолженности, и признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
Пример 1. Одна из шин автомобиля была повреждена при его эксплуатации и заменена водителем на запасную шину. Поврежденная шина оценена экспертной комиссией организации в 500 руб. и передана для ремонта в автосервис. Стоимость ремонта составила 600 руб. После ремонта восстановленная шина снова передана в эксплуатацию этого автомобиля.
На счетах бухгалтерского учета операции по ремонту автомобильных шин (без их замены) следует отразить следующими записями.
Пример 2. Одна из шин автомобиля была повреждена при его эксплуатации и заменена водителем на запасную шину. Поврежденная шина оценена экспертной комиссией организации в 500 руб. и передана для восстановления в автосервис. Со склада водителю выдана новая шина (в качестве запасной), фактическая себестоимость которой составляет 4000 руб.
В бухгалтерском учете операции по замене старой шины на новую отражаются следующими записями:
Д-т 26, К-т 10-5-1 — 4000 руб. — учтены расходы по переданной в эксплуатацию автошине;
Д-т 012 — 4000 руб. — принята на забалансовый учет шина, переданная в эксплуатацию.
Если происходит замена изношенных шин, то на основании п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль на дату передачи их в использование, т.е. на дату установки шин на автомобиль.
Следует отметить, что для целей налогового учета ни ст. 254, ни пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержат требований по учету пробега автомобильных шин в обоснование расходов по их замене при износе. Вместе с тем понесенные предпринимателем расходы на приобретение новых шин должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. быть экономически обоснованны и документально подтверждены.
Сезонная замена шин. В зимний сезон замена летних шин на зимние является необходимым условием поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, поскольку зимние шины позволяют автомобилю свободно двигаться на обледенелых и заснеженных дорогах. Использование зимних шин в летний сезон может привести к аварийной ситуации, поскольку по сравнению с летними они снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные качества автомобиля.
Поэтому замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания эксплуатационных свойств этого объекта (п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
Особенность организации учета сезонных шин заключается в том, что они снимаются с эксплуатации не в связи с утратой своих потребительских свойств, а в зависимости от смены сезона.
Шины, которые были сняты с автомобиля в связи со сменой сезона, по мнению автора, необходимо оприходовать на склад по стоимости, рассчитанной с учетом износа, определенного с учетом применения норм эксплуатационного пробега.
Оприходование сезонных шин в бухгалтерском учете организации следует отражать по дебету счета 10-5, субсчет «Автомобильные шины в запасе», в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат. Таким образом, производится уменьшение расходов текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин.
При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете организации производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат на основании п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания N 119н). При этом списанные в расходы автомобильные шины необходимо принять на забалансовый учет.
В целях налогового учета после окончания сезона переданные на склад шины на основании п. 6 ст. 254 НК РФ можно рассматривать как часть материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утративших потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства). В таком случае на стоимость автомобильных шин в налоговом учете уменьшается сумма материальных расходов. Оценка возвращаемых из эксплуатации шин, в случае если они могут быть использованы для основного производства, производится по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования). При этом цена возможного использования может определяться, как и в бухгалтерском учете, с учетом износа, определяемого исходя из пробега.
Складской учет шин
Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9-р, утратили силу еще в 2008 году, но в настоящее время на смену так ничего и не утверждено. Возникает закономерный вопрос: как же следует производить учет автомобильных шин?
В отмененном документе содержались очень полезные указания для учета автомобильных шин. Поэтому организациям можно рекомендовать взять их за основу: норм закона они таким образом не нарушат.
Напомним основные моменты учета шин согласно Правилам № АЭ 001-04.
На каждую шину заводится Карточка учета работы шины. Причем заводить Карточку надо и на ту, что поступила вместе с автомобилем, и на ту, которая установлена на автотранспортном средстве позже. Карточка ведется до выхода шины из строя. Форма Карточки приведена в приложении к Правилам.
В карточке нужно указать порядковый номер, дату изготовления и фирму — изготовителя шины. Кроме того, в ней отмечается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений), ежемесячно вносится фактический пробег и остаточная высота рисунка протектора.
Когда шина снимается с эксплуатации, в Карточке учета работы шины необходимо указать:
— | дату демонтажа; |
— | полный пробег; |
— | причину снятия, установленную комиссией; |
— | остаточную высоту рисунка протектора; |
— | куда направлена шина. |
Снятые с эксплуатации шины могут направляться в ремонт, на восстановление, дополнительную нарезку рисунка протектора или сдаваться в утиль. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же Карточке. А вот на восстановленную шину или шину с углубленным рисунком протектора заводится новая карточка.
Если шины направляются на восстановление, на углубление рисунка протектора или в утиль, то Карточка учета работы шины закрывается и является актом на списание шины. На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые Карточки учета их работы. Пробег шины с углубленным рисунком протектора нарезкой начинается с нуля в ранее заведенной Карточке учета работы шины, а при обезличенной нарезке заводится новая карточка учета.
Списание автомобильных шин
Каждая автомобильная шина имеет нормативный пробег, при достижении которого шины должны быть списаны в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Кроме того, шины должны быть списаны, если присутствуют неисправности и условия, при которых Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 «О правилах дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств. К таким неисправностям согласно п. 5.1 приведенного в данном документе Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, относят превышение норматива остаточной высоты рисунка протектора (для легковых автомобилей — менее 1,6 мм, для грузовых автомобилей — 1 мм, для автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм).
Утилизация изношенных шин. Автомобильные шины, не соответствующие указанным требованиям, подлежат списанию по решению комиссии. Они приходуются на склад по стоимости утильсырья.
Утилизация непригодных к использованию шин может производиться путем заключения договора со специализированной организацией, занимающейся утилизацией шин. К дефектному акту и акту на списание необходимо приложить документ, подтверждающий сдачу шины в специализированную организацию, чтобы избежать штрафов со стороны экологической инспекции.
На склад такие шины приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы. Наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитывается на субсчете 10-6 «Прочие материалы» как утильсырье.
Списанные в утиль шины приходуются на склад организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей согласно п. 129 Методических указаний N 119н. Их стоимость определяется организацией на основании п. 111 Методических указаний N 119н исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи). При этом стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.
Поступления от продажи изношенных автомобильных шин на основании п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, признаются операционными доходами и учитываются на счете 91-1 «Прочие доходы».
Пример 3. ООО «Сигма» в ноябре 2010 г. приходует 4 автомобильные шины в условной оценке — 19 100 руб., снятые с автомобилей. Шины признаны непригодными к дальнейшему использованию и не подлежащими восстановлению в связи с полным износом. Автомобильные шины оприходованы по цене их возможной реализации организациям по сбору утильсырья, которая по решению членов комиссии составила 50 руб. за единицу. В этом же месяце все шины сданы специализированной организации за 236 руб., в том числе НДС — 36 руб.
В бухгалтерском учете списание автошин отражается следующим образом:
Д-т 10-6, К-т 20 — 200 руб. (4 x 50,00 руб.) — оприходованы на склад автомобильные шины, подлежащие сдаче в утиль;
Д-т 62, К-т 91-1 — 200 руб. — признан доход от сдачи автошин в утиль;
Д-т 62, К-т 68 — 36 руб. — начислен НДС с реализации автошин;
Д-т 91-2, К-т 10-6-1 — 200 руб. — списана учетная стоимость изношенных автошин;
К-т 012 — 19 100 руб. (1 шт. x 6000 руб.; 1 x 4500 руб.; 1 x 3000 руб.; 1 x 5600 руб.) — сняты с забалансового учета шины, принятые в условной оценке.
Доходы от реализации автошин в целях исчисления налога на прибыль на основании ст. 249 НК РФ. Датой получения дохода от реализации имущества при использовании организацией метода начисления считается день реализации этого имущества, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств в оплату имущества (п. 3 ст. 271 НК РФ). Полученные доходы уменьшаются на стоимость изношенных шин, а также иных расходов, связанных с их реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ).
Досрочное списание автошин. В случае досрочного износа автошин необходимо выяснить причины возникновения такой ситуации, а затем во избежание дорожно-транспортных происшествий списать их на основании заключения экспертной комиссии.
Если будет доказана вина водителя (работника, ответственного за сохранность автошины) в порче автомобильных шин, их стоимость должна быть возмещена.
Операции по выбытию таких шин на счетах бухгалтерского учета не отражаются, так как на момент порчи на балансе они не учитывались и их стоимость включена в расходы по обычным видам деятельности в момент передачи шин в эксплуатацию.
При этом испорченные автомобильные шины следует списать с забалансового счета 012 «Автомобильные шины в эксплуатации». Сумма возмещения, полученного от работника, согласно п. 8 ПБУ 9/99 признается внереализационным доходом и отражается по счету 91-1 «Прочие доходы».
Нормы пробега автомобильных шин от Министерства Транспорта в 2021
Нормы пробега автомобильных шин расчитаны установлены Минтрансом. Документ был утвержден 04.04.2002г., действует и сегодня, в 2021 и 2021 гг. Нормы пробега шин автотранспортных средств рассчитываются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.
В таблице представлена эксплуатационная норма пробега шин легковых автомобилей:
N п/п | Базовая модель автомобиля | Обозначение (типоразмер) шины | Модель шины | Среднестатистический пробег шины, тыс. км |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Автомобили отечественного производства и стран — членов СНГ | ||||
1. | ВАЗ-1111 «Ока» и модификации | 135/80R12 | БИ-308 | 35 |
2. | ВАЗ-2101, -2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107, -2108, -2109 и модификации | 155-13/6, 15-13 | И-151 | 40 |
165-13/6, 45-13 | АИ-168У, М-145, С-110, Вл-20, VS-2 | 40 | ||
165/70R13 | Бл-85, ВС-11, ВС-2, Бц-19, Я-508, КАМА-205, КАМА-503, МР-8 | 45 | ||
165/80R13 | МИ-16-1, МИ-16, Я-370, Я-515 | 45 | ||
175/70R13 | Бл-85, ВС-4, ВС-11, ВС-20, 10В, VS-12, М-202, М-204, Я-380, Я-458, Я-545, Я-552, И-391, БИ-391, ВлИ-391 | 45 | ||
М-232, О-78, Я-400, 15В, SPT-4 | 40 | |||
185/65R13 | БЦ-13, БЦ-16, К-161, К-177 | 45 | ||
3. | ВАЗ-2121 «Нива» и модификации | 175-16/6,95-16 | Вл-21, ВлИ-5 | 45 |
175/80R16 | Я-457 | 45 | ||
ВЛИ-10 | 40 | |||
185/75R16 | К-156 | 45 | ||
VS-17, Вл-53 | 40 | |||
4. | ГАЗ-24 и модификации | 7,35-14 | ИД-195, АИД-23, ВЛ-14, ВЛ-20 | 40 |
5. | ГАЗ-3102, -31013, -31029, -3105, -33029, -24 и модификации | 205/70R14 | ИД-220, ОИ-297, ИЛ-259, VS-1, КАМА-ART, КС-2, БЦИД-220, БЦ-1, И-371, И-503, НР-60, ЛМ-2, Бел-59, Я-426, Я-440, Я-436 | 50 |
М-227, М-217 | 45 | |||
6. | ГАЗ-3110 и модификации | 195/65R15 | Л-8, КАМА Nicola, КАМА Grant, Я-437, Я-456, И-501 | 50 |
7. | ГАЗ-14 «Чайка» | 9,35-15 | ИЛ-126, ИЛ-137 | 24 |
8. | ЗАЗ-968, -1102 и модификации | 155/70R13 | Бц-11, БЛ-85, БЛ-85-1 | 45 |
6,15-13 | И-151 | 40 | ||
9. | ИЖ-2125, -2126, -2715, Москвич-408, -412, -423, -424, -427, -2136, -2140 и модификации | 6,45-13 | М-145, Вл-20, БЦС-1, С-110 | 40 |
165/70R13 | Я-370 | 40 | ||
165/80R13 | МИ-16, М-190, Я-370 | 45 | ||
Вл-14, АИ-168У | 40 | |||
175/70R13 | ИН-251, 10В, ВлИ-391, И-391, БИ-391, Я-402 | 45 | ||
Я-400, С-129, SPT-4 | 40 | |||
10. | Москвич-2141 и модификации | 165/80R14 | МИ-180 | 45 |
185/65R14 | БЦ-5, И-394, БИ-394, М-239, 26В, К-187, Я-438, Я-460, Я-523, Я-540, VS-18 | 50 | ||
Автомобили зарубежного производства | ||||
1. | BMW различных модификаций | 185/65R15, 195/65R15, 205/60R14 | шины зарубежного производства | 50 |
2. | Chevrolet различных модификаций | 195/70R14, 185/70R14, 235/55R15 | шины зарубежного производства | 50 |
3. | Daewoo различных модификаций | 175/70R13, 185/65R14 | шины зарубежного производства | 45 |
4. | Ford различных модификаций | 175/70R13, 185/65R13, 185/65R14, 185/70R14, 185/75R14, 195/70R14 | шины зарубежного производства | 55 |
5. | Hyundai различных модификаций | 195/70R14, 195/75R14, 205/60R15 | шины зарубежного производства | 40 |
6. | Honda различных модификаций | 185/70R14, 205/65R14, 185/65R15, 195/60R15, 185/65R15, 205/65R15 | шины зарубежного производства | 50 |
7. | Kia различных модификаций | 165/70R13, 175/70R13, 195/75R14 | шины зарубежного производства | 45 |
8. | Mercedes Benz различных модификаций | 185/70R14, 195/65R14, 195/75R14, 195/65R15, 205/60R15, 205/65R15 | шины зарубежного производства | 50 |
9. | Opel различных модификаций | 185/70R14, 195/70R14, 225/70R15, 225/75R16, 235/75R16 | шины зарубежного производства | 60 |
10. | SAAB различных модификаций | 185/65R15, 195/60R15, 205/65R15 | шины зарубежного производства | 40 |
11. | Renault различных модификаций | 175/70R13, 195/65R14 | шины зарубежного производства | 55 |
12. | Toyota различных модификаций | 165/70R13, 175/70R13, 195/70R14, 185/80R14 | шины зарубежного производства | 50 |
13. | Volkswagen различных модификаций | 165/70R13, 175/70R13, 185/65R14, 185/70R14, 205/70R14 | шины зарубежного производства | 55 |
14. | Volvo различных модификаций | 185/60R15, 185/65R15, 185/70R15, 195/70R15, 205/65R15 | шины зарубежного производства | 50 |
Оценка срока использования автомобильной резины — верить ли производителю
В большинстве случаев производитель, указывая срок использования авторезины в сезонах или километрах пробега, предоставляет гарантию на данные контрольные цифры. В таких случаях эта информация о сроке является с большей долей вероятности достоверной, так как при преждевременном износе резины производитель обязуется предоставить новый комплект или вернуть деньги. Действует данное правило только в случае с оригинальными автопокрышками. Во-первых, производитель не несет никакой ответственности, если шины были куплены не у официального дилера, а, во-вторых, реплики отличаются повышенным износом. Их показатели износоустойчивости к показателям оригинальных моделей не имеют никакого отношения.
Среднестатистический пробег шин легковых автомобилей
Среднестатистический срок жизни автошин — около 5-10 лет в зависимости от сезона их использования.
В России из-за посредственного состояния автодорог данный показатель на практике значительно ниже. Рекомендуется менять авторезину каждые 3-4 года эксплуатации.
Износ автошин возможно вычислить:
- По индикаторам на протекторе — при истирании протектора до этого уровня шины требуют срочной замены.
- На поверхности покрышек могут быть нанесены цифры, определяющие уровень износа. В зависимости от цифры можно определить, требуется ли замена.
- При помощи замера протектора глубиномером.
Нормы эксплуатации автомобильных шин
На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.
Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:
- Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
- Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
- Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
- Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
- Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.
Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.
Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.
Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.
Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.
Механическое измельчение шины
При окончании срока службы шин легковушек, необходимо их правильно утилизировать, есть несколько качественных способов. При измельчении шины получается резиновая крошка, которая используется в строительстве и промышленности. Ее добавляют при изготовлении различных покрытий, для изготовления технических изделий из резины, добавляют в кровлю, используют для изготовления железнодорожных шпал и прокладок. Измельчение шин также бывает нескольких видов:
- Бародеструкция – измельчение покрышек на крупные части и продавливание резины прессом для отделения металлокорда. Крошка получается диаметром 0,8мм.
- Обработка озоном – изношенные шины в специальной камере шины обрабатывают озоном, получается крошка диаметром 0,1 – 0,2мм.
- Криогенный метод – куски шин с высоким пробегом охлаждают и истирают в крошку.
- Измельчение взрывом.
Механическое измельчение резиновых шин считается экологическим способом переработки, но для него нужно достаточно дорогое оборудование. На сгеодняшний день способом механического воздействия на шины с высоким пробегом распространяется именно этот способ.
Химическая переработка и изменение химической структуры шины
Среди химических методов переработки шин с высоким пробегом распространены такие виды, как:
- Пиролиз – шины термически разлагаются в специальном оборудовании для получения тепловой энергии, которая применяется в металлургической промышленности.
- Сжигание или термодеструкция — в цементных печах резиновые шины заменяют топливо.
- Растворение – изношенную резину растворяют и получают сырье для химической промышленности.
Эта технология переработки шин считается эффективной, но минус в токсичных выбросах. На производстве необходимо ставить очистительные установки, которые являются недешевыми приобретениями.
Конечно, в таком трудоемком деле, как переработка изношенных шин у данных технологий есть свои плюсы и минусы, но главное преимущество в том, что можно помочь решить экологическую проблему больших городов.
Учет износа и замены автомобильных шин
Допускается рассматривать смену непригодных (сношенных) указанных запчастей как составляющую часть ремонта. Тогда следует производить списание на издержки производства и траты на починку объекта основного средства. Связанные с ремонтом расходы отображаются бухгалтерией по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета понесенных трат. Так, ДТ 20, 26, 44, КТ 10, субсчет «Шина в подотчете» отображает учет цены сезонных запчастей автотранспорта в тратах по обычной деятельности после их износа.
Изношенные автомобильные запчасти, которые подлежат модернизации, ремонту, реконструкции, числятся за складским помещением. Их учет ведется на субсчете «Автошины, подлежащие восстановлению», «Материалы, отданные на переработку». Цена отображается так: ДТ 10, субсчет «Автошина на восстановление», КТ 91-1.
Смена сезонных шин автотранспорта является составной частью содержания основного средства, направленной на поддержание характеристик авто в должном состоянии. Связанные с этим расходы признаются тратами по обычной деятельности. Их бухгалтерия отображает по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета производственных трат (относят к расходам на обслуживание).
Но при замене сезонных запчастей и отправке их в складское помещение цена их относится на снижение трат по текущей деятельности: ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Шины в подотчете». Для отображения замены летних, зимних шин автотранспорта применяются контировки по счету 10. К примеру, при сборке зимних цена введенных в пользование шин автотранспорта отображается так: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».
По завершении сезона производится снятие зимних и сборка летних запчастей. Для отображения цены снятого зимнего варианта используется контировка: ДТ 10, субсчет «Запасная шина», КТ 10 «Автошина в подотчете». Цена собранного летнего варианта взамен зимнего будет отображаться контировкой: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».
Пример 1. Учет стоимости всесезонных автомобильных шин при их покупке
ООО «Феликс» был приобретен набор всесезонных шин для автотранспортного средства. Практически сразу же изношенные запчасти заменили новыми, только что купленными. Бухгалтерская служба отобразила все действия контировками.
ДТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины»,
Пример 2. Отображение замены сношенных автомобильных шин в бухучете
Руководителем организации назначена комиссия из числа должностных лиц с целью проверки технического состояния автошин. Во время ее проведения проверяющие признали установленные детали на авто непригодными для эксплуатации. По результатам был составлен акт на списание материалов. Согласно ему полностью сношенные запчасти следует отправить на утилизацию, а взамен их установить новые.
В учетной карточке при выводе запчастей из пользования отмечаются время и основание демонтажа, единый пробег и направление на утилизацию. Замена автошин отображается следующим образом: ДТ 20, КТ 10, субсчет «Эксплуатируемая автошина» (учет цены непригодных запчастей в тратах по обычной деятельности), ДТ 10, субсчет «Другие материалы», КТ 91-1 (учет сношенных запчастей), ДТ 10, субсчет «Автошина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная автошина» (отображение цены установленных запчастей).
Распространенные ошибки бюджетников при ведении бухучета
Ошибка 1. Новые автошины, которые покупались как запчасти, отдельно от машины, для замены сношенных (непригодных), учитывают исключительно среди прочих мат. запасов. Вопреки ошибочному мнению их как основное средство учитывать просто нельзя. И срок их службы тут ничего не решает. Собственно смена одной детали на другую здесь расценивается как ремонт ТС.
Если же изношенные автошины еще можно отремонтировать, то стоимость ремонтных работ включают в траты, отображая: ДТ 1 401 01 225 “Траты по содержанию “, 2 106 04 340 “Повышение цены изготовления” КТ 1 (2) 302 08 730 “Повышение кредиторского долга по расчетам”.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1: Как снять с учета автошину с большим пробегом, которая долгое время эксплуатировалась?
Пробег сам по себе не может являться причиной для ее списания либо замены. Посему если она технически исправна и может еще эксплуатироваться, то снимать ее для сдачи в утиль, на восстановление и иных целей, не нужно. Иными словами, этого быть не должно.
Особенности учета сезонных, летних и зимних шин у автотранспорта
Содержание
- Принципы бухгалтерского учета автошин
- Налоговый учет автошин
- Учетная документация по работе автошин
- Норма эксплуатационного пробега для списания
- Учет износа и замены автомобильных шин
- Пример 1. Учет стоимости всесезонных автомобильных шин при их покупке
- Пример 2. Отображение замены сношенных автомобильных шин в бухучете
- Ответы на вопросы по учету шин у автотранспорта
Бухгалтерией в учете, прежде всего, принимаются во внимание назначение шин у автотранспорта и особенности их эксплуатации. Стандартное их использование — сезонная смена либо замена изношенных и непригодных на новые. Рассмотрим в статье, как осуществляется бухгалтерский учет автошин на предприятии.
Принципы бухгалтерского учета автошин
- их количество;
- модель;
- марка резины;
- стоимость;
- размер.
Исходя из этих показателей, работниками бухгалтерии ведется раздельный учет сезонных, летних и зимних шин автотранспорта. При этом новые и бывшие в пользовании запчасти также учитываются по отдельности. Покупка, передача их в эксплуатацию и прочие операции отображаются бухгалтерской службой контировками (проводками).
ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Запасные автошины», «Новые автошины»), КТ 60 (финансовые обязательства по купленным запчастям),
ДТ 19, КТ 60 (НДС со стоимости купленного товара),
Стоимость купленных шин для автотранспорта с целью замены сношенных отображается бухгалтерской службой на счету 10 «Материалы», субсчет «Запчасти». Читайте также статью: → «Счет 10: проводки, примеры учета. Поступление и списание материалов». Тут же учитываются как эксплуатируемые, так и резервные запчасти. Для раздельного учета открываются вспомогательные субсчета третьего порядка к субсчету «Запасные автошины».
Шины автотранспорта оборотного фонда (в подотчете) учитываются раздельно от тех, которые числятся за складским помещением.
Налоговый учет автошин
При покупке машины цена установленных и запасных шин объединяется с начальной стоимостью автотранспорта (НК РФ, ст. 257). Как отдельные объекты эти запчасти на бухгалтерских счетах не значатся. Купленные отдельно шины не входят в состав приобретенного авто и не присоединяются к его стоимости. Здесь налоговый учет запчастей регламентирует Налоговый кодекс РФ:
- ст. 254 (траты плательщика на производственные и хозяйственные нужды);
- ст. 260 (реставрация основных средств);
- ст. 264 (содержание и использование служебного транспорта).
Так, к примеру, согласно налоговому законодательству отдельно купленные запчасти, можно учитывать как материальные траты на покупку материалов, необходимых для содержания основных средств. То есть, автошины в таких случаях считаются запчастями к автомобилю, учет которых ведется по их себестоимости в числе материально-производственных запасов. Траты по их ремонту можно отнести к.прочим.
Расходы рассматривают для целей налогообложения в действительном на это время налоговом периоде. Все траты при методе начисления признаются на момент сборки автошин на авто. Снятые запчасти с автотранспорта не причисляют к возвратным отходам или остаточным запасам.
Учетная документация по работе автошин
Специализированная учетная форма карточки заводится технической службой соответствующего подразделения организации по форме № 424-АПК отдельно на каждую шину автотранспорта (новую, бывшую в пользовании либо восстановленную).
Основное назначение учетной карточки — оформление движения шин в пользовании со времени их сборки до полного выхода из строя. В карточке указывается следующая информация: (нажмите для раскрытия)
- дата изготовления, производитель, цена, а также прописывается название колес и порядковый номер;
- техническое состояние (имеющиеся дефекты, повреждения);
- пробег (предыдущий — для бывших в пользовании шин, а действительный пробег за каждый месяц — для всех видов шин);
- дата замены шины, номера снятой и собранной шины;
- время демонтажа, общий пробег, данные рисунка протектора, с какой целью и по какой причине выведена из эксплуатации (в случае снятия с учета шины).
Указанные типовые учетные формы заполняются полностью и хранятся по номерам автотранспорта, а закрываются при отправлении запчасти на утилизацию.
Причиной списания либо замены шины не является ее пробег, если ее техническое состояние удовлетворительно и предполагает модернизацию, реконструкцию, ремонт, либо дальнейшую эксплуатацию. После реставрации на запчасти автотранспорта заводятся другие карточки. В единичных случаях, когда подобных карточек нет, получить некоторую информацию можно из путевого листа, который выписывается на автотранспортное средство. Читайте также статью: → «Путевой лист грузового автомобиля. Образец заполнения, бланк».
Норма эксплуатационного пробега для списания
Российским законодательством конкретные нормы по списанию шин автотранспорта не установлены. В отношении их эксплуатационного пробега применяются предписания Министерства транспорта РФ, изложенные в Письме № 03-01/10-2830ш от 24.08.2012. Таким образом, согласно письму нормы определяются производителем.
Соответственно, руководитель организации вправе разработать и утвердить нормы собственным распоряжением на основе среднестатистического пробега, используя имеющуюся информацию:
- заводского изготовителя;
- по методу определения норм пробега Временных норм (РД 3112199-1085-02) с изменениями от 07.12.2006 (в ситуациях, идентичных рассматриваемой, может использоваться как образчик);
- опыт организации по эксплуатации транспорта.
Так, согласно стандартам РД 3112199-1085-02 установленная организацией норма пробега не должна быть менее 25% среднего параметра пробега.
В любом случае самостоятельные разработки по нормам должны быть финансово оправданными и документально удостоверенными.
Учет износа и замены автомобильных шин
Допускается рассматривать смену непригодных (сношенных) указанных запчастей как составляющую часть ремонта. Тогда следует производить списание на издержки производства и траты на починку объекта основного средства. Связанные с ремонтом расходы отображаются бухгалтерией по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета понесенных трат. Так, ДТ 20, 26, 44, КТ 10, субсчет «Шина в подотчете» отображает учет цены сезонных запчастей автотранспорта в тратах по обычной деятельности после их износа.
Изношенные автомобильные запчасти, которые подлежат модернизации, ремонту, реконструкции, числятся за складским помещением. Их учет ведется на субсчете «Автошины, подлежащие восстановлению», «Материалы, отданные на переработку». Цена отображается так: ДТ 10, субсчет «Автошина на восстановление», КТ 91-1.
Смена сезонных шин автотранспорта является составной частью содержания основного средства, направленной на поддержание характеристик авто в должном состоянии. Связанные с этим расходы признаются тратами по обычной деятельности. Их бухгалтерия отображает по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета производственных трат (относят к расходам на обслуживание).
Но при замене сезонных запчастей и отправке их в складское помещение цена их относится на снижение трат по текущей деятельности: ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Шины в подотчете». Для отображения замены летних, зимних шин автотранспорта применяются контировки по счету 10. К примеру, при сборке зимних цена введенных в пользование шин автотранспорта отображается так: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».
По завершении сезона производится снятие зимних и сборка летних запчастей. Для отображения цены снятого зимнего варианта используется контировка: ДТ 10, субсчет «Запасная шина», КТ 10 «Автошина в подотчете». Цена собранного летнего варианта взамен зимнего будет отображаться контировкой: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».
Пример 1. Учет стоимости всесезонных автомобильных шин при их покупке
ООО «Феликс» был приобретен набор всесезонных шин для автотранспортного средства. Практически сразу же изношенные запчасти заменили новыми, только что купленными. Бухгалтерская служба отобразила все действия контировками.
Пример 2. Отображение замены сношенных автомобильных шин в бухучете
Руководителем организации назначена комиссия из числа должностных лиц с целью проверки технического состояния автошин. Во время ее проведения проверяющие признали установленные детали на авто непригодными для эксплуатации. По результатам был составлен акт на списание материалов. Согласно ему полностью сношенные запчасти следует отправить на утилизацию, а взамен их установить новые.
В учетной карточке при выводе запчастей из пользования отмечаются время и основание демонтажа, единый пробег и направление на утилизацию. Замена автошин отображается следующим образом: ДТ 20, КТ 10, субсчет «Эксплуатируемая автошина» (учет цены непригодных запчастей в тратах по обычной деятельности), ДТ 10, субсчет «Другие материалы», КТ 91-1 (учет сношенных запчастей), ДТ 10, субсчет «Автошина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная автошина» (отображение цены установленных запчастей).
Ответы на вопросы по учету шин у автотранспорта
Вопрос №1. Как учитываются расходы по утилизации непригодных для пользования шин автотранспорта, исчисляют ли с них налоги?
Траты, связанные с утилизацией отходов, причисляются к расходам по текущей деятельности. На них тоже распространяется налогообложение.
Вопрос №2. Что представляет собой акт на списание, утилизацию автомобильных шин?
Используется общепринятая форма, которая включает сведения о назначенном составе комиссии, проведенном осмотре. Акт содержит полную информацию о характеристиках осмотренного объекта (заводской номер, общий пробег, размер, модель и т. д.). Проверяющие устанавливают техническую непригодность запчастей для автотранспорта, тут же указывают причины. Затем решают вывести их из эксплуатации и отправить в утиль. Готовый акт визируется председательствующим и остальными компетентными лицами из числа комиссии.
Вопрос №3. Какими нормативными документами можно руководствоваться при учете основных средств?
Работнику бухгалтерии следует взять на вооружение «Методические указания по бухучету основных средств», которые утверждены приказом Министерства финансов РФ № 91н от 13 октября 2003 г. Сейчас активно применяется редакция от 24.12.2010. Она освещает вопросы оценки, амортизации, содержания, восстановления и выбытия основных средств.
Вопрос №4. Можно ли не заводить учетную карточку на автомобильные шины?
Ведение учетной формы карточки, применение эксплуатационных норм пробега — обязательные составляющие эксплуатации автошин, используемые на предприятиях. Не делать это вправе только те владельцы транспортных средств, которые занимаются перевозкой грузов, пассажиров для личных нужд.
Вопрос №5. Как производится досрочное списание автомобильных шин по причине их испорченности и их учет на счетах?
Для подобных действий должно быть основание — заключение экспертной комиссии. Если автомобильные шины испорчены и установлено виновное лицо, то цена запчастей им компенсируется. Возмещаемая сумма считается внереализационной и относится к прочим доходам. Выбытие в таких ситуациях на счетах не отображается. Просто испорченное имущество списывают с внебалансового счета («Эксплуатируемые шины»).
Как оприходовать шины в 1с
Порядок учета автомобильных шин различается в зависимости от того, приобретены они вместе с автомобилем или к уже использующемуся.
Если шины покупаются в комплекте с авто или отдельно, но до его ввода в эксплуатацию, их стоимость включается в его первоначальную стоимость как бухгалтерском, так и в налоговом учете (п. 6-8 ПБУ 6/01, п. 10, 12 ФСБУ 6/2020, п. 9, подп. «а» п. 10 ФСБУ 26/2020, п. 1 ст. 257 НК РФ).
Как учитывать ОС в соответствии с новыми стандартами бухучета 6/2020 и 26/2020, которые обязательны к применению с 2022 года, подробно разъясняется в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
При покупке шин к уже эксплуатируемому автомобилю они приходуются и учитываются в качестве материальных запасов.
Важно! Шины не увеличивают первоначальную стоимость ТС, поскольку их замена не является модернизацией, достройкой, дообрудованием. Сами по себе даже дорогостоящие шины со сроком использования свыше года не признаются ОС, а относятся к матрасходам (см. подп. «а» п. 3 ФСБУ 5/2019, п. 1 ст. 257 НК РФ).
Приходуют шины на счет 10.5 (см. комментарий к счету 10 в Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н):
Дебет 10.5 Кредит 60.
При установке на автомобиль стоимость шин относят на затраты:
Дебет 20 (23, 25, 26) Кредит 10.5.
Если автомобиль используется для управленческих нужд допустимо сразу списать шины на счет 26, закрепив такой порядок в учетной политике (п. 2 ФСБУ 5/2019):
Дебет 26 Кредит 60.
Для контроля за наличием шин организуется их забалансовый учет — на счете 012. В качестве документального сопровождения шин на протяжении срока их эксплуатации рекомендуется вести карточку учета. Утвержденной формы нет, можно разработать свою.
Рекомендуем образец карточки учета работы автомобильной шины от экспертов КонсультантПлюс. Скачать ее можно бесплатно, оформив пробный доступ:
В налоговом учете шины списываются в составе материальных расходов, связанных с обслуживанием ОС на дату их отпуска для установки (подп. 2 п. 1 ст. 253, подп. 4 п. 1 ст. 254 НК).
Как учитывать шины, снятые с автомашин по окончании сезона? Рекомендации есть в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
–Рубрики
- Новости 1С (622)
- Блог бухгалтера (615)
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Постоянные читатели
- Все (13)
–Статистика
Учет в 1С Бухгалтерии шин, купленных без автомобиля
Правилами дорожного движения установлено, что для каждого сезона должен быть свой комплект шин, поэтому часто компании приобретают дополнительные комплекты отдельно от автомобиля, на который они устанавливаются. Стандартным подходом в организации регламентированных видов учета таких автошин считается включение расходов на их приобретение в себестоимость в момент начала эксплуатации (первой установки на транспортное средство). Все последующие перемещения шин (на склад после окончания сезона и со склада при начале нового) не следует отражать в бухгалтерском и налоговом учете.
Порядок учета автошин в 1С Бухгалтерия
Чтобы корректно отразить в программе движение шин, необходимо знать:
- их стоимость;
- режим налогообложения (общий, упрощенный или специальные налоговые режимы);
- систему уплаты налогов, которой пользуются контрагенты (как поставщик товара, так и сервис, в котором производилась их замена, если компания пользовалась услугами специализированной организации);
- вид деятельности организации;
- порядок отнесения на расходы в бухгалтерском и налоговом учете стоимости автомобильных шин (как правило, цена списывается на расходы в момент первой их установки на автомобиль, а дальнейшее перемещение ТМЦ не отражается);
- для целей налогового учета, расходы на приобретение автошин отдельно от транспортного средства относятся к категории прочих (например, на содержание автомобилей для служебного пользования).
- метод отражения операций (как правило, по начислению).
Порядок отражения поступления автошин в 1С Бухгалтерии
Для проведения данной операции используется накладная. Ее рекомендуется заполнять следующим образом:
- Новый документ создается в разделе с операциями по покупке любых товаров или услуг.
- Видом операции, оформляемой документом, является накладная при оприходовании товара.
- Документ необходимо заполнять на основании сведений, содержащихся в форме, переданной поставщиком (в частности, обязательно указывается номер и дата накладной, наименование поставщика, реквизиты договора, склад, куда приняты шины). Следует обязательно проверить корректность указания счетов учета и сроков произведения платежей за поставленный товар.
- В табличную часть необходимо внести данные о поступивших шинах. Элемент должен быть внесен в номенклатурный справочник организации. Если он отсутствует, то его потребуется создать. Он будет учитываться на счете 10.05. При необходимости для таких товаров можно создать отдельную номенклатурную группу для настройки параметров ведения учета и облегчения процедуры заполнения форм. Также в таблице необходимо указать количество, сумму, цену и величину НДС по поставленным товарам.
- По завершении внесения данных в документ, его требуется провести.
Рекомендуется проверить правильность содержания проводок. Для этого используется стандартная процедура в 1С Бухгалтерии 8.3.
При принятии НДС к вычету в программе используется полученный счет-фактура:
- Он формируется с помощью указания реквизитов, переданного поставщиком документа при внесении данных в накладную, и его последующей регистрации в системе. Новая форма создается автоматически, и в ней будут содержаться все необходимые сведения. Для редактирования он будет доступен по ссылке в накладной.
- Созданный счет-фактуру следует открыть, проверить корректность заполнения всех полей и наличие флажка, устанавливающего обязательность его отражения в соответствующем регистре регламентированных видов учета. Если такой флажок отсутствует, то потребуется создавать отдельный документ, чтобы соответствующая запись появилась в книге покупок.
- При внесении изменений в счет-фактуру, необходимо их сохранить.
Рекомендуется также проверить корректность движения документа.
Также следует сформировать книгу покупок из соответствующего раздела меню 1С Бухгалтерии.
Отражение передачи автошин в эксплуатацию в 1С Бухгалтерии
Для данной операции используется требование-накладная. Особенности ее заполнения следующие:
- Расположена она в разделе меню с производственными документами.
- При создании новой формы флажок для распределения затрат по приобретению материалов на разные статьи и счета следует устанавливать, если такая потребность есть. В большинстве случаев, ТМЦ учитываются стандартно, и флажок ставить не нужно.
- Табличная часть заполняется с использованием функции добавления. Счет учета ТМЦ – 10.05, где отражаются все запасные части.
- Счет затрат устанавливается в соответствии с учетной политикой компании. Выбирается то значение, которое используется при списании расходов на эксплуатацию и ремонт транспортного средства.
- После внесения всех необходимых сведений, документ проводится. При необходимости его можно напечатать.
Проверить корректность создания проводок можно стандартным путем.
Регистрация услуг автосервиса по установке шин в 1С Бухгалтерии
Для данной операции используется акт оказанных услуг. Он расположен в том же разделе меню 1С Бухгалтерии, что и накладная, и порядок его заполнения аналогичный. Единственное, чем он отличается, это видом номенклатуры, который фиксируется в табличной части и счетом учета. По завершению заполнения, документ также проводится. Проверить, насколько корректно ведется в 1С Бухгалтерии учет, можно стандартным способом.
Как правильно организовать учет автошин?
В предложенном материале рассказано об организации учета таких комплектующих к автомобилю, как шины, приведены особенности отражения на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операций по их приобретению, установке (замене) и списанию.
Организация учетного процесса.
В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:
- формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
- порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
- перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.
При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:
- Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
- Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.
Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.
Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.
Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.
Принятие автошин к учету.
Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.
В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н [1] ).
Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).
Согласно Указаниям № 65н [2] расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:
Источник https://zarplatto.ru/buhgalterskij-ushet-avtochin-provodki-kartoshka-usheta-nalogi/
Источник https://online-buhuchet.ru/buxgalterskij-uchet-avtoshin/
Источник https://chinasklad.ru/novosti/kak-oprihodovat-shiny-v-1s.html