Газ или бензин: за и против
При выборе автомобиля владельцы стараются учитывать различные факторы: комфорт, грузоподъемность, мощность. Но немаловажной особенностью является и то, какой вид топлива потребляет транспортное средство. От этой характеристики зависят виды и стоимость дальнейшего обслуживания, а также характер поведения авто и способы его эксплуатации.
Большинство машин с конвейеров автоконцернов выходят с бензиновыми или дизельными силовыми агрегатами. Не многие современные производители ставят в качестве «родной» топливной системы газовые установки. В статье мы рассмотрим преимущества и недостатки газобаллонного оборудования (ГБО), а также выясним, что выбрать: газ или бензин и что лучше для мотора.
Почему выбирают бензин
Достоинства использования бензина может назвать практический любой опытный водитель. Ведь многие из них хорошо знают конструкцию собственного мотора и способны часто починить многие неполадки самостоятельно. В качестве положительного момента стоит выделить и большое количество заправочных станций, предлагающих любому водителя купить и залить хоть в канистру, хоть прямо в бензобак бензин разных марок.
Даже если что-то в моторе сломается, легко найти ближайший сервис по обслуживанию бензиновых силовых установок. Большинство специалистов на крупных станциях имеют узкую специализацию и большой опыт работы с разными моделями машин. Поэтому ремонт часто будет быстрым и качественным.
Принято считать, что авто с бензиновыми моторами более безопасны, чем те, которые в качестве топлива используют сжиженный газ. Хотя эти проблемы обычно появляются при установке ГБО у непрофессионалов.
Также водители предпочитают бензиновые установки и из-за их широкого распространения. Можно самостоятельно провести тест и пройтись по салонам в поисках авто с ГБО или полистать страницы сайтов с продажей автомобилей.
Однако, европейские концерны занимаются выпуском автомобилей с газовым оборудованием под капотом. И это не только городской общественный транспорт, но и легковые машины. Для них не является актуальным вопрос: бензин или газ, за и против.
Устройство и работа ГБО
Сегодняшние системы кардинально отличаются от устройств пяти- или десятилетней давности. За последнее время сменилось несколько поколений ГБО.
Схема устройства ГБО
Общим можно назвать отсутствие топливного насоса, ведь в баллоне газ находится уже под давлением в 8 атмосфер. Этого вполне хватает для самостоятельной подачи топлива.
Конструкционные изменения в автомобиле
При установке нового четвертого поколения ГБО, подключение редуктора проводится в разрыв систем охлаждения, и во впускном коллекторе делается врезка газовых форсунок.
В старых ГБО для блокировки подачи топлива устанавливался дополнительный электромагнитный клапан.
Больше никакого конструкционного изменения с автомобилем не происходит. Поэтому авто может одинаково успешно пользоваться как бензиновым топливом, так и газовым. При желании можно безболезненно демонтировать надстройку и вернуться к монотопливному режиму.
Читайте также: Как буксировать машину с коробкой автомат с неработающим двигателем
Применение баллонов
Есть два основных типоразмера баллонов: цилиндрический и тороидальный. Выбирать можно тот, который больше соответствует конструкционным особенностям автомобиля.
Цилиндрический
Внешне схож с домашним газовым баллоном. Разница только в длине и диаметре. Может быть от 20 до 90 литров. Установка их обычно проводится за задними пассажирскими креслами, между арками с помощью фиксирующих лент. Иногда крепление допускается под днищем авто.
Внешний вид баллона в багажнике
Тороидальные
Емкость немного напоминает большую таблетку. Размер ее, как правило, сопоставим с запасным колесом. Крепление проводится также вместо запасного колеса. Из ниши колесо можно убрать совсем, а вместо него в багажнике возить небольшую «докатку».
Мультиклапан
Для установки мультиклапана каждый баллон имеет стандартное отверстие. Клапан разделен на два блока: для подключения заправочного оборудования и для расходного потока в блок цилиндров. Поэтому для заправки не нужно ничего демонтировать. Там же зафиксирован и поплавок, обозначающий уровень заправки баллона.
Можно вывести показания уровня газа в салон, но это редко кому бывает нужно. Ведь в баке всегда есть еще и бензин, не позволяющий остаться посредине дороги без топлива. Заправку желательно проводить до максимальных допустимых значений. Но не перекачивать. Так как это может привести к взрыву емкости.
Положительные моменты от перехода на газ
Одним из основных поводов перехода на ГБО считается его финансовая экономичность. Соотношение цен на бензин и газ выдерживается уже давно примерно 2 к 1.
При этом потребление газа автомобилем сопоставимо с расходом бензина (на 1л бензина примерно 1,1л газа).
При средней эксплуатации авто окупаемость получается за считаные месяцы. При интенсивном вождении гораздо быстрее.
В эксплуатации также есть плюсы:
- отсутствие детонации, так как у газового топлива показатель октанового числа более 100 единиц;
- уменьшен износ поршневой группы, за счет качественного перемешивания смеси и равномерного горения;
- сохранение маслом своих качеств более длительное время, в отличие от применения бензинового топлива;
- меньшее количество нагара;
- выхлопные газы чище, чем у бензина;
- пробег без дозаправки увеличивается вдвое.
Комплектация для газовой установки
Отрицательные моменты перехода на газ
При установке ГБО на новый автомобиль, транспортное средство лишается гарантийных обязательств. Исключение лишь для некоторых «китайцев», допускающим монтаж фирменного оборудования, а также для некоторых отечественных марок авто.
Мотивацией при отказе является аргумент автоконцернов о том, что машина разрабатывалась для жидкого топлива, а при работе на газу производители не могут гарантировать качественной работы всех систем.
Еще одним минусом является риск возгорания. Если монтаж выполнялся лицензированными специалистами и с помощью фирменных комплектующих, то опасность сводится к минимуму, хотя и не к нулю.
При решении вопроса с разрешительными органами потребуется зафиксировать факт нового ГБО в документах на авто.
Поэтому становить автомобиль на учет желательно после монтажа газовой установки, чтобы не платить дополнительно за переделку документов.
Читайте также: Как сделать незамерзайку в домашних условиях
Есть минус и в дискомфорте. Авто все-таки немного сбавляет в динамике. Заводская развесовка машины изменяется, из-за чего могут возникнуть проблемы с управляемостью. Приходится возить постоянно дополнительные несколько десятков килограмм. Занимается свободное место в багажнике или машина лишается запасного колеса.
Возможны проблемы или технические повреждения при эксплуатации ГБО. Ведь запуск двигателя должен проводиться с помощью бензина. Далее необходимо прогреть авто, а лишь потом переключаться на газ. Но этот минус нивелируется в установках последнего поколения. Там все делается с помощью автоматики.
Комплектация с тороидальным баллоном
Неправильная настройка газового оборудования может привести к серьезным поломкам в автомобилях, вплоть до физического повреждения впускных коллекторов.
Правила эксплуатации для получения выгоды от ГБО
Получение преимущества от установки газового оборудования можно получить при использовании систем 4 поколения. Стоимость их немного выше, но это компенсируется большей продуманностью в конструкции и управлении.
Характерной особенностью этого ГБО является то, что мотор всегда стартует на бензине.
Также в случае поломок бензинового насоса или отсутствия в баке бензина, то есть возможность завестись планово на газу. Также можно менять разные виды топлива даже во время движения авто. Для машины этот процесс практически незаметен.
При появлении запаха газа в салоне, необходимо сразу же остановиться и перекрыть вентиль. Далее надо продолжать движение на бензине до выяснения и устранения поломки.
Если установлены ранние системы ГБО, то понадобится с регулярностью примерно в 1000 км сливать конденсат из баллона.
Для заправки желательно иметь переходник между советскими штуцерами и изделиями европейского стандарта. На периферийных газовых АЗС их может не оказаться.
Что выбрать для автомобиля: газ или бензин?
Статья о том, что лучше выбрать для машины — газ или бензин: достоинства и недостатки газобаллонного оборудования. В конце статьи — видео про ГБО в автомобиле. Статья о том, что лучше выбрать для машины — газ или бензин: достоинства и недостатки газобаллонного оборудования. В конце статьи — видео про ГБО в автомобиле.
Как правило, если водитель попробовал управлять автомобилем на газу, он непременно желает перевести бензиновый мотор только на этот вид топлива. Кроме того, против использования пропан-бутановой смеси на автомобилях выступают те водители, которые по техническим причинам не смогли перевести инжектор на газ, и те, кто никогда не эксплуатировал мотор на газу.
Итак, что выбрать для автомобиля, газ или бензин? Разберем преимущества, недостатки и мифы, связанные с газовым оборудованием на авто.
Преимущества газового топлива
Стоимость
Это главный аргумент в пользу перевода бензинового мотора на использование газа — цена за литр газа ниже литра бензина, как правило, на 35-40%. Несмотря на то, что расход газа превышает расход бензина на загородной трассе, окупаемость ГБО и последующая экономия наступит не позже 18 месяцев. Чтобы уменьшить расход газового топлива, следует провести дополнительную регулировку газобаллонного комплекта.
Для сравнения: ДЭУ Lanos расходует при передвижении на городских улицах около 9 литров. При переходе на газ установка оборудования 5 поколения (примерно 360 евро) окупится за 8 месяцев при условии ежедневного пробега не менее 100 километров.
Более мощные автомобили, например Infiniti Qx56 с расходом от 22 литров в городской черте, окупят установку ГБО за 3-4 месяца.
Выхлоп
Отработанный газ считается самым экологичных химическим элементом для окружающей среды — здесь отсутствуют тяжелые металлы, сажевые частицы. Газ в три раза менее токсичен, чем выхлоп от бензинового мотора.
Сохранность мотора
В двигателе, работающем на газу, на 30% меньше изнашиваются цилиндры и поршни. Запуск мотора происходит через первый впрыск бензина, затем включается газовая установка, мотор работает плавно и значительно тише, чем на бензине. Это обеспечивается большим октановым числом, которое имеет газ в сравнении с бензином марки АИ -96.
У водителей исчезает потребность в постоянной чистке силового блока и заказе раскоксовки двигателя. При сгорании газа образуется минимальное количество нагара и золы.
Уменьшается расход масла, которое отрабатывает ресурс не за положенные 6 месяцев в бензиновом блоке, а за 10-12 месяцев, поскольку используется две топливные системы: бензиновая для старта и газовая для поддержки цикла впрыска.
Отсутствие детонации
У газовых баллонов отсутствует детонация, хотя именно миф о газовом «апокалипсисе» в машине при взрыве приводят как аргумент против использования пропановой смеси. Согласно регламенту МЧС, метан относят к самому безопасному виду топлива, и ему присвоен 4 класс безопасности. Бензин относится к легко воспламеняемым веществам и стоит на третьей позиции.
При утечках газа (что абсолютно исключено) метан испаряется, поскольку намного легче воздуха, при этом поджечь его на открытом воздухе практически невозможно — запорные вентили газовых баллонов дублируются двукратной системой безопасности. Это электрическая цепь, которая размыкает контакт и механический затвор.
Сам корпус баллона изготавливается из материала, который не подвергается деформации при аварии.
Дополнительная противоугонная система
Если в ГБО снять коммутатор, происходит автоматическая блокировка обеих топливных систем. Это лишний раз обезопасит автомобиль от угона.
Несмотря на большое преимущество и достоинства переоборудования авто на использование газового топлива, у такой установки существуют и весомые минусы.
Недостатки использования ГБО
Багажник
ГБО баллон четвертого и пятого поколения устанавливают в багажнике. Новый топливный бак занимает до 50% полезной площади. Это становится минусом, если планируются частые поездки за город с семьей.
Запах в салоне
На самом деле, неприятный запах в салоне можно считать очередным мифом об использовании газобаллонного оборудования. При своевременном сливе конденсата с редуктора никакого запаха в автомобиле не будет.
Причина появления неприятного запаха в салоне, независимо от того, какой вид топлива используется, только одна — нарушение герметичности в системе подачи топлива. При этом метан, в отличие от бензина, по своим физическим свойствам не может скапливаться в салоне или подкапотном пространстве.
Сложность в эксплуатации зимой
Это весомый минус, но только в том случае, если автомобиль редко выезжает зимой и стоит под открытым небом. Но при таких условиях бывает сложно завести и бензиновый двигатель — требуется прогревать мотор в течение 5-10 минут.
Расход на установку
Монтаж ГБО — мероприятие не из дешевых — установка оборудования пятого и шестого поколения обойдется в пределах 500 евро, при этом в автосервисах, специализирующихся на переоборудовании инжектора на газ, кредит не предусмотрен. Если выбирать по эффективности и цене, то самые дешевые установки 4 поколения. Наибольшую производительность дают ГБО 5 и 6 поколения.
Потеря мощности
Абсолютным фактом является и то, что автомобиль, работающий на газу, теряет до 10% мощности двигателя. Мотор, перерабатывая газовую смесь, дает меньше крутящего момента, но при городской эксплуатации водитель этого практически не замечает.
Если на СТО провести качественную регулировку подачи топлива через ЭБУ, то потери мощности снижаются до 3-5%. Такая же потеря наблюдается на маломощных авто и при включении, например, кондиционера.
Недостаточное количество газовых заправок
Этот недостаток может оттолкнуть автомобилистов от переоборудования своей машины, если в регионе трудно найти метановые заправки. Согласно требованиям законодательства о безопасности, газовые заправки должны быть расположены вне населенных пунктов на значительном расстоянии.
Но поскольку цена газового топлива в разы меньше, чем у бензина, перед принятием решения стоит подсчитать, как быстро окупится установка ГБО и начнется реальная экономия.
Перегорание клапанов
Высокое октановое число газа – 105 (у товарного бензина — 75-90) предотвращает возникновение детонации, но возникает вероятность быстрого перегорания выпускных клапанов за счет того, что газово-воздушная смесь горит медленнее бензиновой. Это становится актуальной проблемой для владельцев автомобилей Хонда при использовании автомобиля для дальних поездок (более 1000 км).
При частых запусках двигателя клапаны не перегорают, поскольку первый старт авто начинается с бензинового впрыска. При этом остатки микрокапель бензина остаются на тарелке клапана и седле, что отводит лишнее тепло с детали. При стабильной работе на газу теплопередача отсутствует, металл клапана подвергается постоянной эрозии, происходит потеря герметичности и исчезновение клапанных зазоров.
На сегодняшний день эта проблема актуальна лишь для моторов Хонда, некоторых марок Субару и Тойота, которые штатно предназначены только для использования бензина и позже переоборудованы на использование газа. Для внутреннего рынка Хонда выпускает отдельный ряд двигателей для работы на газу. В этих моторах предусмотрена иная геометрия впускного клапана.
Предотвратить ситуацию помогает установка «лубрикатора», который производит в коллектор систематический впрыск специального легкого масла. Дополнительная установка «лубрикатора» и покупка масла снижает экономию от использования газа на 15-20%.
Исключения из правил
Не на все бензиновые автомобили можно установить ГБО и перевести мотор на использование газа — многие двигатели, которые устанавливаются на авто для американского рынка, невозможно переоборудовать. К ним относятся: Audi A4 Allroad quattro c мотором 2,0 TFSI 225, многоцилиндровые моторы Mercedes, BMW, некоторые силовые блоки от Acura и Lexus.
Выбирая между бензином и газом, каждый водитель будет определять самостоятельно, какой вид топлива использовать. Преимущества газа бесспорны, но и бензиновые моторы еще имеют достаточно плюсов и большую армию поклонников.
Видео про ГБО в автомобиле:
Что лучше газ или бензин
«Газ или бензин?», «Стоит ли переходить с бензина на газ?», «Окупится ли газовая установка?», «Безопасен ли газ для двигателя?» — темы для бесконечных обсуждений и горячих споров на стоянках такси и маршруток, в гаражных массивах и на ютубе. В реальности оба вида топлива хороши, имеют свои минусы и выгодны при определенных условиях.
Преимущества бензина
- Лучше тяга и динамика
Жидкость намного плотнее газа. Концентрация воспламеняемых паров в камере сгорания выше, чем у пропана или метана.
- Можно хранить про запас
Любое жидкое топливо хранится в металлической канистре до 6 месяцев без потери качества. Его можно переливать в бочки, транспортировать, перемещать, возить с собой.
На 10 бензиновых приходится 1 газовая заправка. В случае с метаном соотношение еще ниже — 100 к 1.
- Лучше заводится зимой
Точнее — вообще заводится, т.к. в морозы двигатель, который «перевели» на газ, просто не запустится без бензина.
Бензиновый двигатель разработан для бензина. Для газа есть заводские газовые установки.
- Меньшая взрывоопасность
Бензин резко воспламеняется, но взрыв бака или автомобиля — очень редкое явление. В целом, оба варианта безопасны, если не нарушать правил эксплуатации.
Недостатки бензина
В июле 2022 АИ-95 стоит около 54 рублей за литр. Природный газ — примерно 22 рубля за литр. Разница почти в 2,5 раза в пользу жидкого топлива.
- Нестабильное качество
На разных заправках, даже одного бренда, водителя ждет разный бензин. На его состав влияет множество факторов — от месторождения нефти до чистоты внутри бензовоза, качества оборудования на АЗС и т.д.
Для отдельно взятого автомобилиста это незначительный фактор. Но сотни тысяч бензиновых авто в крупных городах выделяют в воздух огромное количество загрязняющих веществ. Это ухудшает экологию города и здоровье горожан.
Плюсы газового топлива
- Вдвое ниже цена за литр
При сопоставимом расходе это существенная экономия.
- Меньше расходы на прочистку-промывку
Бензин проходит перегонку, получает больше реагентов-присадок в свой и без того непростой, нестабильный химический состав. Метан — СН4; пропан — С3Н8 без добавок. Потому при применении они оставляют в 1,5–2 раза меньше продуктов сгорания, чем жидкое топливо.
- Меньше вред для экологии
Выхлоп от газов чище, чем от бензина и дизеля, в нем почти нет свинца и минимум серы — основных вредителей ДВС. Это хорошо для экологии.
Недостатки газа и ГБО
- Дополнительные расходы
Автомобилей с заводским ГБО всего несколько процентов от их общего числа. Обычно газобаллонное оборудование владельцы авто устанавливают за свой счет.
- Вмешательство в заводскую конструкцию
Баллон, редуктор, датчики, клапаны, детали размещаются в штатной топливной системе и соединяются с ней. Это значит, что нужны дополнительные врезки, соединения.
- Требуется сертификация
Почти все автомобили на улицах и трассах имеют ДВС, созданные под жидкое топливо, — их спроектировали, испытали и произвели для работы на бензине. Это главный аргумент автопроизводителей и государственных надзорных органов против газа, особенно против ГБО, которые устанавливают на бензиновые ДВС. Органы требуют вписывать ГБО в ПТС через МРЭО, а для этого и само оборудование, и монтажная организация должны быть сертифицированы.
- Проблемы кустарной установки
Нельзя просто так взять и установить случайный баллон с газом в автомобиль «на гаражах» — это может быть опасно. Такую машину переоформить не получится — ГИБДД потребует либо зарегистрировать ГБО, либо вернуть ТС в заводской вид.
Почти все взрывы авто с газом происходят по причине некачественного монтажа и изношенного, поврежденного оборудования.
Дополнительное оборудование такого объема — бак от 15 до 80 литров — не предусмотрено ни в одной машине. Поэтому бак займет дополнительную часть багажника, либо придется пожертвовать запасной шиной.
Газ сгорает при меньшей температуре, чем бензин, и поэтому часто говорят о том, что двигатель греется меньше. В реальности да, температура горения газа ниже, но время горения — дольше. Это значит, что топливо догорает на фазе выпуска отработанных газов. Оно нагревает клапаны и клапанную крышку, которая часто бывает пластиковой и может просто расплавиться. Разумеется, сами клапаны тоже перегреваются и раньше выходят из строя.
Мифы про установку ГБО
Установить газобаллонное оборудование на автомобиль с бензиновым ДВС — хорошая идея, но есть несколько нюансов. Мифы со знаком «плюс» идут от популяризаторов ГБО. Мифы-страшилки часто генерируют создатели новостей, для которых «взрывы», «утечки», «опасность» — излюбленные темы.
- Баллон с газом взрывается при аварии. Газовый баллон сделан из стали толщиной 4 мм. Это самый толстый металл в автомобиле. На испытаниях баллоны бросают с высоты, стреляют в них из боевого оружия, наезжают грузовиками. В новостях про аварии почти не бывает информации о взрыве баллона.
- В салоне постоянно пахнет газом. Это правда, но частично. Если оборудование установлено кустарным способом либо давно не обслуживалось, тогда утечки возможны. В салоне бензинового авто, топливная система которого 15 лет не знала заботы, тоже будет пахнуть бензином. Современное ГБО, установленное по всем правилам, не допускает утечек.
- Автомобиль потеряет от 5% до 25% мощности. Цифры различаются в зависимости от источника паники.
- На карбюраторные двигатели устанавливали ГБО смесительного типа 1−3 поколения, а к инжекторам их приспосабливали с помощью штуцеров, проставок, насадок. В этом случае наблюдается потеря мощности до 15%.
- ГБО 4-го поколения построено под инжекторные двигатели и имеет собственный блок управления форсунками. Потеря мощности не превышает 2%.
- Установить ГБО можно самостоятельно. Технически — можно. Провода и трубки соединят в любом гараже, но так ездить незаконно. Зарегистрировать в ГИБДД оборудование получится, только если его установила компания, имеющая сертификат.
- Все газовые установки абсолютно безопасны. Заводские сертифицированные изделия максимально безопасны, в них заложен запас прочности. Опасными их делает кустарная установка и пренебрежение к регламенту ТО.
Вывод: перевести машину на газ выгодно и безопасно. Но нужно вложиться в качественное оборудование и легальный монтаж.
Что выбрать: бензин или газ?
Многие автолюбители, блогеры, эксперты выделяют несколько основных свойств пропана и метана, которые дают им неоспоримые преимущества перед бензином:
- Цена литра ниже в 2,5 раза.
- Периоды прочистки-промывки свечей, топливной системы, двигателя, замены деталей — в 1,5 раза больше.
- Газ экологичнее жидкого топлива.
При этом также все сходятся во мнении, что есть случаи, когда ГБО не окупается либо вообще не имеет смысла. Лучше ездить на бензине:
- на современных малолитражных авто;
- на машинах, которые ездят нечасто, недалеко.
Газовая установка уместна и быстро окупится на:
- машинах водителей, которые живут далеко от работы;
- автомобилях, которые выполняют дальние рейсы;
- машинах с большим объемом двигателя;
- коммерческих малотоннажных автомобилях;
- такси.
Любой таксист, грузоперевозчик на «газели» или старом «транзите», «вито», водитель маршрутки знает, что газовая установка окупается на больших пробегах — от 30 000 км в месяц или 200 км в день. При этом современные турбированные дизельные двигатели могут составить конкуренцию ГБО по экономичности при больших преимуществах в тяге и скорости.
Читайте также
- Как хранить бензин
- Как правильно хранить солярку
- Что такое бензин и из чего его делают
Источник http://ktonaavto.ru/avto-faq/raznoe/na-chem-luchshe-ezdit-na-gazu-ili-benzine.html
Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/3345-chto-vybrat-dlya-avtomobilya-gaz-ili-benzin.html
Источник https://www.azsk74.ru/news/chto-luchshe-gaz-ili-benzin/