Датчик уровня топлива. Подробное руководство
Датчик уровня топлива (ДУТ) — устройство для оперативного и точного контроля высоты столба топлива в баке. На основании этих данных платформа GPS-мониторинга вычисляет:
- количество топлива в баке
- расход топлива за период
- средний расход топлива, например, литров на 100 км
- заправки или сливы топлива
Сфера применения
Датчики уровня топлива используются на стационарных и передвижных объектах. К стационарным объектам относятся, например, резервуары с топливом на АЗС. В качестве передвижных объектов выступают транспортные средства: автомобили, тепловозы, корабли и т.д.
Типы датчиков уровня топлива
По состоянию на 2018 год наиболее распространенными являются следующие типы ДУТов:
- Штатные
- Поплавковый
Также известен как “потенциометрический”
- Емкостной
Происходит от термина “диэлектрическая емкость”, а не в понимании “емкость как объем” - Ультразвуковой
Поплавковый датчик, как правило, является штатным (встроенным в автомобиль на заводе), и используется для отображения относительного уровня топлива на приборной панели автомобиля. Назначение этого датчика – показывать примерный уровень топлива в баке водителю. Поэтому он не является высокоточным, на практике его относительная погрешность может доходить до 10-30%.
Емкостный и ультразвуковой датчики относятся к высокоточным инструментам контроля топлива в системах управления автопарками. Они устанавливаются не на заводе, а дополнительно – интеграторами систем спутникового мониторинга. Относительная точность таких датчиков – в пределах 1-2%.
Поплавковый ДУТ
Поплавковый ДУТ устанавливается в бак автомобиля на заводе-производителе.
Принцип работы: поплавок соединен с переменным резистором (иначе говоря, “потенциометром”). При изменении уровня топлива в баке изменяется и положение поплавка. Поплавок связан с потенциометром, так что меняется сопротивление резистора и, следовательно, изменяется выходящее с датчика напряжение. Данные поплавкового датчика передаются на приборную панель через:
- отдельный провод; аналоговый сигнал (напряжение) – на старых а/м
- CAN-шину; цифровой сигнал – на современных а/м
Емкостной ДУТ
Емкостной ДУТ устанавливается в бак автомобиля по инициативе владельца транспорта. Основная мотивация для установки — учет израсходованного топлива и фиксация фактов хищения.
Принцип работы: емкостной ДУТ представляет собой электрический конденсатор (wikipedia: электрический конденсатор).
Исполнение: измерительная часть – это две не соприкасающиеся трубки, вставленные одна в другую (реже – трубка и внутренняя струна). Трубки выполняют роль обкладок конденсатора. Вверху обе трубки прикреплены к плате датчика.
На трубки подается электрический ток. При этом топливо выполняет функцию диэлектрика электрического конденсатора. Поверхности двух трубок-электродов не соприкасаются, а промежуток между обкладками свободно заполняется топливом при погружении датчика и так же свободно освобождается при уменьшении уровня топлива (так что уровень топлива в трубках точно соответствует уровню топлива в баке).
Поскольку топливо заполняет пространство между обкладками конденсатора (трубками датчика), его электрическая емкость изменяется. Например, бензин имеет меньшее удельное электрическое сопротивление, чем воздух. Значит время заряда будет сокращаться. Чем выше будет уровень бензина между трубками, тем быстрее зарядится конденсатор.
Подсчет времени зарядки ведется на плате датчика. На основании этой информации вычисляется высота столба топлива в ДУТе и в баке. Эта информация передается от датчика в GPS-терминал – модулируется в виде напряжения (аналоговый ДУТ), частоты (частотный ДУТ) или в оцифрованном виде (цифровой ДУТ).
Емкостный ДУТ подключается к GPS-трекеру. Данные измерений емкостного ДУТа передаются в систему мониторинга, как правило, вместе с очередным пакетом данных о местоположении.
Ультразвуковой ДУТ
Принцип работы: Датчик представляет собой УЗИ-излучатель с проводом для соединения с GPS-трекером. Излучатель закрепляется с внешней стороны дна бака и генерирует импульс ультразвуковой частоты. Пройдя через металлическое дно бака и толщу топлива, сигнал отражается от раздела сред «топливо-воздух». Отраженный сигнал улавливается этим же излучателем. На основании времени между отправкой импульса и возвратом отраженного сигнала вычисляется высота столба топлива в баке.
Ультразвуковой ДУТ подключается к GPS-трекеру. Данные измерений ультразвукового ДУТа передаются в систему мониторинга, как правило, вместе с очередным пакетом данных о местоположении.
В реальных условиях эта технология зарекомендовала себя не очень хорошо по причине сложного монтажа (влияют много факторов, которые приходится учитывать “на месте”):
- Датчик крепится к дну бака на специальный эпоксидный клей (в комплекте) или с помощью металлической ленты вокруг бака. Должен обеспечиваться идеальный контакт датчика с поверхностью бака. Если такого контакта нет, УЗИ волны распространяются с искажениями, что влияет на точность измерений.
- Непредсказуемое наличие в баке перегородок. Наличие перегородок (служат для уменьшения колебаний топлива) и материал, из которого они сделаны, могут влиять на распространение УЗИ сигналов и, как следствие, на показания датчика. Нужно подбирать место крепления датчика “на удачу”.
- Бугристая внутренняя поверхность бака. Пупырышки и бугорки на внутренней поверхности дна бака искажают и рассеивают УЗИ сигнал. Это снова приводит к неточностям.
- Наличие мусора и воды на дне бака. Со временем на дне бака скапливается мусор, вода (зимой – лед), которые плавают и мешают УЗИ сигналу, из-за этого образуется обманчивое представление о меняющемся уровня топлива.
На практике ультразвуковой ДУТ имеет смысл применять только для автомобилей, переведенных на газ. У таких автомобилей отсутствует возможность использовать другие типы ДУТов.
Как подобрать подходящий ДУТ
Емкостный и ультразвуковой ДУТы выбираются по следующим параметрам:
- размеры бака (принципиальное значение имеет высота)
- интерфейс подключения
Размеры бака
Для установки емкостного ДУТа важны высота и форма топливного бака. Поэтому стоит уточнить эти параметры у клиента хотя бы примерно.
Длина измерительной части ДУТа должна быть чуть больше высоты бака (если датчик короче высоты бака, то он не сможет измерять малый объем топлива). Излишки измерительной части ДУТа обрезаются в процессе монтажа так, чтобы датчик почти касался дна бака – оставляют 3-4 см для исключения короткого замыкания мусором (стружкой, водой) на дне бака.
Обычно производители ДУТов предлагают датчики с длиной измерительной части от 0,7 до 3 метров, в зависимости от модели устройства. Для баков большинства автомобилей достаточно ДУТа с длиной измерительной части 0.7 метра.
Несколько ДУТов на одной машине
Установка нескольких ДУТов на одно транспортное средство требуется в следующих случаях:
- Несколько топливных баков на одном ТС. Например, на фурах обычно установлено 2 бака, на вездеходах — 3 бака. В этом случае только установка ДУТов во все баки дает полную информацию об уровне топлива. В системе мониторинга информацию можно показывать отдельно по каждому ДУТу или показывать сразу сумму всех показаний.
- Топливный бак имеет сложную форму. Например, это может быть бак с возвышением в центре, образующим два несообщающихся “кармана”. Баки такой формы встречаются на сельхозтехнике. В таком случае установка двух (или более) ДУТов повышает точность измерений. В системе мониторинга показания установленных в один бак ДУТов можно усреднить.
Для полноценного контроля топлива требуется установить в каждый бак и в каждую секцию бензовоза отдельный ДУТ. Для этого рекомендуется использовать ДУТы с интерфейсом подключения RS-485 (т.к. в отличие от RS-232 обеспечивается возможность подключения нескольких ДУТов).
Бак может иметь вытянутую форму и малую высоту (10-15 см). В этом случае стоит рассмотреть возможность контроля топлива с помощью CAN-данных. Такая форма бака часто встречается на легковых автомобилях.
Интерфейс подключения
Если транспорт клиента уже оборудован трекером, то стоит уточнить марку/модель трекера. Без этой информации точно сказать, какой ДУТ можно подключить к имеющемуся трекеру, невозможно. После выяснения названия трекера нужно посмотреть какие его интерфейсы поддерживаются в Navixy. Сделать это можно на navixy.ru в разделе “Устройства”. Далее ДУТ подбирается исходя из доступных интерфейсов. При наличии у трекера и цифрового, и аналогового интерфейса (например, это Teltonika FMB 125) стоит рекомендовать установить ДУТ с цифровым интерфейсом (например, RS-485)
Если оснащение трекерами транспорта будет происходить вместе с установкой ДУТов, то стоит рекомендовать трекеры и ДУТы с цифровыми интерфейсами (например, RS-485).
Процесс установки ДУТа
Установка ДУТа в 100% случаев выполняется партнерами. Клиенты, как правило, не обладают квалификацией, опытом и желанием устанавливать ДУТы самостоятельно. Причины нежелания не только технические, но и организационно-социальные (препятствие нововведениям по контролю, саботаж и вандализм водителей и т.п.).
Чтобы установить ДУТ необходимо иметь:
- Бригаду из 2-х человек (одному сложно, например, демонтировать бак)
- Инструменты
- Биметаллическую коронку по металлу (часто диаметром 35мм)
- Угловую дрель
- Сверла по металлу (часто нитрид-титановые, желтого цвета)
- Отвертки крестовые и шлицевые
- Шарнирно-губцевый инструмент (кусачки, пассатижи и т.п.)
- Ножовку по металлу или трубкорез
- Заклепщик (для закрепления ДУТа на толстостенных баках)
- Трубку для тарировки
- Мини-АЗС – портативную станцию с точным измерением залитого топлива в процессе тарировки
- Емкости для временного хранения топлива в процессе тарировки (часто используются складные, типа надувных матрасов)
Как правило, профессиональные установщики имеют специальный автомобиль-техничку. В нем находятся емкости для слива топлива и станция для перекачивания топлива.
Помимо оборудования нужно иметь теоретическую подготовку и опыт решения нестандартных ситуаций.
А теперь посмотрим внимательно на процесс установки каждого типа ДУТа.
Ультразвуковой ДУТ
Для установки нужно зачистить участок снаружи дна бака, приклеить туда ДУТ и закрепить его хомутом, надетым вокруг бака. После этого к ДУТу подключается электропитание, производится тарировка.
- Ультразвуковой ДУТ устанавливается снаружи на дно топливного бака. Для установки выбирается геометрический центр дна бака.
Например, если дно имеет прямоугольную форму, то геометрический центр находится в месте пересечения диагоналей, проведенных между углами прямоугольника.
Время работы — примерно 4 часа.
Емкостный ДУТ
Чтобы установить емкостный ДУТ нужно снять и выпарить топливный бак, проделать вверху бака отверстие, вставить в него измерительную часть ДУТа и закрепить ДУТ саморезами к поверхности бака. После этого к ДУТу подключается электропитание, производится калибровка и тарировка.
- Перед установкой из бака требуется слить все топливо. Затем необходимо избавиться от паров топлива, сохранившихся в баке после слива топлива. Если этого не сделать, то при сверлении отверстия из-за искры произойдет взрыв (особенно после бензина). Для этого бак демонтируется, в него заливается вода, сливается (повторить), и затем выпаривается (процесс называется “выпаривание бака”).
- Для установки выбирается геометрический центр бака.
- В геометрическом центре бака делается отверстие, металлическая стружка не должна попасть в бак.
- Измерительная часть ДУТа подрезается чуть короче, чем высота бака — так топливо сможет свободно попадать между трубками бака. Для подрезки используется трубкорез или ножовка по металлу.
- Выполняется калибровка. Это позволит ДУТу узнать свою новую длину, после подрезки. Для этого ДУТ переворачивается измерительной частью вверх и полностью заполняется топливом. Через 1-2 минуты топливо сливается.
- Емкостный ДУТ устанавливается в сделанное отверстие так, чтобы измерительная часть находилась внутри бака, а плата с интерфейсным кабелем — снаружи.
- Датчик закрепляется к поверхности бака саморезами. Для саморезов в металлическом основании верха датчика, на котором закреплена плата, предусмотрены отверстия.
- ДУТ подключается к бортовой электросети автомобиля и к компьютеру. Для этого используется специальный переходник. На компьютер устанавливается ПО для настройки ДУТа.
- Выполняется тарировка.
- ДУТ отключается от компьютера и подключается к трекеру. Монтаж трекера закончен.
Время работы – примерно 4 часа. Обучающее видео от Omnicomm (10 минут)
Подключение к CAN-шине
Чтобы подключиться к CAN-шине, нужно сперва отыскать ее в автомобиле. CAN-шина – это два провода, свитых в витую пару. В автомобиле много проводов, да и CAN-шина может быть не одна. Поэтому отыскать нужную CAN-шину без документации о том, где она проходит, очень сложно.
Когда ее нашли, то для считывания данных используется “CAN-крокодил” (рекомендуется) или подключаются прямо к медным проводам (менее предпочтительно).
Общий порядок подключения к CAN-шине:
- Предварительно требуется узнать марку, модель и год выпуска автомобиля, к CAN-шине которого требуется подключиться.
- Далее по таблице проверяем, передается ли уровень топлива в CAN-шине этого автомобиля. Если не передается, то дальнейшие пункты не имеют смысла.
- Узнаем CAN-модуль какой марки совместим с трекером клиента. Это можно посмотреть, например, на сайте производителя трекера.
- Выбираем модель CAN-модуля. Для разных категорий транспорта и спецтехники могут использоваться разные модели CAN-модуля. Например, при подключении трекеров Teltonika к легковым автомобилям используется CAN-модуль LV-CAN 200, а для грузовиков — ALLCAN 300.
- Запрашиваем у продавца CAN-модуля схему подключения к нашему автомобилю. Для этого указываем марку, модель, год выпуска ТС. Ответ со схемой, как правило, приходит в течение 30 минут.
- CAN-модуль подключается к CAN-шине согласно схеме.
- CAN-модуль подключается к бортовой электросети автомобиля и к компьютеру. Обычно используется кабель mini USB-USB.
- В ПО для настройки CAN-модуля задается номер программы, указанный в схеме подключения.
- CAN-модуль отключается от компьютера и подключается к трекеру.
- Выполняется упрощенная тарировка
Способы подключения ДУТа к трекеру
По состоянию на 2018 год наиболее часто используются следующие типы подключения ДУТа к трекеру:
- Для штатных датчиков:
- по аналоговому интерфейсу
- получение данных штатного ДУТа через CAN-интерфейс
- по аналоговому интерфейсу
- по частотному интерфейсу
- по цифровому интерфейсу:
- RS-232
- RS-485
- по CAN-подобному интерфейсу
- по радиоканалу Bluetooth
- по другому радиоканалу
Аналоговый интерфейс
Оборудование: Аналоговый ДУТ, трекер с аналоговым входом
Особенности: Данные об уровне топлива в баке передаются в GPS-трекер в виде уровня напряжения (разности потенциалов между выходом датчика и массой, постоянный ток). Например, чем больше уровень топлива, тем больше разность потенциалов. К примеру, 1V — пустой бак, 10V – полный бак. Для преобразования значения напряжения в литры проводится тарировка.
От GPS-трекера на платформу мониторинга передаются измеренные значения в вольтах, обычно в формате одна или две цифры после запятой (например, 6,35 В).
Преимущества: можно использовать дешевый трекер с минимальным количеством интерфейсов, что позволяет сэкономить при покупке оборудования
Недостатки: на точность показаний могут влиять скачки напряжения в бортовой сети автомобиля, состояние (возраст) электропроводки, наводки на провода и т.п., что снижает точность измерений.
Практика применения: аналоговые ДУТы стоит рекомендовать конечному клиенту, если на его транспорте уже установлены трекеры без цифровых интерфейсов, но с аналоговым входом, либо в качестве максимально бюджетного решения.
Частотный интерфейс
Оборудование: Частотный ДУТ, трекер с частотным входом (например, BCE Blue).
Особенности: От GPS-трекера на платформу мониторинга передается измеренные значения в виде частоты импульсов (например, от 30 до 2000 Hz). Например, чем больше уровень топлива, тем больше частота импульсов. К примеру, 30 Hz — пустой бак, 2000 Hz – полный бак. Для преобразования частоты в литры проводится тарировка.
Технология модуляции информации посредством частоты схожа с FM-радио; в этом смысле аналоговый датчик соответствует AM-радио, где сигнал модулируется амплитудой (wikipedia: амплитудная и частотная модуляция). Частотная модуляция в ДУТах исторически появилась после аналоговой, но до появления цифровой передачи. Она более помехоустойчивая, чем аналоговая, но менее помехоустройчива, чем цифровая. Поэтому сегодня практически уже не используется.
Преимущества: Погрешность ниже, чем у аналоговых ДУТов. Часто присутствует в качестве дополнительного интерфейса на аналоговых ДУТах (в этом случае их называют аналогово-частотными).
Недостатки: Малая распространенность частотных интерфейсов у бюджетных моделей GPS-трекеров.
Практика применения : По сравнению с цифровыми и аналоговыми ДУТами встречаются реже. Стоит рекомендовать клиенту при отсутствии возможности подключения по другим интерфейсам.
Цифровые интерфейсы
Оборудование: Цифровой ДУТ с интерфейсом RS-232 (или RS-485), трекер с интерфейсом RS-232 (или RS-485)
Особенности: Данные об уровне топлива оцифровываются и передаются в GPS-трекер в виде условных чисел без единиц измерения по медным проводам (wiki о RS-232 и wiki о RS-485), но в цифровом виде. От терминала в систему GPS-мониторинга информация передается в целых положительных числах, обычно 2-х байтовых (0..65535). Для преобразования условных чисел в литры проводится тарировка.
Преимущества: Минимизация внешнего воздействия при передаче сигнала от датчика в трекер по проводам (в отличие от аналогового сигнала). Как следствие, точность измерений получается выше, чем в системе с аналоговым ДУТом. Возможность подключать несколько ДУТов на один интерфейс RS-485 (RS-232 позволяет подключать только один ДУТ на один интерфейс). Посмотреть сколько ДУТов по RS-485 подключается к выбранному GPS-трекеру можно на сайте производителя GPS-трекера.
Недостатки: Трекеры с цифровыми интерфейсами как правило стоят дороже, чем аналогичные трекеры без этих интерфейсов. Это увеличивает затраты пользователя на приобретение оборудования.
Практика применения: Цифровые ДУТы стоит рекомендовать когда конечный клиент изначально планирует контролировать топливо. Стоит обратить внимание на то, какие интерфейсы есть у GPS-трекеров выбранного производителя (RS-232 или RS-485) и соответственно подбирать датчик.
CAN-интерфейс
Оборудование: CAN-модуль для считывания данных с CAN-шины, трекер, совместимый с CAN-модулем; или OBD2-трекер с функцией считывания OBD-данных.
Особенности: используются данные штатного ДУТа автомобиля. Информация об уровне топлива передается в % от объема бака. Для преобразования % в литры проводится упрощенная тарировка.
Преимущества: простой и быстрый монтаж без нарушения целостности топливного бака; в случае с OBD2-трекером конечный клиент может произвести монтаж самостоятельно. Это существенно сокращает затраты на установку оборудования.
Недостатки: точность измерений штатного ДУТа может быть ниже, чем у емкостного ДУТа; не все автомобили передают в CAN-шине информацию об уровне топлива
Практика применения: использовать CAN-данные для контроля топлива стоит рекомендовать клиенту при невозможности установить емкостный ДУТ. Предварительно нужно убедиться что автомобиль клиента позволяет получать эти данные из CAN-шины.
Bluetooth
Оборудование: Bluetooth-ДУТ, трекер с поддержкой Bluetooth, совместимый с Bluetooth-ДУТом. Пример: ДУТ Эскорт BLE
Особенности: данные передаются в цифровом виде по беспроводному Bluetooth-каналу. Для преобразования условных чисел в литры проводится тарировка.
Преимущества: Отсутствие проводов у ДУТа упрощает монтаж и сокращает затраты на установку. Важно подчеркнуть, что сегодня появляются ДУТы, которые вообще не требуют проводов, даже для питания, т.к. работают от встроенной батарейки много лет (используют энергоэффективные протоколы Bluetooth 4.0 и выше). Некоторые считают, что будущее – именно за такими беспроводными ДУТами.
Недостатки: Каждый производитель ДУТа передает результаты измерений по собственному протоколу (пока что не сложился стандартный или хотя бы популярный протокол). Это требует от производителей трекеров отдельно обеспечивать совместимость с ДУТами каждого производителя. Также пока что, ввиду малой распространенности, Bluetooth ДУТы стоят дороже “классических” проводных.
Практика применения: При наличии трекера с Bluetooth-интерфейсом можно рекомендовать клиенту устанавливать Bluetooth-ДУТ.
Особенности конструкции ДУТов
Ряд производителей добавляет в свои емкостные ДУТы дополнительные возможности. Для отдельных клиентов это может оказаться полезным.
Удаленный контроль электропитания ДУТа
Если ДУТ перестает передавать данные об уровне топлива, то прежде всего стоит посмотреть подключен ли он к питанию. На ДУТах, например, компании Siensor, сделать это можно удаленно. Для этого в интерфейсном кабеле ДУТа предусмотрен дополнительный провод. Этот провод следует подключить к дискретному или аналоговому входу трекера, а в сервисе мониторинга создать дискретный или измерительный датчик.
Контроль температуры топлива
Особого практического смысла не имеет. Многие просто привыкли что это есть. ДУТы, дополнительно измеряющие температуру топлива производит, например, компания Техноком (ТМ Автограф).
Универсальный интерфейс для подключения
Некоторые производители предусматривают в своих ДУТах возможность их подключения к трекеру как по аналоговому, так и по цифровому интерфейсам. Например, такие ДУТы делает компания Эскорт. Будет полезно при подключении ДУТа к ранее установленному трекеру. Клиент может не знать какие интерфейсы у трекера заняты, поэтому возможность подключить ДУТ к любому интерфейсу будет полезна.
Индикатор уровня топлива
Устанавливается в кабину водителя и отображает точное значение топлива, измеренное ДУТом. Является не только контрольным, но и дисциплинирующим (отбивает желание сливать) фактором. На рисунке показан индикатор Омникомм.
Как замерить остаток топлива в баке КАМАЗа
Когда человек впервые видит топливомер – он недоумевает:
— Зачем покупать прибор за деньги, когда можно измерить топливо обычной палкой?
Сегодня мы хотим рассказать – каковы результаты замеров палкой и топливомером.Палка.
На фотографии в заголовке сотрудник Нарвской таможни измеряет палкой топливо в баке.
Обычно выбирается более-менее ровная палка. На нее наносятся метки, или рисочки.Что может палка?
С помощью палки Вы всегда сможете определить: осталось ли топливо в баке.
Это элементарно. Сунул палку в бак – вынул: посмотрел — мокрая, или нет.
А вот вопрос – СКОЛЬКО ТОПЛИВА В БАКЕ – по-прежнему остается открытым.
Потому что палка не в силах ТОЧНО измерить остаток бензина в баке. А без этого точного знания никакая экономия топлива невозможна!
Обычно замер делается почти-что вслепую.
Опытный замерщик (а такие есть на каждом автопредприятии), потыкав палкой в дно бака – вытаскивает ее на свет божий, и смотрит на метки.Не работает ДУТ#как определить уровень топлива в баке #дальнобой
По меткам замерщик примерно может определить — сколько топлива в баке. И это очень приблизительные цифры.
Палка ВСЕГДА ошибается на 10-20 литров!
Одна палка – используется на один бак.
Ну и еще один малоприятный момент – палку обязательно нужно протирать от остатков топлива.
Замер палкой должен делать человек очень опытный, который в этом деле «собаку съел». Обычно такое мастерство оттачивается долгие годы.
Если Вы, не имея сноровки и опыта – возьмете палку и попытаетесь определить, сколько топлива в баке – вас ждет разочарование.
В лучшем случае, вы определите – есть ли топливо вообще в баке. А сказать в литрах — не получится.
Кстати, если надумаете попробовать палку «в деле», не забудьте перед замером протереть ее насухо.
Малейшая влажность или капля воды (снега) на палке сведут на нет все Ваши усилия, потому что след от топлива на влажной поверхности не остается.
Сам замер нужно делать очень быстро, потому как только вынимается палка из бака – топливо моментально стекает вниз по палке.
Для контроля за топливом на предприятиях такие «народные палочные» способы применяются повсеместно, хотя их точность крайне низкая.
Но – если перед Вами стоит задача – узнать полный или пустой у Вас бак – то палка вполне справится. И топливомер Вам не нужен.А если на вашем предприятии на списание ГСМ улетают космические суммы, и Вы не знаете каким образом это контролировать, то советуем попробовать в деле прибор — «Топливомер».
Топливомер – это не палка! Топливомер – это не мерная линейка для замера топлива!
Топливомер – это технологичный прибор для определения точного количества топлива в баке, а также для измерения израсходованного топлива за конкретную поездку.
Прибор протестирован и одобрен Федеральной Службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации в 2007 году.Остаток соляры( бензина) в баке КамАЗ, Урал, Краз, ЗИЛ, газ,МАЗ фуры
Что может топливомер?
Топливомер не только измеряет уровень в баке.
Прибор в любую погоду точно ответит на главный вопрос: СКОЛЬКО ТОПЛИВА В БАКЕ.
Он всегда покажет РЕАЛЬНЫЙ остаток с точностью до 1 литра.
Одним прибором можно фиксировать остатки топлива в баках разной формы!
Замерить уровень горючего в круглом баке (затем рассчитать объем бензина или солярки при помощи онлайн калькулятора — здесь), потом перейти к машине с прямоугольным баком со ступенькой или без – все это под силу топливомеру.
Никакой палке такой высокий уровень замеров даже не снился!
При этом сохраняется исключительная простота использования топливомера.
Любой водитель и автомеханик первый раз, взяв в руки топливомер – поймет насколько просто и быстро делается замер.
Топливомер не нужно опускать до дна бака. Как только датчик топливомера коснется солярки в баке – он издает звуковой сигнал.
Задача замерщика – записать цифру, при появлении звукового сигнала. Цифры расположены на мерной шкале прибора.
Далее замерщик смотрит в тарировочную таблицу, где каждой цифре соответствует количество литров.
Таким образом, осуществляется быстрый и, главное, точный замер фактического остатка горючего в баках любых транспортных средств.
Вам не нужно протирать топливомер, чтобы избавиться от остатков топлива.
Максимум, что может остаться на приборе после замера – это маленькая капелька топлива.
Топливомер не боится влажности, дождя и снега.
Топливомер невозможно обмануть! Он сразу зазвучит, как только соприкоснется с поверхностью жидкости.Читайте также: Схема ремня КАМАЗ cummins
Палка даже самая ровная и гладкая НИКОГДА не сможет учесть все тонкости процесса измерения уровня грорючего в баке:
- объем и форму бака,
- высоту горловины,
- угол наклона горловины,
- возможные выемки, деформации или ступеньки в корпусе бака.
Поэтому палка ВСЕГДА будет искажать замер на 10-20 литров с каждого бака!
Топливомер всегда точно замерит остаток бензина или солярки в любом баке с любой заливной горловиной.
Итак, палка или топливомер?
Задайте главный вопрос: «Зачем Вам измерять топливо в баках?».
Если просто так «для себя», чтобы примерно знать, наполовину полный или пустой у Вас бак – берите палку.
Если Вам нужно с точностью до 1 литра знать – сколько горючего тратит конкретная машина в конкретной поездке, и тем самым контролировать расходы на ГСМ – покупайте топливомер.Калькуляторы
Универсальный калькулятор для определения остатка топлива при измерении топливомером ПТ-041(-043,-045) — для бака прямоугольной формы (со скругленными углами). Вам надо предварительно ввести данные бака — длину штока для полного бака (длину горловины), длину для пустого (когда шток упирается в дно — сливать горючее не обязательно!), а также паспортный или измеренный вами (например, при заправке) объем бака.
Если в вашем браузере этот калькулятор не работает, попробуйте здесь (перейти). По этой ссылке можно рассчитать онлайн объем топлива и для круглых баков, в том числе и при измерении линейкой или метроштоком.
На автомобилях Volvo (а также Renault Magnum, Premium, Kerax) бак D-образной формы. Непросто узнать, сколько залито топлива в него, даже измерив уровень горючего линейкой или топливомером. Вот здесь есть нужная подробная информация.
Как нас найти
Адрес:
г.Санкт-Петербург,
пр.Непокоренных, д.50Остаток топлива в баке автомобиля КАМАЗ
При измерении уровня топлива в баках автомашин марки КАМАЗ для расчета остатка горючего можно пользоваться и калькулятором для прямоугольного резервуара, но точность пересчета будет выше, если учитывать его очень заметные скругления, как сделано в этом калькуляторе. Наличие ребер жесткости здесь также учтено. Напоминаю, что линейку в бак надо опускать строго вертикально и упирать в дно бака. Введите данные вашего скругленного бака (длину, ширину, высоту), а также определенный с помощью линейки уровень топлива — все исходные данные в миллиметрах. Результат будет в литрах.
Как определить количество бензина в баке с точностью до литра
Расход бензина, помноженный на его стоимость, может стать решающим аргументом в выборе автомобиля, но часто бывает недостаточно знать, сколько топлива сгорает по регламенту и в реальности. Когда индикатор дает сигнал, что горючего мало, а особенно – если он выходит из строя и лампочка вовсе не горит, – встает самый главный вопрос: как узнать, сколько осталось бензина?
Народные хитрости
Стационарного прибора, который мог бы измерить количество топлива в баке с точностью до литра, нет ни в одной самой полной комплектации современных машин. Но в среде автолюбителей и специалистов, на форумах автомобильной тематики можно встретить множество советов по определению этих остатков: от раскачивания авто для оценки звука (чем меньше бензина, тем громче всплески) до его взвешивания и сравнения с весом в книжке по эксплуатации. Один из таких оригинальных алгоритмов измерения остатков топлива – его слив из бака в мерную емкость, а затем заливка обратно в бак.
Конечно, существуют и более разумные способы, которые подойдут в дорожных условиях.
По приборам
Если топливный индикатор работает, первое решение – сориентироваться по нему. Например: объем бака – 50 л, на шкале условно нанесено 10 делений, – значит, каждое «отбивает» 5 л. Прикидывая остаток горючего таким способом, помните, что результат будет приблизительным, и обращайте внимание на расположение автомобиля: машина должна стоять строго горизонтально, иначе показатель не будет соответствовать действительности.
Более точные показания можно получить с помощью специального щупа. Бензобаки некоторых старых автомобилей снабжались им с завода, но по аналогии его можно сделать самостоятельно, хорошо изучив тему. Расстояние между отсечками зависит от размеров и формы бака, длина линейки должна быть не менее полутора метров, а материал, из которого она изготавливается, – не содержать металла и не создавать искр.
С помощью диагностического режима
Если на вашем автомобиле установлена приборная панель от семейства Renault, куда выборочно попадают модели LADA, Nissan и некоторые другие, узнать, сколько в баке бензина, с точностью до литра можно в диагностическом режиме панели.
Чтобы запустить диагностику приборки, нужно:
– перед включением зажигания зажать на 5 секунд кнопку сброса суточного пробега, затем включить зажигание и отпустить кнопку, когда стрелки приборов начнут двигаться;
– той же кнопкой переключить режим диагностики панели приборов, найдя в правом верхнем углу иконку заправочной колонки.
Под этой иконкой отображается цифра, точно соответствующая литражу оставшегося в бензобаке топлива.
Проверить, сработает ли диагностический режим панели приборов на конкретном автомобиле, можно опытным путем.
С помощью датчика
Если приборная панель не поддерживает описанные выше возможности тестового режима, проблему контроля количества бензина в баке автомобиля можно решить с помощью специального беспроводного датчика, устанавливаемого прямо в бензобак.
Современный прибор работает от батарейки с увеличенной автономностью (до пяти-семи лет!) и способен хранить во встроенной памяти данные об изменении уровня топлива в среднем за два месяца. Уровень горючего в любой момент можно считать дистанционно с помощью специального устройства, распознающего радиосигнал.
С помощью расчетов
Для любителей расчетов существует еще один способ, требующий предварительной подготовки. Заправив полный бак и обнулив одометр, можно легко вычислить реальный объем бензобака и расход топлива на 100 км в привычном режиме езды, что в дальнейшем поможет контролировать уровень горючего.
Видео запуска диагностического режима
Источник https://www.navixy.ru/docs/academy/fuel-control/fuel-sensor/
Источник https://mazsz.ru/vse-pro-kamaz/kak-zamerit-ostatok-topliva-v-bake-kamaza/
Источник https://proautomasla.ru/stati/kak-opredelit-kolichestvo-benzina-v-bake.html
- Поплавковый