Ручной тормоз: виды и главные ошибки при эксплуатации
В любом автомобиле предусмотрены сразу две тормозные системы: основная и стояночная. Первая замедляет машину во время движения, вторая используется на время остановки. Разбираемся, что такое «ручник» и как он работает
Фото: Shutterstock
Читайте также
- Что это
- Виды
- Устройство
- Неисправности
- Как проверить
- Эксплуатация
Эксперты в этом материале:
- Виктор Лебедев, технический специалист ООО «ЦФ Руссия»
- Юрий Гордеев, мастер-консультант отдела слесарного сервиса АвтоСпецЦентра Nissan Химки
Что такое «ручник»
Ручной тормоз — это отдельный механизм тормозной системы автомобиля, удерживающий транспортное средство в неподвижном положении. Его более правильное название стояночный, но среди водителей больше в ходу термин «ручник» — то есть тормоз, который активируют вручную (но это не всегда так). Конструктивно это самостоятельная система, которая работает за счет механики, в отличие от гидравлической силы главных тормозов.
«Ручниками» оснащены все серийные авто без исключения. По форме это или простой рычаг или «умная» система, которая сама решит, когда блокировать/разблокировать колеса. С точки зрения безопасности «ручник» позволяет:
- предотвратить скатывание транспортного средства вперед/назад во время остановки и стоянки;
- начинать движение в гору;
- защищает трансмиссию и основные тормоза от нагрузок, если автомобиль с АКПП или при долгой стоянке на уклоне.
Стояночный тормоз используют только после того, как автомобиль остановился. Как правило, его включают:
- на парковке, особенно, если есть уклон или подъем;
- при ожидании сигнала светофора, чтобы постоянно не нажимать на педаль тормоза. Это также действует как мера безопасности: риск, что при ударе автомобиль внезапно вылетит на полосу встречного движения, снижается;
- для замедления автомобиля в аварийной ситуации, но подобный маневр требует мастерства, так как при резкой блокировке колес можно пустить машину в занос. Кроме того, тормозной путь будет существенно длиннее обычного;
- при трогании на подъеме. Классической экзаменационное упражнение — эстакада.
Фото: Shutterstock
Виды «ручника»
Почти во всех транспортных средствах стояночный тормоз блокирует задние колеса. Для этого применяются барабанно-колодочные механизмы или суппорт, к которому подходит дополнительный привод от стояночного тормоза. Есть у них и другие отличия:
По способу активации
- Ручной — включается при помощи рычага, расположенного между водительским и пассажирским сиденьями. Чтобы его активировать достаточно потянуть до упора рукоятку вверх.
- Ножной — небольшая педаль слева от газа, тормоза и сцепления. Чаще встречается на японских или американских авто.
- Кнопочный — располагается на центральной консоли возле селектора АКПП. Включается/отключается через нажатие клавиши.
По типу привода
В классическом варианте при активации ручного тормоза срабатывает тросовый механизм. Но если установлена электронная система (EPB), активируются электромоторы у тормозных суппортов каждого заднего колеса.
- Механический. Как следует из названия, привод у такого стояночного тормоза состоит из механических элементов — это стальные тросы.
- Электромеханический. Более продвинутая система, которая активно вытесняет рычажные «ручники». Конструктивно у них нет тросов, всю работу берут на себя электромоторы и система управления, интегрированная с бортовым компьютером.
- Гидравлический. Действие таких систем строится на давлении жидкости, для которой требуется отдельная магистраль. В массовом легковом автопроме эта схема почти не используется из-за сложной конструкции и трудного обслуживания. Чаще такой можно встретить на спецтехнике.
По числу блокируемых колес
У подавляющего числа серийных автомобилей стояночный тормоз фиксирует только два задних колеса. Это связано, в первую очередь, с конструктивными особенностями, поскольку тянуть линию тросов и другие механизмы под «забитый» капот проблематично. Но в отдельных случаях стояночный тормоз удерживает переднюю ось. Есть и совсем редкая сегодня разновидность, когда стопорится карданный вал автомобиля. Такой тормоз называется трансмиссионным. На современные легковые авто такой «ручник» уже не ставят давно.
Комментирует Виктор Лебедев, технический специалист ООО «ЦФ Руссия»:
«В истории автомобилестроения конструкций стояночного тормоза было много, начиная с трансмиссионного барабанного, заканчивая современными интегрированными тормозами, когда в одном суппорте совмещены функции рабочего и стояночного тормоза.
Они применяются как с механическим, так и электрическим приводом. Принципиальной разницы с точки зрения безопасности между ручным и электронным стояночным тормозом нет. Обе системы надежные и со своими преимуществами».
Устройство «ручника»
Все «ручники» состоят примерно из одних и тех же механизмов. Если совсем просто, то это рычаг/кнопка активации в салоне, система привода, тормозной механизм и световой индикатор на приборной панели. Главное отличие двух самых распространенных тормозов — механического и электрического — в типе привода.
Механический «ручник»
В классическом варианте механический «ручник» состоит из:
- рычага привода в салоне;
- стальных тросов — от одного до трех;
- храпового механизма;
- уравнителя.
Чтобы активировать стояночный тормоз водитель тянет в салоне до упора рукоятку. Это усилие передается на уравнитель, который вытягивает тросы, идущие к тормозным механизмам каждого из задних колес.
Стояночный тормоз: особенности устройства и возможные неисправности
С момента времени Х, когда заурчал двигателем первый, пока экспериментальный, прототип автомобиля, конструкторская мысль непрестанно двигалась вперед, воплощаясь в металле, пластмассе или в пластинках кремния. Шла черепашьим шагом, летела, как птица, но только вперед, придавая нашим любимцам такой привычный и узнаваемый вид.
Герой сегодняшней статьи, стояночный тормоз, так же претерпел ряд кардинальных изменений, приобрел «интеллект», а сложностью конструкции превосходит станки с ЧПУ, собиравшие автомобили в середине 70-х годов двадцатого столетия.
Немного о функциях ручника
Главной функцией ручного тормоза является удержание транспортного средства на одном месте в течение продолжительного времени. Вторая функция: обеспечение торможения в случаи аварии или же экстренного торможения. По сути, ручник одновременно является еще и притормажиющим устройством. Он может не только спасти водителя и его пассажиров в экстренной ситуации, но и попросту помогает нормально парковать транспортное средство.
В спортивных авто ручной тормоз также может быть использован для осуществления особенно резких поворотов. На таком транспорте рычаг тормоза располагается отнюдь не тем же образом, что в транспорте городского типа. К слову, на некоторых грузовиках и даже внедорожниках ручник может выглядеть вполне обыденно, но вот на деле он взаимодействует не с колесами, а с автомобильной трансмиссией. Здесь тонкости кроются в деталях. Давай разберем некоторые моменты.
Пружинные энергоаккумуляторы [ править | править код ]
На грузовых автомобилях и автобусах с пневматическим тормозным приводом (например, на автомобилях КАМАЗ) в тормозных камерах установлены пружинные энергоаккумуляторы, затормаживающие транспортное средство не только в рабочем режиме, но и на стоянке или в случае аварии (снижение давления, отказ воздушного компрессора, обрыв тормозного шланга). Для постановки на стоянку водитель снижает давление в пневматической системе, распрямляющиеся пружины надёжно прижимают тормозные колодки к барабану. Растормаживают машину, повышая давление воздуха. При буксировке аварийного автомобиля (на жёсткой сцепке) необходимо выкрутить болты в энергоаккумуляторах, сжав пружины. [7]
Читайте также: Раздаточная коробка: что это такое и как работает
Устройство ручника
Говоря об устройстве стояночного тормоза, мы не будем уделять много внимания каждому из элементов, коих в ручнике не менее пятнадцати. Грамотному автолюбители достаточно знать как минимум об основных элементах такого тормоза. К ним относят:
- Приводной механизм – педаль или рычаг;
- Система тросов, воздействующих на тормоз – один, два или три троса.
Наиболее востребованные системы ручного тормоза используют три троса. Два из них являются задними и лишь один передним. Первые соединяются непосредственно с механизмами тормоза, тем временем как последний трос – с рычагом или педалью. Соединение тросов реализовано посредством регулируемых наконечников. Каждый из тросов на концах имеет регулировочные гайки, которые нужны для регулирования длины привода. Снимая автомобиль с ручника, водитель приводит в действие возвратную пружина. Она располагается на переднем тросе, иногда на уравнителе, а в отдельных случаях и прямо на тормозном механизме.
Ситуации применения [ править | править код ]
- Трогание на крутом подъёме;
- Парковка на площадке;
- Кратковременный выход из машины (автозаправка, магазин и др.)
- Длительное использование основного тормоза (стоянка в дорожной пробке, перед светофором и др.);
- Отказ основной тормозной системы. В случае аварийной ситуации нужно тормозить резким и сильным вытягиванием рукоятки тормоза, не допуская длительного трения тормозных колодок о барабан, так как при этом фрикционные накладки и механизм перегреваются и уменьшается максимальный тормозной момент;
- Для вхождения в управляемый занос.
Не рекомендуется длительное хранение автомобиля, заторможенного стояночным тормозом, так колодки могут прикипеть (а в холодное время года примерзнуть) к барабану.
Инструкторы в автошколах учат парковаться заносом, включив первую передачу, вывернув руль и затянув ручник (данный приём в основном используется при контраварийной подготовке).
Рекомендуем посмотреть:
- Внутренний размер тормозного барабана ваз 2107
Установка дисковых тормозов вместо барабанных- Колодки барабанного тормоза ваз
- Как ослабить ручник на гранте
Как поменять тормозные колодки задние на ниве- Причины неисправности тормозной системы
Ручник в автомобиле с дисковым тормозом
Запчасти на mazda 2
Бампер передний
1.3 ZJ-VE
Запчасти на mazda 3
Сальник рулевой рейки/механизма (см. типоразмеры) 1.6 Z6
Наиболее распространенные системы с дисковыми тормозами могут использовать ручники одной из трех систем. Здесь сложно говорить о достоинствах и недостатках – каждая из система приспособлена к конкретным тормозам и лучше всего взаимодействует именно с ними. Стояночного тормоза подразделяют на:
Винтовая система нашла применения в дисковых тормозах, оборудованных только одним поршнем. Управление поршнем осуществляется посредством вкрученного винта. Винт вращает за счет рычага, от которого протянут трос. В чуть более сложной кулачковой системе манипуляции над поршнями тормозных систем осуществляется при помощи толкателя, приводимого в действие кулачком. Он также соединяется с рычагом ручного тормоза при помощи троса. Как только кулачок проворачивается, толкатель и, следовательно, поршень начинают перемещаться. Барабанная же система нашла применение в тормозах, оборудованных несколькими поршнями.
Использовать в гору и не поднимать на спуске
Когда ручник поднят, то на панели приборов загорается лампочка. Неспроста.
Перманентная езда на ручнике служит причиной перегрева тормозных барабанов или дисков, когда колодки прижаты. В таком случает тормозные механизмы рано или поздно деформируются и придут в полную непригодность.
Нужно стараться использовать ручник, только если автомобиль едет в гору, а при спуске тормоз поднимать не стоит. При передвижении по ровной местности авто должно быть снято с ручника.
Виды стояночных тормозов
В отдельном материале мы уже рассматривали устройство автомобильной тормозной системы. Ручнику там было уделено не так уж много внимания, но все же было описано его принципиальное устройство. Ключевым элементом ручного тормоза является привод. Он может быть следующим:
Читайте также: Присадки для механической коробки передач: как выбрать и правильно использовать
- Механический;
- Гидравлический;
- Электромеханический, иначе называемый EPB.
Наиболее простым приводом является механический. Он же и самый распространенный – рычаг стояночного тормоза с механическим приводом можно видеть в большинстве автомобилей. Управление стояночным тормозом осуществляется как раз посредством этого рычага. За счет натяга тросов блокируются колеса, что и позволяет снизить скорость автомобиля или не дать колесам прокручиваться на стоянке. Более сложный ручник с гидравлическим приводом встречается намного реже. Конструктивно наиболее сложный электромеханический стояночный тормоз, иначе называемый просто EPB, состоит из таких элементов:
- Тормозной механизм;
- Устройство привода;
- Система управления (электронная).
Привод электрический. Включает в себя ременную передачу, электрический двигатель, планетарный редуктор и винтовой привод. Как только электродвигатель включается в работу, он через ременной привод передает вращение планетарному редуктору. Последний задействует винтовой привод. Планетарный редуктор позволяет сделать всю систему менее шумной и более легкой. Как у в случае со всеми механизмами ручника, электромеханический стояночный тормоз воздействует на поршни тормозной системы.
Общие рекомендации при использовании стояночного механизма
- Чаще всего, стояночный блокиратор используют при краткосрочной стоянке, которая рассчитана не на длительное время. Но ситуации бывают разные, поэтому в случае отказа основной системы, вы также можете задействовать стояночный тормоз.
- Ручник используется при совершении определенных маневров, но необходимо быть опытным водителем.
- Специалисты не рекомендуют использовать стояночный тормоз при длительной парковке (более недели) или, например, в зимнее время года. Велик шанс, что ручник примерзнет, и колеса вашей машины надолго останутся обездвиженными. Также следует раз в месяц проводить проверку ручного тормоза, чтобы избежать поломок и аварийных ситуаций.
Если вы только планируете «овладеть» машиной и у вас еще нет опыта, учтите, что стояночный тормоз может сыграть с вами злую шутку при сдаче экзамена. Виною тому может явиться ваша невнимательность и неопущенный тормоз. Будьте внимательны, чтобы избежать нелепых ситуаций.
Из всего вышесказанного следует, что тормозное усилие должно быть таким, чтобы оно быстро останавливало колесо, но не блокировало его. Поскольку тормозное усилие также зависит от веса транспортного средства и коэффициента сцепления в шинах, подчеркивается важность состояния шин и условий грунта в момент торможения. Изношенная шина снижает коэффициент сцепления и, следовательно, эффективность в тормозах. То же самое происходит, когда шина теряет контакт с дорогой из-за состояния земли из-за дождя, грязи, снега и т.д. эти условия уменьшают крутящий момент на колесах, так что прилагаемое тормозное усилие должно быть меньше, чтобы транспортное средство не скользило.
Подробнее об электромеханическом ручном тормозе
Продолжая тему устройства EPB, затронем и электронный блок управления. Он включает в себя непосредственно блок управления, входные датчики и исполнительный механизм. Управление передачей входных сигналов к блоку осуществляется минимум тремя элементами управления – кнопками на центральной автомобильной консоли, интегрированным датчиком уклона и вынесенным на привод сцепления датчиком педали сцепления. Сам блок, получив сигнал, отдает команду испольным устройствам, как-то электродвигателю привода.
Характер работы EPB циклический, то есть устройство то выключается, то снова включается. Включение может осуществляться уже упомянутыми кнопками на автомобильной консоли, а вот выключение автоматизировано – стоит транспорту двинуться с места, как ручник выключится. Впрочем, зажав педаль тормоза, может выключить EPB нажатием соответствующей кнопки. Блок управления EPB при сбросе тормоза анализирует следующие параметры: положение педали сцепления, а также скорость ее отпускания, положение педали газа, уклон транспортного средства. Благодаря учету этих параметров система может выключаться своевременно – риск отката автомобиля, к примеру, на уклоне становится нулевым.
Наиболее удобна и вместе с тем эффективна электромеханическая EPB на автомобилях с автоматической коробкой передач. Она хорошо себя показывает при эксплуатации транспортного средства в крупных городах, где чередование стартов и остановок происходит очень часто. Продвинутые системы имеют специальную управляющую кнопку «Auto Hold», нажатием которой можно осуществлять временную остановку без риска отката автомобиля. Это полезно в уже упомянутом городе – водителю будет достаточно нажать эту кнопку вместо постоянного удерживания педали тормоза в нижнем положении.
Конечно, продвинутый электромеханический стояночный тормоз кажется футуристичным и крайне удобным. На деле есть минимум 3 недостатка, которые отрицательно сказываются на популярности EPB. Но затронем также и достоинства системы:
- Достоинства: компактность, предельная простота в эксплуатации, отсутствие необходимости в регулировке, автоматическое выключение при старте, решение проблемы отката автомобиля;
- Недостатки: дороговизна, зависимость от заряда аккумулятора (если он полностью разряжен, снять авто с ручника не получится), невозможность регулировки усилия торможения.
Основной недостаток EPB проявляется лишь в определенных условиях. Если автомобиль долго простаивает, аккумулятор успеет разрядиться – в этом нет никакой тайны. Для владельцев рабочего городского автомобиля такая проблема является редкой, но если транспорт и впрямь нужно оставить на стоянке на какое-то время, придется или обзавестись зарядным устройством, или поддерживать заряд аккумулятора. Что до надежности, то практика показала, что EPB уступает более привычным ручникам по данному параметру, но лишь незначительно.
Проверка исправности [ править | править код ]
В соответствии с «Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (приложение к Правилам дорожного движения)
Эксплуатировать транспортное средство запрещено
1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
- транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 градусов включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.
Для проверки стояночного тормоза в «домашних» условиях можно затянуть его до отказа, включить первую передачу и плавно отпускать сцепление. При исправном стояночном тормозе двигатель должен глохнуть вплоть до полной остановки. Если автомобиль медленно движется, что-то не в порядке.
Неисправности стояночного тормоза
Достаточно простое устройство тормозной системы в итоге стало ее слабостью – множество не самых надежных элементов делают всю систему ненадежной. Конечно, с неисправностью ручника автолюбитель сталкивается не так уж часто, но статистика показывает, что за время эксплуатации автомобиля его владелец изучал вопрос неисправностей стояночного тормоза хотя бы раз. Вот на что он мог обратить внимание:
Читайте также: Современные трансмиссионные масла их марки и характеристики
- Увеличился ход рычага привода. При таком варианте наблюдается что-то из следующего: увеличилась длина тяги или увеличился зазор между барабаном и колодками в соответствующих тормозных системах. В первом и втором случае нужна регулировка, но втором, опционально, может потребоваться замена колодок;
- Отсутствует затормаживание. Варианты следующие: заедание разжимного механизма, «замасливание» колодок, все то, что указано в пункте выше. Здесь потребуется разборка механизмов и их чистка. Решению проблемы поспособствует регулировка или замена колодок;
- Отсутствует растормаживание. Проще говоря, тормоза сильно греются. Необходимо проверить, не заедает ли тормозной механизм, правильно ли выставлены зазоры, а также необходимо убедиться в исправности стяжных пружин. Разборка, чистка и, опционально, замена компонентов позволят решить проблему с растормаживанием.
Отдельно взятая неисправность: проблема с сигнальной лампочкой тормоза. Она может не гореть или гореть не во всех случаях. В этом случае проблема с наибольшей вероятностью кроется именно в электросистеме авто. Если работать приходится непосредственно с механизмом ручного тормоза, то будьте заранее готовы к покупке троса ручника. Долго служит лишь оригинальный трос, однако большинство автоконцернов определяет не самый впечатляющий ресурс: порядка 100 тысяч километров пробега. Проще говоря, за время эксплуатации автомобиля вам придется заменить трос или отрегулировать его натяг хотя бы раз.
Проверка стояночного тормоза крайне проста: поставить транспорт на наклонной поверхности, после чего до упора затянуть рычаг. Транспорт не должен сдвинуться с места, а вот соответствующая лампочка на панели должна загореться. Если что-то из указанного не произошло, нужно повторить проверку. Если результат не изменился, придется работать над ручным тормозом снова или проверять электросистему.
О чем нужно помнить
Хоть EPB может самостоятельно себя регулировать, периодические проверки проходить придется. При этом авто устанавливается на стенд и с помощью специального диагностического оборудования механик проверяет исправность работы системы.
Если пришла пора менять тормозные колодки, то действовать нужно очень осторожно. При любых технических работах электромеханическая часть должна пребывать в сервисном режиме. Если упустить этот момент, то есть большой риск того, что электроручник самостоятельно активируется в процессе работ и повредит ТС или самого мастера.
Выбор элементов ручного тормоза
Ручные тормоза выпускают все те же фирмы, что специализируется на тормозных «расходниках», суппортах и ремонтных комплектах. Вести поиски, скажем, тросика ручника можно по нескольким параметрам. Какой из них выбрать – дело владельца автомобиля или мотоцикла. Вот о каких параметрах идет речь:
- Данные транспортного средства. В частности, марка и модель, а также год выпуска;
- Код оригинальной комплектующей. Если у покупателя сохранены коды аналогов, оригиналы найти будет несложно;
- VIN-код. Параметр, который владелец транспорта точно знает.
Сегодня владельцы транспорта все чаще ищут нужные запчасти по данным автомобиля/мотоцикла. Такой метод не был бы точным, если интернет-магазины не создавали собственные кросс-базы и не работали над системами поиска по электронным каталогам. Указав марку, модель, а также выбрав из списка искомую деталь, можно вскоре определить код оригинала или аналогов, а также осуществить заказ.
Немало важным фактором в выборе деталей ручника является то, кто его произвел. Отдавать предпочтение нужно или оригинальным комплектующим, или продукции фирм, имеющих партнерские отношения с автоконцернами. Хорошие комплектующие ручных тормозов можно найти под именами таких фирм:
- TRW (Германия);
- Cofle (Италия);
- Metzger (Германия);
- ABS (Нидерланды);
- LPR (Италия);
- FTE (Германия);
- Valeo (Франция).
Важно отметить, что продукцию всех указанных выше фирм подделывают, причем весьма часто. Особенно «проблемными» являются производители из Италии. Также часто подделывают комплектующие стояночного тормоза от Bosch (Германия), намного реже – от Adriauto (Италия). Внимательно осматривайте каждое изделие и его упаковку. Малейшие расхождения в дизайне, механические повреждения и неаккуратная полиграфия указывают на то, что автозапчасть является подделкой.
Назначение и разновидности «ручников»
Стояночная тормозная система присутствует на автомобилях всех категорий – легковых машинах, грузовиках и коммерческом транспорте средней грузоподъемности. Ручной тормоз используется для таких целей:
- фиксация транспортного средства на месте при длительной стоянке;
- затормаживание авто с работающим двигателем на остановках, когда водителю необходимо кратковременно покинуть салон;
- удержание машины от скатывания на участках дороги, имеющих уклон;
- движение с места в гору;
- в некоторых случаях – для обеспечения аварийной остановки транспортного средства.
Справка. В современных автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач, задействован алгоритм безопасности для забывчивых водителей. После включения селектора АКПП в режим Drive машина не тронется с места, пока вы не отпустите «ручник».
В зависимости от категории, марки и комплектации, на транспортное средство устанавливается ручной тормозследующих разновидностей:
- наиболее распространенный – механический (тросовый);
- гидравлический;
- электромеханический (в обиходе его часто называют электронным);
- пневматический.
Для водителей легковых машин представляют наибольший интерес тросовые и электромеханические приводы. Гидравлические встречаются реже, а пневматикой оборудованы исключительно многотонные грузовики.
Вывод
Несмотря на простое устройство, стояночный тормоз выходит из строя не так уж редко. Грамотному автолюбителю следует знать, как этот тормоз устроен и какие неисправности для него характерны. В случае неисправности ремонт может быть осуществлен даже неспециалистом – нужны лишь инструменты, запчасти, немного времени и, опционально, чистящие средства. К счастью, все это можно найти в широком ассортименте даже в небольших магазинах. Категорически не советуем игнорировать неисправности ручника, ведь этот тормоз позволяет не только без опаски парковать автомобиль на уклоне, но еще и отвечает за экстренное торможение.
Зачем нам нужен исправный ручник?
Что же такое , и для чего он нужен автомобилисту? Во-первых, он является частью тормозной системы. Во-вторых, блокирует колеса относительно двигательной оси, чем обеспечивает устойчивость автомобиля на поверхности, в том числе на имеющей уклон. Таким образом, именно этот элемент тормозной системы способен помочь осуществить экстренное торможение, обеспечить устойчивость транспортного средства, и в случае если ножной тормоз не выполняет своих основных функций, поможет добраться до места назначения без проблем.
Следует помнить, что нельзя пользоваться ручником в качестве постоянного элемента торможения вместо предназначенного специально для этого ножного. Во время движения не стоит резко натягивать , чтобы на любой поверхности избежать заноса автомобиля. Стояночный тормоз нуждается в диагностике приблизительно 1 раз в месяц
. Достаточно заехать на крутую горку и затянуть рычаг потуже: если машина устоит на склоне, значит, все у вас в порядке, и можно ехать дальше.
instructor267 › Блог › Как работает электронный «ручник» транспортного средства?
Автопромышленность постоянно совершенствуется, модернизируя свои «творения» для более комфортабельного использования. В сегодняшнем описании мы расскажем о том, как комфортный и удобный для нас «ручник» стал электронным, и тросс заменил провода.
Постараемся максимально раскрыть для вас тему «что такое электронный стояночный тормоз. Плюсы и минусы его использования». Начнем мы с того, что опишем, как теперь выглядит стояночный тормоз на современных автомобилях и где он располагается.
Огромным плюсом стало то, что громоздкая ручка, которая располагалась между передними сиденьями, превратилась в маленькую кнопку, обозначенную латинской буквой «Р», обведенной в кружок. Благодаря этому, освободилось много места на центральной консоли. Хотя чаще всего эта кнопка занимает место прежнего «ручника», в различных моделях она может находиться в любом месте салона. Например, под панелью приборов. При нажатии на эту кнопку, мы увидим, что на панели приборов загорается значок, обозначающий ручник.
Стояночный тормоз — как устроен и как работает
Автомобиль, по сути, это колёса, которые везут водителя и пассажиров, для управления этими колёсами есть руль, для привода в движение – двигатель, для остановки – тормоз, который является главным элементов в плане безопасности. Различают рабочую тормозную систему и вспомогательную, которой является стояночный тормоз. Он также известен как ручной тормоз или попросту «ручник». С современными автомобилями слово ручной становится уже анахронизмом, поскольку привод «ручника» ведущие автопроизводители переводят на электронный.
Стояночный тормоз предназначен, как видно из названия, удерживать автомобиль в неподвижном состоянии во время стоянки (остановки), особенно, если дорожное полотно или поверхность парковки имеет уклон. Однако этот тормоз ещё используется в роли аварийной тормозной системы, если отказала основная рабочая. Попробуем разобраться в устройстве системы стояночного тормоза. узнаем, как он работает.
Для чего: главная функция
Как уже отмечалось выше, основным предназначением ручника является удержание машины на месте при парковкедлительной остановке. Он используется как дополнительный элемент управления при экстремальной езде, как аварийный, как притормаживающее устройство в экстренных ситуациях.
Конструкция «ручника» стандартная – это тормозной привод (в большинстве случаев механический), и тормозной механизм.
Какие бывают виды тормоза
Стояночный тормоз различается по типу привода, из основных типов отметим:
- механический привод (наиболее распространённый);
- гидравлический (наиболее редко встречающийся;
- электромеханический EPB (вместо рычага кнопка).
Распространённость механического варианта обусловлено простотой конструкции и высокой надёжностью. Чтобы активировать стояночный тормоз, достаточно вытянуть рычаг наверх (на себя). В этот момент тросы натягиваются, механизмы блокируют колёса, что приводит к остановке или снижению скорости. В новых автомобилях с богатой комплектацией всё чаще используется третий вариант, гидравлический мало распространён и нравится в основном любителям экстремального вождения.
Также есть условное разделение на способы включения:
- Есть педальный (он же ножной);
- Есть рычажный (с рычагом).
Как правило, педальный «ручник» используется на машинах, оснащённых автоматической коробкой. Устанавливается третьей педалью вместо исчезнувшей педали сцепления.
Тормозные механизмы также различаются, и бывают следующими:
- барабанный тормоз;
- кулачковый;
- винтовой;
- трансмиссионный ( он же центральный).
В первом случае тросы, натягиваясь, воздействуют на колодки, которые в свою очередь прижимаются плотно к барабану, таким образом, происходит торможение. Центральный стояночный тормоз блокирует не колёса, а карданный вал. Кроме того, существует электрический привод с дисковым механизмом, который приводится в движение электродвигателем.
Как устроен ручник
Конструкция стояночного тормоза состоит из трёх компонентов:
- Собственно, тормозной механизм, который взаимодействует с колёсами или двигателем;
- Приводной механизм, который приводит в действие тормозной механизм (рычаг, кнопка, педаль);
- Тросы или гидравлические магистрали.
В системе ручника, как правило, используется один или три троса, трёхтросовый вариант наиболее популярен и надёжен. В системе два троса задних, один передний. При этом два троса задних идут к тормозному механизму, передний взаимодействует с рычагом.
Скрепление или соединение тросов осуществляется с элементами ручника с помощью специальных регулируемых наконечников. В свою очередь на тросах имеются регулировочные гайки, с помощью которых можно изменять длину самого троса. Также в системе есть возвратная пружина, которая возвращает механизм в изначальное положение после того, как ручной тормоз снят. Возвратную пружину устанавливают либо на самом тормозном механизме, на уравнителе или на тросе, связанном с рычагом.
Принцип работы
Активируется тормоз (автомобиль ставится на «ручник») путём перевода рычага в максимально вертикальное положение до характерного щелчка фиксатора. При этом тросы, натягиваясь, прижимают колодки, установленные на задних колёсах плотно к барабанам. Блокированные таким образом колёса приводят к торможению.
Для снятия машины с ручного тормоза, необходимо нажать на кнопку, удерживающую фиксатор, опустить рычаг в начальное положение вниз (лёжа).
Дисковый тормоз
Автомобили, у которых дисковые тормоза по кругу, имеют ручной тормоз с небольшими отличиями. Выделяют следующие разновидности:
- винтовой тормоз;
- кулачковый;
- барабанный тормоз.
Первый вариант используется в однопоршневых тормозных системах. Поршень управляется специальным винтом, вкрученным в него. Он вращается, приводимый в движение тросом и рычагом. Поршень движется по резьбе, вдвигаясь прижимает колодки к тормозному диску.
Кулачковый механизм проще, в нём работает толкатель, который воздействует на поршень. Кулачок при этом имеет жёсткое соединение с рычагом (тоже тросовое). Толкатель вместе с поршнем перемещаются во время поворота кулачка. Барабанный механизм используется в многопоршневых системах.
Как правильно эксплуатировать
Сразу после посадки в автомобиль, необходимо проверить положение рычага ручного тормоза. Также следует проверять его перед любым стартом, на ручнике ездить нельзя, поскольку это приводит к перегрузкам двигателя и быстрому износу элементов тормозной системы (диски, колодки).
Что касается постановки на ручник автомобиля в зимнее время года, то эксперты делать этого не рекомендуют, поскольку это может привести к блокировке колёс и невозможности движения. Растопленный снег, грязь, налипшие на колёса ночью может приморозить, колодки примерзают к дискам или барабану. Если применять силу, то можно повредить систему, требуется прогрев колёс паром, кипятком или осторожно паяльной лампой.
В автомобилях, оснащённых автоматом, стояночный тормоз также следует использовать, несмотря на наличие режима «паркинг» у коробки. Это позволит снизить нагрузки на механизм блокировки вала, также обеспечит жёсткое удержание авто на месте, иногда в ограниченном месте можно случайно наехать на соседний автомобиль.
Резюме
Тормозная система и, в частности, стояночный тормоз играет важную роль и является одним из важных компонентов автомобиля. Необходимо, содержать всё в исправности, это повысит безопасность эксплуатации вашего автомобиля, снизит риск аварии. Диагностику система стояночного тормоза, и обслуживание должна проходить регулярно, как и остальные важные системы.
Источник https://www.autonews.ru/news/629f0e519a7947fe7d198189
Источник https://truescooters.ru/korobka-peredach/ruchnoj-tormoz.html
Источник https://topvariator.ru/sistema-upravleniya/tormoznaja-sistema/stojanochnyj-tormoz