Как устроена коробка «автомат» и как правильно с ней обращаться

Содержание

Как устроена коробка «автомат» и как правильно с ней обращаться

Водители называют «автоматом» несколько разных механизмов. Объединяет их одно: водителю во время движения не требуется орудовать рычагом переключения передач и нажимать на педаль сцепления, которая отсутствует.

  • Что это
  • Устройство
  • Принцип работы
  • Обозначения
  • Плюсы и минусы
  • Как управлять
  • Как правильно ездить на «автомате»
  • Как продлить жизнь АКП
  • Как отремонтировать

Что такое коробка «автомат»

Коробка автомат (автоматическая трансмиссия, АКП) — это тип коробки передач, способный самостоятельно и без вмешательства водителя выбирать нужное передаточное число в соответствии с режимом движения и сопутствующими факторами. К автоматам принято относить несколько видов коробок передач: классическую гидротрансформаторную АКП, «робот» (РКП) и вариатор (CVT). Хотя последние два типа правильнее называть автоматизированные трансмиссии.

Каждая из перечисленных трансмиссий серьезно упрощает процесс управления: водителю не нужно выжимать педаль сцепления и думать над выбором оптимальной передачи — передаточные числа подбираются самостоятельно. Все, что требуется, — жать на газ и рулить.

Устройство коробки «автомат»

Идея отказа от ручного переключения передач возникла почти сразу после появления автомобиля, но впервые полноценно реализовать ее смогли лишь в 30-х годах XX века.

В 1902 году немецкий инженер Герман Феттингер создал судовой автомат. Спустя два года братья Стартевенты из Бостона явили миру свою конструкцию, предназначенную для установки на автомобили. По сути это была усовершенствованная механика с двумя передачами, переключение которых происходило автоматически.

Полноценный же автомат запатентовал Оскар Бэнкер (Асатур Сарафян) в 1935 году — его изобретением воспользовалась компания General Motors. С внесением доработок в 1940 году появился тот самый классический гидротрансформаторный автомат, который применяется в усовершенствованном виде по сегодняшний день.

Рынок 26 апреля 2022 10 самых дешевых машин с автоматом. Реальные цены у дилеров

Конспекты 19 марта 2022 Как и когда нужно менять масло в автомате

В его основе лежат не пары шестерен, а планетарный механизм с переменным передаточным отношением: центральная (солнечная) шестерня, коронная шестерня и шестерни-сателлиты. Передаточное отношение у такого набора может меняться в зависимости от того, как именно вращаются его части относительно друг друга. Соединяя разные части планетарного механизма, можно заставить шестерни вращаться с разными скоростями, то есть получить коробку передач.

За переключение передач здесь отвечают многофункциональные гидромуфты, выполняющие функции сцепления. Муфты сжимаются давлением гидравлической жидкости. Крутящий момент от двигателя передается коробке передач так называемым гидротрансформатором, избавляющим от жесткой связи двигателя и коробки передач. Благодаря гидротрансформатору переключение передач происходит плавно, почти незаметно.

Основными элементами классического автомата являются:

  • Гидротрансформатор (отвечает за преобразование и передачу оборотов).
  • Планетарный редуктор (управляет гидротрансформатором).
  • Система гидроуправления (отвечает за работу планетарного редукторного узла).

Фото: Shutterstock

Принцип работы автомата

Принцип работы автомата различается в зависимости от вида автоматической трансмиссии. На каждом из них остановимся отдельно.

Классическая (гидротрансформаторная) АКП

Принцип работы классической АКП основан на давлении трансмиссионной жидкости. За передачу крутящего момента от двигателя к элементам автоматической коробки передач отвечает гидротрансформатор (он же «бублик»). В состав устройства входят три лопастных колеса — насосное, турбинное и реакторное, — заключенные в герметичный корпус. Насосное колесо соединено с коленчатым валом двигателя, а турбинное — с первичным валом КПП.

После запуска двигателя в «бублике» под давлением насоса начинает рециркулировать масло. Проходя через крыльчатки реактора, оно трансформирует механическую силу от маховика в гидравлическую — крутящий момент начинает передаваться на планетарный механизм. Гидротрансформатор выполняет функции как сцепления, так и гидромуфты.

Система гидроуправления позволяет автомату переключать передачи без тяг и муфт с синхронизаторами. Открывая и закрывая в гидроблоке нужные клапаны, коробка передач самостоятельно сжимает нужные пакеты фрикционов давлением масла. Плавная их блокировка, управляемая электроникой, позволяет автомату переключаться почти незаметно.

Вариатор (CVT)

Основа бесступенчатой трансмиссии — два конических шкива, один из которых соединен с валом двигателя, а второй передает крутящий момент на ведущие колеса автомобиля. Мощность передается с ведущего вала на ведомый посредством соединяющего их ремня (или цепи). На каждом из валов имеются два конуса, обращенные вершинами друг к другу. Изменение зазора между ними приводит к смещению ремня и изменению передаточного отношения.

Когда конусы раздвигаются, ремень смещается ближе к оси вращения, и наоборот. Для изменения передаточного отношения достаточно просто сдвигать конусы на одном валу и одновременно раздвигать на другом.

За управление конусами отвечают гидравлическая система и электроника. Гидротрансформатор позволяет автомобилю с вариатором трогаться и останавливаться, а планетарный редуктор — включать задний ход и расширять диапазон передаточных чисел. Все современные вариаторы умеют имитировать фиксированные передачи.

«Робот» (РКП)

Роботизированная коробка передач по своей сути — это механика, дополненная электроникой и сервоприводами. Такая трансмиссия полностью берет на себя процесс переключения передач. Выбор той или иной передачи контролируется электроникой. Вместо педали сцепления и рычага коробки стоят электромоторы, которые по команде электроники «выжимают» сцепление и меняют ступени.

Простейшие роботы уже практически не применяются в современном автопроме. Им на смену пришли коробки следующего поколения — так называемые преселективные роботы с двумя сцеплениями (к примеру, коробки DSG). Каждое из сцеплений отвечает за свой набор передач — четных и нечетных. Процесс переключения с одной передачи на другую происходит практически мгновенно, без разрыва крутящего момента.

Обозначения на коробке автомат

Режимы работы коробки автомат могут поставить в тупик водителя, который прежде ездил только на механике. Для наглядности мы оформили обозначения и описания в виде таблицы.

Обозначение Расшифровка
N (Neutral) Нейтральное положение. Положение селектора в позиции N означает, что никакая из передач не включена. Автомобиль может свободно катиться.
D (Drive) или A (Automat) Режим движения вперед. В зависимости от потребностей водителя автоматически используются те или иные передаточные числа.
R (Revers) Задняя передача. Выбрать этот режим можно только при полной остановке автомобиля.
Р (Parking) Режим парковки. Переводя селектор в положение Р, водитель механически блокирует трансмиссию. На многих моделях не получится запустить двигатель, если селектор не находится в этом положении. Блокировка в режиме Р никак не связана с тормозной системой – она лишь помогает стояночному тормозу, но не заменяет его.
M (Manual) Режим ручного управления. В этой позиции селектора водитель может самостоятельно переключать передачи с помощью подрулевых лепестков, кнопок или самого селектора – толчками вверх и вниз. В зависимости от конкретной модели процесс осуществляется по-разному.
L (Low) или 1, 1L Режим пониженной передачи. Позволяет зафиксировать коробку на первой передаче. Этот режим помогает при движении по скользкой дороге либо бездорожью на минимальных скоростях. Также может применяться при торможении двигателем, на крутых спусках и подъемах.
L2, 2L, 2 При выборе такого режима коробка передач не перейдет выше второй передачи.
D3 или 3 Ограничение не выше третьей скорости.
OD (Over Drive) Режим повышенной передачи. Помогает экономить горючее на высоких скоростях.
KD (Kick Down) Пониженная передача. Включается, если продавить педаль газа «в пол». Используется для максимально быстрого набора скорости.
S Спортивный, динамичный режим. Позволяет использовать все возможности двигателя и трансмиссии. Его не рекомендуется выбирать при движении на нестабильном покрытии и на бездорожье.
W (Winter) или значок снежинки Зимний режим. В этой позиции селектора автомобиль трогается с повышенной передачи, более плавно, что помогает избежать пробуксовки. Летом применять такой режим не рекомендуется.
E Режим экономии. Обеспечивает плавность движения и позволяет сжигать меньшие объемы горючего. Движение автомобиля в таком режиме становится более вялым, отклик на педаль газа ухудшается.

Наиболее часто встречающейся на моделях с «автоматом» является раскладка режимов P-R-N-D-L. Остальные перечисленные обозначения и некоторые другие используются опционально. О них в обязательном порядке рассказывается в инструкции.

Плюсы и минусы коробок автомат

Автоматические трансмиссии обладают множеством плюсов, но не лишены и минусов. Об этом не стоит забывать на этапе выбора автомобиля.

К несомненным плюсам отнесем следующие моменты:

  • Легкость эксплуатации: любая автоматическая трансмиссия избавляет водителя от утомительных процедур выжима педали сцепления и ручного выбора передач.
  • Высокая плавность движения. Благодаря наличию до 10 передач современные автоматы изменяют передаточные отношения чрезвычайно плавно, практически незаметно.
  • Повышенная безопасность. Переключить механику без разрыва потока мощности невозможно.

Фото: Shutterstock

Минусы автоматов:

  • Дороговизна. Как правило, автомобили с автоматами стоят дороже, чем с механической коробкой. Обслуживание автомата также дороже.
  • Увеличенный расход топлива.
  • Автоматы не любят экстремальных нагрузок.
  • Машины с автоматом не рекомендуется буксировать на большие расстояния.
  • Автоматы не любят буксировки прицепов: возможны ограничения.

Как управлять коробкой автомат

Научиться пользоваться машиной с коробкой автомат намного проще, чем автомобилем с механикой. Именно по этой причине существует разделение в водительских правах: водители, обучавшиеся в автошколе на машине с АКП, не могут ездить на механике — требуется переобучение. Те, кто прежде ездил на машине с МКП, с автоматом легко совладают.

Алгоритм обращения с автоматом максимально прост:

  • Чтобы завести машину, нужно сесть за руль, нажать тормоз и повернуть ключ в замке/нажать кнопку запуска двигателя. Селектор коробки должен находиться в парковочном положении P. Запускать ДВС можно и с нейтрального режима, но производители рекомендуют использовать именно режим паркинга. Запустить мотор из любого другого режима не получится.
  • Для начала движения селектор выставляется в D или R (вперед и назад соответственно). После того как вы отпустите педаль тормоза, машина сама начнет движение. Нажатием на газ можно увеличить скорость.
  • Для остановки машины нужно отпустить педаль газа и нажать на тормоз.
  • Перед тем как заглушить двигатель следует перевести селектор коробки в парковочное положение Р.

Как правильно ездить с коробкой автомат

При эксплуатации автомобиля с автоматической трансмиссией нужно придерживаться некоторых важных рекомендаций, которые помогут продлить коробке жизнь.

Фото: Shutterstock

Переключать режимы между D-R-P нужно при полной остановке автомобиля и зажатом тормозе.

Во время движения переключать селектор можно лишь в некоторые положения. Технически можно включить режим нейтрали (N) и двигаться накатом, но делать так не рекомендуется из соображений безопасности.

Оставлять автомобиль без стояночного тормоза с включенным режимом P можно лишь на ровных площадках. Несоблюдение правила чревато тем, что машина может внезапно покатиться.

При движении в пробке на машине с автоматом водителю постоянно приходится давить на тормоз. Пока автомобиль стоит, селектор трансмиссии следует переводить в режим паркинга, а не в нейтраль. Нейтраль используется для того, чтобы перекатить машину с места на место при выключенном двигателе и для буксировки на небольшие расстояния.

Буксировать машины с автоматом и заглушенным мотором на значительные расстояния нельзя. Этот процесс возможен лишь на нейтрали и с работающим двигателем, либо с вывешиванием ведущих колес.

Буксировка других машин и тяжелых прицепов автомобилем с автоматом возможна при соблюдении рекомендаций производителя. Для снижения нагрузки могут быть предусмотрены специальные режимы. В процессе буксировки желательно не использовать высокие передачи.

Чтобы выбраться из сугроба, можно воспользоваться фиксированными положениями L, 1 или 2, предварительно отключив систему стабилизации.

Как продлить жизнь коробке автомат

Любой автомат значительно сложнее и дороже механики; стоит сделать все возможное, чтобы уберечь его от поломок.

Фото: Shutterstock

Резкая и агрессивная езда сильно сокращает жизнь автоматам (как и всем элементам автомобиля). При такой эксплуатации происходит повышенный износ фрикционов, планетарных редукторов, муфт и пр. Продукты износа загрязняют масло и приводят к перегреву коробки. Выйти из строя может практически каждый узел.

Для продления жизни трансмиссии рекомендуется выполнять несколько правил:

  • Плавно трогаться.
  • Не нажимать на газ и тормоз одновременно. Это приводит к перегреву масла в гидротрансформаторе и преждевременному выходу коробки из строя.
  • Не ездить в экстремальных режимах с пробуксовками. Автоматические трансмиссии чрезвычайно чувствительны к ударным нагрузкам.
  • Не использовать часто режим кик-даун. В этом режиме автомат испытывает повышенные нагрузки.
  • Не переводить в движении селектор в положение «нейтраль».
  • Не использовать прием раскачки, когда автомобиль застрял. Это приводит к повышенному износу фрикционов.
Читать статью  Ремонт КПП (коробки передач) ГАЗ-53 своими руками: схема устройство, фото, и основные виды неисправностей

Как отремонтировать автомат

Автоматической трансмиссии, как и любому другому агрегату автомобиля, требуется периодическое обслуживание. Если производитель рекомендует менять масло или фильтры — надо обязательно следовать этому правилу.

В ряде случаев простая замена масла может вернуть автомату жизнь: избавить от «пинков» и некорректной работы. Процедуру лучше доверить профессионалам, поскольку для полной замены требуется специализированное оборудование.

Вместе с маслом в обязательном порядке меняется фильтр, который в процессе работы агрегата задерживает в себе продукты износа. Нередко помимо фильтра приходится менять сопутствующие компоненты — уплотнительные прокладки, кольца или даже поддон.

Фото: Shutterstock

Автомат — технически сложное устройство с отдельным блоком управления. При визите в сервисный центр можно с помощью диагностического оборудования считать ошибки в работе АКП и, в случае необходимости, произвести ремонт проблемных компонентов.

Всевозможные рывки, толчки, подвисания коробки на одной передаче — признаки поломки, требующие обращения к специалистам. Попытки решить эти проблемы самостоятельно, с большой вероятностью, не помогут.

  • Маркировка шин: как правильно расшифровать все знаки
  • Одометр: зачем в машине нужен счетчик пробега
  • Сайлентблок: что это, зачем нужен и когда менять

Коробка передач в автомобиле: какие виды бывают, назначение, устройство, принцип действия

Фрикционная коробка передач

Конструкция коробки передач прошла сложный с инженерной точки зрения путь. Некоторые из первых КПП оказались настолько удачными, что используются по настоящее время. Одновременно инженеры разработали принципиально новые агрегаты с расширенными возможностями и улучшенными техническими характеристиками. Какие коробки передач производители устанавливают на свои модели сегодня, а какие больше не используются? Что такое МКПП, АКПП, РКПП, CVT, DSG, SMG, SRG, в чем между ними разница и какие они имеют преимущества и недостатки?

Что такое коробка передач

Коробка передач (сокращенно “КПП” или просто “коробка”) – агрегат, с помощью которого крутящий момент от двигателя передается на элементы трансмиссии. Коробка не только меняет частоту вращения вала, но и изменяет усилие крутящего момента, позволяет автотранспорту передвигаться в прямом и реверсном (задним ходом) направлениях. С инженерной точки зрения коробка передач – усовершенствованный редуктор. Принципиальные задачи выполняет такие же, но за счет конструктивных особенностей в максимальной степени учитывает требования к техническим характеристикам автомобиля.

Коробка переключения передач автомобиля в разрезе

Коробка переключения передач автомобиля в разрезе

Первые автомобили не имели коробки передач, что создавало большие проблемы: недостаточная мощность двигателя не позволяла им преодолевать подъемы, а скорость зависела только от оборотов коленчатого вала. Первый прототип коробки передач придумал Карл Бенц в 1887 году. Он установил два шкива различных диаметров с ременным приводом. Скорость менялась за счет механического изменения положения ремней. В дальнейшем ремни заменили цепями, а гладкие шкивы звездочками – это исключило проскальзывание на больших нагрузках.

Гидротрансформатор, заменяющий сцепление, появился в 1903 году, изобретение запатентовал немецкий ученый Герман Феттингер. Его устройства начали использоваться на шведских автобусах, а первый легковой автомобиль с простейшей АКПП был выпущен в 1947 году.

Назначение коробки передач

Главное назначение коробки передач – передавать оптимальные тяговые усилия от мотора к ведущим колесам с учетом условий движения и технических характеристик двигателя. Устройство обеспечивает:

Изменение крутящего момента от двигателя к колесам;
Возможность повышения тяговой мощности мотора при езде в сложных условиях;
Движение задним ходом (реверсное вращение);
Улучшение динамических параметров автомобиля;
Уменьшение расхода топлива, снижение вредных выбросов выхлопных газов;
Увеличение ресурса двигателя;
Повышение комфортности и безопасности движения.

Любая коробка передач, вне зависимости от вида и принципа функционирования, решает вышеописанные задачи, но со своими особенностями.

Роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями

Роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями

Виды коробок передач

В связи с многообразием конструктивных решений, применяемых в коробках передач, существуют различные способы классификации КПП. Все типы коробок передач можно разделить по методу преобразования крутящего момента от коленвала на привод трансмиссии, способу управления функциями, конструктивными особенностями решения технических задач.

В статье представлено краткое описание видов коробок передач. Подробные разборы устройства каждого из видов КПП – темы для отдельных статей.

Типы КПП по способу преобразования крутящего момента

Существует несколько вариантов преобразования коробкой передач крутящего момента от двигателя на колеса. В соответствии с этими способами различают: ступенчатую, фрикционную и гидромеханическую коробки передач.

Ступенчатая коробка передач

Ступенчатая коробка передач – один из наиболее распространенных видов КПП. Характеристики вращения вала меняются ступенчато за счет изменения передаточного числа шестерней. Могут иметь несколько промежуточных валов и ступеней, для синхронизации угловых скоростей блокировочной муфты и соединяемой шестерни устанавливаются синхронизаторы. Относительная простота позволяет снизить стоимость и повысить надежность агрегата.

Ступенчатая коробка передач

Ступенчатая коробка передач

Фрикционная коробка передач

Во фрикционной коробке передач включение шестерен в зацепление делается не планетарными редукторами, а фрикционами. Металлические диски в постоянном сцеплении с ведущей шестерней, фрикционы вращают ведомую шестерню после включения привода.

При отключенной передаче фрикционы вращаются свободно, между ними нет трения, ведомая шестерня не вращается. Для включения в работу диски прижимаются друг к другу, за счет большого трения происходит передача усилия вращения шестерен. Одновременно на остальных передачах фрикционы отходят друг от друга, крутящий момент не передается. На фрикционных КПП нет общего сцепления – каждая передача имеет свое.

Фрикционная коробка передач

Фрикционная коробка передач

Гидромеханическая коробка передач

Гидромеханическая коробка передач – классический вариант автоматической КПП. Состоит из двух элементов: механической коробки передач и гидротрансформатора передачи крутящего момента от двигателя на первичный вал КПП. Механические коробки могут быть вальными и планетарными.

Механическая часть имеет классическую конструкцию. Гидротрансформатор состоит из насосного (ведущего) и турбинного (ведомого) рабочих лопаточных колес, выполняет функции традиционного сцепления. Благодаря особой геометрии лопаток гидротрансформатора двигатель нагнетает масло насосным колесом, передавая кинетическую энергия на ведомое, связанное с коробкой передач.

Гидромеханическая коробка передач

Гидромеханическая коробка передач

Типы КПП по способу управления переключением передач

По способу изменения усилия крутящего момента и частоты вращения вторичного вала различают механические, автоматические и полуавтоматические виды коробок передач.

Механическая коробка передач

В механической коробке передач (сокращенно МКПП, также называют “механика”, “ручная”, “ступенчатая”) переключение скоростей выполняет водитель автомобиля вручную с помощью рычага КПП. Выбор передачи производится водителем согласно условиям движения. Механическая коробка передач состоит из первичного, промежуточных и вторичного вала, скорость и усилие вращения зависит от передаточного числа работающих пар шестерен. Для синхронизации угловой скорости вращения пар имеются синхронизаторы.

Механическая коробка передач

Механическая коробка передач

Визуально наличие в автомобиле механической коробки передач распознаётся по трем педалям (сцепление, тормоз, газ) и характерному рычагу переключения передач с обозначением и выбором ступеней (их может быть 4, 5, 6 или 7, плюс режим заднего хода и нейтральное положение).

Плюсы МКПП:

Простота устройства;
Легкость обслуживания и ремонта;
Высокая надежность;
Невысокая стоимость;
Минимальный расход топлива.

Минусы МКПП:

Необходимость контроля водителем режима езды;
Требует практических навыков вождения;
Вероятность рывков при переключении скоростей.

Автоматическая коробка передач

Автоматическая коробка передач (или АКПП, автоматическая трансмиссия, “автомат”) способна самостоятельно менять динамику езды с учетом оборотов и нагрузки двигателя. В настоящее время устанавливается на большинство автомобилей. АКПП бывают с несколькими типами приводов переключения скоростей, передаточное число автоматически меняется в зависимости от условий движения. Классический “автомат” – гидромеханическая коробка передач.

Автоматическая коробка передач

Автоматическая коробка передач

К автоматическим коробкам передач принято относить все виды КПП, в которых водителю не требуется вручную выбирать скорости. “Вариатор”, “робот”, гидромеханическая КПП – эти все виды считаются автоматическими или “двухпедальными” коробками. Водитель работает только с двумя педалями (газ и тормоз), а с помощью рычага управления (селектора) выбирает только режим работы коробки (движение вперед, движение назад, нейтральное положение, паркинг, спорт-режим).

Плюсы АКПП:

Повышается комфортность езды;
Исключаются резкие динамические нагрузки на детали коробки передач и сцепление;
Снижается утомляемость водителя;
Повышается безопасность езды;
Возможность установки круиз-контроля;
Упрощается вождение в городских условиях.

Минусы АКПП:

Сложность обслуживания и ремонта;
Относительно высокая цена;
Увеличивается расход топлива;
Невозможность запустить двигатель с буксировки;
Сложности при транспортировке неисправного автомобиля.

Полуавтоматическая коробка передач

Полуавтоматическая коробка передач (ПАКП, “полуавтомат”) имеет два сцепления – одно для четных передач, другое для нечетных. Каждое сцепление связано со своей группой шестерней в КПП. Автоматика анализирует параметры передвижения и подготавливает второе сцепление к включению следующей передачи.

Коробка передач с двумя сцеплениями

Коробка передач с двумя сцеплениями

Как и у автоматической коробки переключения передач, у “полуавтомата” нет педали сцепления. Переключение передач производится автоматически, когда водитель убирает ногу с педали “газа”. Устройство КПП предусматривает возможность переключения передач в ручной режим.

Плюсы “полуавтомата”:

Сокращается время переключения передач;
Ликвидируются возможные ударные нагрузки на детали коробки;
Улучшается динамика автомобиля;
Максимальная отдача двигателя при наборе скорости;
Сокращается расход топлива.

Минусы “полуавтомата”:

Высокая цена;
Сложность ремонта и обслуживания.

Типы КПП по конструктивным особенностям

Конструкторы автомобилей постоянно работают над усовершенствованием технических характеристик коробок передач. Используются различные виды приводов и управления, в зависимости от этих характеристик КПП бывают бесступенчатыми, роботизированными, преселективными, секвентальными, безвальными, несинхронизированными.

Бесступенчатая

Бесступенчатая коробка переключения передач (“вариатор”, CVT) дает возможность менять передаточное число между первичным и вторичным валами плавно во всем скоростном диапазоне. Состоит из ведущего и ведомого шкивов с изменяющимися диаметрами рабочих конусов. Увеличение и уменьшение диаметра шкивов позволяет регулировать обороты ведущих колес. Крутящий момент передается особо прочным резиновым клиновым ремнем, есть варианты с металлическими цепями. Вариатор является одной из наиболее сложных конструкций КПП.

Вариатор

Главная особенность вариатора – неограниченное количество передаточных чисел, поэтому они и называются бесступенчатыми. С технической точки зрения называть “вариатор” коробкой передач не совсем некорректно, так как передач здесь нет.

Плюсы “вариатора”:

Плавный разгон и увеличение скорости;
Уменьшение расхода топлива;
Минимальные динамические нагрузки;
Низкая утомляемость при длительных пробегах.

Минусы “вариатора”:

Невысокая надежность;
Дороговизна ремонта и периодического ухода;
Высокая цена;
Негативно реагирует на агрессивный стиль вождения;
Невозможность длительной езды на максимальных скоростях.

Роботизированная

Роботизированная коробка передач (РКП, “робот”) с одним сцеплением изготавливается на основе механической. Отличие – выключение сцепления и переключение передач выполняют активаторы (сервоприводы). Активаторы могут быть электрическими и гидравлическими, выбор скоростных режимов контролирует электронный блок управления, обрабатывающий сигналы от специальных датчиков. Один сервопривод управляет сцеплением, второй переключает передачи в коробке. Возможно ручное управление с помощью селектора КПП или подрулевых «лепестков».

Роботизированная коробка передач Easytronic

Роботизированная коробка передач Easytronic

С технической точки зрения в роботизированной коробке передач механическая часть сходна с классической МКПП, а за работу сцепления отвечает автоматика. С точки зрения управления такой коробкой для водителя отличий от АКПП нет – всё те же стандартные режимы (D, P, N, R). Педали сцепления нет.

Плюсы “робота”:

Улучшается динамика разгона;
Относительно невысокая стоимость;
Проще ремонт и дешевле периодическое обслуживание;
Ниже в сравнении с автоматической расход топлива;
Увеличенный гарантийный пробег;
Уменьшается износ дисков сцепления.

Минусы “робота”:

Водитель должен вмешиваться в работу в экстремальных дорожных ситуациях;
Возможность отката назад при трогании на крутых подъемах;
Повышенный износ элементов при движении в городских заторах.

Преселективная

Современная преселективная коробка передач (DSG) – роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями, улучшенный вариант “роботов” с одним сцеплением. В своей конструкции имеет два первичных вала с автономными сцеплениями на каждом. Одно из сцеплений используется для четных передач, второе – для нечетных и заднего хода. Главная особенность коробки передач DSG – предварительное (преселективное) включение повышенной или пониженной передачи (в зависимости от условий движения). Это позволяет реализовать быстрое переключение передач без потери мощности.

Преселективная коробка передач (DSG)

Преселективная коробка передач (DSG)

Переключение скоростей преселективной коробки передач делается автоматикой, встроенной в корпус, сигналы на действие поступают от датчиков. Предусматривается переход на ручное переключение. Работа водителя с такой КПП ничем не отличается от обычного “автомата”.

Плюсы DSG:

Ниже стоимость обслуживания;
Меньше расход топлива в сравнении с автоматом;
Выше скорость переключения передач;
Высокая плавность хода.

Минусы DSG:

Сложность ремонта, иногда требуется полная замена агрегата;
Электронный блок негативно реагирует на резкие колебания температур;
Меньше максимальная сила передающегося крутящего момента.

Секвентальная

Секвентальная коробка передач (последовательная, прямозубая, SMG) является одним из подвидов механических коробок. Главная особенность – прямые зубья шестерен, в традиционных же механических – шестерни косозубые. Переключение делается автоматически специальными гидроприводами или в ручном режиме. Передачи можно включать только последовательно: с первой на вторую, со второй на третью и так далее. Перескакивать и включать после первой третью или после второй четвертую невозможно.

Секвентальная коробка передач

Секвентальная коробка передач

Принцип работы секвентальной КПП исключает включение неоптимальной передачи. Педали сцепления обычно нет – за отключение вала отвечает автоматика. Секвентальные коробки устанавливаются главным образом на гоночных автомобилях и имеют свои достоинства и недостатки.

Плюсы SMG:

Возможность автоматизации процесса переключения;
Высокая скорость переключения передач;
Сокращен расход топлива за счет повышения скорости переключения;
Достигается максимально возможная динамика силовой установки автомобиля;
Возможность переключения без отрыва рук от рулевого колеса;
Техническая простота упрощает ремонтные мероприятия;
Меньше габариты и масса.

Минусы SMG:

Повышенная шумность из-за использования прямозубых шестерен;
Меньше гарантийный пробег;
Понижена комфортность езды.

Безвальная

Безвальная коробка передач (SRG) состоит из нескольких пар шестерен (до пяти), которые находятся в постоянном зацеплении. Наименование «безвальная» означает, что шестерни не имеют общего вала, а каждая работает на своем. Передачи изменяются за счет соединения кулачковыми муфтами шестерен в определенной комбинации. Каждая следующая пара с шестернями количество комбинаций скоростей увеличивает в два раза. Соответственно, четыре пары шестерен дают восемь скоростей, а не четыре. Как в обыкновенных коробках. Для заднего хода используется дополнительная пара, соответственно, и реверс имеет много скоростей.

Читать статью  АКПП BMW F30

Безвальная КПП

Безвальная коробка передач полугусеничного тягача Sd.Kfz.10

Для управления безвальной коробкой передач требуется два рычага (смотрите пример на фото выше). Один отвечает за выбор передачи, другой – за направление движения (вперед, назад, нейтраль), есть варианты полуавтоматического включения. Безвальная КПП используется редко, устанавливалась на некоторых типах немецких танков и старых тракторах, в легковых автомобилях не встречается.

Плюсы безвальной КПП:

Большое количество скоростей с относительно малым числом шестерней и малыми габаритами;
Возможность использования реверса в качестве основного хода;
Максимальная простота обслуживания и ремонта.

Минусы безвальной КПП:

Сложность выбора оптимальной передачи;
Необходимость постоянного контроля режима движения и нагрузки;
Большая неравномерность износа шестерен.

Несинхронизированная

Несинхронизированная коробка передач относится к первым разработкам, самая простая и самая неудобная. Не имеет синхронизаторов, соответственно скорости вращения шестерней автоматически не выравниваются – делать это приходится водителю самостоятельно. При переключении с низшей передачи на высшую надо выжать сцепление и выключить передачу, затем включить сцепление и таким образом выровнять скорости вращения шестерен. Включение высшей передачи выполняется после повторного выключения сцепления.

Еще сложнее переключаться с высшей передачи на низшую. После перехода на нейтральную необходимо резко увеличить обороты двигателя (сделать так называемую «перегазовку), опять выжать сцепление и только после этого можно переходить на низшую передачу. Но даже такие манипуляции без серьезного практического опыта и «чувства автомобиля» не гарантируют плавное зацепление шестерней. Скорости включаются со скрежетом, что становится причиной их быстрого износа. В настоящее время этот тип КПП не используется.

Плюсы несинхронизированной КПП:

Минимальное количество деталей;
Простота ремонта и обслуживания;
Невысокая стоимость.

Минусы несинхронизированной КПП:

Усложняется вождение автомобиля;
Возможны сильные рывки при переключении передач;
Быстрый износ шестерен;
Необходимость частой замены масла из-за большого количества металлической стружки;
Снижается комфортность езды.

Как запомнить отличия коробок передач

Большое количество типов коробок передач и их различные названия могут ввести в заблуждение даже технарей. Как не запутаться? Конструкторы рассматривают все эти устройства как редуктор. Задачи редуктора – изменять количество оборотов вала от привода на входе и на выходе. Меняются обороты – автоматически меняется усилие вращения. Все согласно законам физики: работа = усилие × на путь. Чем меньше оборотов (меньше путь), тем больше усилие на выходном (вторичном) валу при одинаковом значении работы.

Редукторы (КПП) бывают двух типов: шестеренчатые и вариаторные. Соответственно, все типы коробок передач по большому счету можно разбить на две эти категории. Далее названия менялись с учетом совершенствования механизмов. Вместо одного главного сцепления появились два на первичных валах (преселективная), затем каждая шестерня получила свое сцепление и могла включаться отдельно (автоматическая). Вместо дискового сцепления появилось гидравлическое (гидротрансформатор), такие коробки начали называться гидромеханическими. Вместо прямых зубьев шестерен (секвентальная) начали использовать косые. Если ранее шестерни размещались на общих валах (первичный, промежуточный, вторичный), то был разработан вариант размещения каждой шестерни отдельно (безвальная). Вал (ось) у шестерен есть, но общего нет, что позволило изменить принцип изменения угловых скоростей.

Гидромеханическая коробка передач

Гидромеханическая коробка передач

Приводы переключателей скоростей бывают двух видов: механические и гидравлические. Но они не влияют на параметры самой коробки передач, как редуктора. Каждое усовершенствование улучшало эксплуатационные характеристики КПП, но одновременно агрегат становился сложнее в ремонте и обслуживании, и дороже. Согласно аксиоме проектирования любых механизмов – чем больше в нем деталей, тем выше вероятность, что какая-нибудь из них выйдет из строя. Итог – в целом надежность коробок переключения передач уменьшается.

Соответственно, по приведенной выше классификации одну и ту же коробку передач можно одновременно относить к нескольким категориям. К примеру, механическая ступенчатая, вально-шестеренчатая, секвентальная, безвальная, несинхронизированная ­– все относятся к типу шестеренчатых ступенчатых коробок с ручным способом переключения передач (механика). Сюда же следует отнести и гидромеханическую. Только у нее, в отличие от вышеперечисленных, крутящий момент от двигателя передается не дисковым сцеплением, а гидротрансформатором (гидромуфтой). Но тип муфты, строго говоря, отношения к КПП не имеет и с инженерной точки зрения не влияет, из чего состоит коробка.

Как ездить на механике

как ездить на механике

Как ездить на механике — крайне важный вопрос для начинающего водителя, который впервые садится за руль автомобиля с МКПП. И хотя сейчас все большую популярность набирают автомобили с автоматическими коробками, многие водители начинают обучение именно на машинах с механикой. А есть водители, принципиально предпочитающие механические коробки, поскольку именно они дают ни с чем не сравнимое чувство полного контроля над машиной.

В статье подробно рассматриваются все вопросы, связанные с управлением машины с МКПП: какие есть педали, какой ногой их нажимать, расположение передач, порядок их включения, как трогаться, как ехать, как тормозить, как парковаться. Разберем вопросы, что нельзя делать с МКПП.

Освоить вождение автомобиля с механической коробкой под силу каждому, главное запомнить несколько правил и приемов.

Особенности механической коробки передач

как ездить на механике

Механическая коробка переключения передач — это вид трансмиссии, когда переключение скоростей и, тем самым, изменение передаточного числа, производится водителем вручную.

В зависимости от скорости автомобиля и текущей дорожной обстановки водитель принимает решение о необходимости включения нужной скорости и делает это самостоятельно с помощью рычага переключения передач. То есть водитель во время движения постоянно выбирает необходимую ступень передачи и включает ее.

Механические коробки могут иметь от четырех до семи скоростей, плюс заднюю и нейтральную ступени. Большинство автомобилей имеет 5-6 ступенчатую коробку передач.

Главная особенность автомобилей с МКПП — это наличие педали сцепления, которую необходимо нажимать каждый раз, когда переключаете скорость.

Плюсы автомобилей с механической коробкой:

  • ощущение полнейшего контроля над автомобилем во время движения, когда все управление принадлежит только вам;
  • высокая надежность МКПП;
  • недорогое обслуживание и ремонт;
  • большой выбор стилей вождения: от крайне спокойного до агрессивного;
  • возможность завести машину с «толкача»;
  • автомобиль с механикой может буксировать другую машину на любое расстояние;
  • повышенная проходимость по бездорожью;
  • автомобили с механикой лучше справляются с большими пробками, когда приходится ехать долгое время на пониженных передачах (первой или второй);
  • машины с механической коробкой имеют более высокий КПД и экономичный расход топлива по сравнению с автоматами.

Минусы автомобилей с механической коробкой:

  • сложность управления для начинающих водителей;
  • высокий риск поломки МКПП и сцепления при неправильном управлении;
  • если автомобиль постоянно едет на слишком маленьких или слишком больших оборотах, то возникает большая нагрузка на двигатель, что значительно сокращает срок его службы, и как итог — очень дорогой ремонт;
  • повышенная утомляемость водителя во время длительных поездок на большие расстояния и в пробках.

Какие педали есть в машине с механикой

как ездить на механике

Во всех автомобилях с механической коробкой есть три педали: газа, тормоза, сцепления. И абсолютно во всех автомобилях их расположение одинаковое. Педали газа и тормоза нажимаются правой ногой, педаль сцепления — левой.

Педали на механике:

  • Педаль газа (или акселератора)— крайняя справа. Чем сильнее надавливать на педаль, тем больше открывается дроссельная заслонка, и тем больше топливной смеси попадает в двигатель, увеличивается количество оборотов и машина ускоряется. При ослаблении нажатия на педаль газа, дроссельная заслонка призакрывается, уменьшается поступление топливной смеси в двигатель, падают обороты, машина замедляется. Педаль газа нажимается правой ногой.
  • Педаль тормоза находится посередине. При надавливании на нее происходит торможение машины за счет прижатия тормозных колодок к колесным дискам. Чем сильнее нажимать на педаль тормоза, тем сильнее тормозные колодки прижимаются к дискам, и тем быстрее машина замедляется. Педаль тормоза нажимается правой ногой.
  • Педаль сцепления — крайняя слева. Она отвечает за передачу крутящего момента от мотора к колесам. Если она не нажата, то крутящий момент от мотора поступает к колесам. Если педаль сцепления выжата, то прерывается подача крутящего момента от мотора к колесам, то есть нажатая педаль сцепления обеспечивает разрыв связи мотора и колес. В таком случае педаль сцепления эквивалентна нейтральной передаче. Педаль сцепления всегда нажимается при переключении скорости левой ногой, плавно, до упора. Отпускается также плавно.

Расположение ног на педалях

как ездить на механике

Передачи в механической коробке

Существуют определенные правила выбора передачи, которая является наиболее оптимальной для двигателя в конкретный момент движения. Эти правила примерно одинаковы для всех автомобилей с МКПП независимо от мощности двигателя и иных характеристик.

Оптимальной считается работа двигателя в диапазоне 2000-2500 об/мин во время равномерной езды и 3500-4500 об/мин при обгоне, ускорении и разгоне. Поэтому во время спокойного движения нужно следить, чтобы обороты двигателя не выходили за границы диапазона в 2000-3000 оборотов. При превышении 3000 надо включать более повышенную передачу, при снижении меньше 2000 тысяч — более низкую.

Рассмотрим более подробно каждую передачу на примере 5-ступенчатой коробки.

  • Нейтральная передача. Отвечает за холостой ход машины, при этом крутящий момент не передается на колеса, и они остаются неподвижными, то есть разорвана связь мотор-колеса. Рукоятка рычага находится посередине в свободном положении. Она должна свободно двигаться влево-вправо при раскачивании. Перед тем, как включить любую передачу обязательно сначала перевести рычаг КПП в нейтральное положение.
  • Первая передача. Предназначена для трогания с места и передвижения с маленькой скоростью не более 15-25 км/ч. Включается движением рычага чуть влево и вперед из нейтрального положения.
  • Вторая передача. Используется для движения со скоростью 20-50 км/час. Переключаться на следующую ступень лучше в диапазоне 40-50 км/час. Эта передача часто используется в городских условиях, особенно при прохождении поворотов на перекрестках, когда скорость приходиться скидывать до значений 25-35 км/час. Также вторая передача незаменима при езде по крутым спускам, подъемам и бездорожью. Включается движением рычага чуть влево и назад из нейтрали.
  • Третья передача. Оптимальный диапазон движения на третьей скорости — 40-70 км/час. Наиболее часто используемая передача при езде по городу. Включать следующую передачу нужно при достижении скорости 60-80 км/час. Включается движением рычага вправо и вперед.
  • Четвертая передача. Используется при движении со скоростью 60-90 км/час. Можно применять в городе на участках с незатрудненным движением. Часто используется при езде по трассе за городом. Включается движением рычага вправо и назад.
  • Пятая передача. Рассчитана на равномерное движение по трассе или магистрали со скоростью более 80-90 км/час. Обеспечивает минимальный расход топлива во время движения со скоростью 90-110 км/час. Включается движением рычага максимально вправо и вперед.
  • Задняя передача. Нужна для движения машины задним ходом. Расположение задней скорости на рычаге МКПП может быть разным. Включать заднюю передачу можно только после полной остановки автомобиля.

Обычно считается, что чем большей мощностью обладает двигатель, тем на большей скорости надо включать повышенную передачу.

Варианты расположения скоростей на рычаге МКПП

Передачи на рычаге механической коробки располагаются всегда в одинаковом порядке. Отличия заключаются только в расположении задней скорости.

Есть четыре варианта расположения задней передачи:

  • Задняя передача находится параллельно первой, немного левее.

как ездить на механике

Сейчас на автомобилях устанавливают специальную защиту включения задней передачи в виде кнопки или кольца, на которую нужно нажать и удерживая включать заднюю передачу. Если такой защиты нет, то можно перепутать переднюю и заднюю скорость. В таком случае машина поедет назад, когда вы ожидаете, что она поедет вперед. Это может спровоцировать ДТП или привести к наезду на человека. Поэтому при включении задней передачи всегда нужно быть предельно внимательным.

  • Задняя передача находится параллельно четвертой, чуть правее.

как ездить на механике

При таком расположении задней скорости, во время трогания с места вы точно не перепутаете с первой скоростью. Но есть возможность перепутать с четвертой (если не защиты). Включение задней скорости во время движения на большой скорости может привести к мгновенному полому коробки передач.

  • Задняя передача находится параллельно второй, немного левее.

как ездить на механике

  • Задняя передача находится параллельно шестой, чуть правее.

как ездить на механике

Как заводить машину на механике

Перед тем как завести машину, нужно проверить положение рукоятки КПП: она должна находиться в нейтральном положении. Если машина стоит на скорости, то перед запуском мотора надо обязательно включить нейтральную скорость. Если завести машину с включенной передачей, она дернется рывком,что может привести к аварии.

После того, как убедились, что включена нейтральная передача, можно заводить машину.

Инструкция как завести машину на механике:

  • включить нейтральную передачу;
  • выжать педаль сцепления левой ногой и удерживать утопленной в пол;
  • повернуть ключ зажигания до включения стартера;
  • отпустить ключ зажигания;
  • плавно отпустить педаль сцепления.

Современные автомобили с инжекторными двигателями и исправным аккумулятором обычно заводятся без всяких проблем, так как состав топливной смеси у них регулируется автоматически.

У старых автомобилей с карбюраторными двигателями нужно регулировать подачу воздуха в топливную смесь вручную. Для этого нужно потянуть рукоятку заслонки (подсоса) на себя. После того, как мотор заведется и начнут повышаться его обороты, рукоятку постепенно задвигают назад от себя и дожидаются стабильной работы двигателя на оборотах 1500 в минуту. После этого можно начинать движение.

Читать статью  Коробка передач для автомобиля волга

Как трогаться на механике

Обычно для новичка самое сложное при езде на автомобиле с МКПП — это тронуться с места. Но переживать особо не стоит, это не так тяжело как кажется, и после получения некоторых навыков, это становится весьма просто.

Начало движения по ровной поверхности:

  • мягко выжать педаль сцепления в пол;
  • включить первую скорость;
  • постепенно ослаблять давление на педаль сцепления левой ногой, в то же время чуть нажать на педаль газа правой ногой, машина начнет плавное движение вперед;
  • плавно отпустить педаль сцепления, при этом несильно нажимать на педаль газа. Дело сделано, машина тронулась с места и едет на первой передаче.

Как переключать передачи на механике

как ездить на механике

Любой навык приходит после некоторой тренировки, и научиться переключать передачи на механике достаточно просто. После нескольких уроков вы будете делать это с легкостью, не задумываясь.

Самое главное правило при переключении передач на механической коробке — это всегда выжимать педаль сцепления. Левая нога, нажимающая сцепление и правая рука, двигающая рычаг, действуют всегда вместе. Как только правая рука касается рукоятки переключателя, левая нога с площадки для отдыха перемещается на педаль сцепления.

Еще одно важное правило — за педаль сцепления отвечает левая нога, ни в коем случае не правая. Нажимать педаль сцепления нужно мягко до упора в пол. Только после максимального нажатия на сцепление можно переключать передачу. После того, как нужная передача включена, надо также мягко отпустить педаль сцепления. Ногу вернуть на площадку для отдыха. Она не должна находиться на педали сцепления постоянно.

В первое время, когда вы еще не привыкли к расположению скоростей на рукоятке, можно подсматривать их расположение на рычаге до полной уверенности, что вы запомнили, как включить ту или иную передачу. Нужно потренироваться включать передачи на стоянке, не начиная движение. Желательно отработать этот навык до того уровня, когда вам не придется подглядывать на рычаг, чтобы включить нужную передачу. Поскольку смотреть каждый раз на рычаг и вспоминать расположение нужной передачи во время движения по городским улицам, достаточно опасно и можно спровоцировать аварию.

Как определить, что пора переключать передачу

  • Скорость на спидометре — каждая передача имеет свои рекомендованные скоростные диапазоны. Если скорость повышается нужно переходить на повышенную передачу, если скорость падает — на пониженную.
  • Количество оборотов на тахометре — при спокойной езде двигатель должен работать в диапазоне 2000-2500 об/мин. При увеличении количества оборотов мотор начинает реветь и нужно переключаться на повышенную передачу. При падении оборотов двигатель начинает работать нестабильно и машина может заглохнуть.
  • Звук мотора — считается наиболее надежным способом, но каждый автомобиль имеет свои собственные характеристики, к которым нужно привыкнуть. Поэтому этот способ не подходит для неопытных водителей.

Начинающим водителям проще всего ориентироваться на скорость автомобиля для принятия решения о переходе на следующую передачу.

Переход на повышенную передачу:

  • довести количество оборотов до 3000;
  • отпустить педаль газа, одновременно плавно нажать на педаль сцепления;
  • включить требуемую передачу;
  • плавно отпустить педаль сцепления, одновременно плавно нажать на педаль газа.

Переход на пониженную передачу:

  • довести количество оборотов до 2000;
  • отпустить педаль газа, одновременно плавно нажать на педаль сцепления;
  • включить требуемую передачу;
  • плавно отпустить педаль сцепления, одновременно плавно нажать на педаль газа если планируется продолжать движение на более низкой скорости или на педаль тормоза, если планируется торможение.

Как тормозить на механической коробке передач

как ездить на механике

Во время торможения на автомобиле с механикой нужно следить, чтобы обороты двигателя не опускались ниже диапазона работы холостого хода (600-1000 об/мин для большинства автомобилей).

Если скорость небольшая, можно тормозить только нажатием на педаль тормоза.

Как тормозить на механике:

  • отпустить педаль газа;
  • выжать сцепление;
  • плавно нажать на тормоз, постепенно увеличивая давление;
  • после остановки включить нейтральную передачу;
  • плавно отпустить сцепление, поднять ручник;
  • отпустить педаль тормоза.

Современные автомобили оснащены очень чувствительными тормозами: небольшое нажатие на педаль тормоза ведет к торможению. Эта чувствительность обусловлена системой усиления тормозов, которая работает только при заведенном двигателе. Если пытаться остановить машину с незаведенным мотором, то чувствительность тормозов будет в разы ниже и надо будет очень сильно давить на педаль тормоза.

Чувствительность тормозов для начинающего водителя играет не очень хорошую роль, так как новичок, желая затормозить, часто слишком резко и сильно нажимает на тормоз, что приводит к крайне резкому торможению, резкому падению оборотов двигателя, в результате чего автомобиль может заглохнуть.

Как тормозить двигателем

Если планируется плавное торможение, то лучше использовать тормоза вместе с торможением двигателем. В таком случае скорость сбрасывается эффективнее, продлевается жизнь тормозных колодок и дисков, управляемость автомобилем остается высокой. Такой способ торможения наиболее предпочтителен, чем торможение только при помощи тормозов на нейтральной передаче или при выжатом сцеплении. Принцип торможения двигателем заключается в постепенном переходе на более низкую ступень передачи до полной остановки или снижения скорости до требуемых значений. Понижать ступени можно с любой более высокой на следующую более низкую по мере снижения скорости.

Как тормозить двигателем на механике:

  • отпустить педаль газа;
  • плавно нажать на педаль тормоза до снижения количества оборотов 1000-1500;
  • нажать педаль сцепления;
  • включить пониженную передачу;
  • плавно отпустить педаль сцепления;
  • правая нога продолжает нажимать на педаль тормоза;
  • при необходимости перейти еще на более низкую передачу, опять выжать сцепление и включить следующую передачу;
  • повторять эти действия до снижения скорости до нужного значения или полной остановки.

Для более эффективного торможения во время выжимания сцепления и переключения передач правой ногой продолжаем нажимать на тормоз. В таком случае получаем совместное торможение колес и торможение двигателем.

При экстренном торможении лучше использовать тормоза вместе с торможением двигателем. Не переключайтесь на нейтральную передачу.

Как тормозить ручником

как ездить на механике

Ручной тормоз, или по-другому, стояночный тормоз — предназначен для удержания автомобиля в неподвижном состоянии за счет блокировки задних колес. Его используют на парковке или на светофоре.

Ручник не предназначен для торможения. Однако при возникновении экстренных ситуаций, вызванных проблемами с тормозами, можно использовать ручник для торможения. Но для не обученных специально водителей, такой метод торможения крайне опасен. При движении машины использование ручника ведет блокировке задних колес, что на большой скорости приводит к заносу и полной потере управляемости.

Если возникли проблемы с тормозами лучше тормозить двигателем до значительного снижения скорости и только потом, когда скорость уже небольшая, можно подключать для торможения ручник.

Соблюдайте четыре важных правила для торможения ручником:

  • небольшая скорость машины;
  • движение по ровной не скользкой дороге при положении передних колес точно прямо оси машины;
  • избегайте движений рулем;
  • притормаживайте ручником постепенно, не доводя его до крайне верхнего положения.

Как ездить задним ходом

как ездить на механике

Задняя передача на всех автомобилях только одна, машина легко и быстро разгоняется на задней скорости, поэтому надо очень внимательно следить за машиной во время движения задом.

Задняя передача на разных автомобилях может включаться по-разному. Перед началом движения надо посмотреть, как она включается на рычаге. Обычно для того, чтобы включить заднюю скорость, надо нажать специальное колечко или кнопку на рычаге КПП. Это сделано для того, чтобы случайно не перепутать скорости и не включить заднюю передачу во время движения вперед по ошибке.

Перед началом движения задом машину обязательно надо остановить до полной остановки, иначе может сломаться коробка переключения передач.

Как ездить задом:

  • машина стоит заведенная на нейтральной скорости, чтобы она не покатилась ставим ее на ручник или нажимаем педаль тормоза;
  • выжимаем сцепление;
  • включаем заднюю передачу;
  • опускаем ручник или отпускаем педаль тормоза;
  • очень плавно отпускаем сцепление.

Как только начинаем отпускать сцепление машина начинает движение назад. Даже если не нажимать на педаль газа, машина будет ехать назад. Если надо ехать побыстрее или в горку, то можно немного нажать на педаль газа.

Регулировать скорость передвижения задом можно:

  • педалью тормоза, чтобы замедлить движение;
  • педалью сцепления, при его плавном нажатии количество оборотов двигателя падает и машина замедляется;
  • педалью газа.

Контроль движения назад осуществляется двумя способами:

  • повернуться назад — это более старинный способ, когда были малообзорные зеркала заднего вида. Этот способ легче, к нему проще привыкнуть, так как просто смотришь назад (как вперед) и едешь. Минус этого способа — совершенно теряется контроль за передней частью машины, что особенно критично в поворотах. В таком случае передним бампером можно задеть соседние машины или другие препятствия.
  • По зеркалам заднего вида. Наиболее предпочтительный способ, хотя и требует некоторого опыта. Надо смотреть поочередно во все три зеркала заднего вида (салонное и боковые). При этом вы будете видеть все пространство позади и с боков машины, а также следить за передним капотом.

Использование ручника на подъеме

Иногда приходится останавливаться на подъеме (на светофоре, в пробке и иных ситуациях) и, чтобы машина не откатилась назад, ее ставят на ручной тормоз. Поэтому нужно знать, как трогаться из такого положения.

Как трогаться с ручника:

  • выжать сцепление;
  • включить первую передачу, педаль сцепления пока не отпускать;
  • нажимаем на педаль газа, доводя количество оборотов до 1500-2000;
  • опускаем ручник;
  • отпускаем сцепление;
  • машина трогается, подбавляем немного газу.

Как парковаться на механической КПП

автомобиль на парковке

Припарковать автомобиль с МКПП не сложнее, чем автомобиль с автоматом, важно удостовериться, что машина случайно не откатится.

Порядок действий при парковке:

  • подъехать на парковочное место;
  • выжать сцепление, нажать на тормоз, остановиться.
  • включить нейтральную скорость;
  • отпустить сцепление;
  • заглушить двигатель;
  • нажать на сцепление, включить первую передачу, отпустить сцепление;
  • поднять ручной (стояночный) тормоз;
  • отпустить педаль тормоза.

Зимой автомобиль лучше не ставить на ручник, а оставлять только на первой передаче, так как возможно примерзание механизмов ручного тормоза и блокировка задних колес.

Два главных правила парковки автомобиля:

  • перед тем, как выйти из машины, — удостовериться, что машина стоит на скорости и на ручнике.
  • При парковке на склоне (даже крайне малом) надо передние колеса немного повернуть в сторону от прямого положения с таким расчетом, что если машина случайно покатится (забыли поставить на скорость, порвался тросик ручника, кто-то стукнул вашу машину, придав ей ускорение или другие ситуации), чтобы она уперлась в бордюр или иное препятствие и остановилась. Худшее, что может случится, если ваша машина сама покатиться, она может выехать на дорогу, спровоцировав ДТП или сбить пешехода. Остановить машину, которая катится сама по себе невозможно, поэтому надо предпринять все меры, чтобы этого не произошло.

Что нельзя делать на механике

как ездить на механике

Разберем типичные ошибки, которые могут привести к нехорошим последствиям.

  • Неполное нажатие на педаль сцепления. Сцепление обеспечивает связь мотора и колес, правильное управление педалью сцепления ведет к долгому сроку службы двигателя, коробки передач, механизма сцепления. Нужно всегда выжимать сцепление до упора в пол, только такое положение обеспечивает полное разъединение коробки и двигателя. Если педаль сцепления выжать не полностью, в таком случае происходит неполное разъединение коробки и двигателя, и первичный вал трансмиссии продолжает вращаться под нагрузкой. Это приводит к стиранию зубьев синхронизатора и повышенному износу коробки, что с течением времени выливается в хруст, нечеткое включение передач и полному выходу из строя коробки передач.
  • Часто и подолгу держать сцепление выжатым при включенной скорости (во время длительной остановки или во время езды). Педаль сцепления предназначена для кратковременного нажатия и затем ее надо отпускать. Если держать его длительно нажатым, это может привести к повышенному износу подшипников и всей системы сцепления в целом. При остановке свыше 30-40 секунд, лучше переключать машину на нейтральную скорость.
  • Удержание левой ноги на педали сцепления без нажатия. Педаль сцепления не предназначена, чтобы на ней отдыхала левая нога. Есть специальная площадка для отдыха левой ноги, где она должна быть всегда, за исключением моментов, когда требуется выжать сцепление. Нога, постоянно расположенная на педали сцепления, немного давит на нее, что приводит к нагреву внутренних деталей сцепления и быстрому их износу.
  • Привычка держать правую руку на рычаге переключения передач. По всем правилам обе руки нужно держать на руле, за исключением момента переключения передачи. Многие водители предпочитают держать руль левой рукой, а правую располагают на рычаге коробки, используя ее в качестве опоры. Не все машины имеют подлокотники, на которых было бы удобно держать правую руку, поэтому водители зачастую и держат руку на рычаге, поскольку это достаточно удобное место. При всей кажущейся безобидности этой привычки, постоянный вес руки на рычаге приводит к негативным последствиям. Рычаг соединяется с очень чувствительными внутренними элементами коробки и, длительное давление создает повышенную нагрузку на трущиеся детали трансмиссии, что ведет к преждевременному износу коробки.
  • Включение задней передачи во время движения. Заднюю передачу можно включать только после полной остановки машины. Еще желательно выждать пару секунд после нажатия на сцепление, и только потом включить заднюю скорость. Если включить заднюю передачу, когда машина еще продолжает ехать вперед, это приводит к стиранию зубчатого колеса и поломке шестеренок в коробке. Можно даже услышать хруст из коробки, поэтому лучше так не делать. За один раз, конечно, все не сломается, но если это практиковать постоянно, коробка выйдет из строя.
  • Езда на высокой передаче при низких оборотах двигателя. Во время равномерной езды по трассе повышенная передача при низких оборотах экономит топливо и не нагружает двигатель. Но злоупотреблять такой ездой в городских условиях не стоит, так как это ведет к повышенной нагрузке на шестеренки и подшипники коробки передач, да и к повышенной нагрузке на двигатель.
  • Переключать передачи без выжимания сцепления. Это приведет к поломке коробки.
  • Резкое бросание сцепления. Педаль сцепления нужно нажимать в пол, а отпускать очень плавно. Если бросить педаль сцепления резко, то машина дернется вперед и заглохнет. Если впереди вас на близком расстоянии находится автомобиль, то вы можете его задеть. Также, если вы дернулись и заглохли после начала движения (скажем на светофоре), то водитель машины позади вас может не успеть среагировать и врежется вам в задний бампер. Бросание сцепления приводит к износу коробки, сцепления, да и мотора.

Источник https://www.autonews.ru/news/6290848a9a794717108c515f

Источник https://dr1ver.ru/20564-korobka-peredach.html

Источник https://autoexpertjournal.ru/kak-ezdit-na-mekhanike/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: