Какой механической коробке отдать предпочтение: 5МКПП против 6МКПП
Выбирая новый или подержанный автомобиль, покупатель обязательно смотрит в сторону коробки передач. При этом основной выбор заключается между механикой и автоматом, включая все разновидности последнего.
Целый ряд автолюбителей остаются верными классической механике. Только вот не всегда водитель обращает внимание на то, сколько именно ступеней имеет МКПП.
Развитие технологий в области механических трансмиссий позволило предложить широкий выбор коробок, среди которых встречаются в основном 5 и 6-ступенчатые варианты. Некоторые не видят между ними принципиальной разницы, а потому даже не задумываются о том, какую из них лучше выбрать.
Что даёт 6 передача
Эксперты отмечают, до начала 21 века подавляющее большинство коробок с ручным переключением имели 5 ступеней. Изредка встречались дорогие и премиальные модели, причём в основном производства Германии, где можно было увидеть 6 передач.
Но времена шли, и 6 МКПП стала преобладать над своим условным конкурентом, имеющим только 5 скоростей. Теперь 5МКПП можно встретить на недорогих и даже бюджетных моделях в самых простых комплектациях. Это и отечественные модели, и некоторые иномарки.
Для некоторых автомобилей одного поколения предлагаются на выбор 5 и 6-ступенчатные механические коробки. Причём более дешевый вариант всегда будет идти с коробкой на 5 передач, а дорогая версия предусматривает оснащение автомобиля ещё одной скоростью.
При выборе часто решающим фактором оказывается стоимость. И версия с 6МКПП будет традиционно дороже комплектации с 5МКПП на 8-10%.
И тут у покупателя возникают сомнения. Ведь с одной стороны он может неплохо сэкономить на покупке. С другой не может просто так другая коробка стоить дороже. То есть она способна предложить нечто такое, чего нет у 5-ступенчатой версии. Прежде чем тратить дополнительные деньги, стоит понять, в чём заключается разница и есть ли смысл в переплате. Либо это просто удачный маркетинговый ход, и никакой существенной разницы между 5МКПП и 6МКПП на самом деле нет.
На примере разницы между 4АКПП и 6АКПП можно предположить, что превосходство и доминация 6-ступенчатой механики очевидная и внушительная. Это не совсем так. Да, сначала были 4АКПП, но после них сразу же на рынок вышли 6АКПП, избавившись от множества недостатков предшественника. В случае с механикой разница лишь в 1 ступени, а потому и превосходства столь очевидного нет.
В пользу 6МКПП говорят такие факты:
- Увеличение числа передач позволило сделать их более короткоходными. То есть теперь на переход с одной ступени на другую требуется тратить меньше времени. Это уменьшает потери автомобиля при переключениях. Это положительно отражается на комфорте.
- Условная новинка превосходит своего предшественника по ресурсу. Этот аспект будет важен тем, кто эксплуатирует машину очень часто и активно, раскручивая силовой агрегат до максимальных оборотов. Разница не колоссальная, но она есть.
- За счёт дополнительной передачи удалось снизить расход топлива. Это объясняется тем, что для перехода на следующую ступень не нужно сильно раскручивать двигатель, и в результате этого топливо подаётся при небольшом напоре. В итоге показатели среднего расхода топлива на 6МКПП будут всего меньше, чем у аналогичного автомобиля с тем же двигателем, но только на 5МКПП.
- Улучшенные динамические характеристики. И тут преимущество на стороне механической коробки с дополнительной шестой передачей. Если взять за основу одинаковые автомобили с идентичными моторами, но установить разные коробки, в любом соревновании и на любой дистанции победа всегда будет на стороне 6-ступенчатой версии.
- Техническое усовершенствование. Новые 6-ступенчатые трансмиссии являются результатом длительных и серьёзных модернизаций. Такие коробки сочетаются с современными датчиками, электронными системами. Они используются для того, чтобы подсказывать водителю своевременность переключения, а также позволять мотору оптимально взаимодействовать с коробкой.
Читайте также: Выбор лучшего варианта шумоизоляции для автомобиля
Про расход топлива следует добавить одну важную информацию. Разница между рассматриваемыми трансмиссиями в компоненте расхода топлива в условиях города не столь заметная и очевидная. Да, 6МКПП опережает своего конкурента, но в иных условиях превосходство становится тотальным.
Речь идёт о движении за городом, в условиях трассы, на скорости свыше 120 километров в час. Если на автомобиле установлена 5-ступенчатая механическая коробка, тогда на такой скорости мотор будет раскручиваться примерно до 4-5 тысяч оборотов. Взяв ту же машину с аналогичным двигателем, но на 6-ступенчатой механике, двигатель будет вращаться только в пределах 2,5-3 тысяч оборотов. Отсюда и все вытекающие последствия по экономии и динамике.
Так ли необходимо брать 6МКПП
Сравнивая 5 или 6-ступенчатые механические коробки передач, возникает вполне закономерный вопрос. Касается он того, стоит ли переплачивать за ещё одну передачу либо же смысла в этом существенного нет.
Тут всё зависит от потребностей и пожеланий конкретно каждого автомобилиста. Если вы заинтересованы в покупке современной и технически более совершенной машины, которая обеспечит вам должный уровень экономии и динамики, тогда однозначно 6-ступенчатные механические коробки окажутся более предпочтительным вариантом, нежели 5-ступенчатые.
Такую коробку с дополнительной передачей стоит брать и тем, кто покупает машину на долгосрочную перспективу, планирует эксплуатировать её ещё не один год, а в последующем хочет выгодно продать. Ликвидность автомобилей с улучшенной механикой более высокая, нежели в случае с 5МКПП. Такие коробки постепенно теряют свою актуальность, водители начинают понимать разницу, и между одинаковыми автомобилями с МКПП стараются выбирать ту, у которой 6 ступеней, а не 5.
В пользу 5МКПП говорит только более низкая стоимость. При покупке новой машины на коробке можно сэкономить около 50 тысяч рублей. Но затем эти же деньги вы потратите на более частый ремонт, обслуживание, замену масла. Не забывайте о несколько увеличенном расходе топлива. Да, за пару месяцев 6МКПП себя не окупит, а вот через 1-2 года точно уже пойдёте в плюс при достаточно активной эксплуатации.
Читайте также: Как определить, что перед вами утопленный автомобиль
Возможен ли переход с 5МКПП на 6МКПП
Есть целый ряд автолюбителей, которые в своё время сэкономили и купили машину с 5-ступенчатой механикой. У кого-то просто не было иного выбора, поскольку на модели тех лет с завода не была предусмотрена более современная механика.
В итоге мысли об установке 6-ступенчатой механической КПП вместо 5-ступенчатой теперь им не дают покоя. Они интересуются, можно ли это сделать и какой результат в итоге получится.
Если говорить в теории, то замена старой 5МКПП на более современную 6МКПП возможна. Вот только заменить коробку будет не только дорого, но и не особо целесообразно. Поскольку автомобиль адаптирован под конкретную коробку передач, то такое изменение не даст ощутить существенную разницу. Затраты себя никак не оправдают. Экономия вряд ли станет сильно заметной, да и в динамике машина не прибавит.
Многие специалисты рекомендуют переходить на ту же 5МКПП, но только от автомобилей, где предусмотрено меньшее передаточное отношение.
Переход с 5МКПП на 6МКПП с целью увеличить скорость не имеет никакого смысла. Появление 6-ступенчатых коробок связано с желанием автопроизводителей добиться лучшей экономии топлива. Параллельно машины стали несколько резвее, хотя это главной задачей не являлось.
Объективно 6МКПП лучше своего предшественника. Если вы покупаете новый или подержанный автомобиль, старайтесь выбирать версию с усовершенствованной механической трансмиссией. Это позволит получить небольшое превосходство в динамике, обеспечит лучшую экономичность, а также упростит вопрос с выгодной последующей перепродажей.
Механическая коробка передач (МКПП) и ее предназначение
Благодаря новейшим конструкторским разработкам, современный авторынок представляет автомобили с улучшенными эксплуатационными и динамичными характеристиками. При создании коробок передач нового поколения немалое внимание уделяется максимальному упрощению управления, повышению комфортности вождения. Прежде всего усовершенствуются механизмы, входящие в состав трансмиссии транспортных средств. 6 ступенчатая коробка передач механического типа – наиболее востребованная конструкция, имеющая ручное управление переключения скоростей.
Основные преимущества шестиступенчатых коробок передач
Техническое превосходство 6 ти ступенчатой коробки передач перед предшествующими моделями состоит в следующем:
- Благодаря снижению разрыва между передачами, смена скоростей осуществляется намного быстрее (появился новый термин «короткоходные передачи»).
- 6 ступенчатая акпп dcps имеет повышенный эксплуатационный ресурс.
- Снижение количества оборотов выходного вала приводит к уменьшению расхода горючего (особенно хорошая экономия бензина или дизельного топлива наблюдается при эксплуатации автомобиля на загородных трассах).
- Улучшены динамические характеристики (разгон авто до 100 км/час).
- При помощи электронного блока создаются лучшие условия для перехода на другой режим.
- Улучшен комфорт при управлении автомобилем.
МКПП 6 ступенчатая по техническому обслуживанию не отличается по требованиям от пятиступенчатой конструкции. Комплектующие и расходные материалы имеют сходную стоимость. Степень сложности и цена ремонтных работ также сопоставимы с предыдущей версией.
Достоинства 4-ступенчато варианта
Коробки передач
Многие водители хвалят распространенные четырехступенчатые коробки и не доверяют новомодным шестиступенчатым АКПП. Они приводят следующие аргументы:
- Ненадежность. Четыре ступени лучше, потому что они уже давно изобретены и более надежны, а коробки АКПП с большим количеством передач будут чаще ломаться.
- Денежные затраты. Во-первых, сама «шестиступка» дороже четырехступенчатой коробки. Во-вторых, и её ремонт будет требовать дополнительных затрат, так как механизм АКПП там сложнее, а в совокупности с первым пунктом, шестиступенчатая коробка вообще становится огромной дырой в бюджете владельца автомобиля с такой трансмиссией.
- Отсутствие отличий. Также сторонники четырехступенчатой автоматической коробки утверждают, что различий в ощущениях по езде с различными АКПП нет, и они совсем не видят разницы. Более того, по их мнению, различий нет и в технической части: расходе топлива, скорости, плавности переключения.
Однако не стоит делать поспешных выводов, так как все эти аргументы – ошибочны. Шестиступенчатый автомат – далеко не новый предмет в автомобилестроении, и все ошибки (которые, возможно, встречались у первых поколений машин с такими коробками) уже давно исправлены. Конструкции этих коробок очень похожи, а значит нельзя судить о том, какой из АКПП надежнее и практичнее – скорее всего, они в этом параметре одинаковы.
Читайте также: Опель Астра J: багажник и аксессуары к нему
КПП 6 ступенчатая описание конструкции на примере модели Volkswagen Touareg
Шести-ступенчатая коробка передач современного автомобиля марки Туарег является ярким представителем устройств нового поколения. Данная конструкция имеет ряд передаточных чисел улучшенной плотности, благодаря чему осуществляется передача максимального крутящего момента на колеса транспортного средства. Данное свойство коробки особенно ценится при эксплуатации машины на дорогах плохого качества и при быстрой езде по ровным покрытиям (спортивные модели).
Схема механической коробки модели Touareg:
1 – картер механизма сцепления; 2 –вал первичный; 3 – ведущая шестерня; 4 – муфта синхронизатора; 5 –шестерня VI передачи; 6 –шестерня III передачи; 7 –шестерня IV; 8 –шестерня II передачи; 9 –шестерня I передачи; 10 – шток с вилкой для переключения передач; 11 –шестерня передачи заднего хода; 12 – вторичный вал; 13 – промежуточный вал; 14 – задний отсек КПП; 15 –шестерня I передачи и передачи заднего хода; 16 –шестерня II передачи; 17 –шестерня IV передачи; 18 –шестерня III передачи; 19 –шестерняVI передачи; 20 –шестерня постоянной передачи.
Аргументы в пользу 6-скоростного типа
Теперь поговорим об отличиях, а они действительно есть, и их немало. Все эти пункты можно считать достоинствами шестиступенчатой АКПП по сравнению с четырехступенчатой.
- Комфорт при езде на автомобиле. Благодаря наличию большего количества передач АКПП, они будут переключаться чаще и более плавно, а значит, в процессе поездки не будет резких толчков с каждым переключением передач. Для того, чтобы правильно переключить передачу с помощью четырехступенчатой коробки, нужно перегазовывать, так как ступеней в этом случае недостаточно. С большим количеством ступеней такой проблемы не возникает, поэтому она переключается более плавно.
- Расход топлива. Большее количество передач позволяет подобрать оптимальную ступень для данной скорости более точно, чтобы количество оборотов двигателя было минимальным. Это позволяет существенно экономить расход бензина в автомобилях с шестиступенчатой автоматической коробкой.
- Скорость. Количество передач мало влияет на максимальную скорость автомобиля, тут важны другие параметры, такие как: мощность двигателя или выхлопная система. Однако большее число ступеней обеспечит плавность разгона, тем самым уменьшая его продолжительность. На более высоких скоростях разницу почувствовать сложно. Скажем только, что оптимальная передача сокращает обороты двигателя, уменьшает не только расход топлива, но и износ некоторых систем автомобиля.
Описание шести-ступенчатой коробки 0А5 Volkswagen
Современные решения коробок нового поколения преследуют цель максимально передать момент кручения на ходовую часть от двигателя внутреннего сгорания повышенной мощности. Переход на 6-ступенчатые варианты МКПП дает возможность уменьшить разрыв значений передаточных отношений между соседними диапазонами. Удачное сочетание параметров многоступенчатой коробки с характеристиками ДВС существенно снижает потребление топлива. Комфорт переключения скоростей и отличная динамика при разгоне авто также являются следствием использования шести-ступенчатых МКПП.
6-ступенчатые коробки отличаются компактными размерами. Они гармонично размещаются в отведенном пространстве под капотом передней части транспортного средства. Пример компоновки МКПП в Фольксваген Транспортер Т5:
Коробка передач 0А5 – шести-ступенчатая механика, разработана для авто с моторами типа V6, R5-TDI. Данная коробка способна развивать момент кручения, равный 500 Ньютон-метрам. Конструкция предназначена для полноприводных моделей. Длина коробки модели 0А5 Фольксваген существенно уменьшена, благодаря уникальной конструкции четырех-вального типа. Оригинальное расположение валов в сборе с шестернями позволяет скомпоновать устройство для размещения в ограниченном подкапотном пространстве.
Шести-ступенчатая коробка передач четырех-вальная:
2 – первичный вал; 1,3,4 –вторичные валы; 5 – колесо главной передачи; R – шестерни з/х (заднего хода).
Мелкими цифрами на схеме обозначены шестерни I, II, III, IV, V, VI передач.
Момент вращения передается при помощи зубчатых зацеплений ведущих/ведомых шестерен первичного и двух вторичных валов на ходовую часть. При этом поток мощности перераспределяется в заданном режиме. От силового агрегата мощность передается через трансмиссию к главной передаче, в соответствии с выбранным передаточным отношением.
Читайте также: Двигатель Мицубиси Паджеро 6G72: характеристики, неисправности и тюнинг
Устройство ручной коробки обладающей 3-мя валами
Трехвальная КПП состоит из главного первичного вала, а также вторичного, на котором расположены основные шестерни обладающие синхронизаторами.
Синхронизаторы необходимы для плавного включения передач и точной состыковки шестерён.
Все эти элементы расположены в картере трансмиссии и обладают подшипниками скольжения высокого трения.
Первичный вал КПП обеспечивает трансмиссии изначальное движение от двигателя. На первичном элементе расположены шлицевые соединения, на котором установлена система сцепления. За первичным валом находится промежуточный, который расположен параллельно, в свою очередь на вторичном валу жестко закреплены блоки шестерён.
Между шестернями основного привода закреплены синхронизаторы, главная их задача основана на соизмерение наклонных скоростей передачи главного и вторичного вала, создается это при помощи сил трения.
Блоки синхронизаторов обладают жестким зацеплением с основным валом, а также обладают двумя составляющими частями. Движение блоков синхронизатора осуществляется в продольном направлении благодаря шлицевым направляющим. Старые КПП не обладают полным комплектом синхронизаторов, к счастью современные трансмиссии полностью оборудованы данным комплектом.
Сам механизм переключения трансмиссии, обладающей тремя валами, расположен непосредственно на самом корпусе. С точки зрения конструктива данный аппарат состоит из рычага и специальных направляющих, которые посредством вилки производят смену скоростей. Подобный механизм можно оборудовать дистанционным управлением. Корпус картера КПП предназначен для размещения разных частей и других элементов, а также масла для смазки трущихся деталей.
Когда рычаг расположен в нейтральном положении, весь крутящий момент не передается на ведомые колеса. В тот момент, когда перемещается рычаг управления, специальные направляющие передвигают блок синхронизаторов, что в свою очередь производит остановку первичного вала и шестерни могут свободно зайти в зацепление.
Конечно же, перед тем, как перевести селектор, необходимо выжать педаль сцепления для разъединения двигателя и шестиступенчатой трансмиссии.
Особенности ремонта вариаторов
Как бы ни доказывали производители автомобилей, что современные вариаторные системы по надежности давно не чета коробкам первых поколений, сотрудники сервисного центра ZF-Expert констатируют, что все опасения, которые испытывают потенциальные и реальные владельцы автомобилей с такой трансмиссией, увы, оправданны.
Аксиомой является тот факт, что ремонт вариатора всегда дороже классического гидромеханического «автомата». Несмотря на то что вариатор чисто технически проще «автомата» и на самом деле в нем нечего ремонтировать — железные конусы с задирами не протачиваются, а наборный ремень (цепь) не перенабирается, — все это подлежит исключительно замене, и стоит такая замена очень больших денег. Единственное, что можно отремонтировать, — гидроблок.
Пример повреждения конусов вариатора
Основная проблема вариаторов — разрушение поверхностного слоя конусов по самым разным причинам, что мгновенно приводит к возникновению металлической пыли, забивающей и разрушающей все остальное. Небольшие вариаторы часто страдают из-за слабых подшипников, что приводит к появлению отложений, которые забивают насос и клапанный регулятор, — в результате падает давление, начинается продергивание и повреждаются конусы.
Читайте также: Акура МДХ 2021 года: обзор и технические характеристики
Самое интересное, что прогресса пока не наблюдается. Даже с относительно новыми коробками случаются те же самые проблемы, что и в предыдущих поколениях, разве что теперь они проявляются не так быстро.
Виды и типы механической коробки
Существует своя классификация МКПП. Рассмотрим все подробнее. По способу зацепления коробки можно разделить на:
- зубчатые цилиндрические передачи. Обладают такими плюсами, как надежная работа, долгий срок службы. В свою очередь, они могут быть шевронными, косо- и прямозубчатыми. Прямозубые просты в изготовлении, но доставляют немалый шум при работе. Все это приводит к быстрому износу. Косозубчатые отличаются особой плавностью при переключении, незначительным шумом и высокими рабочими характеристиками. Шевронные передачи особенно плавны в работе;
- конические передачи. У них пересекаются оси входного и выходного вала, что позволяет изменять направление кинетической энергии;
- червячные. Обладают низким КПД, но высоким передаточным числом;
- волновые. Являются износостойкими с высоким числом передачи;
- цепные;
- винтовые.
По трению механическая коробка переключения передач бывает: ременная и фрикционная.
Техническое обслуживание
МКПП, при правильной эксплуатации, очень надёжный агрегат, требующий, как любые другие механические редукторы, единственного вида обслуживания — замены масла.
Для смазывания применяются трансмиссионные масла, имеющие, кроме высокой вязкости, специфические противозадирные и противоизносные свойства, температурную стабильность, прочность масляной плёнки на сжатие и низкий коэффициент поверхностного натяжения, не позволяющий жидкости стекать со смазанных поверхностей. Кроме того, трансмиссионное масло должно быть нейтральным по кислотности, предохраняя от эрозии детали редуктора, изготовленные из цветных металлов.
Марка трансмиссионного масла и интервал между заменами указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Коробка передач — дорогой агрегат, при её обслуживании пользуйтесь только рекомендованным маслом.
Внимание! Не верьте «лайфхакам» типа «как определить марку масла по запаху, вкусу и на цвет с помощью куска бумаги».
При работе трансмиссионное масло уменьшается в объеме только за счёт испарения, не выгорает и не улетает «в трубу» как моторное, но загрязняется продуктами трения и темнеет при старении.
Конструкция вариатора
Вариатор (CVT)
состоит из трех базовых частей:
- сцепление;
- передача;
- механизм для обеспечения заднего хода, в большинстве случаев планетарный редуктор, но возможны и варианты.
Сцепление отличается по конструкции, наиболее часто ставится автоматическое центробежное, электромагнитного типа с ЭБУ, многодисковое, как правило, с «мокрым» картером. Ряд производителей, не мудрствуя лукаво, используют классический гидротрансформатор.
Вариаторная передача в преобладающем числе случаев клиноременная или клиноцепная (пара раздвижных шкивов плюс цепь или ремень трапецеидальной, клиновидной формы), но есть еще тороидная (пара соосных между собой вала с тороидной, сферической поверхностью), встречается гораздо реже. Для общего развития. Существует такой вариант как магнитная и ряд других передач.
Плюсы авто с МКПП
Автомобиль, оснащенный МКПП, имеет свои плюсы:
- происходит экономный расход топлива;
- машина быстрее набирает скорость в начале движения;
- такая КПП понравится любителям спортивной езды;
- позволяет осуществлять торможение на передаче.
Однако стоит учитывать, что механика сложнее в управлении и требует определенных навыков. При плавной работе со сцеплением, автомобиль будет также ехать. Требует наибольших умений трогание с места. Здесь нужно умело использовать сцепление и газ. Но владельцы серьезных тюнингованных шестерок не парятся по этому поводу.
А вот наглядное видео, как работает механическая коробка передач:
Также на эту тему вы можете почитать:
Замена воздушного фильтра Мазда 3 возможна своими руками
Honda Accord 7-го поколения 2002-2008 гг. на вторичном рынке
Рейтинг лучших колесных литых дисков для авто (производители, цена, качество, надежность, отзывы) 20…
Установка турбины на ВАЗ 2109 (карбюратор) позволит увеличить мощь
Купить новый автомобиль до 400000 рублей реально
Поделитесь в социальных сетях
Alex S 27 октября, 2013
Опубликовано в: Полезные советы и устройство авто
Читайте также: Свечи ngk bcpr6es 11 применяемость – Автомобильный портал AutoMotoGid
Метки: Как устроен автомобиль
Синхронизаторы
Это важная составляющая любой механической трансмиссии. Служат синхронизаторы для сглаживания скорости вращения шестерни и вала. Переключение передач благодаря синхронизаторам происходит быстро и мягко. В устройство входит:
- Блокировочное кольцо.
- Ступица.
- Шестерня, имеющая фрикционный конус.
- Муфта включения.
Ступица – это главный элемент узла. Она имеет два шлица (наружные и внутренние). За счет них механизм соединяется с валом трансмиссии, двигаясь по нему в разную сторону. Благодаря наружному шлицу элемент соединяется с муфтой включения. Также устройство ступицы предполагает наличие трёх пазов. Каждый установлен под углом в 1200 относительно друг друга. Данные пазы служат для установки «сухарей». Что это такое? Это подпружиненные элементы, фиксирующие муфту в положении «нейтраль». При такой установке муфты синхронизатор коробки не работает. Маховик свободно вращается, не передавая момент на коробку. Сама муфта соединяет шестерни с валом коробки. Деталь устанавливается на ступице. С внешней стороны она соединяется с вилкой КПП.
Изображение взято с сайта carnovato.ru
Для выравнивания угловых скоростей используется блокировочное кольцо. Сглаживание вращения происходит за счёт трения. Кольцо не дает муфте замкнуться, пока шестерня и вал не будут иметь равные обороты вращения. Внутренняя часть блокировочного кольца обладает конусной формой.
Как работает синхронизатор в МКПП:
- Муфта при нерабочем состоянии находится в среднем положении. Шестерни на валах трансмиссии свободно вращаются.
- При выборе водителем передачи, муфта двигается к шестерне посредством вилки. При этом муфта двигает блокировочное кольцо. Последнее прижимается к конусу шестерни.
- Кольцо прокручивается и блокирует последующее движение муфты.
- За счет трения, обороты вала и шестерни выравниваются.
- Муфта зацепляет вал и шестерню КПП.
- Передается крутящий момент от маховика ДВС.
Перечисляем надёжные 6-ст. «автоматы»
Мы будем говорить о 6-ступенчатых АКПП классической гидромеханической конструкции. В этот рейтинг мы собрали 5 «автоматов» для поперечной установки и еще 5 для продольной. Мы считаем их всех одинаково надёжными, поэтому расставлять и по местам не будем. В конце концов, выбора из «автоматов» ни один автомобиль никогда не предоставлял.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видеообзор надёжных 6-ст. АКПП.
Еще отметим, что гидромеханические АКПП с одинаковым количеством передач конструктивно очень похожи. Прямо как двигатели. Тут передаточные пары создают планетарные передачи. Передачи формируются ими при помощи фрикционных тормозов и сцеплений, которые соединяют или останавливают логические элементы планетарных механизмов. Фрикционы срабатывают или, проще говоря, сжимаются, под действием гидравлики, которая направляется к ним из гидравлического блока. Рабочие элементы гидроблока – золотниковые клапаны, приводимые соленоидами. Соленоидами управляет блок управления. Он же контролирует работу трансмиссии по датчикам скоростей, температуры и давления.
Во всех гидромеханиках есть парковочный механизм с шестернёй и «собачкой». Гидротрансформаторы, которые соединяют коленвал двигателя с трансмиссией, блокируются буквально на всех передачах, в некоторых режимах работают с проскальзыванием. Блокируется – это значит вращается как одно целое, как корзина сцепления.
А в корпусе «автоматов» для поперечной установки находится угловой редуктор с дифференциалом: он купается в трансмиссионной жидкости. А еще в современных гидромеханических АКПП для поперечной установки, как правило, фильтр для ATF находится глубоко в корпусе. Т.е. добраться до него невозможно без вскрытия корпуса с вытряхиванием оттуда всех компонентов.
Если вы впервые на нашем канале, то советуем посмотреть разборки гидромеханических «автоматов». Там вы как раз вытрясаем из них все внутренности. Итак, поехали.
Поперечные:
Один из самых старых и надёжных поперечных «автоматов» с 6-ю передачами – это Aisin TF-80SC. С 2003 по 2011 годы эта трансмиссия устанавливалась на автомобили почти всех европейских марок: от моделей PSA и Ford, до Renault, Volvo и Saab. На детищах «фольксвагена» её не было.
Aisin TF-80SC для машин разных марок невзаимозаменяем, для Opel у этой трансмиссии свой эксклюзивный гидроблок.
Эта трансмиссия уезжает в капремонт по возрасту из-за износа главной трущейся пары – муфты блокировки гидротрансформатора. Поэтому следует обновлять ATF каждые 60 000 – 80 000 км. Разборка АКПП Aisin TF-80SC есть на нашем канале.
Aisin TF60-SN / 09G
Представим вам еще один Aisin – модификации TF60-SN. Именно эта «6-ступка» досталась моделям концерна VAG. Собственно, была создана по его заказу. По номенклатуре VW имеет обозначение 09G.
Это далеко не копия уже упомянутого «автомата» TF-80SC, а самостоятельная разработка. Она настроена более скорострельно и эффективно. От этого с 2003 по 2006 год этот «автомат» мог выйти из строя именно из-за мотивации к более агрессивной езде. Причём могли износиться втулки планетарных передач и сами шестерни. Поэтому в грязном от износа муфты блокировки масле находили и стальную пудру. В основном желтую – от бронзовых втулок.
С 2006 года трансмиссию 09G перенастроили и улучшили, он служит долго. Рекомендации по замене ATF точно такие же: каждые 80 000 км или раньше.
Aisin U760E / U660E
Не можем не упомянуть и третью трансмиссию Aisin, которая применяется на «Тойотах» и «Лексусах». Речь о семействе Aisin U760E и более поздней U660E. Традиционно Toyota заказывает очень живучие «автоматы» для своих машин. Правда, в первые годы, примерно с 2006 по 2009 год, эта трансмиссия страдала от ряда «детских болезней». Но вылечившись от них, стала очень надёжной. Способна пройти 400 000 км. Главное, избавляйте её от старой загрязнённой ATF. Т.е. делайте частичную замену или, если средства позволяют, обновляйте ATF прокачкой.
Jatco JF613E / Mitsubishi F6AJA / Renault AJ0
Классные и качественные «автоматы» создают инженеры Jatco. Этот производитель находится под крылом Nissan, поэтому долговечную АКПП JF613E на Nissan`ах с моторами от 2 до 3,5 литрах. Этот же агрегат до появления вариаторов работал на Mitsubishi Lancer и Outlander, код агрегата – F6AJA. Также трансмиссию Jatco получили модели Renault с моторами от 2 до 3,5 литров, у «французов» эта трансмиссия называется AJ0.
Jatco JF613E – хороший «автомат» с запасом прочности. Он появился в 2006 году, т.е. позже айсиновского TF-80SC, устроен даже чуть проще и настроен вальяжнее. У нас на канале есть его полная разборка.
Hyundai A6MF1
Надёжным мы считаем огромное семейство 6-ступенчатых «автоматов» производства Hyundai. Речь идёт о коробках серии А6. Собственно, других поперечных 6-ступок на Hyundai и Kia не замечено. АКПП A6 появились на корейских авто в 2009 году. Эти трансмиссии поделены на 3 серии для моторов всех доступных рабочих объемов: от 1,6 до 3,8 литра. У нас есть видео с разборкой одной из модификаций этих АКПП.
Агрегаты серии А6 – это хорошие долговечные трансмиссии. Правда, в первые годы выпуска они страдали детскими болезнями, часть из которых устраняли по гарантии.
Еще раз повторим, что фильтры этих трансмиссий находятся глубоко внутри корпуса. Уровень масла без особых приспособлений можно заменить лишь частично. Уровень выставляется по переливным отверстиям.
Для продольной установки
ZF 6HP28
Вероятно, многие зрители хотят услышать что-то о трансмиссиях ZF. Сейчас мы вас порадуем. Если в 2000-х ZF забросил разработку поперечных «автоматов», то преуспел в производстве продольных. Приятно радует ресурсом трансмиссии 6HP, особенно поздние ZF 6HP21, 6HP28 и ZF 6HP32. Это массовые АКПП для BMW, Bentley, Maserati, Ford, Jaguar и других. Т.е. буквально любая 6-ст. АКПП на не японской машине с продольной установкой мотора – это 6HP.
Отметим, что срок жизни этих АКПП до капремонта зависит от обслуживания, мощности спаренных с ними моторов и адекватности водителя. Но в целом, под 300 000 км любая 6HP способна пройти. Кстати, фильтр можно менять – он встроен в поддон или находится за ним.
Больше подробностей о 6HP вы можете посмотреть в двух наших обзорах.
Aisin TB-60SN / A760E
Еще более впечатляющую надёжность предоставляют японские АКПП. Например, Aisin TB-60SN / A760E. Этот монстр был создан для моторов V8 для задне- и полноприводных Toyota и Lexus. Также его устанавливали на Jeep Liberti, первые Hyundai Genesis и на Mazda RX8. Убить этот «автомат» можно только игнорированием обслуживания: не менять масло и фильтр и допустить его перегрев.
Aisin TR-60SN / 09D
В этой части обзора у нас не обойдётся без еще одного специального «Айсина». Концерн VAG заказал для своих первых Cayenne, Touareg и Q7 трансмиссию TR-60SN и переименовал ее в 09D, начал использовать с 2003 года. Позже, с 2007-2009 года, этот агрегат появился на Toyota и Lexus.
Эта автоматическая трансмиссия очень ресурсная, обладает запасом прочности. Однако вопреки некоторым разумным соображениям по заказу инженеров VAG была настроена на скорострельность. Да, она поощряет активную езду, но это идёт в ущерб ее срока службы. В целом, жаловаться на неё, особенно после 2005 года, не приходится. Заглянуть внутрь корпуса этой мощной японской трансмиссии вы можете благодаря детальному обзору на нашем канале.
Jatco RE7R01A
Следующие две продольные трансмиссии не 6-, а 7-ступенчатые. Одна из них – детище Jatco, обозначение RE7R01A. Она пошла в серию 2009 году. Тоже предназначена для мощных моторов рабочим объемом от 2,5 до 5,6-литров. Благодаря этой трансмиссии Jatco поклонники больших Nissan и практически любых Infiniti могут не париться. Эта 7-ступенчатая АКПП легко служит 300 000 км и более. Сразу получилась удачной, т.е. детских болезней не имела. Она создана на основе не менее удачной 5-ступенчатой RE5R05A, обзор которой тоже есть у нас на канале.
Mercedes 7G-tronic 722.9
Какая еще 7-ступенчатая АКПП попала в наш список? Разумеется, это Мерседесовский 7G-tronic, она же 722.9. Обзор этой трансмиссии у нас тоже имеется. Да, этот агрегат не совсем без грешка: у него имелись проблемы с электронной платой. Но эти проблемы давно и недорого решаются. В целом, это очень надёжная трансмиссия. Да, она чаще попадается в ремонте, т.к. она дружила не только с бензиновыми, но и с дизельными моторами. Т.е. 7G-Tronic распространён гораздо шире, чем упомянутые японские «автоматы». И в ремонтах он появился раньше, т.к. гораздо быстрее наматывал по 300 000 и более километров. В принципе, это касается и «автоматов» ZF 6HP. В целом, 7G-Tronic – хороший повод доверять «Мерседесам».
Все упомянутые АКПП для продольной установки позволяют менять фильтр ATF после снятия поддона. Соответственно, можно слить значительный объем старого масла. Помимо обновления ATF каждые 80 000 км или чаще следует позаботиться о ее охлаждении. Не допускать засорения радиатора трансмиссии.
Источник https://drivertip.ru/osnovy/kakaya-mkpp-luchshe-5-ili-6-stupenchataya.html
Источник https://avto-layn.ru/inomarka/6-stupenchataya-korobka-peredach.html
Источник https://autostrong-m.by/post/perechislyaem-nadjnyie-6-st-avtomatyi/