2 Схемы

Содержание

Функциональная безопасность ISO 26262 в автомобилестроении

2 Схемы

2 Схемы

В современных автомобилях используются сотни полупроводниковых узлов и других электронных компонентов, в которых реализованы системы сенсорного интерфейса, зарядка аккумулятора и контроль питания, а также поддержка и управление двигателем. Требования спецификации ISO 26262, подготовленной Международной организацией по стандартизации в отношении функциональной безопасности, обеспечивают безопасную работу этих сложных и взаимосвязанных устройств.

Функциональная безопасность ISO 26262 в автомобилестроении

Разработка конструкций, соответствующих стандартам, и получение сертификата могут быть трудоемким и дорогостоящим процессом. Но проблемы относительно легко решить, поскольку полупроводниковая промышленность предоставляет OEM-производителям и их поставщикам полные среды функциональной безопасности минимизирующие затраты, риски и время проектирования, необходимые для прохождения сертификации.

Что такое стандарт ISO 26262

Стандарт ISO 26262 определяет характеристики функциональной безопасности электрических и электронных систем, устанавливаемых на серийные автомобили (за исключением мопедов). Этот регламент был опубликован в 2011 году и обновлен в 2018 (в него был добавлен раздел определяющий требования к полупроводникам). ISO 26262 описывает процесс разработки продукта от спецификации до серийного производства. OEM-производители и поставщики автомобилей должны следовать ему и документировать свои действия при квалификации оборудования для использования в дорожных транспортных средствах, требующих функциональной безопасности.

Функциональная безопасность ISO 26262 в автомобилестроении

Сертификацию проводит независимый оценщик, подтверждающий их соответствие требованиям ISO 26262. При этом устройства в автомобиле классифицируются по разным уровням полноты безопасности (ASIL или по русски УПБА) в зависимости от уровня их критичности для работы, поскольку работа некоторых устройств связана с повышенным риском безопасности в случае их сбоя. Используемые уровни от A до D отражают тяжесть последствий такого отказа и вероятность возникновения потенциальных травм для людей, а также степень, в которой можно контролировать работу этого оборудования.

Функциональная безопасность ISO 26262 в автомобилестроении

Существуют также уровни требований безопасности для компонентов из которых строятся эти блоки.

  1. ASIL-D представляет высшую степень опасности и распространяется на такие устройства как подушки безопасности, ABS и гидроусилитель руля.
  2. Круиз-контроль это ASIL-C. То есть чем выше уровень ASIL, тем больше требований к резервированию оборудования.
  3. Ближний свет и стоп-сигналы обычно классифицируются как ASIL-B.
  4. Задние фонари классифицируются как ASIL-A — самая низкая степень риска.

Существует множество способов с помощью которых поставщики компонентов могут ускорить и упростить разработку и сертификацию своих приложений безопасности по ISO 26262. Ресурсы, доступные для этой цели, показаны на рисунке. Во-первых, необходимо тщательно выбирать компоненты, чтобы их спецификации включали необходимую информацию и функциональную безопасность. К ним относятся отчеты о последствиях режима отказа и диагностическом анализе (FMEDA) и инструкции по технике безопасности. Компоненты также должны поддерживаться средой разработки пригодной для критически важных устройств.

Обеспечение функциональной безопасности

В современных автомобилях используется множество различных интегральных микросхем. Конечно микроконтроллеры (MCU) имеют первостепенное значение, поскольку они работают во всех электронных блоках управления (ECU) и используются в системах комфорта. К ним относятся 8-битные блоки, оптимизированные для производительности, энергоэффективности и работы в реальном времени. Они также реализуют аппаратные сенсорные интерфейсы.

С другой стороны, существуют 32-разрядные чипы, которые могут поддерживать многопоточные приложения, графические пользовательские интерфейсы, средства связи и функции безопасности. Также необходимо заменить контроллеры DSC (Digital Signal Controllers), которые соединяют ядро MCU с процессором DSP.

Каждая из используемых микросхем должна соответствовать квалификационным стандартам автомобильного производства и производительности, установленным Советом по автомобильной электронике (AEC). Стандарты AEC-Q100 определяют процесс квалификации компонентов на основе анализа отказов и испытаний на усталость, а также определяют различные температурные классы. В зависимости от целевого применения микроконтроллер соответствует стандартам AEC Q100 Grade 2, Grade 1 или Grade 0.

  • Класс 0 соответствует температуре 150°C, класс 1 — 125°C, класс 2 — 105°C.

В дополнение к квалификации AEC дополнительные требования, предъявляемые к устройствам, касаются функций, обеспечивающих функциональную безопасность. Например, 8-битные микроконтроллеры часто включают интерфейс CAN FD для связи с автомобильными системами и интеллектуальными датчиками. Такие микроконтроллеры обычно используются в качестве контроллеров пользовательского интерфейса (UI), поддерживают механические кнопки и емкостное касание в кабине, рулевом колесе, центральной консоли или работают как часть бесключевой системы доступа.

Функциональная безопасность ISO 26262 в автомобилестроении

Встроенные аппаратные функции безопасности в этих устройствах обычно связаны с работой памяти и сбросом, безопасным выполнением кода, защищенной связью и защитой линии GPIO от перенапряжения. Они интегрированы с использованием специализированной периферии CIP (работающей независимо от ядра) и многими другими функциями.

Функциональная безопасность ISO 26262 в автомобилестроении

Что касается более эффективных блоков, то в предложение включены 16-битные контроллеры DSC с блоками функциональной безопасности. Они реализованы аппаратно и обычно включают в себя память со встроенным обнаружением и исправлением ошибок, встроенную самопроверку памяти (MBIST), мониторинг тактового сигнала, дополнительный (резервный) генератор и аналогичные блоки для обнаружения неисправностей, самодиагностики и тестирование схемы и реакция на ошибку. Эти функции позволяют разрабатывать критически важные для безопасности встраиваемые устройства, подключать датчики, создавать цифровые схемы питания и приложения для управления двигателями. Типичные области применения включают преобразователи постоянного тока в постоянный, зарядные устройства OBC, приводы и датчики, сенсорные детекторы и контроллеры, ориентированные на соответствие ASIL-B или ASIL-C.

Полезное: Быстрая зарядка аккумуляторов электромобилей

Функциональная безопасность ISO 26262 в автомобилестроении

Как и все другие микроконтроллеры с функциями функциональной безопасности, 32-битные блоки выполняют такие функции на аппаратном уровне, включая память с исправлением ошибок (ECC) и внедрением ошибок (Fault Injection), встроенное самотестирование памяти. С этой точки зрения также важны схемы контроля питания, такие как POR, BOR, сторожевой таймер WDT, аппаратный генератор CRC и блок защиты памяти. 32-разрядные микроконтроллеры используются во многих устройствах, от находящихся в кабине – до усовершенствованных систем помощи водителю (ADAS) с целью обеспечения функциональной безопасности.

Также возможно достижение уровней безопасности ASIL C/D со стандартными микроконтроллерами и DSC. Это делается путем соединения MCU или DSC со вторым блоком или с так называемым сопроцессором безопасности. Принцип декомпозиции УПБА позволяет это: комбинация двух подсистем, совместимых с ASIL-B, может использоваться для достижения более высокого, такого как ASIL C/D: ASIL-C = ASIL B (C) + ASIL A (C) ASIL-D = ASIL B (D) + ASIL B (D) = ASIL-C (D) + ASIL A (D).

Декомпозиция достигается разделением требований безопасности на отдельные блоки системы.

Средства разработки и сертификации

Наборы средств разработки, сертифицированные по функциональной безопасности и являющиеся частью полной среды разработки, могут помочь выполнить требования проверки кода ISO 26262. Это относится, в частности, к проектам, использующим микроконтроллеры и системы DSC. Производители такого программного обеспечения сотрудничают с независимыми оценочными агентствами (так называемыми третьими сторонами) для сертификации компиляторов на предмет их функциональной безопасности. Обычно также включается дополнительная документация, такая ??как сертификат, руководство по функциональной безопасности, план безопасности и классификация инструментов и отчеты о квалификации компилятора, интегрированную среду разработки (IDE), отладчики памяти.

Функциональная безопасность ISO 26262 в автомобилестроении

В идеале инструмент покрытия кода также используется в процессе проектирования, чтобы оценить насколько хорошо было протестировано программное обеспечение, и указать, какие фрагменты кода были созданы, а какие нет. Этот инструмент также должен быть включен в отчеты о классификации и квалификации. Следовательно стоит выбирать продукты, которые могут тестироваться за один проход без разбивки кода на блоки и использования обширных аппаратных модификаций, избегая дорогостоящего программного обеспечения и требующего значительных усилий для поиска в больших файлах данных необходимой информации.

Читать статью  Безопасное вождение автомобиля

Чтобы разработать автоустройство совместимое со стандартом ISO 26262, инженеру потребуется дополнительная информация, помимо технических характеристик, от производителя полупроводников. Обычно они доступны в виде «пакетов функциональной безопасности» и предоставляют OEM-производителям и поставщикам автомобилей то, что им нужно на разных этапах оценки устройства и цикла проектирования. Эти пакеты должны содержать сертифицированные руководства, отчеты FMEDA и, в некоторых случаях, диагностическое программное обеспечение, такое как сертифицированные библиотеки самотестирования для соответствующих уровней ASIL. Количественная оценка отказов оборудования, распределение частоты отказов во времени (FIT) и соответствующие методы обнаружения уточняются в отчете FMEDA, помогая создать план покрытия.

Еще одним важным источником информации является Руководство по безопасности (SM). В нем содержится информация о методах поиска неисправностей, перечисленных в отчете FMEDA, и предлагаются способы использования устройства для обеспечения максимально безопасной работы.

Создание критически важного для безопасности устройства начинается с определения целевого уровня, которого необходимо достичь. Базовый пакет содержит такие ресурсы как FMEDA, руководство по технике безопасности и сертификаты, которые помогут приступить к оценке целей функциональной безопасности и разработке критически важных автомобильных систем.

Функциональная безопасность ISO 26262 в автомобилестроении

Стартовый комплект функциональной безопасности для проекта на основе микроконтроллера в идеале должен включать сертифицированный отчет FMEDA ASIL B Ready, руководство по безопасности и диагностические библиотеки совместимые с ASIL B/C, в сочетании с эталонным проектом, чтобы помочь разработчикам понять как эти ресурсы можно использовать для разработка критически важных с точки зрения безопасности устройств с соблюдением стандарта ISO 26262. Это помогает ускорить цикл проектирования и разработать устройство в соответствии с УПБА.

Полный пакет функциональной безопасности может расширить предложение сертифицированными диагностическими библиотеками, содержащими исходный код и соответствующие отчеты по анализу безопасности для проектов до ASIL B/C. Учитывая что многие клиенты запрашивают сертификацию своих критически важных с точки зрения безопасности устройств, полный пакет ускоряет процесс сертификации.

Итого, автомобили становятся все более сложными и степень их электронизации постоянно увеличивается и все более важным становится обеспечение их функциональной безопасности в соответствии с требованиями ISO 26262.

Гид по новым недорогим системам безопасности Lexus и Toyota

«Тойота» обеспокоена безопасностью на дорогах. Свои системы безопасности она делает доступными и дешевле.

Гид по новым недорогим системам безопасности Lexus и Toyota

Когда автофирмы «Toyota» и «Lexus» объявили о введении нового недорого автоматизированного пакета безопасности для водителей, тут же у многих в головах возник такой вопрос, а чем он (этот пакет) отличается от других функциональных систем безопасности? Что, он стал меньшей стоимостью?

Значит он будет предлагать водителям меньшую защиту безопасности и покажет замедленную реакцию данных систем в реальном дорожном происшествии. На самом деле друзья, недорогой — это не значит что «отсталый». Да, ценник данного пакета отличается от других аналогов в первую очередь своей доступностью, и при этом, за относительно небольшие деньги водителям предлагается достаточно высокий уровень защиты. И так друзья, чтобы у вас сложилось полное понимание по каким принципам и как работает эта новая система безопасности, мы специально для вас создали следующий разъясняющий кор-гид, в котором мы надеемся вы безусловно разберетесь и из которого многим автомобилистам все станет ясно и понятно.

Где мы увидим такую систему в первую очередь.

2 Схемы

В первую очередь на двух новых моделях Toyota и Lexus, которые получат этот обновленный автоматизированный пакет безопасности. Мы говорим с вами друзья о двух автомобилях внедорожниках, т.е. о RAV 4 Hybrid и четвертом поколении авто Lexus RX.

«Упакованные» в одну единую систему такие различные друг от друга функции содействуют решению сразу в трех ключевых областях защиты при аварии и возможности ее избегания, а именно: -предотвращение или смягчение удара от наезда сзади, сохранение движения автомобиля в полосе и повышение безопасности дорожного движения в ночное время. Если быть кратким, то можно сказать, что система предназначена для решения часто встречающихся типов аварий по статистике собранного воедино анализа ДТП.

Toyota Safety Sense и Lexus Safety System +

2 Схемы

Следуя одинаковым принципам TSS-Toyota Safety Sense и LSS+ -Lexus Safety System + предлагаются совершенно в различных пакетах.

По ходу нашего повествования компания «Toyota» в забавной надо сказать форме представляет основы всей работы данных систем безопасности. Вот так в своем принципе (забавно) они и работают…

1. Toyota Safety Sense

Данная система безопасности будет представлена в виде двух пакетов, для Toyota Safety Sense C, т.е. для компактных автомобилей и для моделей TSS P, т.е. для среднеразмерных и премиальных автомоделей. Взглянем друзья вместе с вами, что каждый из этих пакетов должен дать водителям в плане этой самой защиты.

Автомодель Toyota Safety Sense C совмещает в себе камеру и лазерный радар для повышения производительности и надежности, где также предлагается три функции помощи, то есть:

— Pre-collision System (PCS) -система использует камеру и лазерный радар для сканирования объектов перед автомобилем. Когда выявлена потенциальная угроза, то система сама определяет является ли столкновение вероятным и начинает предупреждатт водителя о необходимости торможения, происходит это с помощью звуковых и визуальных оповещений. Если водитель замечает опасность и начинает экстренное торможение, то система обеспечивает дополнительное торможение для максимально интенсивной остановки. Если водитель не тормозит в установленное время, то система сама автоматически применяет такое торможение, уменьшая примерно скорость автомобиля до 30 км/ч, делается это в целях предотвращения аварии или для смягчения последствий от такого столкновения.

— Lane Departure Alert (LDA) -с помощью той же камеры, что используется в PCS, система LDA обнаруживает видимые белые и желтые линии разметки и предупреждает водителя визуальным и ауди-сигналами, именно в тот момент, когда транспортное средство начинает заезжать за пределы своей полосы. Здесь все классически и достаточно просто.

— Automatic High Beam (AHB) -данная система создана для улучшения видимости и безопасности других участников движения в ночное время. Фары встречных автомобилей и задние фонари впереди идущих машин обнаруживаются системой с последующим автоматическим переключением между дальним и ближним светом. Автоматика будет работать намного четче, чем сам водитель, переключающий свет в ручном режиме, тем смым она будет предотвращать ослепление встречных и попутных участников движения вовремя.

Модель Toyota Safety Sense P предлагает водителям все описанные ранее системы и добавляет к ним еще две дополнительные функции, а именно:

— Pedestrian Pre-Collision System -помимо видеокамеры система использует радар миллиметрового диапазона. который нужен для обнаружения пешеходов в определенных непредсказуемых условиях. В случае вероятности наезда на пешехода тут же срабатывает автоматическая тормозная система, происходит это на скоростях от 11 и до 80 км/ч для предотвращения столкновения с пешеходами.

— Dynamic Radar Cruise Control (DRCC) -эта система безопасности работает непосредственно на автошоссе и следит за движущимися транспортными средствами и за их скоростями. Когда требуется, водитель может регулировать в автоматическом режиме скорость автомобиля в пределах заданного им диапазона путем плавного разгона и торможения.

2.Lexus Safety System +

2 Схемы

Также как и авто Toyota Safety Sense модель Lexus Safety System + объединяет в себе единое целое, то есть такие системы безопасности как,- Pedestrian Pre-Collision System, Lane Departure Alert, Automatic High Beam и Dynamic Radar Cruise Control. Иными словами можно сказать, что все эти системы работают точно также, как это показано выше. Однако имеются несколько различий, например, тажа LDA еще предупреждает водителя и о начале съезда с полосы движения, и делает это она с помощью вибрации на рулевом колесе. Кроме того, данная система Lane Keep Assist совмещена с системой рулевого управления, чтобы сделать маневры для водителя как можно более легкими.

Читать статью  Безопасность на дороге

Современные системы безопасности в автомобиле: активные и пассивные

Современные системы безопасности в автомобиле: активные и пассивные 2 Схемы

Тяжелый транспорт

Доброго дня всем добрым людям. Сегодня в статье мы подробно осветим современные системы безопасности автомобиля. Вопрос актуальный для всех без исключения водителей и пассажиров.

Высокие скорости, маневрирование, обгоны помноженные на невнимательность и лихачество представляют серьёзную угрозу для других участников движения. Согласно данным Pulitzer Center за 2015 год аварии с участием автомобилей унесли жизни 1 миллиона 240 тысяч человек.

За сухими цифрами стоят человеческие судьбы и трагедии множества семей, которые не дождались домой отцов, матерей, братьев, сестёр, жён и мужей.

Например, в Российской Федерации приходиться на 100 тысяч населения 18,9 смертельных случаев. На долю автомобилей выпадает 57,3% смертельных аварий.

На дорогах Украины зарегистрировано 13,5 смертельных случаев на 100 тысяч населения. На долю автомобилей приходится 40,3% от общего количества смертельных ДТП.

Читайте также: Лифан Солано 1.5, 1.6, 1.8 расход топлива. Норма и реальные отзывы

В Беларуси зарегистрировано 13,7 смертельных случаев на 100 тысяч населения и 49,2% приходиться на автомобили.

Специалисты в сфере дорожной безопасности делают неутешительные прогнозы свидетельствующие, что количество погибших на дорогах мира возрастёт до 3,6 миллионов человек к 2030 году. Фактически через 14 лет будет погибать в 3 раза больше людей, чем в настоящее время.

Современные системы безопасности автомобиля созданы и нацелены на сохранения жизни и здоровья водителю и пассажирам транспортного средства даже при серьёзном дорожно-транспортном происшествии.

В статье мы подробно осветим современные системы активной и пассивной безопасности автомобилей. Постараемся дать ответы на интересующие читателей вопросы.

Какими бывают системы активной безопасности?

  • Антиблокировочная.
    Дозирует торможение, разбивая его на несколько фрагментов, предотвращая полную блокировку колес и срыв автомобиля в юз. Позволяет достигнуть максимальной эффективности и безопасности торможения.
  • Антипробуксовочная.
    Предотвращает проскальзывание ведущих колес при недостаточном сцеплении с дорогой
  • Распределения тормозных усилий.
    Как правило, использует конструктивные элементы антиблокировочной системы. Позволяет распределять тормозные усилия между осями и/или колесами, помогая сохранить траекторию движения, снизить вероятность заноса при торможении на неоднородном дорожном покрытии и в поворотах.
  • Помощи при экстренном торможении.
    Распознает экстренное торможение, как правило, по усилию и скорости нажатия на педаль тормоза. При необходимости, мгновенно увеличивает до максимума давление в тормозной системе, обеспечивая торможению максимальную эффективность.
  • Электронной блокировки дифференциала.
    Активируется при пробуксовке одного из колес ведущей оси, подтормаживает его, обеспечивая увеличение на нем крутящего момента. Базируется на ABS.
  • Динамической стабилизации.
    Включает в себя ранее перечисленные системы. Функция системы курсовой устойчивости: стабилизация движения при риске или потере управляемости.


Введение

Согласно статистике, в более 80% всех дорожно-транспортных происшествий участвуют автомобили. Более одного миллиона людей каждый год погибают и около 500 тысяч получают телесные повреждения. Стремясь обратить взор на эту проблему, каждое 3-е воскресенье ноября было объявлено ООН «Всемирным днём памяти жертв дорожных аварий». Современные системы безопасности автомобиля нацелены на уменьшение существующей печальной статистики по этому вопросу. Конструктора новых авто всегда пристально следуют нормам производства и безопасности авто. Для этого они моделируют всевозможные опасные ситуации на краш-тестах. Поэтому перед выпуском в свет авто проходит тщательную проверку и годность для безопасного использования на дороге.

Автомобильные аварии становятся причиной гибели многих людей

Автомобильные аварии становятся причиной гибели многих людей

Но полностью устранить этот вид происшествий невозможно при таком уровне развития техники и общества. Поэтому основной упор делается на предупреждение аварийной ситуации и ликвидацию последствий после неё.

Зачем нужны вспомогательные системы?

Современные автомобили оснащаются и массой вспомогательных систем, предназначенных для облегчения управления в потенциально сложных или опасных ситуациях. Самыми распространенными системами подобного типа являются:

  • Парковочный ассистент.
    Помогает в парковке, подавая звуковые сигналы при угрозе столкновения. Система может быть оснащена камерой заднего вида или же камерами кругового обзора, выводящими изображение на дисплей в салоне.
  • Адаптивный круиз-контроль.
    В отличие от стандартного круиз-контроля, система при помощи датчиков принимает информацию о скорости впереди идущего ТС и расстоянии до него, что позволяет авто без участия водителя изменять режим движения в зависимости от ранее указанных переменных.
  • Система помощи движения по полосе.
    Следит за дорожной разметкой и предупреждает водителя, если он выполняет опасный маневр.
  • Также применяются системы распознавания дорожных знаков, контроля состояния водителя, мониторинга «мертвых» зон, помощи при спуске с горы и помощи при трогании на подъеме
    .

БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Безопасность автомобилей и транспортных средств состоит из комплекса конструктивных и эксплуатационных свойств, которые обеспечивают уменьшение вероятности возникновения ДТП, и не только. Одной из главных задач обеспечения безопасности транспортных средств является уменьшение отрицательного влияния на окружающую среду и снижение тяжести последствий.

Безопасность транспортных средств бывает нескольких видов:

1) Активная безопасность;

2) Пассивная безопасность;

3) Послеаварийная безопасность;

4) Экологическая безопасность;

Читайте также: Как самостоятельно промыть АКПП и гидроблок с соленоидами

Все страны-производители автомобилей обязаны разрабатывать документы и законодательные акты, которые регулируют отношения различных элементов безопасности автомобилей и транспортных средств.

Существующая Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций создала специальный комитет, который отвечает за урегулирование вопроса безопасности транспортных средств и автомобилей на международном уровне. В 1958 году был подписано и принято соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения. В соответствии с этим соглашением, страны участники обязаны:

1) Разрабатывать и принимать единые рекомендации по требованиям к параметрам транспортных средств и узлам установленных на автомобиле, а также методики по испытанию безопасности транспортных средств.

2) В соответствии с установленным порядком, проводить испытания и проверки узлов, и агрегатов на автомобиле по соответствующей принятой методике, на соответствие нормативным требованиям.

3) По результатам испытаний присваивать утвержденные знаки официального утверждения (знак официального утверждения наносится на агрегаты и узлы автомобиля). Знак содержит информацию о стране, где производилось испытание, номер официального документа проведенного испытания, номер правил ЕЭК ООН.

Что такое системы безопасности превентивного действия?

На многих современных автомобилях некоторые из перечисленных активных и ассистирующих систем при помощи специального программного обеспечения объединяются в масштабные технические системы так называемой интеллектуальной превентивной безопасности.

Их задача заключается в предупреждении столкновения, предварительной подготовке тормозной системы к торможению, подготовке к активации некоторых систем пассивной безопасности, а также в автоматическом изменении скорости движения вплоть до полной остановки. К таким электронным помощникам относятся Collision Warning with Brake Support от Ford, Collision Warning with Auto Brake и City Safety от Volvo, Front Assist от Volkswagen и т.д.

2 Схемы подушка безопасности в руле устройства пассивной безопасности 2 Схемы подушки безопасности для задних пассажиров 2 Схемы 2 Схемы

Другие элементы «пассива»

Пассивная безопасность автомобиля – это еще и аварийный модуль, входящий в состав российской системы экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Благодаря ей обеспечивается быстрая связь в любое время суток с диспетчерами, и точно определяются координаты аварии. Причем работает эта система в автоматическом режиме, что существенно повышает оперативность реагирования на произошедшее ДТП.

Кроме того, к пассивной безопасности автомобиля относится складывающаяся рулевая колонка, легко сминаемые части передней панели и педальный узел, который при ударе отделяется от точек крепления, предотвращая тем самым повреждение ног водителя. Однако понятно, что «пассив» вступает в действие только тогда, когда пал бастион элементов активной защиты, которыми тоже нельзя пренебрегать.

Что включает в себя перечень устройств и механизмов пассивной безопасности?

Итак, мы рассмотрели системы, которые прямо или косвенно предупреждают столкновение, а далее расскажем об устройствах, механизмах и конструктивных особенностях, отвечающих за пассивную безопасность в авто. То есть об элементах, обеспечивающих защиту от получения травм непосредственно при столкновении.

  • Подушки безопасности (грудные, фронтальные, коленные, центральные, пешеходные);
  • Шторки безопасности (головные подушки);
  • Ремни безопасности;
  • Детские сиденья или крепления для них, специальные ремни;
  • Подголовники (обычные или активные);
  • Безопасные стекла;
  • Травмобезопасный педальный узел.
Читать статью  Только кресло и никаких «треугольников»: что нужно знать о безопасности ребенка в машине

Весомым критерием пассивной безопасности также является особая конструкция кузова, предполагающая поглощение энергии столкновения путем смятия передней части или кормы автомобиля. В случае фронтального удара двигатель и другие агрегаты, узлы и механизмы, расположенные в подкапотном пространстве, уводятся под днище машины. Это позволяет снизить риск получения водителем и передним пассажиром травм высокой степени тяжести. Несмотря на сравнительно легко деформирующиеся переднюю и заднюю части, каркас салона (стойки, каркас крыши, пороги) имеет высокую прочность и жесткость. Это также положительно влияет на надежность защиты людей, находящихся в автомобиле.

Важно понимать, что при всей технологичности главная «система безопасности» автомобиля — это внимательный, собранный и ответственный водитель, а все остальное лишь помощники и страховка.

2 Схемы Пассивная безопасность автомобиля 2 Схемы 2 Схемы

Ремень безопасности

Первым и наиболее простым элементом «пассива» является ремень безопасности, в современном виде появившийся еще в 50-х годах прошлого столетия. В большинстве моделей используются инерционные, трехточечные ремни, и только в спортивных машинах встречаются эти устройства, имеющие 4 и даже 5 точек крепления – они еще лучше удерживают гонщика в кресле. Ведь чем плотнее человек прижат к сиденью, тем выше безопасность.

За время своего существования это средство защиты неоднократно модернизировалось. Соответственно, повышалась эффективность. Согласно исследованиям американской организации, современные ремни безопасности исключают риск летального исхода на 45-60%. Например, появились преднатяжители, выбирающие провисание ремней при ДТП. Благодаря этой, казалось бы, простой находке, решается очень важный вопрос сохранения пространства для раскрытия эйрбэгов – подушек безопасности.

Что такое краш-тесты и кто их проводит?

Краш-тест — это мероприятие, при котором умышленно воспроизводится ДТП в условиях специально оборудованных полигонов. Сегодня подобные испытания проводит множество организаций: от самих автопроизводителей до независимых институтов безопасности дорожного движения. Разумеется, у каждого из них своя система.

Читайте также: Как при покупке отличить оригинальные моторные масла от подделок?

ОрганизацияEuro NCAP (Евросоюз)NHTSA (США)IIHS (США)ANCAP (Австралия)JNCAP (Япония)KNCAP (Южная Корея)C-NCAP (Китай)Latin NCAP
Фронтальный удар
Недеформируемый барьер, перекрытие — 100%56 км/ч55 км/ч56 км/ч56 км/ч
Недеформируемый барьер, перекрытие — 25%+64 км/ч
Деформируемый барьер, перекрытие — 40%64 км/ч64 км/ч64 км/ч64 км/ч64 км/ч64 км/ч64 км/ч
Боковой удар
Тележка+++++++
Столб+++
Другие испытания
Кресла++++
Безопасность пешеходов+++
Эффективность электронных систем+++
Вероятность опрокидывания++

Стоит отметить, что перечисленные организации предъявляют суровые требования к безопасности автомобилей, что позволяет не сомневаться в беспристрастности проводимых испытаний.

Небезопасные подушки

В наиболее «навороченных» иномарках можно насчитать более десятка эйрбэгов, защищающих людей от любого типа удара – фронтального, бокового и заднего. Вдобавок подушки безопасности защищают от разбитых стекол, хотя они сегодня и не представляют особой угрозы: разбитый триплекс при аварии не разлетается по всему салону, так как имеет многослойную структуру, соединенную полимерной пленкой.

Данное устройство пережило множество модификаций, ибо первые модели эйрбэгов были сами по себе очень опасны. Достаточно сказать, что при срабатывании датчиков удара они «выстреливали» со скоростью до 300 км/ч. Это не говоря о чувстве страха, возникавших у пассажиров из-за резкого хлопка.

Сейчас эйрбэги раскрываются с разной скоростью, которая зависит от силы столкновения. Однако, как уже было сказано, если человек не пристегнулся ремнем безопасности, подушки безопасности способны оказать «медвежью услугу». У хирургов по этому поводу даже есть специальный термин – «хлыстовая травма». В большинстве случаев она означает перелом шейных позвонков, а если повезет – их смещение. И появляется такая травма в тот момент, когда не пристегнутое тело пассажира при аварии резко подается вперед. В это же время раскрывается фронтальный эйрбэг, который с приличной скоростью «футболит» человека назад. Допускать такой угрозы здоровью автопроизводители не могут. Поэтому, если автомобиль издает противный писк, он скорее напоминает не об игнорировании людьми ремней безопасности, а о том, что без них подушки безопасности не раскроются. Ведь эти средства пассивной безопасности автомобиля работают только совместно! Причем данная комбинация предотвращает травмы головы на 75%, а 66% – это показатель того, насколько она эффективна в случае потенциальных травм грудной клетки.

Сегодня автопроизводители иногда применяют 2-ступенчатые эйрбэги, раскрывающиеся в несколько этапов. Это нововведение позволяет избегать травм невысоким взрослым и детям, иногда случающихся при использовании одноступенчатых подушек. Разумеется, если те сидят в переднем пассажирском кресле. Поэтому куда разумнее сажать ребятню на кресла заднего ряда. Причем независимо от типа автомобиля, его «навороченности» и цены.

Рейтинг безопасных автомобилей от FAVORIT MOTORS

Volkswagen Passat (по версии IIHS в 2016). Современный городской седан, завоевавший 5* по уровню безопасности, в дополнение к которому прилагаются солидный внешний вид и выдающиеся ходовые качества.

Фото Фольксваген Пассат

Volkswagen Tiguan (по версии Euro NCAP в 2016). Кроссовер, который может похвастать не только высоким уровнем безопасности, но и образцовым салоном — эталоном современной автомобильной эргономики. Новое поколение оставило при себе все эти качества.

Фото Фольксваген Тигуан

Volvo XC90 (по версиям IIHS и Euro NCAP в 2016). Внедорожник, тестировавшийся два года подряд и с такой же периодичностью получавший высшую отметку безопасности. Комфортный, эффектный, обученный специальным манерам — настоящий аристократ.

Фото авто Volvo XC90

Ford Mondeo (по версии Euro NCAP в 2014). Автомобиль, выросший из «среднего» класса в полноценный представительский. Солидный и одновременно агрессивный дизайн, экономичность и прекрасные динамические качества, надежность и качество, сравнительно невысокая стоимость и 5 звезд безопасности.

Фото авто Форд Мондео

KIA Optima (по версии Euro NCAP в 2015). Безопасный бизнес-класс по доступной цене.

Фото автомобиля Киа Оптима

Временная диаграмма столкновения

Столкновение автомобилей происходит в одно мгновение. Например, машина, ехавшая со скоростью 56 км/ч и столкнувшаяся с неподвижным препятствием, полностью останавливается в течение 150 миллисекунд. Для сравнения, за это же время человек может успеть моргнуть глазами. Не удивительно, что ни водитель, ни пассажиры не успеют принять каких-либо действий для обеспечения собственной безопасности в момент удара. Это должна сделать за них система SRS. Она активирует натяжитель ремня безопасности и систему подушек.

2 Схемы

Временная диаграмма столкновения при фронтальном и боковом ударах

При ударе сбоку, боковые подушки безопасности открываются еще быстрее – не более чем за 15 мс. Зона между деформированной поверхностью и телом человека совсем небольшая, поэтому удар водителя или пассажира о кузов автомобиля произойдет за меньший промежуток времени.

Чтобы обезопасить человека от повторного удара (например, при опрокидывании автомобиля или съезде в кювет), боковые подушки остаются наполненными в течение более длительного промежутка времени.

Тесты по безопасности авто

Главной организацией по оценке безопасности автомобилей является «Европейская ассоциация испытания новых автомобилей». Существует она с 1995 года. Каждой новой марке машины, прошедшей через ряд тестов, выставляется оценка по пятизвездной шкале – чем звезд больше, тем лучше.

Каждая новая марка автомобиля должна пройти ряд испытаний

Каждая новая марка автомобиля должна пройти ряд испытаний

Например, благодаря тестам они доказали, что использование высоких подушек безопасности уменьшают риск получения травмы головы в 5-6 раз.

Источник https://2shemi.ru/funktsionalnaya-bezopasnost-iso-26262-v-avtomobilestroenii/

Источник https://1gai.ru/publ/515007-gid-po-novym-nedorogim-sistemam-bezopasnosti-lexus-i-toyota.html

Источник https://avto-layn.ru/avto-info/bezopasnost-v-avtomobile.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: