Рейтинг самых надежных АКПП: к каким автоматическим коробкам передач доверия больше в долгосрочной перспективе
Применение автомобилестроителями автоматических трансмиссий упростило жизнь водителям, облегчив управление автомобилями. С надежной коробкой-автоматом не нужно самостоятельно переключать скорости – нужно только установить режим, а механизм автоматически подберет необходимую передачу, с учетом текущих условий движения.
Рейтинг самых надежных АКПП, на основании анализа особенностей устройства этих трансмиссий, поможет подобрать для своего авто именно тот вариант, который прослужит максимально долго.
Виды АКПП
Перед рассмотрением рейтинга самых надежных автоматических коробок передач стоит сравнить особенности конструктивного устройства разных видов автоматических трансмиссий.
Гидромеханическая АКПП
Самые распространенные автоматы – традиционные, гидромеханического типа. Механическими узлами управляет гидравлика по командам, отдаваемым электроникой. Эти надежные АКПП состоят из 5 узлов:
- Гидротрансформатор. Соединяет трансмиссию с силовым агрегатом. Сцепление осуществляется без прямого кинематического контакта, за счет энергии трансмиссионной жидкости. Ее напор вращает реакторное колесо, установленное на входном валу АКПП.
- Пакеты с фрикционными и стальными дисками. Комбинации этих элементов обеспечивают необходимое передаточное отношение.
- Маслонасос. Нагнетает жидкость в контуре.
- Гидроблок с соленоидами (электроклапанами). Распределяет потоки масла по каналам плиты для срабатывания нужных передач.
- Планетарные ряды. Передают вращение на последующий ходовой механизм.
Этим сложным, но надежным устройством управляет электронный блок, считывающий информацию посредством датчиков для выбора передачи, с учетом установленного водителем режима, текущей нагрузки, других условий.
Гидромеханическая коробка срабатывает плавно, без разрыва потока мощности. В зависимости от конструктивного устройства модели, предусмотрены самые разнообразные дополнительные опции с установкой пониженной или повышенной передачи, спортивного режима и других операций для расширения функционала агрегата.
Этот тип автоматов стоит отнести к числу самых надежных трансмиссионных механизмов. Тем более что производители разработали конструкции АКПП с длительным ресурсом и беспроблемной эксплуатацией при пробеге свыше 250 000 км.
Вариаторы
Вариаторные автомобильные коробки передач – относительно недавнее изобретение. В этой трансмиссии для связи двигателя с АКПП также используется гидротрансформатор. Переключением скоростей управляет гидравлика по командам, отдаваемым электронным блоком. Но на этом сходство конструктивного устройства этих агрегатов заканчивается.
В отличие от гидромеханической АКПП традиционной конструкции, где передаточное отношение изменяется ступенями за счет комбинаций пакетов фрикционов, в вариаторах этот процесс не ступенчатый, а плавный, постепенный.
Основу устройства составляет клиноременное соединение, состоящее из пары конусных шкивов (приводного и ведомого) и стального ремня, их связывающего. При сдвигании и раздвижении конусов изменяются диаметры, с регулированием оборотов на выходе.
Плюсы такой конструкции – самое плавное срабатывание, по сравнению с автоматическими коробками другого типа. Механизм работает плавно, с комфортностью управления для водителя.
Вариатор – не самый надежный тип автомата. Но изготовители добились высоких показателей работоспособности этих трансмиссий за счет конструкции стального ремня и термической обработки поверхностей конусов, выдерживающих серьезные нагрузки.
Роботы
Роботизированные коробки по конструкции аналогичны механике, но передачи переключаются не вручную, а актуаторами – сервоприводами, работающими от электродвигателя. На некоторых моделях приводной механизм задействован гидравликой.
Работой привода, как и в остальных типах коробок, управляет электронный блок, считывающий информацию об условиях движения с датчиков.
Эти АКПП самые надежные, по сравнению с моделями иного типа, ввиду отсутствия гидротрансформатора, представляющего дополнительный источник рисков.
Конструкция большинства роботов, кроме езды в автоматическом режиме, предусматривает перевод трансмиссии на ручное управление, при котором водитель может переключать скорости самостоятельно.
Разница между моделями с 1 и 2 сцеплениями
Некоторые модели роботизированных коробок передач снабжены 2 сцеплениями. В отличие от робота с одним передаточным узлом, эти трансмиссии представляют собой сдвоенный агрегат. За четные скорости отвечает одно сцепление с соответствующими зубчатыми соединениями, за нечетные – другое.
К примеру, пока автомобиль едет на второй скорости, автоматика заранее включает третью, с последующим надежным и оперативным переходом на эту ступень без разрыва потока мощности, не отсоединяя АКПП от двигателя. Этот принцип управления обеспечивает равномерную работу приводного механизма, с плавным движением, что уместно при езде в сложных дорожных условиях – автомобиль меньше пробуксовывает в грязи.
За счет отсутствия гидротрансформатора сокращается расход топлива при передвижении в условиях города, с частыми остановками на светофорах.
Роботизированные КПП с 2 сцеплениями называют преселективными.
Рейтинг лучших по надежности АКПП
На разные марки автомобилей устанавливают разнообразные модели АКПП, которые отличаются по типу конструкции, количеству ступеней (самые распространенные – от 4 до 6, хотя производят и восьмиступенчатые агрегаты), способу компоновки (продольная и поперечная).
Сложно однозначно оценивать преимущества различных автоматических трансмиссий, чтобы определить самую надежную в мире. Но изучив отзывы владельцев и заключения специалистов, можно получить представление об эксплуатационных характеристиках и возможностях определенного трансмиссионного агрегата.
Коробка ремонтопригодна, и почти не доставляет хлопот владельцам при своевременной замене трансмиссионной жидкости. Изготовитель сам разработал гидроблок для трансмиссии, но программируют электронику автоконцерны, с применением следующих подходов:
- американского – речь идет о компаниях Ford, Маzdа, Land Rover;
- европейского – Volvо, Оpel, Peugeot.
Высокая востребованность этой модели на неопределенный срок отложила перевод ведущих европейских автопроизводителей на преселективные трансмиссии DSG.
ZF 6HP26/28/32
Этот модельный ряд от немецкой компании рассчитан для установки на машинах с объемом мотора до 6 л. Несмотря на некоторые проблемы с гидротрансформатором и гидроблоком, совмещенным с ЭБУ в мехатроник, конструкция АКПП зарекомендовала себя как одна из самых надежных, расставив приоритеты для других разработчиков.
Как и пятиступенчатый предшественник 5НР19, применявшийся на Audi A6 и других моделях авто, ресурс этой шестиступки легко восстановить в процессе капитального ремонта. А если владелец обеспечит надлежащий уход, АКПП может пройти свыше миллиона километров.
Трансмиссии с успехом применяют на BMW 3, 5, 6, 7 Series, некоторых моделях Bentley, Volkswagen Phaeton, Rolls Royce, других машинах.
Volkswagen 01M
Четырехступенчатая АКПП, разработанная инженерами автоконцерна из Германии, заслуженно входит в число самых лучших моделей. Трансмиссия рассчитана на установку в переднеприводных машинах с двигателями до 2 л.
Быстрота срабатывания скоростей обеспечивается не работой гидравлики, а оптимальным программированием электронного блока управления.
Еще один плюс – надежная конструкция гидротрансформатора. Это один из самых лучших узлов среди производимых аналогов. При возникновении проблем, коробку можно отремонтировать, а при своевременной замене масла АКПП пройдет свыше 500 000 км.
Единственная причина, по которой эта трансмиссия уступает аналогам Айзин и ЗФ – превышение по стоимости производства, что вынудило немецкий автоконцерн впоследствии отказаться от использования собственной разработки.
Ford 4F27E
Конструкция четырехступенчатой АКПП позволяет выполнить ремонт без демонтажа с автомобиля. Коробка рассчитана для применения на машинах с передним приводом при моторах до 2 л.
Конструкторы обеспечили высокую надежность модели и неприхотливость в эксплуатации. Ресурс трансмиссии – свыше 500 000 км. Эту надежную АКПП устанавливали на разных моделях Форд, Мазда и других автомобилях.
Chrysler 45RFE
Из американских разработок одна из самых популярных и надежных – эта модель на 4 ступени. Трансмиссия предназначена для работы в тандеме с мощными моторами объемом до 4,7 л. Коробкой комплектуют внедорожные автомобили Jeep – модели Grand Cherokee и Liberty, легковые пикапы Dodge Dakota.
Конструкция АКПП предусматривает вторую дополнительную скорость для резкого разгона в режиме «Кикдаун», хотя производитель и указывает в характеристиках АКПП не 5, а лишь 4 ступени.
- 4 – указывает на количество основных скоростей;
- 5 – позиция в классификации по вращающему моменту;
- R – для автомобилей с задним приводом;
- FE – указывает, что механизм полностью управляется электроникой.
GM 5L40E
Эту надежную АКПП от американского бренда с хорошими показателями разработали на основе четырехступенчатого предшественника. Трансмиссию применяют на машинах с задним приводом. В числе достоинств модели – широкий функционал, с ручным управлением и спортивным режимом.
Выносливость этой одной из самых надежных АКПП можно обеспечить при условии регулярной замены масла, поскольку присутствие в его составе продуктов износа препятствует нормальной работе гидравлики.
Трансмиссию применяли на Cadillac CTS, некоторых моделях БМВ, других автомобилях.
Jatco JF613E
Классический автомат от японского бренда. Рассчитан на тяжелый режим работы и составляет достойную конкуренцию популярной модели TF-80SC другой компании из Японии – Айсин.
К преимуществам коробки Джатко стоит отнести простоту конструкции и низкую себестоимость в производстве. А по надежности ее относят к числу лучших среди аналогов по характеристикам.
Эта одна из самых надежных АКПП может пройти без капитального ремонта свыше 200 тысяч км, если обеспечить своевременную замену трансмиссионной жидкости. В немалой степени это достигнуто за счет значительного запаса прочности в конструкции деталей.
В числе автомобилей, на которых применяли эту трансмиссию, – Nissan Qashqai, Mitsubishi Lancer, другие марки и модели.
Hyundai A8LR1 TR1
Агрегат на 8 ступеней также включен в число самых лучших АКПП по надежности и работоспособности. Указанные марки автоматов рассчитаны на работу с V-образными двигателями соответственно на 6 и 8 цилиндров. В процессе обкатки изготовитель устранил недостатки, вызванные проблемами в настройках электроники, что обеспечило надежную эксплуатацию агрегатов.
Эти трансмиссии использовали для не самых популярных в России моделей производства Хендай и Киа.
Infiniti QX60
В этой модели японского автомобиля производитель заменил вариаторную трансмиссию на девятиступенчатую АКПП.
Новая разработка инженеров немецкой компании ZF обеспечивает передаточное отношение почти 10 к 1, при надежной эксплуатации, быстром срабатывании и плавности движения.
Но надежность этой коробки еще нуждается в дополнительной проверке, поскольку выпуск модели начат в 2021 году.
Jatco JF414E
Эту коробку от японского производителя с успехом адаптировали для Лады Гранта. После некоторых проблем, конструкторам удалось приспособить трансмиссию для надежной эксплуатации на российском седане.
Определенные сложности связаны с отсутствием гарантийного обслуживания этой надежной АКПП в России. При поломке коробки, состоящей на гарантии, вышедший из строя агрегат заменяют новым, а проблемный направляют на завод-изготовитель в Японии для поиска и устранения неисправностей.
Самые проблемные автоматические коробки передач
В отличие от представленного выше перечня, некоторые модели автоматических трансмиссий заслужили дурную репутацию, в связи с низкой надежностью в работе и большим количеством проблем, доставляемых автовладельцам.
В числе самых проблемных и не слишком надежных следующие АКПП:
DQ200 – семиступенчатый агрегат от Фольксваген. В отличие от более надежного предшественника с парой мокрых сцеплений, в этой модели применены соединительные механизмы сухого типа. Агрегат работает с рывками, при сильной вибрации фрикционные диски подвержены быстрому износу. Особенно много нареканий на АКПП, выпущенные до 2014 года.
GM 6T30/6T40 – ввиду низкой надежности соленоидов, проблемы с гидроблоком могут проявиться даже ранее первой замены трансмиссионной жидкости, уже через 30 000 пройденных километров.
DP0/DP2 – не самые удачные модели французских разработчиков. Со слабым гидротрансформатором, коротким ресурсом соленоидов, не всегда корректной работой, с рывками при езде, большим расходом топлива.
Можно упомянуть и другие не самые надежные модели. Обоснованные нарекания заслужил и самый массовый в производстве вариатор JF011E от Джатко.
При хороших эксплуатационных характеристиках и плавности работы, малейшее проскальзывание ремня по шкивам может привести к образованию задиров на конусах, а то и к износу боковых поверхностей гибкой связи. Агрегат чувствителен к качеству жидкости, и загрязнение ее грозит перегревом трансмиссии, с интенсивной выработкой узлов.
Вариатор сложен в ремонте, а минимальная сумма на его восстановление обычно составляет от 80 000 руб., что достаточно накладно для автовладельца.
Как выбрать АКПП
Собираясь купить автомобиль с АКПП на вторичном рынке, важно проверить состояние трансмиссии, чтобы убедиться в ее надежной работе. При срабатывании не должно быть шума, вибрации, рывков, при плавном перемещении селектора. На проблемы может указывать пробуксовка непосредственно после включения скорости.
АКПП проверяют, выжав педаль акселератора. При исправной коробке обороты падают постепенно, трансмиссия работает плавно. Если частота вращения выходного вала двигателя резко возрастает (на сотни витков) при включении повышающей скорости, с задержкой и последующим резким снижением, это указывает на возможные неисправности, которые могут быть даже в самой надежной АКПП.
Также необходимо убедиться в герметичности корпуса, с отсутствием подтеков жидкости по сальникам и уплотнениям.
При выборе автомобиля с надежной автоматической трансмиссией учитывают нюансы:
- Ограниченный функционал по количеству предусмотренных конструкцией режимов указывает на большой возраст модели, но простота конструкции упрощает и удешевляет ремонт.
- Гидротрансформатор, хотя и обеспечивает плавность работы, но может представлять проблему при износе фрикционных накладок, на что указывают вибрации при работе узла. Этот механизм снижает эффективность трансмиссии, повышает расход топлива.
Знание этих особенностей поможет правильно выбрать автомобиль, оснащенный АКПП.
Как продлить жизнь автоматической коробке передач
Чтобы продлить ресурс АКПП до 250 тысяч км и более, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
Своевременно менять трансмиссионную жидкость и масляный фильтр, регулярно проверять уровень и качество масла, исключить его утечки.
Прогревать коробку перед началом движения, особенно в холодное время года.
Воздержаться от агрессивной манеры вождения, с резким набором скорости и торможениями, не ездить по бездорожью, с пробуксовками ведущих колес.
Заливать в трансмиссию при обслуживании оригинальные марки масла или аналоги, удовлетворяющие по спецификации условиям изготовителя АКПП.
Не буксировать машину на расстояние свыше 50 км без вывешенных приводных колес.
Регулярно проводить компьютерную диагностику оборудования на предмет ошибок в работе.
Разработчики АКПП смогли добиться надежной эксплуатации современных моделей, при широком функционале и плавности хода при управлении. Это обеспечивает подбор материалов, конфигурация деталей, настройки электроники. Но даже самый надежный трансмиссионный агрегат может быстро выйти из строя, если не соблюдать предусмотренных изготовителем условий эксплуатации.
А как вы считаете, какие еще автоматы можно добавить в наш рейтинг? Поделитесь своим мнением в комментариях. Сохраните статью в закладках, чтобы полезная информация всегда была под рукой.
АКПП – справочник покупателя
В обзоре собраны наиболее популярные автоматические коробки передач. Мы подскажем, какие автоматы следует избегать, какие проблемы встречаются чаще всего и какие коробки самые надежные.
Самые надежные автоматические коробки передач
ZF 5 HP 24/30
Пробег до капитального ремонта – около 500 000 км.
Семейство 5-ступенчатых автоматов предназначено для автомобилей с продольно расположенным двигателем. Версия 5НР30 появилась в 1992 году. Она нашла свое применение, прежде всего, в 8-ми и 12-цилиндровых моделях BMW. Кроме того, автоматическая трансмиссия нашла свое широкое применение в Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. Коробка прекрасно справляется с крутящим моментом до 560 Нм.
В 1996 году вышла версия 5НР24, которая стала использоваться в Jaguar и Range Rover. В 1997 году появилась модификация 5НР24А, предназначенная для автомобилей с приводом на все колеса. Ее использовали в Audi A6 и A8 с полным приводом Quattro и Volkswagen Phaeton. Остальные коробки 5НР24/30 предназначены только для автомобилей с задним приводом.
5-скоростная ZF опровергает миф, что мощный двигатель радикально сокращает срок жизни автоматической трансмиссии. В случае с семейством серии 5НР, особенно модификаций 24 и 30, коробки уверено достигают рубежа в 500 000 км, причем даже в автомобилях эксплуатируемых интенсивно.
Aston Martin DB7
Rolls-Royce Silver Seraph
GM 5 L40- E
Пробег до капитального ремонта – около 450 000 км.
5-ступенчатая автоматическая коробка передач производства концерна GM с 1998 года устанавливалась в автомобили BMW — первые модели 323i и 328i серии е46. Первоначально она предназначалась для машин с продольно установленным двигателем и приводом на задние колеса. В 2000 году появилась версия для полноприводных модификаций, которая сразу же попала в BMW X5 e53 . Кроме того, с 2004 года АКПП стала применяться в различных моделях GM с задним приводом. 5L40 способна переваривать до 340 Нм крутящего момента и предназначена для автомобилей массой менее 1800 кг. Производство автомата закончилось в 2007 году. На смену пришла 6-ступенчатая коробка 6L50.
Долговечность – это главное преимущество данной трансмиссии. Необходимость в ремонте возникает обычно не ранее чем через 400-450 тыс. км. К достоинствам следует отнести и мягкую работу.
BMW 3 E46 , 5 E39, X5 E53, Z3
Cadillac CTS, STS
Jeep 545 RFE
Пробег до капитального ремонта – около 400 000 км.
5-ступенчатый автомат 545 RFE появился в 2001 году. Он стал следующим этапом эволюции 4-ступенчатой АКПП 45 RFE, производимой с 1999 года. Впервые 545 была применена в Jeep Grand Cherokee WJ, а позже и в других автомобилях этой марки. Например, в пикапах Dodge и даже в Лондонских такси.
Несмотря на то, что коробка используется в автомобилях, подвергающихся большим нагрузкам, она создает мало проблем. Это типичный представитель американской школы: переключения очень медленные, но «заездить» АКПП практически невозможно. Ремонт после 400 000 км не представляет больших сложностей.
Jeep Grand Cherokee, Commander Wrangler
Схема работы АКПП – Автоматической коробки передач
Каждый автовладелец знает, что выбор трансмиссии является ключевым фактором, который влияет на динамические показатели автомобиля. Разработчики постоянно пытаются совершенствовать коробки передач, но большинство автолюбителей все же отдают предпочтение МКПП, так как, из-за сложившегося стереотипа, считают, что она более надежная и простая в использовании. Однако причина кроется в другом – большинство людей просто не знакомы с принципом работы автомата, поэтому и опасаются ее.
В сегодняшней статье мы попытаемся максимально подробно и доступно описать принцип работы автоматической трансмиссии.
Что такое АКПП?
АКПП – это основной элемент конструкции трансмиссии автомобиля, главной целью которой является изменение крутящего момента, а также изменения скорости движения. Различают три варианта автоматической трансмиссии:
- Вариатор;
- Гидроавтомат;
- Роботизированная;
Что лучше – механика или автомат?
Как многие уже могли заметить, большинство российских автолюбителей отдают предпочтение МКПП. Одни эксперты считают, что это связано с менталитетом нации, другие – с установленными негативными стереотипами.
Другое дело американцы, 95% которых не представляют себе процесс вождения автомобиля, без наличия автоматической коробки. Но это совсем не удивляет, ведь АКПП была придумана американскими инженерами, которые хотели упростить жизнь водителей.
Такая же ситуация и в Европе. Если 15-20 лет назад все поголовно использовали механику, то уже сейчас она почти вытеснена из рынка.
В России также наблюдается рост популярности автомата, но, как утверждают эксперты и аналитики, россияне не умеют правильно использовать автоматическую коробку. Каждый день в автомастерские обращается масса автолюбителей с неисправностями, основной причиной которых как раз и является неправильная эксплуатация.
Как работает АКПП?
Для того, чтобы принцип работы автоматической трансмиссии стал более понятным, мы условно разобьем ее на три части: механическая, электронная и гидравлическая.
Начнем обсуждение, конечно же, с механической, так как именно данный элемент и переключает передачи.
Гидравлическая часть является неким посредником, который является связующим звеном.
И, наконец, электронная, которая считается мозгом трансмиссии, отвечающим за переключение режимов, а также обратную связь.
Все понимают, что сердцем автомобиля является мотор. Трансмиссия вовсе не претендует на эту роль, ведь ее смело можно называть мозгом автомобиля. Главной целью АКПП считается преобразование КМ мотора в силу, которая создает условия для движения ТС. Немаловажную роль в этом процессе выполняет гидротрансформатор и планетарные передачи.
Гидротрансформатор
По аналогии с МКПП, гидротрансформатор выполняет функции сцепления, а также регулирует КМ, с учетом частоты вращения и продуцируемой мощности двигателя.
Конструкция гидротрансформатора состоит из трех частей:
- Центростремительная турбина;
- Центробежный насос;
- Направляющий аппарат-реактор;
За счет того, что турбина и насос максимально сближены друг с другом, рабочие жидкости находятся в постоянном движении. Именно благодаря этому удается добиться минимальных потерь энергии. К тому же, гидротрансформатор может похвастаться очень компактными размерами.
Стоит отметить, что коленвал напрямую связан с насосным колесом, а коробочный вал – с турбиной. Именно за счет этого, в гидротрансформаторе отсутствует жесткая связь между ведущими и ведомыми элементами. Рабочие жидкости передают энергию от мотора к трансмиссии, которая, в свою очередь, через лопатки насоса передает ее на лопасти турбины.
Гидромуфта
Если говорить о гидромуфте, то ее принцип работы очень похож – она также передает КМ, не влияя на его интенсивность.
Гидротрансформатор оснащен реактором в первую очередь для того, чтобы изменять КМ. По сути, это такое же колесо с лопатками, разве что жестче посаженное и менее маневренное. По нему масло возвращается из турбины в насос. Некоторые особенности имеют лопатки реактора, каналы которых постепенно сужаются. За счет этого скорость движения рабочих жидкостей существенно увеличивается.
Из чего состоит АКПП?
Гидротрансформатор – взаимодействует со сцеплением, и не контактирует с водителем.
Планетарный ряд – взаимодействует с шестернями в коробке, и при переключении передач изменяет конфигурацию трансмиссии.
Тормозная лента, задний и передний фрикцион – напрямую переключают передачи.
Устройство управления – это узел, который состоит из насоса, клапанной коробки и маслосборника.
Гидроблок – система клапанных каналов, которые контролируют и управляют нагрузкой двигателя.
Гидротрансформатор – предназначен для передачи крутящего момента от силового агрегата до элементов автоматической трансмиссии. Расположен он между коробкой и мотором, и таким образом выполняет функцию сцепления. Он наполнен рабочей жидкостью, которая улавливает и передает усилия двигателя в масляный насос, находящейся непосредственно в коробку.
Что касается масляного насоса, то он уже передает рабочую жидкость в гидротрансформатор, создавая, таким образом, наиболее оптимальное давление в системе. Поэтому, миф о том, что автомобиль с коробкой-автомат можно завести без стартера – чистая ложь.
Шестеренчатый насос получает энергию прямо от двигателя, из чего можно сделать вывод, что при выключенном моторе давление в системе полностью отсутствует, даже если рычаг переключения АКПП находиться не в начальном состоянии. Поэтому, принудительное вращение карданного вала не сможет завести двигатель.
Планетарный ряд – используется зачастую в автоматической трансмиссии, так как считается более современным и технологичным, нежели параллельный вал, используемый в механике.
Части фрикциона – поршень заставляет двигаться чрезмерное давление масла. Сам поршень очень плотно прижимает ведущие элементы к ведомым, заставляя их вращаться как единое целое, и передавать КМ ко втулке. Стоит отметить, что в АКПП находится сразу несколько таких планетарных механизмов.
Фрикционные диски передают КМ непосредственно колесам автомобиля.
Тормозная лента – используется для блокировки элементов планетарного механизма.
Гидроблок – один из наиболее сложных механизмов в АКПП, который называют «мозгами трансмиссии». Стоит отметить, что ремонт данного элемента очень дорогостоящий.
Виды АКПП
Перманентная гонка технического оснащения автомобилей, заставляет разработчиков придумывать все более изощренные технологии и конструкции, для того, чтобы обогнать конкурентов. Стоит отметить, что это положительно сказывается на развитии ходовой части ТС. Одним из наиболее важных открытий, стало изобретение автоматической коробки передач. Она сразу же начала пользоваться невероятно большим спросом, так как заметно упрощает процесс управления. К тому же она весьма простая в эксплуатации и надежная. Аналитики утверждают, что в скором будущем она полностью вытеснит из рынка МКПП.
На сегодняшний день коробка-автомат используется, как в легковых автомобилях, так и грузовиках, в независимости от типа привода.
Известно, что при управлении автомобилем с МКПП, приходится постоянно держать руку на переключателе передач, что значительно снижает концентрацию на дороге. Коробка-автомат практически лишена подобных недостатков.
Основные преимущества коробки-автомат:
- Повышается эффективность управления;
- Более плавный переход между передачами даже на высокой скорости;
- Двигатель не перегружается;
- Передачи можно переключать как вручную, так и в автоматическом режиме;
Современные АКПП, с точки зрение системы контроля и управления, можно разделить на два типа:
- Трансмиссия с гидравлическим устройством;
- Трансмиссия с электронным устройством, или так называемая роботизированная коробка;
Более понятным это должно стать после ознакомления с приведенным ниже примером:
«Представьте себе ситуацию, что автомобиль двигается по ровной дороге и постепенно приближается к крутому подъему. Если какое-то время просто со стороны наблюдать за этой ситуацией, то можно заметить, что после увеличения нагрузки, машина начинает терять скорость, и, следовательно, интенсивность вращения турбины также снижается. Это приводит к тому, что рабочая жидкость начинает противодействовать движению. В таком случае резко возрастает скорость циркуляции, что способствует увеличению КМ до того показателя, при котором возникнет равновесие в системе».
Такой же принцип работы и в момент начала движения автомобиля. Единственное отличие в том, что в данном случае еще задействуется и акселератор. Благодаря ему увеличивается интенсивность оборотов коленвала и насосного колеса, при том, что турбина остается неподвижной, что позволяет двигателю работать в холостом режиме. Стоит отметить, что КМ резко возрастает, и при достижении определенной отметки, гидротрансформатор начинает выполнять функции звена, которое соединяет воедино ведомый и ведущий элементы. Именно все эти моменты, позволяют во время движения значительно уменьшать уровень потребления горючего, и более эффективно проводить торможение двигателем в случае надобности.
Так для чего же тогда подключать АКПП к гидротрансформатору, если тот самостоятельно способен изменять интенсивность КМ?
Вот почему: коэффициент изменения крутящего момента с помощью гидротрансформатора обычно не превышает 2-3.5. Этого мало для полноценной работы автоматической коробки.
В отличие от механической, автоматическая коробка переключает скорости с помощью фрикционных муфт и ленточных тормозов. Система автоматически определяет нужную скорость с учетом скорости движения и усилия на педаль акселератора.
Помимо планетарного механизма и гидротрансформатора, АКПП включает в себя также насос, который смазывает коробку. Охлаждением масла занимается радиатор охлаждения.
Разница между коробкой-автомат у заднеприводных и переднеприводных ТС
Существует ряд отличий между компоновкой АКПП автомобилей с передним и задним приводом. Автоматическая трансмиссия переднеприводных автомобилей более компактная, и имеет отдельное отделение, которое называют – дифференциал.
Во всех других аспектах обе трансмиссии идентичны, как в конструктивном, так и функциональном плане.
Для эффективного выполнения всех функций, коробка автомат имеет следующие элементы: гидротрансформатор, узел контроля и механизм выбора режима движения.
Надеемся, что наша статья стала максимально полезной для вас, и помогла вам разобраться в принципах работы АКПП.
Источник https://akpp.guru/modeli/samye-nadezhnye-akpp
Источник https://vvm-auto.ru/publikatsii/akpp
Источник https://autoiwc.ru/other/akpp.html